Порядок оплаты труда адвокатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок оплаты труда адвокатов



Адвокаты участвуют в уголовном деле в качестве защитников по назначению и по соглашению.

При участии в предварительном расследовании и в суде по назначению труд адвоката оплачивается за счет федерального бюджета по установленным в законе ставкам.

При участии в уголовном или в ином другом деле по соглашению оплата труда адвоката осуществляется по взаимному согласию между адвокатом и клиентом. Конкретные ставки законом не определены. Сумма гонорара зависит от сложности дела, опытности и известности адвоката и от материального положения клиента.

Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом, на оказание юридической помощи. Если адвокат обслуживает фирму, предприятие, учреждение, то в зависимости от формы адвокатского образования также заключается соглашение либо с заведующим коллегии адвокатов, либо с заведующим юридической консультацией, в котором определяется объем оказываемых услуг и денежная сумма, перечисляемая ежемесячно за эти услуги на расчетный счет организации.

Ежемесячно адвокат сдает отчет об объеме проделанной за месяц работы. В нем указывается и сумма денег, которые поступили за эту работу. Из указанной суммы вычитаются денежные средства, необходимые для содержания адвокатской палаты.

Кроме того, адвокаты обязаны оказывать бесплатно юридическую помощь в случаях, установленных в законе. В соответствии ч. 1 ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" юридическая помощь бесплатно оказывается гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины. В Законе дан перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, определены виды юридической помощи, оказываемой бесплатно.

За субъектами Российской Федерации закрепляются: 1) право определения прожиточного минимума на соответствующей территории; 2) право определения перечня документов, необходимых для освобождения от оплаты юридической помощи, и порядок представления этих документов.

Перечень документов, представляемых для получения бесплатной юридической помощи, везде примерно одинаковый. Как правило, это заявление об оказании бесплатной юридической помощи, паспорт или иной документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации; справки о составе семьи и размере доходов каждого из ее членов; удостоверение ветерана Великой Отечественной войны; свидетельство о праве на льготы, выдаваемое лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.


Раздел 5. СИСТЕМА ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Тема 22. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Австрия.

Англия и Уэльс.

Бельгия.

Германия.

Греция.

Дания.

Ирландия.

Испания.

Италия.

Люксембург.

Нидерланды.

Португалия.

Финляндия.

Франция.

 

Органы уголовной юстиции любой страны занимают центральное место в правоохранительной системе в силу их большой значимости с точки зрения защиты прав и свобод граждан и интересов общества.

Систему органов уголовной юстиции большинства зарубежных стран составляют органы расследования (как правило, полиция), прокуратура и суд.

Австрия

Органами расследования в Австрии являются полиция, прокуратура и следственные судьи.

Полиции принадлежит вспомогательная роль. Она действует в составе органов общественной безопасности, возглавляемых министром внутренних дел, по указаниям (поручениям) прокуратуры или следственных судей.

На федеральном уровне управление полицией осуществляет генеральный директорат общественной безопасности, в подчинении которого находятся федеральные полицейские директораты (всего – девять) и районные полицейские комиссариаты (всего – двадцать три).

В структуре Генерального директората образовано отделение уголовных расследований, в федеральных полицейских директоратах – инспектораты уголовных расследований.

Полицейский директорат Вены фактически выполняет роль центрального полицейского органа Австрии, и по этой причине ему подчинены все нижестоящие органы и службы по вопросам, касающимся уголовных расследований.

Функции полицейского расследования уголовных дел непосредственно возложены на корпус (контингент) дознавателей (должностные лица, ведущие расследование), состоящих при полицейских директоратах и комиссариатах. В их обязанности входят: раскрытие преступлений, розыск подозреваемых и слежка (наблюдение за преступниками). В неотложных случаях (например, при угрозе жизни, здоровью, свободе или собственности) аналогичные функции (в пределах первой всесторонней помощи) могут исполнять должностные лица иных органов и служб Министерства внутренних дел (таких, как Федеральная жандармерия или Гвардия безопасности, ответственных за охрану порядка), а также служащие муниципальной полиции.

Австрийская прокуратура (Государственная обвинительная служба) организована как судебная административная власть, в компетенцию которой входят досудебное расследование и поддержание обвинения в судах.

Функции прокуроров осуществляют агенты (служащие) прокуратур при районных судах, государственные обвинители судов первой инстанции, старшие государственные обвинители судов первой инстанции, а также генеральный атторней и его заместители при Верховном суде.

Прокуроры при выполнении своих обязанностей независимы от судов, при которых они состоят. Их взаимоотношения строятся на основе субординации: государственные обвинители судов первой инстанции подчинены старшим государственным обвинителям, а последние и генеральный атторней – министру юстиции.

Досудебное расследование прокуратуры корреспондирует ее функциям возбуждения уголовного преследования и поддержания обвинения в судах.

Все сообщения о посягательствах на уголовный закон должны немедленно передаваться прокурору, который исследует полученную информацию и принимает меры для установления и розыска преступ-
ников.

В ходе расследования прокурор уполномочен контактировать с полицейскими и представителями других властей (включая следственного и районного судей) и пользоваться их помощью. Например, он может поручить собирание фактических данных (доказательств), необходимых для возбуждения уголовного преследования.

Следственный судья суда первой инстанции и районный судья вправе проводить указанные действия и по собственной инициативе, но с обязательным уведомлением прокурора, принимающего окончательное решение по результатам досудебного расследования.

При производстве по делам о преступлениях и уголовных проступках, подведомственных суду присяжных, заочном рассмотрении дела, решении вопроса о помещении лица в специальное медицинское учреждение, а также при ходатайстве частного обвинителя требуется предварительное судебное следствие. Его самостоятельно проводит следственный судья первой инстанции. По его поручению и под непосредственным руководством отдельные следственные действия может выполнять районный судья.

Совещательная палата суда первой инстанции (орган судебного контроля за возбуждением уголовного преследования и предварительным расследованием), состоящая из трех профессиональных судей под председательством президента суда или его заместителя, может обязать районного судью полностью осуществить предварительное судебное следствие. При этом палата вправе в любой момент вернуть дело следственному судье.

В случае, если следственный судья считает, что в производстве следствия нет необходимости, дальнейший ход следствия зависит от решения совещательной палаты, а при несогласии с ней прокурора или частного обвинителя – от суда второй инстанции.

Независимо от формы расследования уголовных дел (досудебной или судебной) принесение обвинительного акта является прерогативой прокуратуры.

Судебная система Австрии относится к сфере ответственности федеральных властей. Соответственно все суды считаются федеральными.

Юрисдикция уголовных судов осуществляется следующими судами: районными (образованными на территории одной или нескольких коммун), региональными (земельными судами первой инстанции, сформированными на территории, находящейся под юрисдикцией нескольких районных судов), высшими судами земель (апелляционными судами второй инстанции, созданными на территории, подпадающей под юрисдикцию двух и более судов первой инстанции), судами присяжных (имеющими особую юрисдикцию) и Верховным судом (чья юрисдикция охватывает территорию всей страны).

Районный суд действует в составе одного профессионального судьи, рассматривая дела только по первой инстанции. Его компетенция распространяется на дела о преступлениях и уголовных проступках, за которые максимальное наказание не может превышать шести месяцев тюремного заключения, на некоторые категории дел, неподведомственные суду присяжных (кража без отягчающих обстоятельств, телесные повреждения без длительного расстройства здоровья и др.).

Земельный суд первой инстанции может выступать в качестве суда шеффенов, единоличного судьи, судебного сената и суда по делам несовершеннолетних.

Суд шеффенов включает двух профессиональных судей (один из которых председательствует в судебном разбирательстве) и двух шеффенов (непрофессиональных судей), обладающих равными правами в ходе слушания дела. Возможно привлечение запасных судьи и шеффена. В таком составе названный суд рассматривает дела о преступлениях и проступках, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, а при совершении "кражи со взломом" – пяти лет. Кроме того, с участием шеффенов в суде первой инстанции слушаются дела о некоторых должностных преступлениях, об уголовных правонарушениях, угрожающих жизни, здоровью, неприкосновенности личности, свободе и собственности значительного числа лиц, о преступных посягательствах на общественный порядок.

В единоличном порядке земельный суд первой инстанции компетентен по делам о "краже со взломом", а также о преступлениях, за которые предусмотрено наказание от шести месяцев до трех лет тюремного заключения. Дела, подпадающие под юрисдикцию районного суда, суда шеффенов и суда присяжных, исключены из ведения единоличного судьи.

Судебный сенат – коллегиальный орган суда первой инстанции. Он состоит из трех профессиональных судей (один из которых – председательствующий) и является апелляционной и контрольной инстанцией для районного суда.

Как суд по делам несовершеннолетних (лиц, не достигших 18 лет к началу слушаний) суд первой инстанции действует в составе двух профессиональных судей (один из которых – председательствующий) и двух шеффенов, имеющих по своей основной профессии отношение к воспитанию несовершеннолетних. В случае, когда привлечь таких заседателей к разбирательству невозможно, других подбирают по признаку одинаковой половой принадлежности с обвиняемым. В названном качестве этот суд рассматривает дела по первой инстанциям и может быть для районных судов апелляционной инстанцией.

Суд присяжных имеет в своем составе трех профессиональных судей (один из которых председательствует) и восемь присяжных. В необходимых случаях допускается привлечение запасных судей (не более двух) и присяжных (не более четырех). Данному суду подведомственны дела о политических преступлениях, деяниях, направленных против высших органов государства, вооруженных заговорах, а также обо всех уголовно наказуемых посягательствах, наказание за которые – пожизненное заключение или тюремное заключение на срок не менее десяти лет.

Если указанный суд рассматривает дела о преступлениях несовершеннолетних, то в его составе должно быть четыре присяжных, чья профессия связана с воспитанием подрастающего поколения и чей пол (как минимум двоих из них) совпадает с полом обвиняемых. В этом своем качестве суд компетентен осуществлять слушание дел о политических преступлениях и всех иных преступлениях, за которые возможно наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет и выше.

Высший суд земли (суд второй инстанции) – это апелляционная инстанция для суда присяжных, суда шеффенов и единоличного судьи суда первой инстанции. В его компетенцию входит также осуществление контроля за деятельностью нижестоящих судов. Кроме того, он может по первой инстанции выступать в качестве суда шеффенов по делам несовершеннолетних. Постоянный состав высшего суда – трое профессиональных судей, образующих сенат.

Верховный суд Австрии действует обычно в составе пяти профессиональных судей (сената). Он является кассационной и последней судебной инстанцией в стране, рассматривая жалобы на решения суда шеффенов и суда присяжных, на нарушения закона и по поводу чрезвычайного возобновления уголовного дела, а также на некоторые другие решения. В отношении всех уголовных судов Австрии Верховный суд осуществляет высший судебный надзор.

Англия и Уэльс

В большинстве случаев предварительное расследование в Англии и Уэльсе проводится полицией. В силу исторических причин в стране никогда не было полиции на общенациональном уровне. Всего существует сорок три полицейских органа на местном уровне, обладающих определенной автономией. Общее руководство полицией осуществляет министр внутренних дел (по закону "О полиции" 1964 г.). Он вправе сокращать финансирование полиции из правительственных фондов, отстранять от должности начальников полицейских формирований и т.п. Однако непосредственный контроль за ходом предварительного расследования он не осуществляет.

Полномочия полиции по розыску и собиранию доказательств, применению мер принуждения в отношении подозреваемых (обвиняемых) вытекают из ее обшей обязанности по поддержанию общественного порядка ("королевского мира"). Судебный контроль за полицейским расследованием, как и в других западных странах, осуществляют путем выдачи судебных приказов – санкционирования – о применении тех или иных мер.

До 1985 г. практически только полиция (в отдельных случаях – таможенные и иные органы) принимала решение о возбуждении уголовного дела и занималась расследованием преступлений. После принятия закона "О расследовании преступлений" 1985 г. была создана Государственная обвинительная служба с возложением на нее задачи расследования всех преступлений в Англии и Уэльсе. Эта служба была призвана компенсировать недостатки полицейского расследования, приводящего нередко в силу недостаточности собранных доказательств к судебным ошибкам и неправильным решениям. Государственную обвинительную службу возглавляет директор публичных преследований, который подотчетен генерал-атторнею, парламенту и правительству. Директор публичных преследований располагает разветвленным аппаратом заместителей и назначает королевских обвинителей. Полиция, подчиненная министру внутренних дел, тем не менее продолжает оставаться основным органом расследования.

Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве – Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по уголовным делам, внесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса. От имени Палаты лордов дела рассматривает суд Палаты лордов, который состоит из возглавляющего его лорда-канцлера, "ординарных лордов по апелляции" и тех пэров – членов Палаты лордов, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, включая всех бывших лордов-канцлеров. "Ординарных лордов по апелляции" назначают в Палату лордов из числа опытных юристов, как правило, членов апелляционного суда. Дела в суде Палаты лордов от имени всей палаты рассматривают не менее трех лордов. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передают в суд, вынесший обжалованный приговор, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов.

Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения – Апелляционный суд, Высокий суд и Суд Короны. Уголовное отделение Апелляционного суда рассматривает в коллегии из трех и более судей апелляции на постановления других судов. Высокий суд имеет три отделения, одно из которых – Отделение королевской скамьи – занимается, главным образом, рассмотрением апелляций на приговоры магистратских судов по уголовным делам, обычно в коллегиях из двух или трех судей. В Отделении королевской скамьи при определенных условиях слушания по делу могут проходить с участием присяжных.

Суд Короны, созданный в 1971 г. взамен ряда прежних судебных учреждений, рассматривает дела по первой инстанции, обязательно с участием присяжных (в других уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, то есть о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры магистратских судов. Суд Короны считается единым судом и регулярно проводит заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Жюри заседает под председательством судьи с участием двенадцати (иногда одиннадцати или даже десяти) присяжных заседателей. Решение (вердикт) присяжные принимают не единогласно (как ранее), но абсолютным большинством голосов. Оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных, апелляционному обжалованию не подлежат. Если участие присяжных не требуется, дела в Суде Короны судьи рассматривают единолично. В качестве судей в Суде Короны выступают судьи Высокого суда, окружные судьи, а также рекордеры-юристы, исполняющие обязанности судей «по совместительству». Апелляционные жалобы судьи или рекордеры рассматривают с участием мировых судей.

Все названные суды относятся к категории высших. К низшим в Англии и Уэльсе относятся магистратские суды. Они рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (около 97%). Данные суды могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо лишению свободы на срок, как правило, не более шести месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что подсудимый заслуживает более сурового наказания, дело передают на рассмотрение Суда Короны. Магистраты проводят также предварительное слушание по делам, где обвиняемый преследуется по обвинительному акту. В ходе этих слушаний они решают вопрос, имеется ли достаточно доказательств для предания обвиняемого Суду Короны. Магистраты, иногда по традиции называемые мировыми судьями, в большинстве своем
(а всего их свыше 20 тыс.) не являются профессиональными юристами и могут не иметь юридического образования. Магистратские суды рассматривают дела лишь в коллегиях, чаще всего из двух-трех человек.

Особую, достаточно малочисленную, группу составляют платные магистраты: они назначаются из юристов и рассматривают дела единолично. Некоторые магистратские суды по решению собрания судей получают право рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. Такие суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных подростками и лицами в возрасте до 21 года.

Все судейские должности в Великобритании замещаются по назначению, а не в результате выборов. Судей высших судов назначает королева по рекомендации лорда-канцлера, судьей низших судов – лорд-канцлер. Традиционно судьи высших судов назначались из числа адвокатов привилегированной категории – барристеров, но в последнее время такая возможность (при определенных обстоятельствах) появилась и у солиситоров. Судей Верховного суда назначают из числа барристеров с не менее чем десятилетним стажем; окружных судей – из числа барристеров с таким же стажем или из числа рекордеров, занимающих эту должность не менее трех лет. В свою очередь, рекордером, то есть частично занятым в этом качестве судьей, может быть назначен либо барристер с не менее чем десятилетним стажем, либо солиситор с таким же стажем. Судей высших судов назначают на должность пожизненно. В возрасте 72 и 75 лет, в зависимости от должности, по сложившейся традиции они уходят в отставку, а до этого могут быть смещены со своего поста лордом-канцлером по причине недееспособности или за недостойное поведение. Рекордеров назначают на их должности на определенный срок. Мировые судьи уходят со своих постов традиционно по достижении 70 лет, а платные магистраты – 65 лет, но и те и другие могут быть смещены до этого лордом-канцлером без указания причин.

Бельгия

Органами, осуществляющими расследование в Бельгии, являются полиция, прокуратура и суд.

Полиция подразделяется на жандармерию, общую и судебную полицию. Жандармерия организована на национальном уровне и подчинена министерствам юстиции и внутренних дел. Общая и судебная полиция действует на местном уровне (в городах и коммунах), хотя теоретически последняя имеет национальную компетенцию. Практически все виды полиции имеют общую компетенцию по расследованию преступлений независимо от их характера или серьезности. На деле это создает проблемы, связанные, например, с нездоровой конкуренцией, осложняемой полным отсутствием координации.

Служащие полиции обязаны составлять письменные отчеты об обнаруженных ими преступлениях и сообщать о них прокурору. Причем полиция не может самостоятельно, по своей инициативе осуществлять расследование, и поэтому ее служащие должны после уведомления прокурора о случившемся ждать от него соответствующих указаний.

Руководителем расследования является прокурор. Он решает, какие действия необходимо предпринять после получения письменного отчета полиции об обнаружении преступления, и может на любом этапе прекратить дело.

Прокурор обладает общей компетенцией по расследованию преступлений и теоретически может полностью осуществлять исследование обстоятельств дела. Практически же расследование проводит полиция по указаниям прокурора. Этот тип расследования является преобладающим, хотя и не регулируется уголовно-процессуальным законом. Единственное ограничение, накладываемое законом на прокурора в данном отношении, заключается в том, что он не вправе избирать меры принуждения, затрагивающие фундаментальные права и свободы обвиняемого (предварительное заключение, конфискация (выемка) и т.п.). Эти меры могут быть приняты только судьей.

Судья осуществляет досудебное расследование в редких случаях: по сложным категориям дел или когда нужно применить необходимые меры принуждения. Причем без формального запроса прокурора судья не вправе начинать расследование. Кроме того, судья не может выйти за пределы прокурорского запроса и исследовать обстоятельства другого, даже связанного с указанным в запросе, преступления.

Следственный судья по закону имеет общую компетенцию по расследованию преступлений, однако практически лишь дает указания полиции о том, какие действия следует произвести.

Дисциплинарный контроль за судом осуществляет прокурор, но это не касается следственных действий. Однако такой контроль судьи воспринимают как негативное вмешательство в их дела, что создает напряжение в отношениях между ними и прокурором.

Для бельгийского уголовного процесса характерна дихотомия, то есть разделение на две стадии: досудебную и стадию судебного разбирательства. Следственные судьи и суды, выступающие в качестве органа, расследующего преступления, – субъекты судопроизводства, которые не выносят окончательного решения по делу, но имеют различные полномочия в досудебной стадии, а суды первой инстанции рассматривают дело по существу на стадии судебного разбирательства. Судебными органами, наделенными специальной компетенцией в досудебной стадии, являются следственный судья, следственная палата (первая инстанция), обвинительная камера (вторая инстанция).

Должность следственного судьи характерна, главным образом для инквизиционной системы уголовного судопроизводства. Он выступает в качестве судьи первой инстанции, которого назначают с целью проведения предварительного расследования. Следственный судья не выносит решения по существу, то есть он никогда не постановляет приговор, не назначает наказание. Напротив, его задача – руководить предварительным судебным следствием. При этом он может выполнять такие задачи, как выдача ордера на арест или на обыск. Таким образом, следственный судья соединяет в себе две функции – функцию следователя (его обязанность – расследование преступления) и функцию судьи (при избрании меры пресечения).

Ничего особенного в применении следственным судьей мер пресечения нет – действуют те же правила, что и в системе общего права. Однако существенно то, что следственный судья принимает решения не только по поводу мер пресечения, но и всего расследования. Следственный судья рассматривает вопрос не только о законности и обоснованности мер пресечения, которые хотят избрать полиция или прокуратура, но и о соответствии избранной меры обстоятельствам дела. Кроме того, следственный судья в силу занимаемой должности становится руководителем расследования (при условии, что к нему с запросом обратился прокурор). Он должен собирать необходимые доказательства абсолютно объективно, чтобы установить материальную истину.

Сущность правового статуса следственного судьи состоит в том, что он – беспристрастный судья, чья обязанность – собирание доказательств как в пользу, так и против обвиняемого. В последнее время роль следственного судьи в расследовании преступлений несколько уменьшилась, так как большинство дел теперь расследует прокурор посредством так называемых "информации" и "инструкции".

Следственная палата – структурное подразделение суда первой инстанции ("трибунала большой инстанции") – обладает обширной компетенцией в отношении возбужденного уголовного дела, проверяя законность и обоснованность уголовного преследования, проведенных следственных действий. Для работы по сложным уголовным делам следственная палата привлекает трех дополнительных судей. Палата призвана осуществлять всеобъемлющий контроль за правильностью следствия, только она вправе информировать общественность и прессу (в форме кратких коммюнике) о ходе расследования. По существу принятых мер принуждения следственная палата выносит мотивированное постановление.

Обвинительная камера – палата апелляционного суда – выступает в качестве следственного органа второй инстанции. Она осуществляет надзор за деятельностью следственных судей, обладая правом наложения на них дисциплинарных взысканий. Вопрос о предании суду решает также обвинительная камера.

Судопроизводство в Бельгии, подобно многим другим странам, базируется на разграничении правонарушений в уголовном праве, которые делят на три категории: а) преступления (деяния, наказываемые лишением свободы на срок пять лет и более); б) уголовные деликты (деяния, наказываемые лишением свободы на срок от восьми дней до пяти пет либо крупным штрафом); в) проступки (деяния, наказываемые арестом до семи дней либо незначительным штрафом). В соответствии с этим делением организована триединая судебная система. Преступления рассматриваются судом присяжных заседателей (жюри), деликты – исправительным трибуналом, который является палатой суда первой инстанции, состоящей из профессиональных судей, и проступки – единолично судьей полицейского трибунала.

В настоящее время это деление несколько размыто. Согласно правилу о подсудности, преступления (первая категория правонарушений) должны рассматриваться судом присяжных, теперь же большинство из них подсудно исправительным трибуналам. Лишь наиболее тяжкие преступления (за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двадцати лет) подведомственны судам присяжных, а остальные преступления преобразованы путем так называемой "процедуры исправления" в деликты, то есть подпадают под юрисдикцию исправительных трибуналов.

Суд присяжных – не постоянно действующий орган, он собирается лишь в случае внесения обвинительной камерой обозначенной категории дел. Указанный суд состоит из трех профессиональных судей и двенадцати представителей общественности, выбираемых путем жеребьевки. Суд присяжных может назначить наказание вплоть до смертной казни (которая, впрочем, обычно заменяется пожизненным заключением).

Деликты рассматривает исправительный трибунал, который не может назначить наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, однако за "исправленные" преступления он может назначить более строгое наказание.

Полицейскому трибуналу подсудны проступки. Но существует масса нормативных актов, "передающих" деликты (по общему правилу подведомственные исправительным трибуналам) под юрисдикцию полицейских трибуналов. Один из самых распространенных примеров – нарушение правил дорожного движения, которое является деликтом, но рассматривается не исправительным, а полицейским трибуналом.

Классификация судов, упомянутых выше, основана на характере правонарушения. Этот тип классификации обозначен в законодательстве как "юрисдикция" (подсудность). Кроме этой классификации, есть и другая, в основу которой положен персональный критерий: а) военные суды (в отношении военнослужащих); б) суды по делам несовершеннолетних (лиц моложе 18 лет); в) первая гражданская палата апелляционного суда, обладающая исключительной компетенцией рассматривать уголовные дела обвиняемых в совершении преступлений судей и прокуроров.

Германия

Органом расследования (дознания) в Германии выступает прокуратура, в подчинении которой находится полиция. В соответствии с законом полиция может действовать только по инструкции прокурора, но на практике осуществляет расследование самостоятельно.

Полицейская служба Германии входит в состав Министерства внутренних дел и является строго иерархической организацией, включающей в себя всех полицейских чиновников – от министра до сельского полицейского.

Органы полиции создаются на трех административных уровнях: в крупных городах – полицейские президиумы, в других территориальных единицах, объединяющих небольшие города, деревни и сельские районы, – полицейские дирекции и инспекции. В пределах этих полицейских сил имеется внутреннее деление на общую и уголовную полицию. Общая полиция занимается расследованием мелких (малозначительных) преступлений, уголовная – серьезных преступлений.

На федеральном уровне существует федеральное управление уголовной полиции. Оно выполняет в основном координирующую функцию и функцию поддержки местных подразделений. Управление может расследовать ограниченное число категорий уголовных дел об особо опасных преступлениях (например, фальшивомонетничество, терроризм и т. п.).

Прокуратура в Германии является составной частью Министерства юстиции. В то же время она организована как единая централизованная структура, непосредственно подчиняющаяся министру юстиции и обладающая определенными обвинительными полномочиями перед судом.

Система органов прокуратуры в целом соответствует системе судов, в рамках которой прокуроры поддерживают обвинение.

На федеральном уровне существует федеральная прокуратура. Ее компетенция охватывает только особо опасные преступления.

Органы прокуратуры по закону должны расследовать преступления, выявляя как уличающие, так и оправдывающие обстоятельства. В случае обнаружения достаточных доказательств для уголовного преследования прокурор обязан принести обвинение перед судом. Без этого формального акта суд не может осуществлять разбирательство дела.

В суде прокурор выступает в качестве представителя государственных интересов и несет бремя доказывания виновности подсудимого.

Судебная система Германии делится на общие и специальные суды. Общие суды осуществляют производство по гражданским и уголовным делам, специальные – по административным, финансовым и другим категориям дел.

Уголовные (общие) суды образуют четырехзвенную систему: участковые (местные) суды, земельные суды, верховные суды земель, Верховный суд Германии.

Участковые суды рассматривают по первой инстанции дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать трех лет лишения свободы (легкие и средней тяжести преступления). Серьезные преступления (убийства, изнасилования, экономические преступления и т.п.) подпадают под юрисдикцию земельных судов, которые выступают в этом случае в качестве судов первой инстанции. Кроме того, действующие в составе земельных судов камеры (палаты) являются судами второй (кассационной) инстанции для местных судов. Камеры земельных судов также рассматривают по первой инстанции дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

К исключительной компетенции Верховного суда земли относится рассмотрение по первой инстанции дел о терроризме, государственной измене и т.п. Действующий в его составе сенат выступает в качестве суда второй (кассационной) инстанции по отношению к земельным судам.

Верховный суд Германии выступает только в качестве суда второй инстанции, и его сенат пересматривает в ревизионном порядке приговоры земельных и верховных земельных судов.

Порядок разбирательства в германских судах может быть единоличным и коллегиальным.

В участковом суде дела рассматривают либо единоличный судья, либо судья-профессионал и два шеффена (заседателя).

Земельный суд состоит из большой и малой камер (палат), выступающих соответственно в качестве судов первой и второй инстанций. Большая камера рассматривает дела в составе трех судей и двух шеффенов, малая – судьи и двух шеффенов.

Верховный земельный суд (точнее, его сенат по уголовным делам) рассматривает дела по первой инстанции в составе пяти судей, во второй инстанции – трех.

Верховный суд Германии (его сенат по уголовным делам) рассматривает дела в составе пяти судей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.062 с.)