Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные особенности проведения занятий по арт-терапии в работе с детьмиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция Роль наблюдателя Присутствие наблюдателя на арт-терапевтических сессиях не обязательно – терапевт сам может записывать свои наблюдения, делать выводы после занятия. Однако присутствие наблюдателя даёт терапевтическому процессу ряд преимуществ, поэтому в Китеже он чаще всего присутствует на занятиях. Наблюдатель, являясь участником арт-терапевтического процесса, в то же время сохраняет дистанцию по отношению к происходящему. Он имеет возможность сосредоточить своё внимание на том, насколько арт-терапевт и ребёнок вовлечены в творческий процесс и какое влияние они оказывают друг на друга. После того как ребенок начал рисовать, наблюдатель начинает вести отчет, он записывает в хронологическом порядке все действия ребёнка (время, материалы, слова, движения, настроение, значительные изменения, способ рисования, последовательность рождения изображения, комментарии и истории ребёнка по ходу рисования). Наблюдатель никак не вмешивается в ход сессии и старается не привлекать к себе внимания. В случае присутствия наблюдателя, ребёнку нужно сказать, что в комнате будет находиться другой человек, который будет помогать ведущему терапевту и заниматься своими делами. В конце занятия наблюдатель вместе с терапевтом делают выводы, отмечают важные моменты, делятся друг с другом впечатлениями от занятия. По итогам всей сессии так же пишутся выводы и рекомендации. В ходе сессии наблюдатель отвечает для себя на следующие вопросы: - как ребёнок рисует - что ребёнок рисует - почему ребёнок рисует это - как рисунок или изделие влияют на состояние их автора Результаты арт-терапии и определение эффективности занятий Есть несколько знаковых моментов, по которым можно судить об эффективности арт-терапевтической работы и возможном её окончании. Одним из таких показателей является повышение самооценки ребёнка, изменения его самоотношения в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе. Другой показатель – демонстрирование ребенком автономности и независимости в отношениях с арт-терапевтом после того, как были последовательно пройдены стадии налаживания контакта с терапевтом, зависимости от его оценки, ожидания одобрения, уверенности в постоянстве поддержки арт-терапевта. Уверенность в поддержке освобождает ребёнка от необходимости постоянно контролировать состояние взрослого и даёт возможность сосредоточиться на своей работе, на своём внутреннем мире, переживаниях. Внешне это проявляется в некотором отчуждении от терапевта, но для профессионала является позитивным показателем.
Третий показатель эффективности психотерапевтической работы - расширение временной перспективы. Это изменение можно выявить, собирая информацию о поведении ребёнка дома, иногда в школе: ребёнок чаще начинает говорить о своём прошлом, интересоваться им, порой делать какие-то обобщения. Ребёнок начинает больше замечать людей и обстановку его окружающую, начинает интересоваться прошлым своих близких, иногда планировать свою будущую жизнь, говорить о том, кем он станет, когда вырастет и т.д. В такой момент ребёнок нуждается в поддержке со стороны близких: на свои вопросы он должен получать честные, спокойные ответы, воспоминания о прошлом должны быть выслушаны. И наконец, ещё одним знаковым моментом является изменение качества рисунков ребёнка. В них появляются символы (не культурные изображения вроде инь-янь или серпа и молота, а интегрированные, обобщённые в одном образе значимые для ребёнка смыслы). То, что периодично повторялось, хаотично проливалось в рисунках, теперь приобретает некую структурную целостность, некий обобщённый образ, в котором ребёнок сознательно объединяет значимые для него чувства, моменты. Рисование Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы. Рисовать можно на белой и цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы. Элементы песочной терапии Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Коллаж Эта техника, заключается в подборе и создании композиции из различных изображений, объединенных общей темой. Процесс выглядит так: автор берет газеты и глянцевые журналы, фотографии, открытки, ножницы и клей. И начинает творить. Свободы выбора и безграничный полет фантазии. Коллаж, полностью снимает переживания, связанные с отсутствием творческих способностей и каждому дает возможность получить радость и удовлетворение, как от процесса создания, так и от его результата. Лекция Основные особенности проведения занятий по арт-терапии в работе с детьми 1. Цели и задачи арт-терапии в работе с детьми 2. Особенности организации и структура занятий по арт-терапии Литература: 1. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — Электрон. текстовые данные. — М.: Когито-Центр, 2007. — 197 c. — 5-89353-211-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/iprbooksreader?publicationId=3839 2. «Использование приемов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»/ https://infourok.ru/ispolzovanie-priemov-artterapii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-483217.html 3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с./ https://bookree.org/reader?file=1353380&pg=3
1. Цели и задачи арт-терапии в работе с детьми Детская арт-терапия – это современное направление арт-терапии, которое предполагает использование любых средств искусства для выстраивания терапевтических отношений с детьми или оказания психологической помощи и развития детей (Е.Тарарина). Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием любого ребенка. В процессе выполнения работы ребенок высвобождает свое подсознание и через самовыражение творческого потенциала происходит улучшение психоэмоционального состояния. Сам процесс изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Методы арт-терапии относятся к самым мягким, но, в тоже время, глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических резервов и эмоций ребенка. Арт-терапия особенно хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее близка и интересна ребенку. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.
Развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Использование арт-терапевтических методик успешно проходит при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Можно выделить следующие задачи арт-терапевтических занятий с детьми: · Создание положительного эмоционального настроя. · Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, снятие блоков, внутренних зажимов. · Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка. Проработка мыслей и эмоций, которые по каким-либо причинам подавляются в повседневной жизни. · Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме. · Развитие чувства внутреннего контроля. Арт- терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве. · Развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. · Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением. · Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции. Методы арт-терапии успешно применяются с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные проблемы, нарушения физического развития, соматические заболевания. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-терапию. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу. Арт-терапевтические занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю, длительностью от 15 минут и более, в зависимости от возраста ребенка и сложности запроса. Курс занятий обычно от 3–5 до 12 недель.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.012 с.) |