Психологическая коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая коммуникация



Психологическая коммуникация

  • -Приемы взаимодействия родителей с детьми с нарушениями речи
  • -Как эффективно выстроить общение с родителями: практикум для воспитателей

Психологическая диагностика

  • -Как диагностировать эмоциональные отношения в семье воспитанника
  • -Что такое большая психологическая игра

Регламент работы

  • -Развивающая предметно-пространственная среда: риски при проектировании, критерии выбора средств

Консультирование

  • -Что делать, если у ребенка энурез: рекомендации родителям

Коррекционная и развивающая работа

  • -Как использовать мультимедийную презентацию в работе с детьми с ОНР
  • -Какое оборудование применять для развития познавательно-исследовательской деятельности детей

Психопрофилактика

  • -Охриплость голоса у ребенка: причины и профилактика

Вопрос эксперту

  • -Какими наградами и за что могут наградить педагога-психолога на уровне Минобрнауки России? Будут ли они учитываться при аттестации?

Психологическая коммуникация

Приемы взаимодействия родителей с детьми с нарушениями речи

Александра Фокина
доц. каф. возрастной психологии МГППУ, методист психологической службы ГБОУ СОШ № 1466 ­им. Надежды Рушевой, Москва

Взаимодействуя с ребенком, который имеет речевые нарушения, важно соблюдать правила поведения с ним и использовать определенные поведенческие навыки. Большинство родителей об этом не знают, поэтому невольно усугубляют проблемы своего сына или дочери. Научите их навыкам поведения в игре с ребенком.

Задержка речевого развития и нарушения формирования речи часто встречаются у детей разных возрастов. Ребенок с нарушенной речью так или иначе обеднен в общении, игре, обучении. Недоразвитие или нарушение развития речи и связанное с этим снижение коммуникативных способностей, задержка в развитии игры, нарушения обучения и т. п. требуют быстрой и эффективной коррекции.

Один из методов, который вы можете использовать в этом случае — бихевиоральный лечебный подход «направляемая ребенком интеракция» (НРИ).

Что такое НРИ

НРИ — это интерактивная, т. е. основанная на взаимодействии, терапевтическая модель. Основная цель — развить социабельное поведение ребенка, которое способствует успешной адаптации в социуме, и скорректировать сложившиеся привычные негативные способы речевого поведения.

О бихевиоральном подходе в психологии

Бихевиоральный, или поведенческий, подход в психологии — это понимание психического развития как результата научения. Бихевиористы предлагают сконцентрироваться на изучении и изменении поведения — всей совокупности материальных действий, которые могут быть наблюдаемы и измеряемы. В упрощенном виде модель психологической коррекции в бихевиоризме состоит в том, что поведение формируется по схеме «стимул» — «реакция», следовательно, меняя стимул, возможно изменить и реакцию.

Бихевиористические техники имеют наиболее высокую результативность по снятию симптома. Это не означает избавления от причин, вызвавших симптом, — он может возникнуть в новой форме. Но снятие симптома (например, заикания, энуреза) не только избавляет от сопровождающего симптом страдания, но и снимает вторичные нарушения (например, дальнейшую невротизацию, нарастание напряженности в детско-родительских отношениях). Это важно в случае речевых нарушений развития у ребенка.

Если ребенок ведет себя все более разнузданно в ответ на игнорирование и начинает совершать действия, опасные для него самого, взрослого или для игрушек, родителю надо остановить игру и отреагировать тем способом, каким обычно он прерывает нежелательные действия ребенка.

Второй этап

На этом этапе вы проводите индивидуальную работу с каждой парой ребенок — родитель. Продолжительность — 15 мин: 5 мин — пробная игра, 10 мин — на то, чтобы озвучить родителю свои наблюдения и ответить на его вопросы.

Ваша задача во время совместной игры:

  • оценить действия родителя (насколько он владеет навыками НРИ) и сразу же дать обратную связь;
  • подсказывать, что ему следует делать чаще или чего не следует делать.

Сразу сообщите родителю, что будете наблюдать за тем, как он освоил навыки НРИ.

Памятка для родителей

Основа взаимодействия ДОО и семьи — сотрудничество педагогов и родителей. Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта. Подобные ситуации часто провоцируют родители. Но и педагоги не всегда могут выстроить конструктивный диалог, так как не обладают определенными навыками. Чтобы помочь им в решении этой проблемы, проведите семинар-практикум.

Вопросы, касающиеся взаимодействия с родителями, решают многие педагоги ДОО. Чаще всего они связаны с тем, что родители не хотят признавать наличие той или иной проблемы в развитии своего ребенка и, соответственно, следовать рекомендациям специалистов. На убеждения и доказательства правоты уходит много времени, такие доказательства преподносит сама жизнь: поведение ребенка изменяется не в лучшую сторону, появляются новые трудности в развитии, взаимоотношениях с окружающим миром. Результат — упущено время, усугубились проблемы, появились «побочные эффекты».

Однако, было бы неправильным в данном случае винить только родителей. Порой причиной является неумение педагога выстроить с ними взаимодействие, наладить конструктивный диалог.

Выявить наличие подобной проблемы, а также уровень организации взаимодействия в общем позволит анкетирование педагогов и родителей в начале учебного года (образцы анкет приведены
в приложениях 1, 2).

По результатам анкетирования можно организовать семинар для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями» (приложение 3).

Данное мероприятие — лишь одно из звеньев целой системы методической работы по заявленной проблеме, которая должна выстраиваться каждой дошкольной организацией и непосредственно педагогом-психологом в зависимости от особенностей ДОО, глубины проблемы, запросов администрации и педагогов в индивидуальной и групповой формах.

В конце учебного года проводится повторное анкетирование с целью отследить результаты.

Приложение 1

Анкета для родителей (предложена Н.Е. Поповой)

Скачать анкету для родителей в pdf

Уважаемые родители!

Нам очень интересно узнать ваше мнение о работе воспитателей с вашими детьми. Ваши ответы и пожелания мы используем для улучшения работы педагогов с детьми. Ответы могут быть анонимными, но обязательно должны быть правдивыми.

Вернуться в текст

Приложение 2

Анкета для педагогов (разработана И.А. Карпенко, В.А. Петровским)

Скачать анкету для педагогов в pdf

Уважаемые коллеги!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Ваши ответы позволят в дальнейшем выстроить работу по улучшению взаимодействия с родителями.

Вернуться в текст

Приложение 3

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  • познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
  • сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
  • познакомить с приемами бесконфликтного общения.

Количество участников: 15–20.

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход семинара-практикума

1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретет способность быстро справляться с негативными эмоциями.

Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:

1) «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» — стоя свести лопатки, улыбнуться.

2) «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача» — положить обе ладони на лоб, затем на грудь.

3) «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» — потирая ладонь о ладонь.

4) «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» — встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.

5) «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо» — руки в стороны, словно раздвигают преграды.

6) «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» — руками совершить движение сверху вниз, как умывание.

7) «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна» — руки широко развести в стороны.

8) «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» — покачаться с носка на пятку.

9) «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» — сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.

Притча «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Скачать притчу в pdf

Вопросы для обсуждения:

1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?

2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?

4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

Портрет идеального педагога

Идеальный педагог:

• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;

• стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

• умеет планировать предстоящее общение — подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• обладает развитыми коммуникативными навыками.

Вернуться в текст

Обсудите примерный кодекс общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вопросы для обсуждения:

1. Согласны ли вы с данными тезисами?

2. В каких случаях вы испытываете затруднения?

3. Какие качества педагога вы считаете наиболее важными во взаимодействии с родителями?

Упражнение «Три “Я”»

Слово педагога-психолога: «Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного — речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке “живут” три “Я”: родитель, ребенок, взрослый.

В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной. Рассмотрим таблицу (таблица раздается участникам)».

Скачать таблицу в pdf

Тезисы:

1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

6. Упражнение «Желаю Вам…»

Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача — сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

Примечание. В завершение педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.

Обратная связь

Инструкция. Используя рисунок, участники должны оценить семинар-практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе, — поставив оценку по 10-балльной шкале.

Рисунок для обратной связи • Скачать в pdf

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Как диагностировать эмоциональные отношения в семье воспитанника

Елена Захарова
канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Психическое развитие, самоощущение ребенка зависят от того, понимают и принимают ли его мама и папа. Методика ОРДЭВ Е.И. Захаровой позволяет выявить, насколько гармоничны детско-родительские отношения, и на основании ее результатов дать родителям рекомендации об улучшении взаимодействия с ребенком, укреплении эмоционального контакта с ним.

Характеристики детско-родительского взаимодействия

Взаимодействие родителя и ребенка — сложный процесс, в котором ученые выделяют когнитивную и эмоциональную стороны. До последнего времени основное внимание исследователей уделялось когнитивной стороне взаимодействия, тогда как содержание эмоциональной понималось скорее интуитивно. В ее описании используются такие характеристики, как чувствительность, эмоциональный контакт, эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка, чувства во взаимодействии, эмоциональный фон общения, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. Объем этого перечня говорит о неоднородности и многогранности психологической реальности.

Опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОРДЭВ) (приложение) был разработан на основе представлений автора о конкретном содержании характеристик взаимодействия, об особенностях их связи между собой, т. е. структуре этого взаимодействия.

Первую группу составляют характеристики, которые отражают особенности восприятия — распознавания эмоционального состояния партнера по общению. Поскольку восприятие имеет деятельностную природу, необходимо понимать, что распознавание эмоционального состояния человека требует учета системы признаков. Практика показывает, что родители могут быть в большей или меньшей степени чувствительными к ребенку.

Как реагирует родитель на то или иное состояние ребенка зависит от отношения к нему. Особенности восприятия во многом определяются чувствами, которые испытывает участник взаимодействия к своему партнеру. Этим объясняется субъективность восприятия. Детско-родительские отношения — в этом смысле не исключение. Отношение матери к сыну или дочери служит той призмой, через которую преломляется ее представление о состоянии ребенка и причинах, его вызвавших. Характеристики, раскрывающие это отношение, объединены в отдельную группу.

Внешние поведенческие проявления детско-родительского взаимодействия. Если характеристики первого («воспринимающего») и второго («отношенческого») блоков сами по себе недоступны для объективного наблюдения, то могут быть зафиксированы видимые модели поведения ребенка и родителей, в которых проявляются и особенности восприятия эмоционального состояния, и отношение к партнеру взаимодействия. Такие поведенческие проявления представляют собой интегративные характеристики эмоциональной стороны взаимодействия, могут составить третью группу.

Валидность методики

Основание для того, чтобы судить об уровне выраженности тех или иных характеристик взаимодействия, — степень согласия респондентов с рядом утверждений, которые автор многократно фиксировал в ходе своей консультативной практики. В методике использован широкий диапазон таких суждений, что делает ее реалистичной и достоверной в глазах родителей.

Апробация методики на широкой выборке матерей и их детей дошкольного возраста дала возможность определить средние показатели выраженности характеристик взаимодействия.

Валидность методики проверялась путем определения ее внутренней согласованности, а также степени согласованности ее итогов с результатами проективной методики «Родительское сочинение» и наблюдения за реальным взаимодействием в диаде — «Проба на совместную деятельность».

За время практического использования методика зарекомендовала себя как надежное средство работы практического психолога. Возможность охарактеризовать взаимодействие через ряд характеристик, получить своего рода его профиль, позволяет сделать рекомендации прицельными и конкретными. Это обеспечивает высокую эффективность коррекционной работы.

Кроме широкого распространения в практике консультирования по вопросам детско-родительских отношений, методика стала средством научного исследования. Ее использование в целом ряде диссертационных работ способствовало получению важных и надежных результатов.

Опросник позволяет выявить степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в конкретной диаде «мать — ребенок». Он содержит 66 утверждений и направлен на определение выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка, объединенных в три блока.

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.

Блок чувствительности:

  • способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);
  • понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
  • способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

Приложение

Опросник ОДРЭВ

Скачать опросник в pdf

Вернуться в текст

Уважаемые родители!

Инструкция. Оцените справедливость следующих утверждений, используя 5-балльную шкалу:

5 — абсолютно верно;
4 — скорее всего это так;
3 — в некоторых случаях верно;
2 — не совсем верно;
1 — абсолютно неверно.

Скачать утверждения в pdf

Утверждение Балл
1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен  
2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине  
3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль  
4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка  
5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его  
6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня  
7. Я редко повышаю голос  
8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер  
9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы  
10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания  
11. Я легко могу успокоить моего ребенка  
12. Чувства моего ребенка для меня загадка  
13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду  
14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка  
15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет  
16. Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке  
17. Мне нравится быть матерью (отцом)  
18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования  
19. Я часто глажу моего ребенка по голове  
20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно  
21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав  
22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить  
23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям  
24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок  
25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка  
26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают  
27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка  
28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня  
29. Мы с моим ребенком приятно проводим время  
30. Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне  
31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения  
32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца  
33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия  
34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует  
35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен  
36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его  
37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня  
38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы  
39. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка  
40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство  
41. Мне часто хочется взять ребенка на руки  
42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его  
43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал  
44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка  
45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение  
46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной  
47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка  
48. Я очень устаю от общения со своим ребенком  
49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему  
50. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а)  
51. У меня часто складываются спокойные, теплые отношения с моим ребенком  
52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени  
53. Я часто хвалю своего ребенка  
54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка  
55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие  
56. Мне тяжело понять желания моего ребенка  
57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка  
58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам  
59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком  
60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть  
61. Мне удается научить ребенка, что и как делать  
62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой  
63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься  
64. Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком  
65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе  
66. Когда ребенок расстроен, и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему  

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Что такое большая психологическая игра

Ирина Шишкина
педагог-психолог структурного подразделения детский сад «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск, Самарская область

На сегодняшний день большая психологическая игра (БПИ) — один из самых популярных видов игр в психологической работе с детьми и со взрослыми. В статье мы расскажем, почему она популярна, что представляет собой и покажем один из ее вариантов — БПИ «Волшебная поляна», которая составлена на основе разработок М.Р. Битяновой для учащихся младших классов и адаптирована для детей старшего дошкольного возраста.

Большая психологическая игра представляет собой целостное, законченное действо, имеет свою внутреннюю систему целей и правил, продолжительна по времени. Игра позволяет участникам получить опыт, ценный в реальной жизни. С помощью игры можно увидеть детей в различных ситуациях, в свободной игровой деятельности. Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном игровом пространстве, готовых к внутригрупповому взаимодействию и не готовых. Также позволяет увидеть, кто из детей пользуется наибольшей популярностью, кто с кем стремится построить отношения.

Получив данную информацию, планируйте дальнейшую работу с данной возрастной группой детей с учетом ее индивидуальных и групповых особенностей.

Особенности БПИ
по И.О. Телегиной: Особенности БПИ
по И.О. Телегиной:

• условия, дающие возможность для активного проживания не просто опыта (как в тренинге), а некоего пути трансформации своего «я»;

• относительность сюжета и ролевой игры — прожить участником не какой-то вымышленной, заданной роли, а самого себя внутри условного метафорического пространства;

• использование таких механизмов, как выбор и свобода, которые позволяют научить ребенка нести ответственность за происходящее сначала в игровом пространстве и далее в жизни

БПИ «Волшебная поляна» — это «игра-переживание», сложный вид игры для участников и ведущего. В работе с детьми она позволяет создавать условия для совместного и одновременно индивидуального освоения придуманного пространства, строить в его рамках межличностные отношения, создавать и осмысливать ценности своего существования в данной ситуации. В этой игре дошкольник чувствует себя естественно, включается в игровую деятельность интеллектуальным, эмоциональным потенциалом, жизненным опытом и творческими ресурсами. Каждый ребенок чувствует себя свободным от многих ограничений, стереотипов, шаблонов, строит новые модели поведения, учится по-другому относиться к миру и себе.

«Волшебная поляна», которую обустраивают дети, — это условно их группа, пространство повседневных взаимоотношений. Найти место каждому и создать сообщество, комфортное для всех, — главная задача участников. Игра мирит детей, ведь отношения в группе складываются непросто. Она предоставляет ребенку личное пространство, а человек, имеющий право на личный мир, терпимее относится к окружающим.

Предполагаемый результат: созданы благоприятный психологический климат в группе, позитивные отношения между детьми, каждый участник получил опыт сотрудничества и взаимодействия.

Время игры: 30–40 мин.

Место проведения: помещение с большой площадью (музыкальный зал, физкультурный зал или просторная групповая комната).

Задача: предоставить детям опыт межличностного взаимодействия в ситуации обмена информацией, научить кооперации, строить личное пространство.

Содержание и игровая цель: дети оказываются в лесу, на волшебной поляне, которую должны мысленно увидеть, реально обустроить и приспособить для себя лично и всей группы в целом. Поляна окажется такой, какой ее создадут дети. Нормы и правила взаимоотношений в новом необычном сообществе зависят от тех, кто будет на этой поляне жить.

Материалы: большой лист бумаги; цветные карандаши или мелки; наборы детской посуды; разнообразные мягкие игрушки; куклы, машинки, конструкторы; большие куски светлой ткани, например, простыни (по количеству участников); платки, различные куски ткани; колокольчик; музыкальное сопровождение.

Участники: дети 5–7 лет (от 10 до 20 человек), один ведущий (педагог-психолог) и один ассистент (воспитатель).

Педагоги-психологи и воспитатели не включены в игру, они — наблюдатели, тем самым получают диагностический материал.

Приложение

Сценарий большой психологической игры «Волшебная поляна»

Вводная часть

Педагог-психолог:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Мы с вами сегодня поздороваемся друг с другом очень необычным способом! Поможет нам в этом игра.

2. Коммуникативная игра «Ты шагай, шагай!»

Ты шагай, шагай своей дорогой, не зевай. (Идут по залу свободно.)
Ты шагай, шагай, себе пару выбирай. (Становятся парами лицом друг к другу.)
Поздоровайся ладошкой, (Ладошка к ладошке правой левой руки.)
И своей красивой ножкой. (Выставляют коленку.)
Плечиками, (Слегка наклонившись, навстречу друг к другу двигают плечами.)
Локотками, (Правый левый локоток.)
И конечно (тихонько) кулачками. (Как бы бокс.)

Ты шагай, шагай своей дорогой, не зевай. (Кивают вправо-влево)
Ты шагай, шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся головкой, (Кивают вправо-влево)
Как ты делаешь все ловко.
Плечиками,
Локотками,
И конечно (тихонько) кулачками.

Ты шагай, шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся макушкой (Разворачивают голову вправо и прикладывают руку к затылку. Наклоняются друг к другу.)
И своим красивым ушком
Плечиками,
Локотками,
И конечно (тихонько) кулачками.

Педагог-психолог: Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем немного. Скажите, а на чем можно добраться до леса? Мы с вами отправимся в путешествие на паровозике!

Основная часть

Игра «Паровозик»

Педагог-психолог: Паровозик у нас будет очень необычный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Они поедут вместе и назовут имя нового паровозика. Вы готовы? Тогда в путь.
(Игру продолжайте до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Во время игры звучит песня «Голубой вагон» В. Шаинского.)

Педагог-психолог: Наконец-то мы с вами попали в лес и оказались около волшебной поляны. Давайте присядем и немного отдохнем. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить, как может выглядеть волшебная поляна. Ее со всех сторон окружает лес или с одной стороны она плавно переходит в поле (Пауза.) Какой именно лес растет около полянки? (Пауза.) Большая ли ваша поляна, что есть на ней? (Пауза.) Посмотрите, что за цветы там растут, есть ли холмики, отдельные кусты… Может быть, на ней есть съедобные ягоды? (Пауза.)
(Чтобы детям было легче представлять поляну, включите спокойную музыку из серии «Звуки природы».)

Педагог-психолог: Я медленно считаю до пяти, на счет «пять» все открывают глаза и рассказывают, какую вы сумели увидеть поляну.

Дети (по желанию) рассказывают о том, что им удалось представить.

Педагог-психолог: Каждый из вас сумел увидеть свою волшебную поляну, чем-то ваши поляны похожи, но чем-то и отличаются. А сейчас давайте попробуем все вместе нарисовать на листе бумаги нашу поляну. Попробуйте договориться друг с другом, кто что будет рисовать. Дайте возможность каждому нарисовать на поляне то, что он хочет.

Заключительная часть

Педагог-психолог: Дети, пришло время прощаться с волшебной поляной. Наш волшебный паровозик отвезет нас назад в детский сад.

Игра «Паровозик»

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.128 с.)