Формы существования русского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы существования русского языка.



2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

(1)Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2)Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. (3)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!

 

(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющиходноклассников, вздыхать: «Какие...» (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.

 

(13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. (18) Уважительно и как друг.

 

(19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно...

(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...

 

(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений.

 

(26)И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации. (27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение. (30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, мы уже взрослые... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги...

(По Н. Михайловой*)

 

*Наталья Михайлова — педагог, публицист.

 

Задания:

 

1. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) В выпускном классе приятно вспоминать, как складывались отношения между одноклассниками в течение школьных лет.

2) В одиннадцатом классе школьники начинают более уважительно относиться друг к другу, чем раньше.

3) Обсуждение художественных произведений на уроках литературы сближает одиннадцатиклассников.

4) Одиннадцатиклассников ещё нельзя назвать взрослыми людьми.

5) Уроки литературы интересны больше девушкам, чем юношам.

2.В каком предложении употребляется фразеологизм? 1)5 2)13 3)26 4)30

3. Укажите способ образования слова ПРОДОЛЖЕНИЕ

4. Из предложения 22-25 выпишите все местоимения

5. Из предложения 22 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

6. Укажите способ образования выделенных слов.

7. Сколько раз звук [в] встречается в предложении 22?

8. Среди предложений 19-24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза. Напишите номер этого предложения.

9. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

8.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

8.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Билет 18

1. Лексика. Основные понятия. (Ответ проиллюстрировать примерами).

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

(1)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (2)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (3)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (4)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (5)Я с ужасом увидел что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка а на траву каплет густая кровь. (6)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.(7)-Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

 

(8)-Нет! – хрипел друг. (9)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (10)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (11)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…(12) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

-Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! Скажи ей, что я её любил.

 

(13)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю.(14) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.(15)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой.(16) И я сделался посмешищем всей школы. (17)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.(18)Зачем он рассказал им про мой привет? (19)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (20)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства?(21) Не знаю!(22)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге.(23) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.(24)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (25)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки.

                                                                                                                        (по М.Худякову)

Михаил Георгиевич Худяко в (1894 – 1936) – историк, археолог, фольклорист.

 

Задания:

1. Запишите номера предложений, в которых выражена основная мысль текста.

2.Выпишите слово образованное по схеме: приставка + корень+ суффикс + окончание

3. Выпишите 3 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

4.Укажите способ образования подчеркнутых слов.

5.Выписать выражения, употребленные в переносном значении из предложений 18-25

6. Найдите в тексте сложное предложение (запишите его номер).

7.Расставить знаки препинания в предложении 5.

8. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

8.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

8.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Билет 19

1. Особенности подготовки и написания реферата.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

(1) Давным-давно, году, наверное, в 1987-м, я увидел короткий фильм, сделанный одним мальчиком. (2) Фильм очень простой. (3) Мы видим на экране дерево, нарисованное детской рукой, потом слышится звук бензопилы. (4) Спиленное дерево падает. (5) Долгая пауза. (6) И вдруг из дерева плывет вверх его белый силуэт. (7) И мы понимаем, что из него вылетела его душа. (8) Сейчас автору этого фильма лет, наверное, двадцать восемь. (9) И я все думаю – кем он стал, этот мальчик? (10) Мне кажется, сделав такой фильм, его автор не способен на дурные поступки. (11) Во всем живом он будет чувствовать его душу. (12) Для чего же пишутся сказки? (13) Ответов много: для заветных мечтаний для забавы для того чтобы через сказку вдруг открыть мир для того чтобы порадовать близкого тебе человека. (14) Через сказку мир делается живым. (15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (17) Одни звери наглые, другие трусливые, третьи сильные, готовые прийти к тебе на помощь. (18) У них храброе сердце. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (20) Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть. (21) Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. (22) Человек без воображения не способен понять чужую боль. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24) Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которого невозможно победить. (25) И сильный, но с трусливой душой теряет голову и терпит поражение. (26) И только Петушок, несмотря на свою малость, имея храброе сердце, побеждает Лису. (27) Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький человек, которому читают сказку, должен быть твердо уверен – правда на земле существует. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. (29) И тогда в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира. (30) Сказка со справедливым финалом снимает эту тяжесть, поэтому она еще и психологическая терапия. (31) Она создает в детской душе равновесие, поселяет радость. (32) Взрослея, ребенок начнет постигать сложные истины, учиться жизни. (33) И первая ступень к этому - сказка. (34) Главное – чтобы взрослеющего человека не покидало ощущение живого мира. (35) Он должен внимательно смотреть вокруг, быть внутри литературного слова, поэзии, тогда мир будет открываться для него постоянно новыми гранями.

Ю.Б.Норштейн.

 

Ю.Б. Норштейн – художник, мультипликатор, режиссер-постановщик известных мультфильмов

 («Ежик в тумане», «Лиса и заяц», «Сказка сказок», «Шинель» и др.)

 

Задания:

1. Запишите номер предложения, в котором выражена основная мысль текста.

2.Выпишите слово образованное по схеме: приставка +корень+суффикс+ окончание

3. Сколько раз звук [в] встречается в предложении 13?

4. Укажите способ образования выделенных слов.

5.Объяснить написание слова СДЕЛАННЫЙ

6. Найдите в тексте сложное предложение (запишите его номер).

7.Расставить знаки препинания в предложении 13

8. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

8.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

8.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

Билет 20

1. Фразеология. Основные понятия. (Ответ проиллюстрируйте примерами).

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста, ответьте на предложенные вопросы.

 

Древний Вавилон достиг наивысшего расцвета в шестом веке до нашей эры.(2)Много удивительного и прекрасного можно было увидеть в Вавилоне! (3) Но все затмевали знаменитые висячие сады.(4) Сады, казалось, парили в воздухе, над городом, его домами и храмами, высоко над зубцами крепостной стены дворца.(5) Такого чуда не видывал никто!(6) Сады раскинулись на колоссальных искусственных террасах, расположенных в четыре яруса. (7) Террасы покоились на сложной системе стен, каменных колонн, сводов и перекрытий. (8) Они возвышались одна над другой и достигали высоты пятидесяти локтей (примерно двадцать семь метров) над уровнем земли и занимали площадь около пятнадцати тысяч квадратных метров.(9)Сложенные из массивных каменных плит, террасы были покрыты слоем тростника, смешанного с асфальтом. (10) Затем следовали два ряда обожженного кирпича на гипсовом растворе. (11) И наконец накладывался слой листового свинца. (12) На все это наносился мощный слой плодородной земли. (13)Сады были неописуемо прекрасны!(14) Вошедшему на их территорию казалось, что он находится в небольшой долине, с трех сторон окруженной горными лесистыми склонами. (15) В дальней части садов возвышалась настоящая гора, вздымавшая свою верхушку над зубчатыми стенами дворца.(16) Поддерживающая конструкция садов была почти невидна - так хорошо она была замаскирована и скрыта за вьющимися растениями и каменными глыбами, прекрасно изображающими дикие отвесные скалы. (17) Со склонов гор стекали крошечные ручейки.(18) Их прозрачные струи сбегая вниз искрились в солнечных лучах. (19)Ручейки вытекали из большого бассейна, находящегося на горе. (20) В бассейн с помощью громадных водоподъемников с кожанами черпаками рабы и днем и ночью поднимали воду из глубоких колодцев. (21) Избыток воды переливался через край бассейна и, дробясь на мельчайшие брызги, превращался в настоящий водопад.(22) Когда наступала тихая, теплая ночь и на небосклоне загорались бесчисленные звезды, в саду вспыхивали тысячи маленьких светильников.(23) Их нежный колеблющейся свет делал сады ещё более фантастичными. (24) В воздухе плыли ароматы цветов и трав…(25)Время шло. (26)Вавилон пустел, переходил из рук в руки. (27) Вместе с ним гибли и висячие сады.

                                              

 А. Домашнев, Т. Дроздова

                                           (По книге «Из глубины веков)

 

Задания:

1. Запишите номера предложений, в которых выражена основная мысль текста.

2.Выпишите слово образованное по схеме: приставка + корень+ суффикс + окончание

3. Сколько раз звук [з] встречается в предложении 21?

4. Укажите способ образования подчеркнутых слов.

5.Объяснить правописание слова ПРЕКРАСНЫ

6. Найдите в тексте сложное предложение (запишите его номер).

7.Расставить знаки препинания в предложении 18

8. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

8.1. Сформулируйте одну из проблем, проставленных автором.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, с Вашей точки зрения, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

8.2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие/несогласие) и обоснуйте его.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.034 с.)