Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело. Практических занятий по дисциплине Анатомия и физиология человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело. Практических занятий по дисциплине Анатомия и физиология человека



Темы

практических занятий по дисциплине Анатомия и физиология человека

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

 Занятие №1.  Раздел: Ткани. Кровь.          

Темы:

1. Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани.

2. Кровь: состав, свойства, функции. Гемостаз. Группы крови, резус-фактор, совместимость групп крови.

Занятие №2. Раздел: Опорно-двигательный аппарат.

Темы:

  1. Кости и соединения костей черепа и туловища.
  2. Мышцы головы, шеи и туловища.

Занятие №3.

Темы:

1. Кости и соединения костей верхних и нижних конечностей.

2. Мышцы верхних и нижних конечностей.

 

Занятие №4. Раздел: Нервная система.

Темы:

  1. Функциональная анатомия спинного мозга.
  2. Функциональная анатомия головного мозга.

Занятие №5.

Темы:

1. Спинномозговые нервы.

2. Черепные нервы.

Занятие №6.

 Темы:

  1. Вегетативная нервная система.
  2. Сенсорные системы: соматическая, обонятельная, вкусовая, зрительная, слуховая и вестибулярная.

Занятие №7.

Темы:

1. Железы внутренней секреции.

2. Железы внутренней секреции.

 

 Занятие №8. Раздел: Дыхательная система.

Темы:

  1. Анатомия и физиология дыхательных путей.
  2. Анатомия и физиология легких. Физиология дыхания.

Занятие №9. Раздел: Пищеварительная система.

Темы:

1. Анатомия и физиология органов пищеварительного канала.

2. Анатомия и физиология пищеварительных желез. Обмен веществ и энергии. Витамины.

Занятие №10. Раздел: Мочеполовой аппарат.

  Темы:

1. Анатомия и физиология органов мочевой системы

2. Анатомия и физиология женской и мужской репродуктивной системы.

Занятие №11. Раздел: Сердечно-сосудистая система.

Темы:   

1.  Анатомия и физиология сердца.

2. Анатомия и физиология сосудов. Лимфатическая система.

Раздел: ОСНОВЫ ГИСТОЛОГИИ.

                                       Тема:     ТКАНИ                                                     1

                                      Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции.

2. Ответить на вопросы и задания для самоподготовки.

Составить глоссарий.

Составить таблицу: «Ткани», в которой указать вид ткани, её расположение в организме человека, строение (в виде схемы), функции.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 1. Что такое ткань?

 2. Классификация тканей.

 3. Расположение и функции эпителиальной ткани.

 4. Виды эпителиальной ткани.

 5. Разновидности однослойного эпителия и их расположение в организме.

 6. Виды многослойного эпителия и его расположение.

 7. Расположение и строение железистого эпителия.

 8. Виды желёз.

 9. Особенности строения и виды соединительной ткани.

10. Клетки соединительной ткани и их функции.

11.  Расположение и строение костной ткани.

12. Виды костной ткани.

13. Расположение и строение хрящевой ткани.

14. Виды хрящевой ткани.

     15. Виды мышечной ткани. Расположение, строение и функциональные особенности поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани.

     16. Расположение, строение, функциональные особенности гладкой мышечной ткани.

     17. Сердечная мышечная ткань и ее особенности.

     18. Расположение и строение нервной ткани.

     19. Виды нейронов по строению и по выполняемой функции.

     20. Нейроглия и ее функции.

     21. Строение миелиновых и безмиелиновых нервных волокн.

     22. Синапс, его строение и виды.

     23. Понятие о медиаторах, их виды.

Пример составления таблицы:

Название ткани Виды Строение (схема) Расположение Функции
Эпителиальная Однослойный:      
  А) плоский рисунок Выстилает сосуды …….
  Б) кубический рисунок Канальцы почек ………

 

Пример составления глоссария:

Название органа русское латинское греческое Медицинский термин
Желудок ventriculus gaster Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка
Спинной мозг Medulla spinalis mielos Миелит – воспаление спинного мозга
…………..      

                           

Тема:   КРОВЬ                                1. 2 (СД)

 

                                      Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Работа с текстом учебника, с конспектом лекции.

2. Ответить на вопросы и задания для самоподготовки.

Составить глоссарий.

Тема:           Кости и соединения костей черепа и туловища.

Самостоятельная работа студентов:

Работа с текстом учебника, с конспектом лекции.

Составление графологической структуры видов соединений костей.

Составление глоссария.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

   ПОДГОТОВЬТЕ УСТНЫЕ ОТВЕТЫ на следующие вопросы:

1.  Части тела человека.

2.  Структуры аппарата движения человека.

3.  Строение кости как органа.

4.  Виды костей

5.  Соединения костей.

6.  Строение сустава.

7.  Виды суставов, движения в них.

8.  Отделы черепа.

9.  Кости мозгового отдела черепа.

10.  Кости лицевого отдела черепа.

11.  Назовите кости черепа по-русски и по-латыни.

12.  Какие кости черепа являются воздухоносными?

13.  Покажите на внутренней поверхности основания черепа все черепные ямки и отверстия.

14.  Какие отверстия и отростки видны на наружной поверхности основания черепа?

15. Назовите кости, участвующие в образовании полости носа и глазниц.

16.  Соединения костей мозгового черепа.

17.  Соединения костей лицевого отдела черепа.

18.  Височно-нижнечелюстной сустав – чем образован, к каким суставам по классификации суставов относится, виды движений в нем.

19.  Возрастные и половые особенности черепа.

20.  Роднички черепа новорожденного. Сроки закрытия родничков. Значение для клиники.

21. Кости скелета туловища.

22. Отделы позвоночного столба, количество позвонков в них.

23. Строение типичного грудного позвонка.

24. Строение атланта, осевого, 6-го шейного позвонка.

25. Отличия шейных, грудных и поясничных позвонков.

26. Строение крестца и копчика.

27. Соединения позвонков.

28. Позвоночный столб в целом, изгибы, их формирование и значение.

29. Строение и виды ребер.

30. Строение грудины.

31. Соединения ребер с позвонками.

32. Соединения ребер с грудиной.

33. Грудная клетка в целом.

       Тема:           Мышцы головы, шеи, туловища.                   2

Составление глоссария.

 

                                      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Назовите и покажите на скелете отделы скелета верхней конечности.
  2. Назовите кости верхней конечности по-русски и по-латыни.
  3. Кости пояса верхней конечности. Строение лопатки.
  4. Строение ключицы.
  5. Строение плечевой кости.
  6. Строение лучевой и локтевой костей.
  7. Отделы кисти. Покажите кости запястья, пястные кости, фаланги пальцев. Виды фаланг.
  8. Назовите и покажите на скелете все соединения костей верхних конечностей.
  9. Строение и функции плечевого сустава. Какими костями образован? К каким суставам по классификации суставов относится? Виды движений в нем?
  10. Строение локтевого сустава. Какими костями образован? К каким суставам по классификации суставов относится? Виды движений в нем?
  11. Лучезапястный сустав, какими костями образован? К каким суставам по классификации суставов относится? Виды движений в нем?
  12. Какие движения называются пронацией и супинацией?

 

     Тема: Скелет и соединения костей нижних конечностей      

Задание № 1.             КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите и покажите на скелете отделы скелета нижней конечности.

2. Назовите кости нижней конечностей по-русски и по-латыни.

3. Кости тазового пояса – показать на скелете.

4. Строение таза. Половые отличия таза.

5. Размеры женского таза.

6. Покажите на скелете отделы свободной части нижней конечности и отделы стопы.

7. Строение бедренной кости.

8. Расположение и строение костей голени.

9. Кости стопы.

10.Строение и функции тазобедренного сустава.

11.Строение и функции коленного сустава.

12.Строение и функции голеностопного сустава.

 

Тема:              Мышцы верхних и нижних конечностей конечностей                                                                                    

                                               

Задания для самоподготовки:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Мышцы плечевого пояса – расположение, функции.

2. Мышцы плеча – расположение, функции.

3. Мышцы предплечья – расположение, функции.

4.  Мышцы кисти, расположение, функции.

5. Чем образованы стенки подмышечной ямки?

6. Мышцы тазового пояса, расположение, функции.

7. Мышцы бедра, расположение, функции.

8. Мышцы голени, расположение, функции.

9. Мышцы стопы, расположение, функции.

10.  Какие мышцы ограничивают подколенную ямку, и что в ней находится?

 

                         НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА                         4

                   Тема:  Функциональная анатомия спинного мозга

                                                                       

                                Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария.

Контрольные вопросы:

                       ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

1. Схема строения нервной системы.

2. Функции соматической и вегетативной нервной системы.

3. Форма, длина и масса спинного мозга.

4. Топография, верхняя и нижняя границы спинного мозга.

5. Внутреннее строение спинного мозга.

6. Оболочки спинного мозга, их функции.

7. Межоболочечные пространства спинного мозга.

8. Сегменты спинного мозга.

9. Функции нейронов передних, задних и боковых рогов СМ.

10. Рефлекторная функция СМ.

11. Рефлекс, рефлекторная дуга и ее основные звенья.

12. Проводниковая функция спинного мозга.

13. Латинское и греческое название головного мозга.

14. Основные отделы головного мозга.

15. Оболочки ГМ и межоболочечные пространства.

16. Желудочки ГМ.

17. Продолговатый мозг, его топография, строение, функции.

18. Строение и функции моста и мозжечка.

19. Топография, строение и функции среднего мозга.

20. Основные отделы промежуточного мозга, их строение и функции.

21. Строение конечного мозга, поверхности, доли и извилины.

22. Локализация функций организма человека в коре больших полушарий.

23. Функции левого и правого полушария.

 

Составление глоссария.

Контрольные вопросы:

                       ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

 1. Образование и строение спинномозговых нервов.

 2. На какие ветви делятся СМН?

 3. Что образуют передние ветви СМН, помимо грудных?

 4. Чем образовано и где находится шейное сплетение?

 5. Основные ветви шейного сплетения и области иннервации?

 6. Чем образовано и где находится плечевое сплетение?

 7. Зоны иннервации плечевого сплетения.

 8. Ход и области иннервации лучевого, локтевого и срединного нервов.

 9. Передние ветви грудных СМН, их ход и области иннервации.

10. Чем образовано и где находится поясничное сплетение?

11. Области иннервации бедренного нерва.

12. Чем образовано и где находится крестцовое сплетение?

13. Ход и области иннервации седалищного нерва.

14. Зоны иннервации большеберцового и общего малоберцового нервов.

Тема: «ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ»

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария.

ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОТВЕТАМ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 1. Порядковый номер и название черепных нервов.

 2. Какие ЧН являются по функции чувствительными, двигательными и смешанными?

 3. Обонятельные нервы: чем они образованы, куда направляются?

 4. Зрительный нерв, его топография, строение, ход зрительного пути.

 5. Глазодвигательный нерв, зона его иннервации.

 6. Блоковый нерв, его начало и область иннервации.

 7. Тройничный нерв, топография его ядер и основные ветви.

 8. Отводящий нерв, область его иннервации.

 9. Лицевой нерв, состав его волокн, места выхода из полости черепа, зоны иннервации.

10. Преддверно-улитковый нерв, его топография и основные части.

11. Языкоглоточный нерв, состав его волокн, места выхода из черепа, локализация ядер.

12. Блуждающий нерв, место выхода из черепа, локализация ядер.

13. Добавочный нерв, место выхода его из полости черепа, зона иннервации.

14. Подъязычный нерв, через какое отверстие и куда выходит из полости черепа, область иннервации.

 

 

             Тема: ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА          6                                                                                        

              Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

                          ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

 1. Что называется вегетативной нервной системой?

 2. Какие отделы ВНС Вы знаете?

 3. Строение симпатического отдела ВНС.

 4. Центральный и периферический отделы парасимпатической части ВНС, чем представлены, где расположены?

 5. Влияние симпатического и парасимпатического отделов ВНС на деятельность внутренних органов.

 6. Особенности рефлекторной дуги ВНС.

 7. Медиаторы ВНС.

 8. Основные анатомо-физиологические особенности ВНС и ее отличия от соматической нервной системы.

         Тема: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария.

                     

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

1. Структуры организма человека, удовлетворяющие потребность - дышать.

2. Назвать и показать на наглядном пособии органы воздухопроведения.

3. Латинские названия органов дыхательной системы.

4. Строение и функции полости носа. Значение дыхания через нос.

5. Сообщение полости носа с придаточными пазухами носа.

6. Расположение, строение и функции носоглотки.

7. Гортань – ее функции, топография, строение.

8. Полость гортани – отделы, голосовая щель.

9. Трахея, длина, строение, к чему прилежит ее задняя стенка?

10. Главные бронхи: правый и левый, их отличия друг от друга.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

1. Назовите по-русски и по-латыни основные отделы (органы) пищеварительной системы.

2. Строение стенки пищеварительного канала.

3. Функции пищеварительной системы.

4. Строение полости рта, языка.

5. Слюнные железы.

6. Глотка, ее значение, положение и основные части.

7. Лимфоидные образования, входящие в состав кольца Н.И.Пирогова –

В. Вальдейера.

8. Пищевод: топография, части, сужения.

9. Желудок: топография, отделы, отверстия.

10. Строение стенки желудка.

11. Виды клеток слизистой оболочки желудка и что они выделяют?

12. Отделы тонкой кишки и строение двенадцатиперстной кишки.

13. Строение толстой кишки. Основные отличия толстого кишечника и тонкого.

14. Отделы толстого кишечника, их проекция на переднюю брюшную стенку.

15. Строение прямой кишки, ее сфинктеры.

16. Понятия – полость живота, брюшная полость, брюшинная щель.

 

Составление глоссария.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

                                                                                                                                               

      ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:    

     1. Функциональная система выделения и водный баланс организма.

     2. Латинское (греческое) название почек, мочеточника, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

     3. Функции почек.

     4. Топографии почек.

       5. Форма почки, ее поверхности, края, концы.

     6. Внутреннее строение почки.

     7. Нефрон, его строение и значение.

     8. Особенности кровообращения в почке.

     9. Топография, длина и составные части мочеточника, строение его стенки.

    10. Топография мочевого пузыря, его форма и объем.

    11. Составные части мочевого пузыря, строение его стенки.

    12. Мужской мочеиспускательный канал, его длина и составные части.

    13. Строение женского мочеиспускательного канала.

    14. Сфинктеры мочеиспускательного канала.

    15. Механизм образования первичной мочи.

    16. Состав первичной мочи.

    17. Механизм образования конечной мочи.

    18. Состав конечной мочи.

 

 

Тема: Анатомия и физиология женских и мужских половых органов

                              Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

1. Перечислите внутренние и наружные женские половые органы.

2. Латинское и греческое название яичника, матки, маточной трубы, влагалища.

3. Топография и строение яичников.

4. Понятие об овуляции.

5. Матка, ее расположение, форма, размеры, масса.

6. Составные части матки, слои стенки матки, их строение и специальные названия.

7. Назначение, топография, строение и составные части маточных труб.

8. Строение влагалища.

9. Женская половая область и ее составные части.               

10. Перечислите внутренние и наружные мужские половые органы.

11. Латинское и греческое названия яичка, придатка яичка, предстательной железы, полового члена.

12. Расположение, строение и функции яичек.

13. Придатки яичек, назначение, строение.

14. Семявыносящий проток, его длина, строение и назначение.

15. Семенные пузырьки, их строение, расположение, значение.

16. Предстательная железа, расположение, строение, назначение.

17. Бульбоуретральные железы, их топография и назначение.

18. Половой член, его строение.

19.Мошонка – расположение, строение.

 

Составление глоссария.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

1. Перечислить органы, осуществляющие процесс кровообращения.

2. Функции системы кровообращения.

3. Круги кровообращения.

4. Что такое сердце, где оно расположено?

5. Проекция сердца на грудную стенку.

6. Камеры сердца, перегородки, отверстия в них.

7. Клапаны сердца, их расположение, строение, функции.

8. Строение стенки сердца. Околосердечная сумка.

  9. Проводящая система сердца.

10. Сердечный цикл, его фазы, их продолжительность.

11. Тоны сердца и места их выслушивания.

12. Систолический и минутный объем сердца.

13. Основные зубцы и интервалы ЭКГ.

14. Законы сердечной деятельности.

15. Регуляция работы сердца.

16. Сосуды малого круга кровообращения.

17. Сосуды коронарного круга кровообращения

 

Тема:      Артерии и вены большого круга кровообращения

                                                  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:                                                 

                               

                                    ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА  ВОПРОСЫ:

1. Основные части аорты.

2. Ветви, отходящие от луковицы аорты.

3. Ветви дуги аорты.

4. Ветви наружной сонной артерии.

5. Ветви внутренней сонной артерии.

6. Вилизиев круг, его образование, расположение и значение

7. Артерии мягких тканей головы и шеи.

8. Артерии верхних конечностей.

9. Ветви грудной аорты.

10. Ветви брюшной аорты.

11.  Артерии нижних конечностей.

12.  Основные точки прижатия артерий при кровотечениях.

13. Верхняя полая вена, ее образование и топография. Система верхней полой вены.

       14. Плечеголовная вена и ее образование.

       15. Вены мягких тканей головы и шеи.

       16. Вены верхних конечностей.

       17.  Нижняя полая вена, ее топография и образование. Система нижней полой вены.

       18. Основные притоки нижней полой вены.

       19. Система воротной вены, ее значение.

       20. Поверхностные и глубокие вены нижних конечностей.

       21. Что такое каво-ковальные и портокавальные анастомозы?

 

     

Тема:            Лимфатическая система                               

              Физиология сердечно-сосудистой системы

                                          КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:                                                        

                       

ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ:

1. Лимфатическая система – составная часть сердечно-сосудистой системы, ее строение.

2. Лимфа, ее состав.

3. Строение лимфатических капилляров, сосудов, узлов.

4. Лимфатические стволы и протоки, их формирование и значение.

5. Регионарные лимфатические узлы.

    6. Понятие о систолическом, диастолическом и пульсовом давлении.

                                   7. Артериальный пульс, его качества. Техника определения пульса.

   8. Техника определения артериального давления.

                                     9. Скорость движения крови по сосудам.

                                   10. Время кругооборота крови.

 

 

 

Темы

практических занятий по дисциплине Анатомия и физиология человека

специальность: 34.02.01 Сестринское дело

 Занятие №1.  Раздел: Ткани. Кровь.          

Темы:

1. Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани.

2. Кровь: состав, свойства, функции. Гемостаз. Группы крови, резус-фактор, совместимость групп крови.

Занятие №2. Раздел: Опорно-двигательный аппарат.

Темы:

  1. Кости и соединения костей черепа и туловища.
  2. Мышцы головы, шеи и туловища.

Занятие №3.

Темы:

1. Кости и соединения костей верхних и нижних конечностей.

2. Мышцы верхних и нижних конечностей.

 

Занятие №4. Раздел: Нервная система.

Темы:

  1. Функциональная анатомия спинного мозга.
  2. Функциональная анатомия головного мозга.

Занятие №5.

Темы:

1. Спинномозговые нервы.

2. Черепные нервы.

Занятие №6.

 Темы:

  1. Вегетативная нервная система.
  2. Сенсорные системы: соматическая, обонятельная, вкусовая, зрительная, слуховая и вестибулярная.

Занятие №7.

Темы:

1. Железы внутренней секреции.

2. Железы внутренней секреции.

 

 Занятие №8. Раздел: Дыхательная система.

Темы:

  1. Анатомия и физиология дыхательных путей.
  2. Анатомия и физиология легких. Физиология дыхания.

Занятие №9. Раздел: Пищеварительная система.

Темы:

1. Анатомия и физиология органов пищеварительного канала.

2. Анатомия и физиология пищеварительных желез. Обмен веществ и энергии. Витамины.

Занятие №10. Раздел: Мочеполовой аппарат.

  Темы:

1. Анатомия и физиология органов мочевой системы

2. Анатомия и физиология женской и мужской репродуктивной системы.

Занятие №11. Раздел: Сердечно-сосудистая система.

Темы:   

1.  Анатомия и физиология сердца.

2. Анатомия и физиология сосудов. Лимфатическая система.

Раздел: ОСНОВЫ ГИСТОЛОГИИ.

                                       Тема:     ТКАНИ                                                     1

                                      Самостоятельная работа обучающихся:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.202 с.)