Анализ коррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ коррекционной работы.



Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.

Класс Учебный год Успеваемость % Качество %
2 2014-2015 100% 25%
3 2015-2016 100% 30%

Из анализа уровня успеваемости и качества знаний за два учебных года наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет 25% и 30%.

Цель анализа: проанализировать уровень обученности учащихся.

Кроме анализа успеваемости и качества знаний, мною проведен анализ по уровню обученности(УО), который рассчитывался по формуле:

А х 100% + В х 64% + С х 36% + D х 16%

УО= кол-во обучающихся

А- количество, выполнивших работу самостоятельно; В- количество выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 1-2 ошибки; С- количество, выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 3-4 ошибки; В- количество, не выполнивших работу.

Анализ уровня обученности 2014-2015

Анализ уровня обученности 2015-2016

Данная таблица и диаграммы свидетельствуют о стабильных результатах коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущая педагогическая идея моего опыта - это учение, основанное на достижении успеха на переживании радости познания, на подлинном интересе. Чтобы воплотить мою идею в жизнь, я работаю, ориентируясь на принцип, что каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.

Для достижения результатов в своей работе с учащимися я считаю необходимым:

· обеспечение коррекционной направленности обучения;

· доступность учебного материала;

· учитывать специфику эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными

возможностями здоровья;

· использование современных информационных технологий;

· создание благоприятной атмосферы, сотрудничество педагога и учащегося на основе взаимного уважения и доверия;

· постоянный творческий поиск методов, форм, приёмов, которые будут способствовать повышению мотивации учащихся и повышению уровня успеваемости и качества;

· разнообразие типов и видов уроков;

· взаимосвязь методов обучения и воспитания;

· внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Литература

1) Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.

2) Артемова Т.А., Ковалева А.В. физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996, с. 14— 16.

3(Борисова Е.М., Арсланьян В,П. Тест умственного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с.

4) Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.

5) Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.

6) Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология, 1996, №6, с. 69-80.

7) Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.

8) Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 — 34.

9) Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.

10) Ковалева А.В. Физиологические предикторы умственной работоспособности детей младшего школьного возраста // Школа здоровья 1998, №1.

11) Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.

12) Лучшие психологические тесты. М., 1994.

13) Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. М., 2002.

14) Программа подготовительного и 1 — 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.

15) Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997.

16) Утехина К.ГЛ. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6—7 лет: Опыт работы практического педагога. М,1996.

17) Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 2004. № 3; 2005. № 6.

Коррекция развития обучающихся с нарушением интеллекта.»

 

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью, находящиеся в условиях дома-интерната, нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. У этих детей замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами и дефектами произношения. В наше время обучаемость умственно отсталых детей свидетельствует о признании и уже не ставится под сомнение. При организации специального обучения такие дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, а некоторые из них могут быть в определенной степени интегрированы в общество. Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их познавательной деятельности, с учетом потенциала развития каждого ребенка. Для успешной реализации коррекционно-развивающей работы в качестве эксперимента была апробирована методика «Логические блоки Дьенеша» — уникальный по своим возможностям дидактический материал, используемый в работе с детьми во многих странах мира. Золтан Дьенеш — венгерский психолог и математик разработал пособие — блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Данная система не так популярна, как методики Монтессори или же Глена Домана. В России в последнее время этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и используется в ДОУ. Набор логических блоков Дьенеша состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); цвету (красный, синий, желтый); размеру (большие и маленькие); и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами, и в наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Блоки Дьенеша используются для ознакомления детей с геометрической формой и размером, для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста. Для выявления потенциальных возможностей развития детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, и разработку для них специального образовательного маршрута, было проведено исследование познавательной деятельности детей с целью изучения особенностей их сенсорного, умственного и речевого развития. Результаты диагностики выявляют у детей низкий уровень внимания: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание крайне слабое. Значительные отклонения обнаружились и в области сенсорики. Для таких детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемое, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием материала простого и несколько усложненного. Привычные окружающие предметы дети хорошо воспринимают и различают. При необходимости восприятия нового предмета, дифференцирования его от других, и, тем более использования его новых свойств, умственно отсталые дети не прибегают к ориентировочным действиям, не производят обследование предмета, задания выполняют ошибочно. Деятельность носит хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. Мышление умственно отсталых детей характеризуется отставанием в темпе развития. Дети не могут самостоятельно обобщать свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. У них отсутствует перенос способа действия. Память детей данной категории, как логическая, так и механическая, находится на низком уровне. Однако у некоторых детей наблюдается преобладающая механическая память на события, факты, имена. Наряду с грубыми нарушениями интеллекта у детей имеется глубокое недоразвитие речи. У большинства речь ограничивается звукоподражанием и звукопроизношением. Отсутствие речи компенсируется жестами и своеобразными словами, в которые вкладывается определенный смысл. Некоторые дети имеют словарный запас, состоящий из отдельных слов, коротких фраз. При внедрении в работу с умственно отсталыми детьми логических блоков Дьенеша, возникли некоторые вопросы: - как начать формирование мыслительных умений у детей с тяжелыми нарушениями познавательной деятельности? - какие методы и приемы будут приемлемы для усвоения заданного материала? - какие из предложенных Дьенешем игр будут доступны и эффективны данной категории детей? - как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед, и какими будут ожидаемые результаты. Отвечая на поставленные вопросы, и опираясь на результаты диагностики, были разработаны индивидуальные программы по обучению детей игре с блоками Дьенеша в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка. Данная методика позволяет упрощать или усложнять задания в играх, используя меньшее или большее количество признаков фигур, соответственно меньшее или большее количество элементов набора. Методика Золтана Дьенеша предлагает множество интересных игр для развития детей разного возраста и разного уровня познавательного развития. Учитывая достаточно низкий уровень развития умственно отсталого ребенка, начинать работу по методике Дьенеша следует с элементарного ознакомления детей с материалом. На первом этапе работу начинали с простого манипулирования ребенком предлагаемыми геометрическими фигурами, тем самым предоставляя ему возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками. Накладывая блоки друг на друга, складывая в ряд, и перекладывая их из коробки на стол и обратно, дети знакомились со свойствами фигур на уровне ощущения. Следуя принципу постепенного наращивания трудностей, работу по формированию познавательных способностей начали со знакомства с формой, цветом, затем величиной и толщиной. На начальной ступени детям предлагались игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством — обобщать, классифицировать и сравнивать по одному признаку, например: «Найди фигуру такой же формы», «Найди фигуру такого же цвета» или «Найди фигуру такого же размера» и так далее. Затем, после усвоения данной ступени, предлагались игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, например: «Найди круги красного цвета» и так далее; а затем и тремя свойствами — «Найди круги красного цвета большого размера» и так далее. Следующим этапом обучения по методике Дьенеша является введение специального кода, графически изображающего свойства фигур (карточки-символы), в качестве зрительного ориентира. Большинство детей экспериментальной группы испытывает трудности при соотнесении символа и фигуры. В итоге работы 35,7 % детей научились кодировать и декодировать информацию. После того как ребенок постепенно научится пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» («Не круг», «Не красный», «Не большой») и так далее. Этот уровень сложности материала не для всех детей оказался доступным. В процессе обучения с заданиями данной сложности справляются 21,5 % детей. Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа. Специальная работа по развитию сенсорных возможностей с использованием блоков Дьенеша позволила развить у детей с интеллектуальной недостаточностью определенные познавательные способности.

Очевиден рост показателей по всем критериям оценки познавательного развития. Отмечается переход от беспорядочной деятельности к планомерному осмысленному выполнению детьми экспериментальной группы поставленных задач. Использование наглядного дидактического материала показало, что возможна количественная и качественная динамика развития умственно отсталых детей. Дети учатся правильно выполнять задания, им становится доступным элементарный перенос умений. Действия становятся более целенаправленными, осмысленными, организованными. Таким образом, используются потенциальные возможности умственного развития детей. Стоит отметить, что для достижения в работе с данной категорией детей положительных результатов, необходимо осуществлять психологическую коррекцию целенаправленно, поэтапно, длительно и систематически.

Литература:

1. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. С-Пб., 1996.

2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003. 3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.

4. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, 2006.

5. Методики развития: Золтан Дьенеш. Режим доступа: http://www.corvet-igra.narod.ru/


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.013 с.)