Место мировых судей в судебной системе РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место мировых судей в судебной системе РФ



Основные начала организации и деятельности мировых судей, место данного института в судебной системе РФ зафиксированы в нормах Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (ст.ст. 3, 4, 6, 10, 13, 17, 21, 28, 33), а также в нормах Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".

Согласно ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Проявляется это в том, что субъект РФ вправе (и обязан):

1. Собственным законом разрешать вопрос о порядке избрания или назначения мировых судей на должность. Если все федеральные судьи назначаются на эту должность, то мировые судьи могут получать свои полномочия как в результате назначения, так и в результате избрания их на должность. При этом ст. 6 Закона "О мировых судьях в РФ" предусматривает три возможных порядка назначения (избрания) мировых судей:

- назначение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- избрание на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- избрание на должность населением соответствующего судебного участка.

Как правило, мировые судьи в РФ не избираются, а назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

2. Определять в установленных федеральным законом пределах количество и границы судебных участков, в пределах которых будут осуществлять свою деятельность мировые судьи. При этом общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом (это – ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ" и Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в данный федеральный закон) по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или, наоборот, по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

3. В пределах, установленных федеральным законом, конкретизировать срок полномочий мирового судьи в случае его первого и повторного избрания (назначения) на эту должность. Полномочия мирового судьи ограничиваются определенным сроком. При этом впервые он назначается (избирается) на должность не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет. В различных субъектах РФ конкретные сроки, на которые назначаются мировые судьи (впервые и повторно) немного различаются. Так, достаточно распространенным, по нашим сведениям, является назначение мировых судей впервые – на три года и повторно – на пять лет. Такие сроки полномочий предусмотрены, например, для мировых судей городов Москвы, Санкт-Петербур-
га, Кемеровской, Нижегородской и Новосибирской областей. В то же время в Иркутской области мировые судьи впервые назначаются на должность на срок 5 лет. В Томской области при повторном назначении срок полномочий мирового судьи составляет 7 лет, в Чувашской Республике – 8 лет, в Камчатской и Смоленской областях – 10 лет.

4. устанавливать порядок осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов РФ.

5. предусматривать дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей. Такие дополнительные гарантии предоставляются мировым судьям очень редко. Стоит, однако, отметить, например, Закон "О мировых судьях в Кемеровской области", ч.5 ст.4 которого предусматривает для мирового судьи дополнительные гарантии на случай упразднения судебного участка или должности мирового судьи. В соответствии с данной нормой в подобной ситуации мировой судья должен быть, с его согласия, переведен на другой судебный участок, а при отсутствии возможности такого перевода упразднение судебного участка или должности судьи может произойти только по истечении срока полномочий соответствующего судьи.

6. создавать надлежащие условия для работы мировых судей, организовывать материально-техническое обеспечение их деятельности, повышение их квалификации. За счет бюджета РФ производится лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты Российской Федерации должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ финансируется оплата содержания работников аппарата мирового судьи (делопроизводителя, секретаря судебного заседания и/или помощника судьи), расходы по аренде помещений, занимаемых мировыми судьями, расходы на ремонт, коммунальные платежи, охрану и уборку помещений, почтовые расходы, оплату услуг телефонной связи, покупку мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д.

Правительство Мурманской области и Законодательное собрание Челябинской области оспаривали конституционность норм, согласно которым работники аппарата мирового судьи отнесены к государственным служащим субъекта РФ (ст. 9 ФЗ "О мировых судьях в РФ") и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 10 того же ФЗ). Однако Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что данные положения ФЗ "О мировых судьях в РФ" соответствуют положениям Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", проверку положений которого Конституционный Суд РФ осуществлять не вправе, в связи с чем отказал в принятии соответствующих запросов к рассмотрению (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 г. № 182 – О).

В остальном правовой статус и порядок деятельности мировых судей определяются законодательством РФ.

Мировые судьи являются нижестоящим звеном судов общей юрисдикции. Они могут рассматривать уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях только по первой инстанции. Вышестоящим судом для мировых судей, пересматривающим их решения, приговоры, определения и постановления в апелляционном порядке, является районный суд.

Мировой суд в тех местностях, где он создан, должен стать судом, наиболее приближенным к населению. Однако это далеко не всегда реализуется на практике. Так, например, все мировые судьи судебных участков, расположенных на территории города Томска, размещаются и осуществляют правосудие в одном здании, расположенном на окраине города. В результате для населения ряда судебных участков территориально более близким является районный суд, а не мировой судья соответствующего участка.

За счет бюджета РФ будет производиться лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты Российской Федерации должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ будут финансироваться оплата содержания работников аппарата мирового судьи (делопроизводителя и секретаря судебного заседания), оплачиваться расходы по аренде помещений, расходы на ремонт, коммунальные платежи, охрану и уборку помещений, почтовые расходы, оплату услуг телефонной связи, покупку мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д. С учетом этого, независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем для судей федеральных судов.

Компетенция мировых судей

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, перечень которых дан в ч.1 ст. 31 УПК РФ;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) или законами субъектов РФ (в отношении административных правонарушений, предусмотренных законами этих субъектов РФ);

10) другие дела, отнесенные к подсудности мировых судей федеральными законами.

Мировой судья также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в законную силу.

Решения мировых судей, не вступившие в законную силу, пересматриваются соответствующим районным судом.

 

Тема 11. ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ И ПРИНЦИПЫ
ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.008 с.)