Тема 7. 4. Районный (городской) Суд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. 4. Районный (городской) Суд



Районный (городской) суд, его место и роль в судебной системе РФ.

Состав районного суда.

Председатель районного суда.

Аппарат районного суда.

Компетенция районного суда.

1. Районный (городской) суд, его место
и роль в судебной системе РФ

Районный (городской) суд относится к федеральным судам общей юрисдикции и является низовым звеном системы федеральных судов общей юрисдикции. Создание районных судов предусмотрено ст. 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 02.07.2003). Они создаются в судебном районе на основе федерального закона РФ (ч. 2 ст. 17 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ"). Территория судебного района может совпадать с территорией района, города или иной административно-территориальной единицы субъекта РФ или не совпадать, и охватывать имеющиеся общие границы территорий нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Решения районного суда проверяются в кассационном порядке вышестоящим по отношению к нему Федеральным судом общей юрисдикции субъекта РФ или областным и приравненными к нему судами. Создание в Российской Федерации судов субъектов РФ, основными из которых в регионах стали мировые судьи, расширило функции районных судов. На них возложена проверка решений в апелляционной инстанции, вынесенных мировыми судьями субъектов РФ. Разнородная двойная связь районного суда усложняет понимание его места в судебной системе. Как низшее звено системы федеральных судов общей юрисдикции он является нижестоящим по отношению к областному суду (федеральному суду субъекта РФ). Вместе с тем на него возложена функция судебного контроля в апелляционной инстанции решений мировых судей – судов субъектов РФ. Взаимосвязь районного суда и мировых судей не создает нового звена в системе федеральных судов общей юрисдикции, а устанавливает связь между самостоятельными видами судебных подсистем в РФ, между системой федеральных судов общей юрисдикции и судами субъектов РФ, в частности мировыми судьями. Приведенная ниже схема дает визуальное представление о месте районного суда и его связях внутри федеральных судов общей юрисдикции и с мировыми судьями.

Схема системы федеральных судов общей юрисдикции и судов
общей юрисдикции субъектов РФ (мировых судей) и их взаимосвязи

                                                            Функциональная связь судебного
                                                                   контроля между федеральными
                                                                  судами (кассационная, надзорная
                                                                  инстанции и по вновь открыв-
                                                                  шимся обстоятельствам).

 

                        Верховный Суд РФ

                        Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ    

ОС                   (областной и др.)

                         Районный (городской) суд


                                РС                  Система судов субъектов РФ

            МС

                                                      Конституционные (уставные)      

                                                                суды субъектов РФ

                             Мировые судьи (суды общей юрисдикции
                                                   судов субъектов РФ)

Функциональная связь судебного
контроля между федеральными судами
(районный суд) и судами субъектов РФ
        (мировыми судьями).

Апелляционная инстанция
(ст. 21 ФКЗ "О судебной системе РФ",

ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 355 УПК РФ,
             ст. 320 ГПК РФ)

 

Таким образом, определяя место районных (городских) судов в системе федеральных судов общей юрисдикции как низшее звено, следует подчеркнуть его функцию судебного надзора вышестоящего суда, осуществляющего апелляционную инстанцию по отношению к решениям мировых судей – как одного из видов судов субъектов РФ.

Районный (городской) суд является основным рабочим звеном системы федеральных судов общей юрисдикции. На всей территории России с ее административно-территориальным и муниципальным делением располагаются эти суды. В городах, районах и населенных пунктах районные суды осуществляют правосудие по уголовным, гражданским и административным делам. Большая часть таких дел рассматривается по первой инстанции именно в этих судах. С введением института мировых судей в субъектах Российской Федерации часть споров и дел, рассматриваемых районными судами, была передана в подсудность мировым судьям. Теперь несложные гражданские и уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях, подсудные им, рассматривают мировые судьи, а районный суд выступает вышестоящей инстанцией, проверяющей приговоры и решения мировых судей в апелляционной инстанции.

Состав районного суда

Состав районного (городского) суда определяется теми лицами, которые осуществляют правосудие или работают в суде. С учетом того, что районный (городской) суд – низовое звено, штатно-должностной состав, как правило, небольшой. Однако в районах крупных городов, где численность судей более 10 человек, численный состав суда расширяется. В схему основных штатных должностей и работников районного суда включаются председатель суда, его заместитель (в небольших судах может отсутствовать), судьи, работники аппарата – секретарь суда, секретарь судебного заседания (в крупных судах могут быть работники канцелярии, обслуживающие и технические работники), администратор. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска и т.д.) председателя районного (городского) суда полномочия председателя этого суда по его поручению осуществляет заместитель председателя суда либо один из судей данного суда. В случае временного отсутствия судьи районного (городского) суда, где действует один судья, исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего районного (городского) суда решением председателя вышестоящего суда.

Председатель районного суда

Возглавляет районный (городской) суд и организует его работу председатель. На него возлагается несколько функций: осуществлять правосудие, координировать работу судей и осуществлять организационное руководство работой аппарата суда.

Часть 8 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливает порядок назначения на должность председателей и заместителей председателя районных судов. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ Президент РФ назначает на должность председателя или заместителя председателя районного суда сроком на 6 лет.

Общие полномочия председателя районного (городского) суда определены в ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 26 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. на 02.07.2003).

Председатель районного (городского) суда председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел по первой инстанции или при производстве в апелляционной инстанции. При этом он руководствуется нормами процессуального законодательства для соответствующего вида судопроизводства. Он также назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет судебную нагрузку и другие обязанности между судьями районного суда.

Председатель ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений, предложений и жалоб; руководит работой аппарата суда и администратора суда; организует работу по повышению квалификации работников суда и судей; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики.

Председатель может осуществлять и иные полномочия, предоставленные ему законодательством по организации работы суда.

Председатель должен регулярно информировать судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда.

Одним из основных у председателя в организации работы районного суда является вопрос распределения между судьями районного суда гражданских, уголовных и иных дел для их рассмотрения по существу и проведения апелляционного производства по обжалованным решениям мировых судей.

В зависимости от размера районного суда и объема работы может выделяться несколько видов распределения нагрузки между судьями председателем. "Текущий", когда председатель распределяет между судьями дела по мере их поступления в суд. "Предметный" (функциональный), когда каждый судья специализируется на рассмотрении определенной категории дел, апелляционной инстанции или решении других вопросов. "Территориальный" (зональный), когда каждый судья предварительно закреплен за определенной территорией района и разрешает все правовые споры, возникающие на этой территории. При большом объеме работы районного суда возможно сочетание «предметно-зонального» распределения нагрузки между судьями.

Прекращаются полномочия председателя районного суда по истечении срока, на который он назначался или в другом установленном законом порядке (ч. 11 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ").

В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ его заместитель, а при отсутствии у председателя суда заместителя – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

Аппарат районного суда

Штатная численность аппарата районного суда зависит от объема работы по осуществлению правосудия. В аппарате районного суда могут быть предусмотрены штатные должности государственных служащих и вольнонаемных работников. В число работников аппарата могут входить:

- помощники судей;

- секретари судебных заседаний;

- консультанты суда;

- заведующий канцелярией;

- секретарь по уголовным делам;

- секретарь по гражданским делам;

- делопроизводители-машинистки, архивариус, другие технические работники.

Указанные выше работники принимаются на работу и увольняются председателем районного суда. В небольших районных судах, где правосудие осуществляют 2–3 судьи, может быть 2–4 работника аппарата суда, обязанности между ними распределяет председатель районного суда.

По представлению председателя районного суда начальником управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ назначается на должность администратор районного суда. Администратор в своей деятельности подчиняется председателю суда и действует под контролем и во взаимодействии с начальником управления (отдела) Судебного департамента (ст.ст. 17, 18 ФЗ РФ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").

Компетенция районного суда

Компетенция районного (городского) суда, как перечень его функций, обязанностей и прав для выполнения возложенных на него задач, определяется действующим организующим судебную систему и процессуальным законодательством.

Общие вопросы компетенции районного (городского) суда закрепляются в ст. 21 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и ст. 25 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".

Компетенция районного суда включает в себя осуществление правосудия, принятие решений по ограничению прав граждан и ведению учета этих результатов. Процессуальную деятельность районного суда можно условно разделить на три части:

1) разрешение вопросов досудебного и после судебного разбирательства и рассмотрение жалоб на действия и акты должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

2) рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел по 1-й инстанции (или «по существу»);

3) пересмотр обжалованных решений мировых судей в апелляционной инстанции. 

Первая часть деятельности расписана в нормах УПК РФ (ч. 2 и 3 ст. 29 и др.), ГПК РФ, которые более подробно будут изучаться в дальнейшем в учебных курсах "Уголовный процесс" и "Гражданский процесс". На ч. 2 и 3 деятельности районного суда указывает ст. 21 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ", что районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции.

Как суд первой инстанции – районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Пределы компетенции районного суда по рассмотрению каждой из названных категорий дел устанавливаются процессуальными нормативными актами – кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

Распределение дел между имеющимися судами общей юрисдикции и относимость конкретных дел к ведению конкретного суда в рамках установленного законом вида судопроизводства определяется понятиями "подведомственность" и "подсудность".

Для районного суда подведомственность рассматривается только применительно к гражданско-правовым спорам для разграничения их между районными (судами общей юрисдикции) и арбитражными судами. Поэтому подведомственность определяется как относимость по определенной совокупности установленных в законе признаков гражданско-правовых споров к ведению арбитражных судов или судов общей юрисдикции.

Подсудность дел в системе судов общей юрисдикции раскрывает распределение уголовных, гражданских и административных дел между всеми судами общей юрисдикции для рассмотрения их по первой инстанции: между военными и гражданскими, между гражданскими судами по звеньям, между военными судами по звеньям. Таким образом, подсудность (в системе судов общей юрисдикции) – это относимость по определенной совокупности признаков установленных в законе уголовных, гражданских и административных дел к разбирательству по первой инстанции в конкретном суде общей юрисдикции. Это понятие распространяется и на суды общей юрисдикции субъектов РФ – мировых судей.

Признаки подсудности дел закрепляются отдельно для уголовного судопроизводства в УПК РФ, для гражданского судопроизводства в ГПК РФ, для рассмотрения дел об административных правонарушениях – в Кодексе об административных правонарушениях. Поэтому и правила подсудности дел по первой инстанции в каждом из названных видов судопроизводств имеют свою специфику.

Подсудность уголовных дел судам общей юрисдикции закрепляется в ст. 31 УПК РФ.

В уголовном судопроизводстве, чтобы исключить споры о подсудности дел или их относимости к конкретному суду, сформулировано следующее правило. Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, военным судам, а также дел, подсудных мировому судье. В случае отсутствия в районе мировых судей районный суд рассматривает все уголовные и гражданские дела, отнесенные к компетенции мировых судей. Часть 2 ст. 31 УПК РФ, закрепляя подсудность уголовных дел районному суду, предполагает установление и знание конкретной подсудности уголовных дел мировым судьям, федеральным судам общей юрисдикции субъектов РФ (областным и другим), Верховному Суду РФ, Гарнизонному военному суду и Окружному (флотскому) военному суду[28].

Районный суд решает установленный в УПК РФ ряд вопросов, связанных с изменением характера наказания, заменой наказания, досрочным освобождением от наказания, и другие вопросы при исполнении назначенного судом уголовного наказания. В районном суде рассматриваются также дела по жалобам граждан на неправомерные действия и акты должностных лиц и органов следствия, дознания и прокуратуры в случае нарушения ими прав и законных интересов граждан.

Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции регулируются ст.ст. 22–33 гл. 3 "Подведомственность и подсудность" ГПК РФ.

Подсудность гражданских дел районному суду определяется в ст. 24 ГПК РФ. Установленное в законе правило предусматривает, что районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных ст.ст. 23, 25, 26, 27 ГПК РФ.

То есть, чтобы определить, какие гражданские дела рассматривает (районный, городской) суд, необходимо выделить подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела, названные в ст. 22 ГПК РФ. Затем исключить гражданские дела, подсудные мировому судье (ст. 23 ГПК РФ), Федеральному суду общей юрисдикции субъекта РФ (областного и др.) (ст.26 ГПК РФ), Верховному Cуду РФ (ст. 27 ГПК РФ), а также военным и иным специализированным судам (ст. 25 ГПК РФ и ФКЗ). Остаточная подсудность исключает возможность оставить гражданский спор без судебной защиты.

К ведению районных судов относятся дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ), и дела, отнесенные к числу дел особого производства (установление фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим и т.д. – подразд. 4 ГПК РФ). Вопросы исполнительного производства по гражданским делам и оспаривание решений третейских судов решаются в ходе гражданского судопроизводства.

Иной подход в определении подсудности районного суда установлен в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 23.1). Здесь установлен четко определенный перечень административных правонарушений, дела о которых рассматриваются судьей – ч.1 и 2 ст. 23.1. Этим предписанием определяется подведомственность дел об административных правонарушениях судам в отношении к другим органам исполнительной власти, которым предоставлено право рассматривать административные дела.

Подсудность дел об административных правонарушениях судам определяется в разграничении рассмотрения их между судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов, судьями арбитражных судов и мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают материалы об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции судей и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации (ч. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районный суд в пределах своей компетенции проверяет и пересматривает дела в апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 355 УПК РФ, ст. 320 ГПК РФ).

Обжалованные решения и приговоры мировых судей – судов субъектов РФ – могут быть проверены и рассмотрены в районных (городских) судах – федеральных судах общей юрисдикции, районными судьями в апелляционной инстанции. Порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции определяется правилами производства в суде 1-й инстанции. Таким образом, районный суд в лице федеральных районных судей выступает вышестоящей проверочной инстанцией по отношению к решениям мировых судей и, учитывая порядок апелляционного производства, как бы по существу повторно рассматривает спорное дело.

Наряду с осуществлением правосудия и разрешением правовых споров, в районном суде ведется учет рассмотренных дел, статистика деятельности суда, изучается и обобщается судебная практика по определенным категориям дел, периодам времени и т.д.

 

 

Тема 7.5. ВОЕННЫЕ СУДЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.027 с.)