Знаки препинания в конце предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания в конце предложения.



15.06.

Ф.И.О. студента (ки) Чугурова Кристина Валерьевна

Методические рекомендации к выполнению заданий по теме: «Функции знаков препинания. Пунктограмма».

Для осмысления темы (только для осмысления):

1.Какие принципы пунктуации Вы знаете?

Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и интонационном. Смысловой (или логический) принцип выдвинут Ф.И.Буслаевым, который писал, что «знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему» Этот принцип развивали С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро, А.Ф.Ломизов и другие. Синтаксический (или грамматический) принцип развил Я. К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи. Данный принцип поддерживал А.И.Гвоздев, а в настоящее время Г.И.Блинов, Н.С.Валгина и другие. Интонационный принцип выдвинул Л.В.Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию. Этот принцип развивали А.М.Пешковский, Л.А.Булаховский, Г.П.Фирсов и другие.

принципы русской пунктуации – это та основа, на которую следует опираться, чтобы усовершенствовать пунктуационные навыки учащихся во всех основных типах и видах предложений

2.Важны ли наблюдения над интонацией при изучении пунктуации?

"При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются чрезвычайно полезными, потому что учащиеся, как при чтении, так и при письме, в особенности под диктовку, в той или иной мере руководствуются интонацией, поэтому необходимо добиться усвоения школьниками важнейших случаев соответствий и несоответствий между интонацией и пунктуацией

3.Дайте определение понятию «пунктограмма», соотнесите с понятием «орфограмма» (см. предыдущие занятия).

Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств – знаков препинания. То есть обеспечивается применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего на те условия, при которых она (норма) реализуется.

Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными (двумя-тремя) графическими знаками. (М.Т. Баранов)

Орфограмма-написание слова или морфемы, выбираемое из нескольких возможных (при одинаковом произношении) и соответствующее определенному орфографическому правилу
Пунктограмма - это конкретный случай применения пунктуационного правила.

4.Осмыслите варианты пунктограмм.

Знаки препинания в конце предложения.

В конце предложения в зависимости от целевого назначения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

При недоговоренности, указании на особый подтекст или незаконченность высказывания в конце предложения ставится многоточие.

В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие.

Знаки препинания при обособленных дополнениях.

Дополнения, выраженные существительными с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с, дополнение с предлогом кроме, имеющее значение исключения, отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми.

Использование кавычек.

Кавычки используют для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своём обычном значении, используются в ироническом смысле.

Если внутри слов, заключенных в кавычки, встречаются другие слова, заключенные в кавычки, используются кавычки разного рисунка. Если же такой возможности нет, то закрывающие кавычки ставятся только один раз

Вопросы и задания Ответы
1.Назвать принципы русской пунктуации. Смысловой (или логический) принцип 1) принцип выдвинут Ф.И.Буслаевым, который писал, что «знаки препинания имеют двоякое назначение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему» Синтаксический (или грамматический) принцип Синтаксический (или грамматический) принцип развил Я. К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи Интонационный принцип выдвинул Л.В.Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию.
2.Согласны ли Вы с утверждением, что русская пунктуация – сложная и развитая система, которая имеет прочное основание – формально-грамматическое? Согласна. Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.
3.Продолжите высказывание (если согласны) Согласна. «При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются полезными, потому что учащиеся, как при чтении, так и при письме, в особенности под диктовку, в той или иной мере руководствуются интонацией, поэтому необходимо добиться усвоения школьниками важнейших случаев соответствий и несоответствий между интонацией и пунктуацией. 1) Наблюдения над интонацией являются одним из надежных вспомогательных средств для решения вопроса о выборе знака в конце предложения, для постановки запятой при однородных членах предложения, в бессоюзных сложных предложениях, при обособленных членах предложения.2) Наблюдения над интонацией не может служить руководством для расстановки запятых при обращении, стоящем в середине и в конце предложения, деепричастных оборотах и сложноподчиненных предложениях вследствие частных несоответствий между интонацией и пунктуацией в указанных случаях..»
4.Продолжите высказывание Навыки в расстановке знаков препинания приобретают те учащиеся, которые развивают пунктуационную зоркость, учатся чувствовать интона-ционную определенность знаков пре-пинания, отрабатывают навыки рас-становки знаков препинания в соот-ветствии с изученными пунктуацион-ными правилами, правильно и четко обосновывают выбор знаков, находят пунктуационные ошибки и умеют ис-правлять их.

 

Проверьте свои знания.

  Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств – знаков препинания. То есть обеспечивается применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего на те условия, при которых она (норма) реализуется.

Примечание: словесное выражение пунктограммы обычно включает название пунктуационного знака и синтаксической единицы, для оформления которой он употребляется (например, «тире между главными членами»).

Задание:   1.Прочитайте предложения. 2.Назовите пунктограммы.

 Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем (И.Крылов).

Данное предложение является сложноподчиненным предложением с обстоятельственным придаточным условия, соединены союзом коль. (Повествовательное, невосклицательное). Главная часть — № 1; придаточная — № 2. [´],(коль).

Ветер, ты, вольный, раздуй паруса (А. Блок).

В данном предложении обособлены запятыми слово «ветер» и «вольный» потому, что они являются обращением.

Задание: 1.Прочитайте предложение. 2.Назовите пунктограммы. 3.Можно ли их отнести к одной пунктограмме и назвать «Запятая между частями сложного предложения»?

Никто не заметил, как начало светать, как заиграла весенняя зорька (Г. Федосеев).

Пунктограммы: Запятая между частями сложного предложения, запятая между простыми предложениями, входящими в состав сложного, точка в конце предложения. Пунктограммы «запятая между частями сложного предложения» и «запятая между простыми предложениями, входящими в состав сложного» не относятся к одной пунктограмме «запятая между частями сложного предложения».

 

15.06.

Ф.И.О. студента (ки) Чугурова Кристина Валерьевна

Методические рекомендации к выполнению заданий по теме: «Функции знаков препинания. Пунктограмма».

Для осмысления темы (только для осмысления):

1.Какие принципы пунктуации Вы знаете?

Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и интонационном. Смысловой (или логический) принцип выдвинут Ф.И.Буслаевым, который писал, что «знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему» Этот принцип развивали С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро, А.Ф.Ломизов и другие. Синтаксический (или грамматический) принцип развил Я. К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи. Данный принцип поддерживал А.И.Гвоздев, а в настоящее время Г.И.Блинов, Н.С.Валгина и другие. Интонационный принцип выдвинул Л.В.Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию. Этот принцип развивали А.М.Пешковский, Л.А.Булаховский, Г.П.Фирсов и другие.

принципы русской пунктуации – это та основа, на которую следует опираться, чтобы усовершенствовать пунктуационные навыки учащихся во всех основных типах и видах предложений

2.Важны ли наблюдения над интонацией при изучении пунктуации?

"При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются чрезвычайно полезными, потому что учащиеся, как при чтении, так и при письме, в особенности под диктовку, в той или иной мере руководствуются интонацией, поэтому необходимо добиться усвоения школьниками важнейших случаев соответствий и несоответствий между интонацией и пунктуацией

3.Дайте определение понятию «пунктограмма», соотнесите с понятием «орфограмма» (см. предыдущие занятия).

Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств – знаков препинания. То есть обеспечивается применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего на те условия, при которых она (норма) реализуется.

Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными (двумя-тремя) графическими знаками. (М.Т. Баранов)

Орфограмма-написание слова или морфемы, выбираемое из нескольких возможных (при одинаковом произношении) и соответствующее определенному орфографическому правилу
Пунктограмма - это конкретный случай применения пунктуационного правила.

4.Осмыслите варианты пунктограмм.

Знаки препинания в конце предложения.

В конце предложения в зависимости от целевого назначения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

При недоговоренности, указании на особый подтекст или незаконченность высказывания в конце предложения ставится многоточие.

В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.92.13 (0.014 с.)