Донецкой Народной Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой Народной Республики



Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий

Донецкой Народной Республики

 

Факультет «Техносферной безопасности»

 

Кафедра естественнонаучных дисциплин  

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ 20.05.01 Пожарная безопасность ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  «Э К О Л О Г И Я»

(наименование дисциплины согласно учебному плану)

 

базовой части

математического и естественнонаучного цикла

 

Направление подготовки: 20.03.01 Техносферная безопасность
Профиль: Защита в чрезвычайных ситуациях
Уровень образования: Бакалавриат

 

Направление подготовки: 20.05.01 Пожарная безопасность
Специализация: Пожарная безопасность
Уровень образования: Специалитет

 

Донецк, 2018 г.

 

 

Методические указания к выполнению индивидуальных (контрольных) заданий по дисциплине «Экология»  / Сост. Хазипова В.В., Сокуренко Е.Л., Кипря А.В. -Донецк, ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР.- 2018. - 61с.

 

Работа представляет собой методические указания и индивидуальные (контрольные) задания для самостоятельного изучения курса "Экология" студентами направлений подготовки: 20.05.01 Пожарная безопасность и  20.03.01 Техносферная безопасность. Она включает основные формулы и справочные данные, индивидуальные задания и рекомендации к их выполнению, вопросы для подготовки к зачету, тесты, список рекомендуемой литературы.

 

 

©-ГОУ ВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР 2018г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение....................................................................................................4

1. Основные задачи дисциплины "Экология"........................................5

2.Общие методические указания.............................................................6

3. Основные формулы и справочные данные..........................................9

4. Контрольные задания...........................................................................19

5. Темы рефератов.....................................................................................29

6. Перечень вопросов для подготовки к зачету......................................30

7. Тесты.......................................................................................................32

8.Литература..............................................................................................59

 


ВВЕДЕНИЕ

Преподавание дисциплины "Экология" представляет собой реализацию концепции непрерывного экологического образования в ВУЗе, разработан

ной в соответствии с государственной программой.

Из всех живых организмов человек более других пытается изменить природу, используя и приспосабливая ее для своих нужд. С развитием науки и техники люди получают все более мощные орудия воздействия на природу. Это позволяет им вторгаться в микро- и макромиры, во все процессы, протекающие в биосфере. Вот что писал В. И. Вернадский еще в 1925 г.: «Человек уничтожил девственную природу. Он внес в нее массу неизвестных ранее химических соединений и форм жизни - культурных пород животных и растений. Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрестанных потрясений».

В своей деятельности человек, как правило, не осознает, что нарушает закономерности протекания природных процессов, вызывает нежелательные для себя изменения и не предвидит последствия.

Но если до некоторых пор механизмы саморегуляции биосферы компенсировали возмущающие антропогенные (гр. anthropos - человек, genos - происхождение) воздействия, то особенностью современного этапа развития планеты является то, что система производства и размах человеческой деятельности достигли масштабов, сопоставимых с масштабами природных явлений.

По словам В. И. Вернадского, «человечество стало геологической силой, сравнимой с силами самой природы». Действительно, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками. Аварии на АЭС в Гаррисберге (США, 1979), Чернобыле (Украина, 1986); утечки ядовитых веществ на химических заводах в Севезо (Италия, 1976), Бхопале (Индия, 1984), Череповце (Россия, 1987); потери при транспортировках и хранении вредных веществ и т. п. - все эти техногенные катастрофы, не говоря уже об угрозе ядерной войны, вполне сопоставимы с крупными природными катаклизмами.    Разрушительная деятельность человека породила конфликт между обществом и природой, создала проблемы, которые получили название экологических.

Эволюция природных процессов и явлений, в том числе и человека, в конечном счете привела мировое сообщество к озабоченности судьбой биосферы, представляющей собой ныне нераздельное единство природных, техногенных и духовных элементов.

Поэтому угроза существованию земного дома связана с угрозой разрушения и дома духовного. Экологические проблемы - общечеловеческие проблемы, так как биосфера не признает государственных границ. Общечеловеческие проблемы порождают и общечеловеческие задачи. Сохранить жизнь на Земле - более важной задачи перед человечеством не стоит.

Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание экологических законов - законов развития природных и социальных процессов - позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Природоохранные мероприятия, не обоснованные научно, бесполезны, а часто даже вредны, так как могут входить в противоречие с законами природы.

Фундаментальные естественные науки в технических вузах традиционно были представлены лишь физико-математическими и химическими дисциплинами, такими, как математика, физика, химия, информатика, теоретическая механика, и т. п. С 1994 г. впервые в цикл этих дисциплин введена экология, так как в современных условиях необходима ликвидация пробела в фундаментальном образовании с целью повышения экологической грамотности в контексте общечеловеческой культуры и цивилизации.

Новая дисциплина для студентов академии гражданской защиты МЧС призвана:

- познакомить студентов с основами фундаментальной экологии;

- способствовать формированию экологического мировоззрения и представлений о человеке как части природы;

- научить видеть последствия влияния профессиональной деятельности и природных катастроф на окружающую среду и здоровье человека;

- убедить в необходимости научно обосновывать природоохранные мероприятия и пытаться находить баланс экономических и экологических интересов людей;

- помочь осознать ценность всего живого и невозможность выживания человечества без сохранения биосферы.

Основной целью изучения данного курса является освоение общих законов организации (структуры, свойств) и функционирования (движения, развития) экологических систем на количественном уровне и формирование у студентов на  базе современного научного экологического мировоззрения, характеризуемого острым глубоким осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества, от решения которых зависят условия и время жизни нашей цивилизации на Земле.

 

1.  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОЛОГИЯ"

 

1. Создание у студентов достаточно высокой теоретической подготовки на базе современных достижений в области экологической науки.

2. Изучение общих законов организации и функционирования экосистем различного иерархического уровня.

3. Овладение приемами и методами решения конкретных задач и ознакомление с современной научной методикой, электронно-вычислительной техникой.

4. Формирование умения выделитъ конкретное экологическое содержание в прикладных задачах.

5. Формирование у студентов научного экологического мировоззрения и мышления.

Решая задачи курса "Экология", необходимо уделить особое внимание вопросу о роли математики в современной экологической науке и в связи с этим математизации курса. При этом следует исходить из того очевидного факта, что для решения сложных, многомерных динамических задач описания, прогнозирования, оптимального использования и рационального моделирования разнообразных экологических систем необходим количественный и системный подход, осуществление которого немыслимо без широкого использования математических моделей и ПЭВМ.

Цель данного методического пособия - оказать помощь студентам в изучении дисциплины "Экология". В данной работе приведены условия контрольных заданий, необходимые справочные материалы к выполнению индивидуальных заданий, вопросы для подготовки к зачету, тесты, список рекомендуемой литературы.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы проводятся установочные лекции, семинары, консультации, организуется проверка и очное рецензирование контрольных заданий, а также принимается зачет. Для студента-заочника процесс изучения основ экологии состоит из следующих видов работ:

- проработка установочных лекций;

- самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями;

- выполнение контрольных заданий или работа над рефератом;

- участие в работе семинаров;

- сдача зачета.

При самостоятельной работе над учебным материалом рекомендуется:

- составлять конспект, в котором записывать основные законы и положения, определения основных понятий, сущность экологических закономерностей и методов исследования;

- изучать курс экологии систематически, так как в противном случае материал будет усвоен поверхностно и существенно увеличиваются затраты времени на его усвоение;

- пользоваться, в основном, одним учебником или учетным пособием, чтобы не утрачивалась логическая связь между отдельными вопросами;

- активно использовать возможность получить консультации у преподавателя.

Контрольное задание позволяет закрепить теоретический материал. В процессе изучения курса студент-заочник должен выполнить одно контрольное задание. Содержание контрольного задания отражает теоретический материал следующих разделов программы:

1. Наука экология.

2. Экосистемы и законы их функционирования.

3. Энергия в экосистемах.

4. Круговорот веществ.

5. Условия существования живых организмов на Земле.

6. Глобальные проблемы.

7. Окружающая среда и здоровье человека.

8. Решение экологических проблем антропогенного происхождения.

Каждое контрольное задание включает 5 задач. Определение варианта проводится по представленной ниже таблице в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

 

Таблица 1. Варианты контрольных работ

№ варианта

№№ контрольных работ

1 1 11 21 31 41
2 2 12 22 32 42
3 3 13 23 33 43
4 4 14 24 34 44
5 5 15 25 35 45
6 6 16 26 36 46
7 7 17 27 37 47
8 8 18 28 38 48
9 9 19 29 39 49
0 10 20 30 40 50

 

Для успешного выполнения заданий вашего варианта достаточно знаний прочитанного вам курса "Экология", также предполагается, что студенты имеют достаточную подготовку по физике, химии, биологии и математике.

 

При выполнении и оформлении контрольного задания необходимо соблюдать следующие правила:

1. На титульном листе указать номер варианта контрольного задания, название дисциплины, фамилию, инициалы студента, его специальность, группу (пример титульного листа приводится в приложении).

2. Контрольную работу следует выполнять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента.

3. Задачи своего варианта переписывать полностью, а заданные параметры выписать отдельно, при этом все числовые величины должны быть приведены в одну систему единиц.

4. Для пояснения решения задач, где это нужно, сделать чертеж.

5. Решение задач и используемые формулы должны сопровождаться пояснением.

6. В пояснении к задаче необходимо указывать те основные понятия и формулы, на которых базируется решение данной задачи.

7. Точность расчета определяется числом значащих цифр исходных данных. Константные величины и другие необходимые для выполнения контрольных заданий справочные данные выбираются из таблиц методического пособия.

При выполнении контрольных заданий следует указывать учебники и  пособия, которые использовались студентом при выполнении работы.

Контрольные задания, представленные без соблюдения указанных правил, а также, задания, выполненные не по своему варианту, зачитываться не будут.

Зачет контрольного задания производится при устном собеседовании по задачам своего варианта. На зачетах в первую очередь проверяется усвоение теоретического материала по программе курса, а также умение применять полученные знания к решению задач, в частности, задач выполненного варианта контрольного задания.

Методические указания соответствуют целям, задачам и требованиям рабочей программе данной дисциплины.

 

ТЕМА 1.  НАУКА ЭКОЛОГИЯ

Предмет, методы и историческое развитие экологии. Структура современной экологии.

 

ТЕМА 2. ЭКОСИСТЕМЫ И ЗАКОНЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Структура и функционирование экосистем. Виды экосистем. Общие закономерности организации биосферы Земли как глобальной экосистемы.

 

ТЕМА 3. ЭНЕРГИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ

Законы преобразования энергии. Формы и качество энергии. Поток энергии и продуктивность экосистемы. Энергетические типы экосистем. Энергия и деньги.

 

ТЕМА 4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

Глобальный круговорот вещества. Круговороты газообразных веществ. Осадочные циклы. Возврат вещества в круговорот.

 

ТЕМА 5. УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ

Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды. Лимитирующие факторы среды. Правило Либиха. Адаптационные возможности живых систем. Гомеостаз.

 

ТЕМА 6.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы цивилизации. Энергетические проблемы. Демографическая и продовольственная проблемы. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Антропогенное эвтрофирование. Деградация наземных экосистем.

 

ТЕМА 7.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Состояние биосферы и болезни. Биологические факторы риска. Химические факторы. Физические факторы. Добровольный риск.

 

ТЕМА 8. РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АНТРОПОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Экологическая защита и экологическая безопасность. Государственный экомониторинг и производственный контроль. Санитарно- гигиеническое нормирование. Отходы, их классификация и утилизация. Экономические аспекты экологической безопасности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. А. Дайте определение экологии. Определите ее место в системе научных знаний и связь с другими дисциплинами.

Б. Объясните, почему при осуществлении фотосинтеза в зеленых частях погруженных водных растений pH среды увеличивается? Ответ обоснуйте, сопроводив его уравнением реакции.

 

2. А. Из каких компонентов состоит экосистема и подробно охарактеризуйте каждый компонент.

Б. При анализе воды в водоёме в ней было обнаружено 0,1 г/л фосфора. Рассчитайте, будут ли при такой концентрации процессы эвторификации в водоёме.

 

3. А. Определите, что такое автотрофные и гетеротрофные организмы. Как они связаны между собой. Приведите примеры.

Б. В одном литре сточной воды содержится 5 г органических загрязнений. Какой объём кислорода должны использовать организмы сапрофиты, чтобы разложить органические остатки в пересчете на глюкозу в 15 м3 такой воды? Какой объем воздуха необходимо прокачать для этого через воду?

 

4. А. Дайте определение экологических факторов. Подробно опишите на какие группы разделяются экологические факторы, приведите примеры. Рассмотрите пожары как экологический фактор.

Б. При разложении органического вещества почвенными микроорганизмами выделилось в форме тепла 4982,8 кДж энергии. Рассчитайте, какова была исходная масса этого вещества в пересчете на глюкозу.

 

5. А. Что такое лимитирующие факторы? Дайте определение принципа минимума Либиха и закона Шелфорда. Изложите обобщенную концепцию лимитирующих факторов. Приведите примеры лимитирующих факторов.

Б. При сжигании топлива в котельной предприятия в воздух выбрасывается 5 г/сек углекислого газа. Котельная работает в зимний период в течение 6 месяцев круглосуточно. Рассчитайте, какова должна быть площадь зелёных насаждений вблизи предприятия, чтобы полностью использовать этот углекислый газ?

 

6. А. Опишите подробно важнейшие лимитирующие факторы, приведите примеры.

Б. Реактивный лайнер при перелете из Америки в Европу за 8 часов расходует около 7 тонн кислорода. Какова должна быть площадь леса, способная воспроизвести кислород, потребляемый лайнером за год, если учесть, что полет осуществляется 2 раза в неделю?

 

7. А. Опишите основные свойства, строение и связи абиотических компонентов экосистемы. Каково их участие в функционировании экосистемы?

Б. Площадь водоема составляет 2500 м2, средняя глубина - 2м. Площадь водоема, занятая погруженными водными растениями - 100м2. С помощью расчета покажите, достаточно ли этой растительности, чтобы поддерживать необходимую для жизнедеятельности гидробионтов концентрацию кислорода.

 

8. А. Приведите примеры экосистем. Рассмотрите особенности наземных и водных экосистем.

Б. Объем водохранилища составляет 28000 м3. Годовой сток - 25000 м3. Содержание минеральных веществ в воде реки 989 г/л. Рассчитайте содержание минеральных веществ в водохранилище?

 

9.    А. Опишите подробно потоки энергии в экологических системах. Запишите уравнение энергетического баланса экосистемы.

Б. Рассчитайте глубину, до которой возможна жизнедеятельность погруженных растений (водных) в водоеме, если оптическая плотность (D) пробы воды из этого водоема при измерении на фотоэлекфокалориметре с

синим светофильтром в кювете с толщиной слоя l=0,5 см составляет 0,125. Достаточна ли эта глубина, чтобы было рентабельно разводить травоядных карповых рыб, если площадь водоема 300м2, а средняя концентрация водорослей - 100 кг/м3.

 

10. А. Дайте определение фотосинтеза, запишите уравнение фотосинтеза. Опишите, при участии преимущественно каких лучей спектра осуществляются процессы фотосинтеза.

Б. За сутки прирост биомассы комнатного растения составил 535 мг. Рассчитайте, какое количество энергии солнечного излучения понадобилось для этого. Сколько кВт*ч электроэнергии необходимо для этого? Сколько часов должна освещать растение лампа мощностью в 100 Вт? Какова была исходная масса этого растения?

 

11. А. Объясните, как происходит обмен веществ между неорганической и органической природой. Назовите основные химические элементы, которые постоянно находятся в круговороте веществ в природе.

Б. На титрование пробы воды объемом 0,5 мл, взятой из водоема, израсходовано 20 мл 0,1 pH раствора гидроокиси натрия. Учитывая, что допустимые нормы pH водоемов 6,5 - 8,5 единиц, покажите, пригодна ли вода завода для бытовых нужд или нет?

12. А. Опишите, какие элементы нужны растениям в больших количествах, а какие в малых. Как эти химические элементы попадают в почву? К чему приводит их избыток или недостаток в почве?

Б. Масса образца почвы, взятого для анализа, после высушивания при t=100°C в течение часа уменьшилась с 25г до 15,8г. При дальнейшем выдерживании образца при t=500 С в течение часа его масса уменьшилась еще на 2,5 г. При помощи расчета ответьте на вопрос, к какому типу почв относится данный образец, будет ли такая почва служить лимитирующим фактором для растений?

 

13. А. Объясните, как происходит пополнение почвы питательными веществами. Какова в данном случае роль круговорота веществ в природе?

Б. На предприятии ежегодно образуется 100 тыс. м3 стоков, загрязненных серной кислотой концентрации 0,1г-экв./л. Определите сумму экологического налога за сброс этих стоков в бассейн реки Северский Донец.

 

14 А. Как используется вода в почвенном питании растений? Какую роль в круговороте веществ и воды играют зеленые растения?

Б. Рассчитайте, сколько углекислого газа необходимо усвоить растению, чтобы его биомасса (в пересчете на глюкозу) увеличилась на 1,5г? Сколько при этом выделится кислорода? Какова при этом должна быть минимальная исходная биомасса растения (его зеленых частей)?

 

15. А. Объясните, почему при огромном количестве углекислого газа, ежегодно поступающего в атмосферу при сжигании всех видов топлива и возможных пожаров его содержание в атмосфере остается приблизительно постоянным (0,03%)? Как он утилизируется и во что превращается?

Б. При анализе травы пастбища было обнаружено 5 мг/кг свинца. Рассчитайте, будет ли опасным употребление человеком в пищу в течение года мяса коров, которые пасутся на этом пастбище, учитывая следующие данные: корова ежедневно съедает 5 кг травы, человек в месяц съедает 5 кг мяса, средний вес человека - 70 кг.

 

16. А. Что такое транспирация, от чего зависит скорость транспирации? Какие функции выполняет в природе транспирация?

Б. При осуществлении фотосинтеза растение выработало 2,8 л кислорода. Сколько понадобится для этого растению воды с учетом транспирации?

 

17. А. Опишите подробно, что такое пищевые цепи. Виды пищевых цепей. Что вы знаете о концентрировании токсичных веществ при продвижении по пищевой цепи? Приведите примеры.

Б. Пастбище дает ежегодный урожай в 150 ц зеленой массы. Сколько человек в течение года может прокормить это пастбище при условии, что они будут питаться только мясом скота, пасущегося на нём?

 

18. А.  Какое значение для жизнедеятельности живых организмов имеет кислород? В состав каких важных соединений он входит? Какие антропогенные факторы могут повлиять на качественный состав атмосферы, привести к уменьшению содержания свободного кислорода?

Б. Население поселка составляет 12 тыс. человек. Площадь окружающей его зеленой зоны - 150 га. Рассчитайте, достаточно ли этих растений, чтобы полностью обеспечить население поселка кислородом для дыхания.

 

19. А. Нарисуйте биоэнергетическую модель экосистемы. Подробно ее объясните.

Б. На комнатное растение с общей биомассой 500 г падает энергия видимого света 2,8 кДж/сутки. Рассчитайте, будет ли расти растение или погибнет.

 

20. А. Опишите динамику популяций как биотического компонента экосистемы. Какому закону подчиняется рост популяции? Нарисуйте график зависимости численности популяции от времени и приведите уравнение, описывающее его.

Б. Содержание нитратов в отобранной и специально подготовленной пробе бананов составило 118 мг/кг. Рассчитайте массу (кг) бананов, которую человек может употребить в сыром виде в течение суток без вреда для организма, если предельно допустимая суточная доза потребления нитратов для взрослого человека составляет

500 мг. Ответ привести с точностью до сотых, с учетом правил округления.

 

21. А. Как вы понимаете выражение "живое вещество биосферы"? Какое участие в круговороте веществ оно принимает? Нарисуйте схему взаимосвязи живых организмов биосферы.

Б. Вблизи свинцово-цинкового предприятия сельское население осуществляет выпас крупного и мелкого рогатого скота. В растениях пастбища обнаружены высокие концентрации свинца Рb. В радиусе 10 км от предприятия в грунтовых водах (шахтные колодцы) средняя концентрация свинца достигает 0,06 мг/л. Концентрация Рb в мясе животных достигает 2 мг/кг, молоке – 0,1 мг/кг, хлебе – 0,6 мг/кг, картофеле – 1,2 мг/кг. Суточная потребность населения: питьевая вода – 2 л, мясо – 0,01 кг, хлеб – 0,03 кг, картофель – 0,02 кг, молоко – 0,8  кг (л). Допустимая суточная нагрузка Рb на организм по рекомендации ВОЗ равна 0,43 мг, поглощение свинца в организме – 10%. Рассчитайте реальную нагрузку на организм Рb поступающего с водой и пищей. Оцените уровень нагрузки Рb, удельный вес поступления (с водой и пищей) и сравните с допустимой суточной нагрузкой (по рекомендациям ВОЗ).

 

22.  А. Дайте определение понятия "биосфера". Опишите ее структуру. Рассмотрите роль В.Н. Вернадского в формировании современного представления о биосфере.

Б. Рассчитайте, какова должна быть минимальная биомасса комнатных растений, чтобы обеспечить кислородом для дыхания экипаж из 5 человек в замкнутом пространстве. Какое освещение при этом должно быть?

 

23.  А. Рассмотрите круговорот органического вещества и его преобразование.

Б. При прокаливании образца почвы при 500 0С в течение часа его масса уменьшилась с 25 г до 15 г. Можно ли с уверенностью назвать эту почву плодородной? Каковы могут быть причины такого уменьшения массы при прокаливании? Приведите расчет.

 

24. А. Объясните причины устойчивости биосферы, рассмотрите механизм саморегуляции биосферы. Приведите пример отрицательной обратной связи и проиллюстрируйте схемой, подробно объяснив её.

Б. В городе N в декабре месяце на ТЭЦ-1 и 2 сжигается мазут и уголь. В атмосферном воздухе отмечаются шлейфы дыма и сажи, которые опускаются к земной поверхности. В приземном слое атмосферы обнаружены высокие концентрации взвешенной пыли (сажи) - 1,5 мг/м3

(ПДК – 0,05 мг/м3), окиси углерода - 5,4 мг/м3, (ПДК– 3,0 мг/м3), двуокиси серы – 0,5 мг/м3 , (ПДК – 0,05 мг/м3). Сформулируйте понятие суммарное ПДК, напишите формулу для его расчета. Сделайте расчет и вывод о суммарной концентрации этих веществ в приземном слое и в целом о загрязнении атмосферы в городе. 

 

25. А. Рассмотрите влияние цивилизации на биосферу, перечислите критические эпохи в истории биосферы. Проанализируйте, каким образом повлияло строительство гидроузлов на Дону и Кубани на гидробиологический режим Азовского моря.

Б. Реакция фотосинтеза протекает под действием красного излучения с длиной волны 6700 А0. Какое количество энергии приобретает вещество при поглощении 1 моля фотонов?

 

 

26. А. Рассмотрите источники, виды и масштабы загрязнений окружающей среды.

Б. При контакте с 10 г почвы 0,1 л раствора соли свинца концентрация последнего уменьшилась с 5 г/л до 0,5 г/л. С помощью расчета сделайте вывод, была ли почва сильно загрязнена свинцом до опыта или её можно считать относительно чистой.

 

27. А. Перечислите и опишите основные экологические проблемы современности.

Б. При анализе образца травы с пастбища массой 1,5 г было обнаружено, что концентрация свинца в 200 мл раствора, полученного при обработке травы, составляет 11,2 мг/л. Рассчитайте, может ли эта трава использоваться для выпаса скота.

 

28. А. Что такое смог? Какие виды смога существуют? Объясните подробно механизм их образования.

Б. При анализе воздуха на содержание в нем двуокиси азота в 6 мл раствора, полученного пропусканием через него воздуха в течение 10 минут со скоростью 6 л/мин, была обнаружена концентрация двуокиси азота 0,5 г/л. Рассчитайте, соответствует ли концентрация двуокиси азота во взятом образце воздуха нормам ПДК максимально разовой.

 

29.  А. Что такое первичные и вторичные эффекты загрязнений? Приведите примеры.

Б. При анализе пробы почв массой 10 г 150 мл раствора, полученного при промывке этого образца дистиллированной водой, значение pH оказалось равным 4. Рассчитайте, какова концентрация ионов водорода во взятом образце.

 

30. А. Подробно опишите явление выпадения кислотных дождей. Какие процессы в промышленности в основном ответственны за выпадение кислотных дождей? Какие функции в жизни растений выполняет транспирация?

Б. В городе N в радиусе 3-х км от медеплавильного завода атмосфера загрязнена медью – 0,02 мг/м3 (предельно допустимая концентрация ПДК-0,002), сернистым газом - 0,3 мг/м3 (ПДК-0,05 мг/м3), сероводородом - 0,016 мг/м3 (ПДК-0,008 мг/м3). Сформулируйте понятие суммарное ПДК, напишите формулу для его расчета. Сделайте расчет и вывод о суммарной концентрации загрязняющих веществ в приземном слое воздуха данного населенного пункта.

 

31. А. Дайте обзор имеющихся на сегодняшний день экологических прогнозов.

Б. Под действием солнечного света биомасса зеленого растения увеличилась на 12мг. Рассчитайте стоимость электроэнергии, необходимой для выращивания 1 тонны зеленой массы в теплице.

 

32. А. Какие существуют направления зашиты биосферы от загрязнений исходя из принципов и законов экологии.

Б. Концентрация органических загрязнений в водоёме площадью 280м: и глубиной 1м составляет 2г/л. Рассчитайте, какое время необходимо насосу производительностью 500 м3/час нагнетать воздух для аэрации водоема, чтобы полностью окислить его загрязнители.

 

33. А. Предприятия топливно-энергетического комплекса и окружающая среда. Для какой цели в сельском хозяйстве применяют известкование почв?

Б. С помощью специального оборудования (хроматографа) определили содержание загрязняющих компонентов в пробе воды (мг/л), оно составило для дибутилфталата - 0,06 мг/л, а для и бутилацетата - 0,08 мг/л. Рассчитайте их суммарный загрязняющий эффект, если ПДК дибутилфталата - 0,2 мг/л, а ПДК бутилацетата - 0,1 мг/л. Сформулируйте понятие суммарное ПДК, напишите формулу для его расчета. Сделайте вывод о допустимости использования анализируемого водного объекта  для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (использование допустимо, или недопустимо и почему).

 

34. А. Транспорт и городская среда. Объясните, почему даже в самый жаркий день в лесу прохладно?

Б. Для следующих продуктов предельно допустимая концентрация  (ПДК) цинка составляет:

зерновые - 50 мг/кг,

овощи - 10 мг/кг

мясо – 5  мг/кг,

молоко - 1 мг/кг.

Учитывая, что все эти продукты употребляются человеком в пищу, объясните разницу в значениях ПДК.

 

35. А. Система "Биосфера-человек", возникновение и развитие.

Б. При сжигании угля в топках котла агрегатов котельная предприятия выбрасывает в атмосферу 5 г/сек диоксида серы, 101г/с диоксида углерода, 2 г/с диоксида азота. Котельная работает только в зимний период с 15 октября по 15 апреля круглосуточно. Рассчитайте сумму экологического налога  за выбросы данных веществ.

 

36. А. Развитие экосистем.

Б. Территориально предприятие находится в городе Донецке, в центре жилого массива и труба его котельной, расположенная вблизи западной границы предприятия, загрязняет атмосферу жилого массива. Природоохранные органы требуют ликвидировать это нарушение. Что вы можете предпринять и желательно с наименьшими затратами средств? Предложите варианты.

 

37. А. Виды парниковых газов. Поглощение парниковых газов лесополосами на сельскохозяйственных землях.

Б. Предприятие выбрасывает в атмосферу 250 г/гсек взвешенных веществ. Рассчитайте экологический налог за выброс для данного предприятия, если оно расположено в городе с населением 800 тыс. человек, который является областным центром с развитой промышленностью. Предприятие работает 8 часов в сутки, пять дней в неделю.

 

38. А. Антропогенное воздействие на биосферу на ранних этапах развития человечества. Предприятие, например завод "Стройдеталь", находится в центре города и снабжено всеми возможными очистными сооружениями, но его выбросы вредных веществ настолько велики, что никакие меры не могут защитить от его влияния жителей поселка. Какие еще меры все же можно предпринять по вашему мнению? Почему эти меры в течение многих лет не выполняются? Объясните это с экологической и экономической точек зрения.

Б. Ежеминутно каждый квадратный сантиметр земной поверхности получает примерно 0,5 кал солнечной энергии. Сколько времени потребуется, чтобы в ста листах образовалось 5,4 г глюкозы, если площадь каждого листа составляет 5 см2.

 

39. А. Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество. Методы биоиндикации загрязнений воздуха и воды, например уход рыб из токсичной зоны, трудоемки, громоздки и, подчас дороги. Почему, несмотря на это, в большинстве развитых стран предпочитают именно эти методы химическому экспресс-анализу? Может быть Вы знаете еще какие- нибудь методы биоиндикации, приведите их.

Б.  Молекулы диоксида углерода составляют обычно примерно 0,03% всех молекул воздуха. Сколько литров воздуха (при нормальных условиях) необходимо для того, чтобы обеспечить количество диоксида углерода, достаточное для образования 1,8 г глюкозы по реакции:

 

6CO2 + 6H2O + 673 кКал —> C6H12O6 + 6O2

 

40. А. Ноосфера - экосфера будущего. 

Б. На предприятия, загрязняющие окружающую среду, в развитых странах налагаются огромные штрафные санкции, так, что подчас легче закрыть его, либо провести реконструкцию. Почему в нашей стране воздерживаются от таких мер? Обоснуйте.

 

41. А. Опасность для окружающей среды, экономики и населения представляют пожары в условиях природы, так называемые ландшафтные пожары. Оцените их влияние на окружающую среду.

Б. Если бы Вы планировали застройку города Донецка, где бы Вы

расположили его промышленную зону, учитывая экологическую целесообразность, вытекающую из климатических особенностей нашего региона.

 

42. А. Влияния пожаров на различные компоненты аридных экосистем.

Б.  В районах нефтегазодобычи и нефтепереработки (особенно в период аварий) в атмосферном воздухе обнаруживаются концентрации сероводорода – 0,08 мг/м3 (предельно допустимая концентрация ПДК-0,008), сернистого газа – 0,1 мг/м3 (ПДК-0,05 мг/м3),  окиси углерода – 1,0 мг/м3 (ПДК-3,0 мг/м3), двуокиси азота – 0,02 мг/м3,  (ПДК- 0,04 мг/м3), ванадия – 0,001 мг/м3  (ПДК-0,002 мг/м3). Население регионов в период аварийных залповых выбросов жалуется на специфический запах “тухлых яиц”, головокружение, раздражение слизистых глаз. Классы опасности: H2S - 2, SO2 - 3, CO - 4, NO2 - 2, V - 1. Сформулируйте понятие суммарное ПДК, напишите формулу для его расчета. Сделайте расчет и вывод о суммарной концентрации загрязняющих веществ в приземном слое воздуха данного района.

 

43. А. Оценка воздействия пожаров на экосистемы степи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.18 с.)