Вопрос 10. Сложное предложение,их виды, методика изучения сложных предложений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. Сложное предложение,их виды, методика изучения сложных предложений.



Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

В зависимости от значений частей бессоюзных сложных предложений и типа интонации как важнейшей формальной стороны их построения выделяются различные виды бессоюзных сложных предложений:

• Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления:

Пример. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... (А. Пушкин);

• Бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления или противопоставления:

Пример. Не стыдно не знать — стыдно не учиться (Пословица)

• Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения:

Пример. Но Васька и Женька не слушали, занятые своими делами: они несли на заготпункт лекарственные растения (В. Панова).

Сложносочиненное предложение (ССП)-простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией. В ССП простые предложения равноправны. Пример. Наступила ночь,и в домах зажглись огни. Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами И, ДА, ТОЖЕ, ТАКЖЕ с противительными союзами НО, А, ДА, ОДНАКО, ЗАТО с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО, ТО ЛИ… Зазвучала музыка, и праздник начался. Музыка стихла, но праздник продолжался. То ли музыканты устали, то ли праздник закончился.

Сложноподчиненное предложение (СПП)-простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными также делятся на следующие подвиды по значению:

- обстоятельственные места (союзы «куда», «откуда», «где»)

- обстоятельственные условия (союзы «если», «коли» (устар.)

- обстоятельственные времени (союзы «пока», «лишь», «когда», «только»)

- обстоятельственные цели (союзы «дабы» (устар.), «чтобы»)

 - обстоятельственные сравнения (союзы «словно», «чем», «как», «будто»)

Для осознания сложного предложения важно показать детям, что сложное предложение в своём составе имеет две части, две группы главных членов предложения, две основы. Читать его надо с определённой интонацией (повышение голоса и пауза после первой части предложения, понижение голоса и пауза в конце). В процессе изучения русского языка в начальных классах учащиеся усваивают, что при помощи предложений люди мыслят, общаются друг с другом, обращаются с вопросами, просьбами, что слова в предложении и словосочетании связаны между собой по смыслу и грамматически, что словосочетание является лишь единицей для построения предложений, что каждое предложение характеризуется интонационной законченностью.

 

 

Вопрос 11. Современная система обучения чтению и литературе в начальной школе.

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность. Под правильностью чтения понимается плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Как показывает школьная практика, учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают. Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу первого года обучения составляет 30—40 слов в минуту, к концу II класса — 60— 80 слов, к концу III — 80—90 слов. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста, а также правильность и сознательность чтения. Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя.

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования.

1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.

2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

3. Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

Методика чтения рассказов. Рассказ является ярким примером художественного произведения. Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы. В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Методика чтения басен. Басня — одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии, появилась задолго до нашей эры. Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Учитываются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (например, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе). Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль. При анализе басни особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.

Методика чтения стихотворений. Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах. В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п.  Стихотворение обычно читается учителем наизусть. После первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа — его взаимосвязанные компоненты. В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.007 с.)