Коррекционная и развивающая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа



Регламент работы

  • -Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику дошкольника для ПМПК
  • -Как составить план работы на неделю: помощь молодому специалисту

Коррекционная и развивающая работа

  • -Используйте рабочую тетрадь, чтобы сформировать у детей эмоционально-волевую готовность к школе
  • -Игра «Лепешка», которая поможет развить у дошкольников социальный интеллект
  • -Развиваем пространственно-временные представления у детей с ОВЗ: тематический план занятий

Психологическая диагностика

  • -Рукотворные книжки – новый диагностический и развивающий инструментарий

Психопрофилактика

  • -Как подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ

Приложение

Главное в статье СкрытьПример психолого-педагогической характеристики воспитанника с диагнозом ЗПР

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Регламент работы

Как составить план работы на неделю: помощь молодому специалисту

Кристина Долгобородова
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 5», пгт. Умба, Мурманская область

Каждому молодому специалисту, который пришел работать в детский сад в начале учебного года, нужен план работы. Поможем его написать быстро и правильно. Предлагаем план на один день, который составлен на основе графика работы и циклограммы на неделю.

Составить план индивидуальной работы с воспитанником сложнее, чем спланировать групповые занятия, консультации педагогов и встречи с родителями. Когда решаете конкретные трудности развития одного ребенка, времени на других может не остаться. Чтобы такого не случилось, напишите план работы на неделю.

Индивидуальную работу с ребенком планируйте по результатам диагностики, которые заносите в сводную диагностическую таблицу (таблица 1). Чем подробнее она оформлена, тем легче составить календарный план на неделю.

В таблице 2 предлагаем пример плана работы на понедельник, который включает: индивидуальную работу с каждым ребенком, консультацию родителей, групповые занятия, работу с документацией. По аналогии пропишите свой план работы на всю рабочую неделю.

Учитывайте образовательную нагрузку ребенка, когда составляете план. Согласуйте свою деятельность с воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, чтобы ребенок не посещал всех специалистов в один день.

Таблица 1

Сводная диагностическая таблица

Фамилия, имя ребенка

Внимание

Память

Восприятие

Операции мышления

Воображение

анализ синтез классификация обобщение
Ткачев Дима Низкий уровень Низкий уровень Средний уровень + - - - Средний уровень
Анохина Маша Низкий уровень Средний уровень Средний уровень - - - + Средний уровень

Таблица 2

План работы на неделю (извлечение)

День недели

Время

Мероприятие

Фамилия, имя ребенка Цель Задания и упражнения

Понедельник 02.10.2017

8:00—8:30

Консультирование мамы Истомина Саши по результатам диагностики

8:30—9:00

Подготовка к занятиям

9:00—9:15 Ткачев Дима Развивать память, внимание; формировать умение классифицировать предметы по определенному признаку Упражнения: «8 предметов», «Что изменилось?». Игра «Найди домик» 9:25—9:40 Анохина Маша Развивать мышление, внимание, графические навыки Упражнения: «Раскрась фигуры нужным цветом», «Четвертый лишний». Коробка форм 9:50—10:10 Фомин Рома, Липова Света Развивать внимание, мышление Корректурные пробы. Упражнение «Четвертый лишний» 14:00—15:30

Подготовка к занятиям.
Разработка памяток для родителей по теме «Правила общения с детьми».
Заполнение рабочих журналов

15:30—15:55

Групповое занятие в старшей группе «В лаборатории профессора Чудакова».
Тема: «Знакомство с лабораторией»

16:00—16:20

Групповое занятие в средней группе «В мире эмоций».
Тема: «Наше настроение»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Используйте рабочую тетрадь, чтобы сформировать у детей эмоционально-волевую готовность к школе

Ольга Хухлаева
д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ

Развивать эмоционально-волевую готовность к школе — одна из основных задач в работе с детьми подготовительной группы. Чтобы сохранить энергозатраты и зафиксировать результаты своей работы, создайте рабочую тетрадь. Как ее оформить, какие задания в нее включить, расскажем в статье.

Ребенок при интеллектуальной готовности к школе бывает не готов к ней эмоционально. Родители ориентируются только на развитие интеллекта и настаивают на поступлении ребенка в школу, иногда сразу во второй класс. В итоге у школьника с эмоционально-волевой неготовностью появляются тревожность, социальные страхи, нежелание преодолевать школьные трудности.

Показатели эмоционально-волевой готовности к школе

У ребенка развита эмоционально-волевая готовность, если он умеет осознавать свои чувства и проявлять их адекватно ситуации (не подавлять и не копить); преодолевать трудную ситуацию; понимать обучающий характер ошибок и не бояться их.

Осознает свои чувства и адекватно их проявляет. Ребенка с детства приучают к тому, что обижаться, злиться, бояться стыдно и недопустимо. Он вынужден постоянно подавлять негативные чувства. По мнению американского психолога Леонарда Берковица, подавление эмоций ставит ребенка в ситуацию сильной эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация заставляет искать «удобную мишень» для того, чтобы проявить свои чувства. Внешне это выглядит как необоснованные агрессивные выпады или страхи в малозначимых на самом деле для ребенка ситуациях. Только умение ориентироваться в своей эмоциональной сфере позволит ребенку бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми.

Умеет преодолевать трудную ситуацию. У ребенка формируется отношение к переходу в школу как к празднику. Этому способствуют, в том числе и праздник окончания детского сада, и праздник «1 сентября». И ребенок совсем не ждет трудностей, с которыми встретится в школе и которые ему потребуется преодолевать. Дошкольнику важно понимать, что трудности будут и с ними нужно уметь справляться.

Учится на ошибках и не боится их делать. Страх ошибок снижает качество обучения. В особенности это проявляется на контрольных работах и ответах у доски. У ребенка формируется мотивация избегать неудачи вместо мотивации достигать цель. Он предпочитает ничего не делать, только чтобы не совершать ошибок.

Важно научить ребенка не бояться ошибок и понимать, что на ошибках учатся. Например, ошибся, потому что торопился, — в следующий раз буду писать медленнее.

Чтобы сформировать у дошкольника эмоционально-волевую готовность к школе, используйте рабочую тетрадь.

Что собой представляет рабочая тетрадь

Возьмите альбом формата А4, чтобы было удобно работать с тетрадью.

На первой странице тетради нарисуйте гору «Радости знаний». После каждого занятия приклеивайте на нее «кирпичики», которые подготовьте заранее. На следующих страницах оформите задания.

Форма тетради решает вопросы дисциплины: дети выполняют привычные действия, которые ассоциируются у них с соблюдением правил; их руки заняты, т. к. по заданию они подчеркивают, рисуют, раскрашивают; при работе ребенок погружается в себя, отвлекаясь от соседей, с которыми в другое время можно было бы, например, поговорить.

Вы можете показывать тетрадь педагогам и родителям, чтобы продемонстрировать результаты своего труда.

Занятия в тетради разбейте на две части.

В первую часть включите задания, которые формируют у ребенка умения преодолевать трудности, учиться на ошибках и понимать их обучающее значение, слушать других, а не только стремиться ответить самому.

Во второй части дети знакомятся с эмоциями: радость, страх, гнев, обида; учатся их осознавать и конструктивно проявлять, понимать, что нет плохих или хороших эмоций. Любая эмоция в определенных условиях может быть полезна как себе, так и окружающим.

Какие задания включить в рабочую тетрадь

Задания в тетради можно разделить на 8 видов: задание-вопрос, задание-выбор, интеллектуальные задачи, задание-действие, задание-рисование, задание-запись, сочинение-придумывание, задание на взаимодействие.

Задание-вопрос. Побуждает детей к размышлениям о себе, своем месте среди других. Дети зачитывают задание вслух и обсуждают. Вопросы в начале каждого занятия вводят детей в обсуждаемую тему.

Пример: «Повезло, в стране психологических умений школьника тебя сразу пригласили в цирк. Школьник учится управлять собой так же, как дрессировщик львами. Что это значит “управлять собой”? Зачем это необходимо школьнику?»1.

Задание-выбор. Дети выбирают нужные картинки (слова, фразы) и обозначают выбор галочкой (соединив линиями или стрелочками). После того, как дошкольники выполнят задание, они обосновывают свой выбор. Задание-вопрос развивает рефлексию и самостоятельность, повышает самооценку ребенка.

Пример задания-выбора: «Поставь галочки на тех картинках, где изображены ученики, умеющие управлять собой». При этом дети рассматривают 4 рисунка, на которых изображен мальчик в следующих ситуациях: играет на уроке с машинкой; пишет в тетради; смотрит на учителя и поднимает руку; сидит за партой и кричит: «Я! Я!». Выполнив задание, они объясняют свой выбор. Бывает, что дети не всегда соглашаются друг с другом и начинают спорить.

Интеллектуальные задачи. Составьте по принципу заданий, которые развивают внимание и мышление. После того, как дети выполнят задание, сравните их ответы и выберите верные.

Пример: «Найди 5 отличий в картинках». Дети внимательно рассматривают две картинки, на которых изображен корабль в море, и ищут в них отличия.

Задание-действие. Развивает произвольность или волевое развитие ребенка. По заданию дети выполняют определенные действия.

Например: «Простучи пальцем правой руки столько раз, сколько собачек изображено на картинке». Дети читают задание и минуту думают, как они будут его выполнять. Затем по вашей команде одновременно выполняют необходимое действие. Важно, чтобы дети сумели произвести действие все вместе и не очень громко.

Задание-рисование. Дети что-нибудь раскрашивают или рисуют. После выполнения задания покажите несколько работ дошкольников.

Пример: «Каких героев книг ты считаешь ласковыми? Раскрась их или нарисуй своих.» К заданию нарисованы два сказочных героя: Буратино и Чебурашка. Если ребенок считает их ласковыми, то раскрашивает. Под заданием оставлено место, где ребенок может нарисовать своих ласковых сказочных героев.

Задание-запись. Дает возможность почувствовать ценность собственного мнения, повышает самооценку и развивает мышление. Дети записывают собственные мысли и по желанию зачитывают их.

Пример: «А ты умеешь побеждать свой гнев? Как ты это делаешь? Выбери тот способ, который ты применяешь, подчеркни его или допиши свой: стараюсь пошутить и рассмеяться, сдерживаюсь, начинаю заниматься любимым делом». Если дети не умеют писать, то они проговаривают ответы устно. Сделайте акцент на том, что каждый может иметь свое мнение по тому или иному вопросу.

Сочинение-придумывание. Обучение в школе рассчитано на «левополушарных» детей, и «правополушарные» часто начинают считать себя менее успешными. Рисуя и сочиняя, «левополушарные» дети могут демонстрировать остальным и доказывать себе, что они тоже умеют что-то делать очень хорошо. Дети придумывают ситуации, свои способы действия и рассказывают их другим детям.

Например: «Нарисуй смешной рисунок. Сочини по нему рассказ и расскажи его ребятам». Вы можете не давать детям время на размышление. Начинает тот, кто первым придумает рассказ, остальные подключаются по ходу работы.

Задание на взаимодействие. Дети старшего дошкольного возраста не всегда удовлетворены взаимоотношениями со сверстниками. Они часто жалуются на других детей своим родителям, а те обращаются к психологу с просьбой наладить отношения между ребятами. В этот период необходимы задания на взаимодействие.

Пример: «Вы с соседом забыли спальные мешки. А тем временем на складе закончились индивидуальные спальники. Вы можете взять один большой на двоих. Выберите для него расцветку, узор и раскрасьте его вместе в твоей тетради и в тетради соседа так, чтобы мешки получились одинаковыми».

Перед тем, как выполнять задание, подробно и доходчиво объясните детям, что значит «делать задание вместе» и «договариваться». Дети быстрее понимают, что договориться — это принять совместное решение, такое, с которым все были бы согласны. Труднее объяснить им, что значит «вместе».

Пример. Нарисуйте с помощью синего и красного фломастеров два рисунка: на одном — разными цветами разные объекты, на другом — один объект красным и синим фломастером. После этого обсудите с детьми, на каком рисунке фломастеры работали порознь, а на каком вместе.

1 В статье приводятся задания из рабочей тетради школьника «Тропинка к своему Я». О. Хухлаева.
1-й класс. 5-е изд. М.: Генезис, 2016.>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Игра «Лепешка», которая поможет развить у дошкольников социальный интеллект

Светлана Сенатская
методист Городского психолого- педагогического центра ДОгМ, педагог-психолог, руководитель проекта «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ», Москва

Предлагаем психологическую игру «Лепешка». С ее помощью вы научите детей договариваться, отстаивать свои интересы. Также игра поможет ребенку и его родителям прожить негативные эмоции в игровой форме. Расскажем, каковы правила игры, как ее организовать и провести.

Настольную игру «Лепешка» разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн. Это психологическая игра, которая помогает развить социальный интеллект — умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом.

Правила игры

Для игры приготовьте: игровое поле, кубик, пластилин разного цвета. Количество цветов соответствует количеству игроков. Игровое поле состоит из двух зон: «хлев» и «небо людей». Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина фигурку животного — это игровая фишка. Игроки являются владельцами всех полей того же цвета, что и их фигурки.

Старт игры на поле «хлев». Начинает игру самый младший из участников. Он кидает кубик и переставляет свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Как правило, попадает на поле другого цвета.

Игрок, на чье поле попало чужое животное, должен обвинить его за какой-то проступок, например: «ты вел себя слишком шумно», «разрушил в моем доме…», «съел мои ромашки». После этого владелец животного должен соответствующим образом извиниться за него или предложить исправить содеянное. Если владельца поля устроят извинения или возмещение ущерба — он может отказаться от наказания. Тогда кубик бросает следующий игрок. Если владелец поля не удовлетворен, он может наказать попавшую к нему фигуру — щелкнуть по ней, изменить как угодно ее форму или одним ударом смять «в лепешку».

Если участнику выпадает количество ходов, которое позволяет достичь собственного поля, он может восстановить фигуру, изменить ее («развить»).

Цель игры — стать человеком и попасть на «небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Он должен выбрать кого-то из игроков и убедить его аргументированно перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, только если фигурка целая и неповрежденная и находится на поле своего цвета. Если фигурка животного попадает на свое поле поврежденной, владелец должен сам исправить ее — долепить до целого животного и повторить свою просьбу, когда ход в следующий раз перейдет к нему.

Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад, на ближайшее поле своего цвета, и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом кидать не надо.

«Игровое поле»

Владелец фигурки человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно» — не бить, не давить, не разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Но он может, не разрушая другую фигуру, так согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени. Если владелец фигурки человека все-таки раздавил фигурку животного или человека в лепешку, он возвращается в «хлев» и начинает игру сначала, снова в форме животного.

Как сделать игровое поле

Материалы: для поля (на выбор) — доска с пластиковым покрытием, белое оргстекло любой толщины, лист ватмана размером 54 × 54 сантиметра; квадратные и прямоугольные кусочки самоклеящейся пленки разных цветов.

Цвета выбирайте те, что будут использовать игроки для своих фишек. Количество выбранных цветов зависит от количества участников. Если участников больше, вы можете расширить поле — просто добавить другие цвета.

Выложите кусочками пленки дорожку от старта (поле «хлев») до финиша (поле «небо людей») зигзагом, змейкой, по кругу.

В чем польза игры для детей

Игра «Лепешка» предназначена для игры в группе сверстников от 5 лет.

Если используете эту игру в коррекционной работе с детьми, вы решаете несколько задач.

Дети смогут отреагировать подавленные чувства и эмоции. Когда ребенок выражает злость, гнев, разочарование, ненависть, родители и педагоги предпочитают наказывать и запрещать, вместо того чтобы принять негативные эмоции ребенка. В результате «запретные» эмоции и чувства никуда не исчезают — он загоняет их внутрь, и позже они проявляются соматическими расстройствами и психологическими комплексами. В пространстве «Лепешки» позволено выражать любые чувства, а игровой процесс поможет ребенку научиться выражать эти чувства приемлемым способом.

Гиперактивные, медлительные, агрессивные, застенчивые и тревожные дети изменят поведение. Гиперактивные дети научатся ждать и следить за игрой. Медлительных игра растормошит. Агрессивным детям игра поможет направить агрессию в положительное русло, например, в творчество. Застенчивым — проявить себя. Тревожных научит защищать свои границы, принимать решения и отстаивать свое мнение.

Дети научаться принимать правила и нормы игры. Ребенок чувствует себя свободным и защищенным в пределах правил игры, не оказывает сопротивления к их установлению. При этом он самостоятельно принимает решения по поводу игровых взаимоотношений и несет за это ответственность.

Чтобы достичь положительного результата, проводите игру 3–5 раз.

Идеальное количество участников — 7 человек.

В группу можно включить два-три ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как играть в «Лепешку» с детьми с ОВЗ

Прежде чем включить детей с ОВЗ в группу, проведите игру индивидуально. Некоторым из них противопоказана игра по классическим правилам. Используйте в этом случае ее модификацию — игру «Сюда нельзя» Н. Емельяновой. В данном варианте из фигурок не делают лепешек. Обязательно предварительно поиграйте в «бродилку» с кубиком — некоторые дети не знают, что такое бросить кубик, и бросают его в прямом смысле.

Будьте терпеливы

В начале игры дети могут долго выбирать животное, которое будут лепить, несколько раз менять его образ до начала игры и в процессе. При необходимости увеличивайте или ограничивайте количество времени для лепки, например, сказав: «У вас есть необходимое количество времени, чтобы закончить фигурку».

Пример из практики. В игру играют дети подготовительной группы, среди которых мальчик Саша с особенностями эмоционально-волевой сферы. Я объясняю правила игры, пока дети лепят фигурки. Саша, который быстрее всех сделал фигурку улитки, говорит задумчиво: «Улитку каждый обидеть сможет…» — и переделывает ее в ежика, потом в тигра, а затем в «инопланетное животное», похожее на стул с огромными глазами.

За время игры Саше удалось сохранить свою фигурку без повреждений. Но в отличие от всех других игроков он не захотел становиться человеком — ушел на следующий круг «инопланетным животным» и сохранил за собой право делать лепешки.

«Вот тебе!»

Как играть в «Лепешку» с семьей

Рассказывает психолог: «В первый раз в “Лепешку” я играла со своей семьей. Пятилетний сын играл с упоением, ревниво защищал свой дом и отличился тем, что превратил папину фигурку во множество пластилиновых зернышек. Так он выразил свое напряжение из-за долгого отсутствия отца и адаптации к новым условиям с его появлением. Дочь-подросток в конце игры заявила: “Никогда в жизни не сяду играть в эту игру!”. Подростковый максимализм не выдержал позиций “взрослого” в свободном пространстве игры».

«На финише»

Игра с семьей — самая сложная и ответственная из всех вариантов ее проведения. В процессе участники, как в зеркале, видят свои семейные роли, способы манипуляций друг другом, ошибки в воспитании ребенка и в супружеских отношениях. Смелость принять такую реальность есть не у всех родителей.

Когда проводите игру с семьей, придерживайтесь рекомендаций:

Предлагаем новый метод диагностики — рукотворные книжки. Они помогут опредлить, как ребенок относится к родителям, к самому себе, как он видит свое будущее. Узнайте, какие виды книжек можно сделать вместе с ребенком и как использовать их в коррекционной и развивающей работе.

Предложите ребенку на индивидуальном занятии создать книжку своими руками. Для него такое занятие станет увлекательной игрой, а для вас методом диагностики и коррекции его самооценки, детско-родительских отношений, эмоциональных и поведенческий нарушений. Создавать книжку можно и на групповых занятиях с целью сплотить детский коллектив.

Когда ребенок создает рукотворные книжки, он развивает мелкую моторику, эстетическое восприятие, воображение, кругозор; учится анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В работе над книжкой дошкольник совершенствует технику аппликации, закрепляет умение аккуратно раскрашивать, а также обогащает свой словарный запас.

Предлагаем семь вариантов книжек для работы с ребенком на индивидуальном занятии. Выберите удобный для себя вариант, исходя из того, какие показатели хотите выявить у дошкольника.

Книжка «Человечки»

Книжка «Человечки» — модификация методики «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте.

Цель: выявить уровень самооценки и уровень развития мелкой моторики у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Материалы: лист белой нелинованной бумаги, который сложен пополам; четыре цветных карандаша — черный, коричневый, красный и синий.

Инструкция. Первую страницу оставьте чистой — в ходе работы записывайте на ней сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напишите названия рисунков: «Плохой мальчик/ девочка» (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/ девочка», «Я сам(а)».

Педагог-психолог: Здравствуй, Матвей! Тебе нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы с тобой будем рисовать картинки в необычной книжке. Открой первую страничку. Нарисуй здесь, пожалуйста, плохого мальчика. Для этого возьми коричневый или черный карандаш.

Чем хуже мальчик, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой — займет очень мало места. Но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека. (Ребенок рисует плохого мальчика.)

На второй страничке нарисуй хорошего мальчика. Для этого возьми красный или желтый карандаш. Чем лучше мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший — займет весь листок. (Ребенок рисует хорошего мальчика.)

На третьей страничке нарисуй себя. Себя ты можешь нарисовать всеми четырьмя карандашами.

Теперь мы с тобой подпишем твою книжку. Книжку рисовал Иванов Матвей, 6 лет.

Размер

Совпадает с «хорошим» +1 Гораздо больше «хорошего» +2 Совпадает с «плохим»- -1 Гораздо меньше «плохого» -2 Меньше «хорошего», но больше «плохого» -0,5

Цвета

Больше синего и красного +1 Больше черного и коричневого -1 Равное количество цветов 0

Совпадение деталей (например, одежда, головной убор, игрушки, цветы)

Больше совпадений с «хорошим» +1 Полностью совпадает с «хорошим» +2 Больше совпадений с «плохим» - 1 Полностью совпадает с «плохим» - 2 Приблизительно поровну 0

Общее впечатление

Больше похож на «хорошего» +1 Больше похож на «плохого» + 1

Обработка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

От 3 до 5 баллов — относится к себе адекватно и позитивно.

Больше 5 баллов — завышенная самооценка.

От 0 до 3 баллов — заниженная самооценка.

Меньше 0 (отрицательный результат) — относится к себе негативно, возможно, полное неприятие себя.

3. Оцените, как расположен «автопортрет» на листе.

Критерий Балл
Занимает весь лист и расположен в анфас +3
Очень большой и занимает почти весь лист +2
В центре листа или чуть выше +1
Внизу страницы -1
Внизу страницы и очень маленький -2
В нижних углах, в профиль, как будто стремится убежать -3

Если ребенок изобразил себя внизу маленькой фигуркой — это свидетельствует о его депрессивном состоянии, чувстве неполноценности.

Обработка данных

Проанализируйте данные, которые вы получили, и определите уровень развития гендерной идентичности мальчика или девочки.

Высокий уровень: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем (будет мамой, папой); называет признаки феминных и маскулинных качеств личности мальчика и девочки; осознает необратимость своего пола; выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к этому полу и выполнением социально требуемых полоролевых функций); проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой); обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола; постоянно демонстрирует мужские (женские) способы поведения в различных ситуациях.

Средний уровень: ребенок знает свой пол, но с трудом называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет нечеткое представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем; называет лишь 2–3 качества мальчика или девочки; осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но легко соглашается на воображаемое изменение пола; предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к полу, так и к соответствию качествам мальчика или девочки; обнаруживает признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола: нестабилен в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.

Низкий уровень: ребенок знает свой пол и некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки; обнаруживает неустойчивое представление о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие знаний о них в будущем; не знает качеств мальчиков или девочек и соответствующих им способов поведения; допускает возможность изменения пола; нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки; проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола; крайне неустойчив в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.

Книжка «Я — был. Я — есть. Я — буду»

Книжка «Я — был. Я — есть. Я — буду» — модификация методики М.М. Кончаловской.

Цель: исследовать, как видит себя ребенок в прошлом, настоящем и будущем, с какими прошлыми событиями своей жизни и ожиданиями в будущем связан его образ «Я».

Информация имеет ценность в ходе диагностики детско-родительских отношений, в дошкольной профориентационной работе.

Материалы: лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, цветные карандаши, зеркало.

Инструкция. Первую страницу оставьте чистой — в ходе работы записывайте на ней сведения о ребенке. На второй страничке вверху напишите «Я — был» («Каким я был раньше»), на третьей — «Я — есть» («Какой я сейчас») и на четвертой — «Я — буду» («Каким я буду»).

Педагог-психолог: Здравствуй! Мне нравятся книжки. А тебе? Сегодня мы с тобой будем рисовать картинки в необычной книжке. Открой первую страничку. Вспомни, каким ты был раньше, и нарисуй себя. (Ребенок рисует.)

А теперь осмотри себя, можешь взглянуть в зеркало. Нарисуй себя, какой ты сейчас. (Ребенок рисует.)

Представь, каким ты будешь, каким ты станешь, и нарисуй.

Вопросы к каждому рисунку:

Обработка данных. Ответы относят к категории объективной или субъективной. Объективная категория содержит социальную идентичность, как ребенок относит себя к группе, где границы и условия общения знают все.

Субъективная категория включает самоописания, которые связаны с чертами характера, состояниями или другими моментами. Чтобы что-то в них выяснить, нужны указания самого испытуемого, как он соотносит себя с другими людьми. Вывод об идентичности ребенка можно сделать на основе количества самоопределений и их содержания.

Книжка «Это я»

Книжка «Это я» — модификация одноименной методики.

Цель: познакомить с названиями частей лица, головы, сформировать образ «Я».

Вариант первый

Материалы: книжка-ракладушка из плотной бумаги или картона (на каждую страницу наклейте овал лица из розовой или бежевой бумаги); детали лица (глаза, уши, губы и др.) из разных материалов, бумаги, картона, поролона, обрезков ткани (вельвета, бархата, шелка, драпа), макаронных изделий, ракушек; зеркало.

Педагог-психолог: Тебе нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы с тобой будем делать необычную книжку. Посмотри, что я тебе принесла. (Покажите ребенку заготовку книжки с приклеенными на страницах овалами лица.) Как ты думаешь, на что это похоже? Правильно, это похоже на лицо. Чего не хватает на лице? (Если ребенок затрудняется с ответом, предложите ему посмотреть в зеркало.) Да, не хватает глаз. Это мои глаза. Покажи мне, где у тебя глаза. Давай мы приклеим глаза. (Ребенок приклеивает на страницу только глаза. Внизу крупными печатными буквами напишите «ГЛАЗА».) Давай вместе повторим: «глаза». (Четкая подпись под рисунком помогает ребенку освоить чтение.)

Чего еще не хватает на лице? Да, не хватает носа. Это мой нос. Покажи мне, где твой нос. Давай мы приклеим нос. (Ребенок приклеивает на страницу только нос. Внизу крупными печатными буквами напишите «НОС».) Давай вместе повторим: «нос».

Примечание: Остальные детали лица обсудите и приклейте с ребенком по такой же схеме. На последней странице книжки изобразите голову со всеми деталями, которые ребенок приклеивал ранее.

Вариант второй

Материалы: книжка из ткани (фланели), на каждую страницу приклейте овал лица из розовой или бежевой ткани, детали лица (наклейте на липучку).

Ребенок сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно «составляет» лицо: прикрепляет детали на контур головы. Если у него не все получается, на одной из страниц заготовьте образец: наклейте на контур необходимые детали, а на соседней странице попросите ребенка создать такое же изображение.

Усложните задание, прикрепите к контуру, например, сразу три глаза или только одно ухо или два носа и спросите ребенка, все ли на картинке правильно.

Вариант третий

Материалы: книжка из ткани (фланели), на каждую страницу приклейте овал лица из розовой или бежевой ткани со всеми деталями, кроме рта и бровей; детали рта и бровей, которые отражают разные эмоциональные состояния, приклейте на липучки; листочки с надписями эмоциональных состояний лежат на столе, перевернутые вверх рубашкой.

Педагог-психолог: Сегодня мы с тобой поиграем с необычной книжкой. На каждой страничке этой книжки нарисовано лицо. Но у лица нет рта и бровей. Мы будем приклеивать брови и рот в зависимости от настроения. А настроение «спрятано» в этих листочках. Возьми листочек, который тебе нравится. На листочке написано «ВЕСЕЛЫЙ». Как ты думаешь, какой у веселого человека рот? Да, он улыбается. Давай приклеим подходящие веселому человеку рот и брови.

Примечание: Ребенок прикрепляет ротики и брови к другим нарисованным лицам, проговаривая, какой получается человек: веселый, грустный, сердитый и др.

Книжка «Моя семья»

Авторы методики «Моя семья» В. Васильева, В. Юнихина, Е. Роднева, Н. Захарова, Р. Погорелова.

Цель: облегчить период адаптации к условиям детского сада.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.124 с.)