Коллективно-творческая деятельность в лагере и отряде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективно-творческая деятельность в лагере и отряде.



Коллективная творческая деятельность - это создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива, знакомство детей друг с другом, выявление способностей и интересов детей, выявление лидера.

КТД проводится в группе мало знакомых людей и уже в созданном коллективе.

В системе лагерной смены в организационный период отрядные КТД проводятся по 3-4 раза в день с чередованием разных видов творческой деятельности детей.

Обязательным условием является темп проведения. Время от начала до конца КТД 40-45 минут.

Стадии организации коллективной творческой деятельности

Предварительная работа. На этой стадии происходит так беседа вожатого с детьми, во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т.д.

Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы и т.д.

Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.

Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы, проделанной при его подготовке.

Подведение итогов. На этой стадии вожатый ставит задачи для размышления: что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Вожатый побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

КТД помогают воспитанию. Тут нужны определенные усилия со стороны руководителей. Дети в отряде всегда разные и вожатый должен стараться заметить чего не хватает ребенку. Большинство детей стесняются своего творчества, другие наоборот - прячутся за показной развязностью. Известно, что есть личности яркие и о них вспомнят не раз после дела, а есть те, о которых всегда забывают. Вожатый всегда должен наблюдать за такими детьми и после дела, когда все будут делиться впечатлениями, упомянуть о них, сказать, что понравилось в их работе. Так как работа проводится в коллективе, то ребята учатся считаться с мнением других. Так же КТД развивают способности детей и учат уважить творчество других.

Проведение коллективной творческой деятельности

Дети очень легко включаются в деятельность, если КТД начинается с творческой заставки, которая привязана к КТД по тематике и создает необходимое настроение в коллективе. Заставкой может быть небольшая сценка от вожатых, прочитанные стихи, подобранная по случаю музыка и т.д. Задание может быть сформулировано в самой заставке или после нее, но главное, чтобы оно прозвучало четко. Дальше идет деление на группы, если необходимо. Нужно следить, чтобы группы были примерно равносильными и при каждом деле состав их менялся. Выполнение задания: если дело индивидуальное, нужно обеспечить, чтобы у каждого участника были необходимые материалы.

Педагогическая идея КТД многомерна. Здесь невозможна узкая цель - расширить кругозор, дать этические понятия. Сам потенциал коллективного дела богат исходно коллективными мыслями ребят, в том числе самыми наивными. Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. КТД в лагере отличаются по форме, по характеру практической пользы для себя, для друзей по отряду, для улучшения окружающей жизни, для своего лагеря, для всех людей. КТД могут быть трудовыми, спортивными, познавательными, организаторскими, просто развивающими способности детей.

 

10. Коллективно-творческое дело: сущность, содержание, этапы, технология организации.

Сущность коллективно-творческого дела.

Коллективно-творческое дело (КТД) - это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей. Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу.

КТД – это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам. Старайтесь использовать не только шаблонные сценарии, но и вносить свой вклад и идею в каждое дело. При таком подходе, каждое новое коллективно-творческое дело дети будут ждать с интересом.

Понятие «Коллективно-творческое дело» было введено Игорем Петровичем Ивановым (1923-1992), выдающимся отечественным педагогом. Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд особенностей.

Признаки КТД:

1) Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела)

2) Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых)

3) Мотивация (желание достижение цели в процессе дела)

4) Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы - для вожатых).

5) Все участники дела должны быть задействованы.

Содержание коллективно-творческого дела включает в себя:

- КТД - не мероприятия, а забота;

- Трудовые дела;

- Познавательные дела;

- Художественные дела;

- Спортивные дела;

- Общественно-политические дела;

- Организаторские дела;

- Пять условий педагогического успеха.

Этапы коллективно-творческого дела включается в себя:

1. Предварительная работа.

 Составляется модель, образ будущего КТД. Классный руководитель анализирует сложившуюся обстановку в классном коллективе, определяет основную идею КТД, его форму, участников. КР проводит стартовую беседу, «зажигает» воспитанников интересным и полезным делом.

2. Коллективное планирование КТД.

Проводится на классном собрании или в микрогруппах. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать?, кто будет участником?, кто и кому будет помогать?

3. Коллективная подготовка КТД.

Самый сложный и ответственный этап. Создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии КР.

4. Проведение КТД.

Предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от нескольких минут до целого дня. Главное для КР на этом этапе - создание психологического комфорта в коллективе.

5. Подведение итогов КТД.

Происходит на общем классном собрании, где воспитанники размышляют и высказывают свое мнение: что было хорошо и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагаем на будущее? На этом этапе, для КР, главное отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного, а также наметить перспективы позитивного развития классного коллектива и отдельных личностей.

6. Последствие.

На этом этапе в исходных направляющих действиях КР непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. КР организует использование воспитанниками в учебной работе и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Технология организации коллективно-творческого дела.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности.

 Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески. Особенно эффективным воспитательным средством формирования и развития классного коллектива - стала технология коллективно-творческого дела (КТД). 

Обычно понятие «коллективно-творческое дело» рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). В педагогике общей заботы КТД - организационная форма, отражающая направленность деятельности - на пользу, радость людям. КТД - это дела не только для детей и не только с позиции их воспитания, это дела и цели самих детей, направленные на объединение коллективных усилий в совместном творчестве.

Структура коллективно-творческого дела

- совместное решение о проведении дела;

- коллективное планирование;

- коллективная подготовка;

- проведение КТД;

- коллективный анализ;

- решение о последействии.

Схема коллективно-творческого дела

Схематично ход КТД в деятельности детских объединениях можно представить следующим образом:

планирование → подготовка → проведение → анализ → последействие, связанное с изменением внутри и вне детских объединений.

Технологичность КТД объясняется обеспеченностью цепочки коллективного творческого дела мощными социально-педагогическими методами, характер которых предполагает взаимодействие: обсуждение проблем, импровизация. Но в КТД работают и другие механизмы, и прежде всего включение участников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувства коллективного и индивидуального авторства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.01 с.)