Составляющие психологической культуры личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составляющие психологической культуры личности



Можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования:

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Развитие психологической культуры личности невозможно без минимально необходимого уровня психологической грамотности. Можно согласиться с Е.А. Климовым, который считает, что важным содержательным аспектом психологической грамотности человека является собственно научная – пусть элементарная, но истинная – осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

Представление о психологической грамотности в целом согласуется с характеристикой, данной Е.А. Климовым: «Минимальнный необходимый уровень развития психологической культуры – психологическая грамотность».

В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: «Компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности».

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности – не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

Психологическая культура личности включает в себя комплекс:

– развитых специальных стремлений, ориентаций, изначально присущих человеку в виде особых мотивационных тенденций;

– природных способностей, обеспечивающих реализацию культурно-психологических стремлений;

– соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

Психологическую культуру можно определить как психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно, составляют основу психологической (внутренней) культуры личности.

Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но и служит регулятором этого взаимодействия. Она исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (пиар, реклама, имиджи, политика, средства массовой информации, различные предсказатели и пр.)

Ю.М. Лотман, рассматривая культуру как своеобразную экологию человеческого общества, как ту атмосферу, которую создает вокруг себя само человечество для того, чтобы существовать дальше, говорил о некой душевной психологической причастности к этой экологии духа. Он выделял такое присущее человеку психологическое свойство, как интеллигентность. Свойство интеллигентности, которое является определенным культурным достижением человечества, принадлежит человечеству в целом. Личностными качествами интеллигентного человека являются привязанность к своей культуре, к своему народу, развитое чувство справедливости, чувство независимости, способность отстаивать социально независимую позицию.

Интеллигентный человек – это человек внутренне свободный, бесспорно уважающий себя. «Уважение к себе есть уважение к другому. Оно не включает рабского подавления своей личности, рабского смирения, но не включает и рабской агрессивности, потому что подавление чужой личности и отсутствие уважения к своей – это, по сути, две стороны одной медали», – утверждает Ю.М. Лотман.                                                                                                                                               

Интеллигенция – это разумная, образованная, умственно развития часть жителей (В. Даль), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом.

Таким образом, в разряд интеллигенции попадают ученые, учителя, врачи, инженеры, люди искусства и т. д. Они считаются духовно ведущим слоем народа, который создает, развивает и распространяет культуру, а также сохраняет и творит ее ценности. И поэтому сама интеллигентность (и ее носитель – интеллигенция) – неоспоримая ценность культуры.

В представлении А.Ф. Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Иными словами, интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это человеческое отношение к миру и людям. А Д.С. Лихачев высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность.

Овладение психологической культурой начинается с момента рождения человека. В.П. Зинченко справедливо замечает, что каждый человек учится быть человеком. И это научение происходит в контексте культуры и образования.

Действительно, о психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности.

Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стартовой культуры, «вычерпывая» ее достояние в пространстве и времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, психологическую культуру можно определить как психологические знания, основанные на общечеловеческих, гуманистических ценностях, а реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. В основе психологической культуры личности лежат нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно.

Составная часть психологическая культура включает в себя: обыденные психологические знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельности, профессиональной психологической деятельности, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства. В то же время овладение психологической культурой начинается с момента рождения человека. Психологическая культура в таком понимании предстает в совокупности следующих компонентов: убеждения, переживания, представления о самом себе, педагогические влияния.

В свою очередь основными составляющими психологической культуры личности являются психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество.

Культура – это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается. Так что культура – это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собой.

Список литературы к теме №1

1. Всемирная история. – М.: Госиздатполит. литературы, 1956г.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. –

М.:Издательство «Правда», 1987г.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник

для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000г.

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. –

М.:Издательство «Правда», 1981г.

5. Семенова М.А. Мы – славяне. Популярная энциклопедия / 

М.А.Семенова. – СПб.: Азбука, 1998г.     

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – М.:Издательство «Правда», 1985г.

7. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию: учебное

Пособие / А.Е. Супрун. – Минск, 1989г.

Список литературы к теме №1

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию / А.И.Арнольдов. – М.,1992.

2. Гуревич П.С. Философия культуры /  П.С. Гуревич. – М., 1994.

3. Давидович В.Е. Сущность культуры / В.Е. Давидович, Ю.А.Жданов. –     Р-на-Д., 1997.

4. Кузнецова Т.Ф. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова. – М., 1995.

5.  Лосев А.Ф. Дерзание духа / – А.Ф. Лосев. М.: Изд-во полит. литер., 1989.

6. Лотман Ю.М. Воспитание души / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство – СПБ., 2003.

7. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений /          Обозов Н.Н. – Л., 1986.

8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов /  А.Б.Орлов. – И., 1995.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.022 с.)