Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Страны Востока в XVI-XVIII веках»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: «Страны Востока в XVI-XVIII веках» Цель: Дать возможность учащимся изучить внутреннюю и внешнюю политику стран Дальнего Востока. Задачи: Образовательная: сформировать знания о развитии стран Азии в XVIII веке и колониальной экспансии европейских стран. Развивающая: уметь устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и выделять особенности развития стран Азии в XVIII веке, причины и последствия колониальных захватов, становления колониальной системы. Воспитательная: развивать интерес к развитию стран Востока, к целостности мира, противоречиях во взаимодействии и столкновениях западноевропейской цивилизаций и стран Востока. Тип: изучение нового материала. План 1. Османская империя 2. Земля принадлежит государству. Деревенская община. Сословный строй. Религии Востока — путь самосовершенствования. Борьба за независимость 1. Османская империя Османские завоевания Османское государство к концу ХУ в. превратилось в обширную империю. ХVI век в истории Османской империи характеризуется новыми непрерывными войнами на Западе и на Востоке. В начале XVI в. главными объектами завоевательной политики турок были Иран, Армения, Курдистан и арабские страны. В 1514 г. турецкое войско нанесло поражение Ирану. В ходе последующих войн турки захватили Восточную Армению, Курдистан, Северную Месопотамию и Египет. Своего наибольшего могущества Османская империя достигла к середине ХVI в. при султане Сулеймане II Законодателе. Европейцы дали ему прозвище Великолепный за многочисленные победы и роскошь двора. Сулейман стремился расширить территорию империи не только на Востоке, но и в Европе. В 1521 г. турки захватили Белград, а затем предприняли 5 походов против Венгрии. Правда, в 1529 г. турецкие войска потерпели серьезное поражение под Веной, но Южная Венгрия осталась под их господством. Вскоре и Центральная Венгрия была завоевана турками. Сулейман Великолепный захватил также остров Родос, совершил опустошительное нашествие на Кавказ. Однако уже в ХVI в. османы потерпели первые поражения от европейцев. В 1569 г. неудачей закончился поход против России на Астрахань. В 1571 г. испано-венецианский флот разгромил турецкий флот при Лепанто у берегов Греции. Но османская экспансия продолжалась. В ХУП в. османы воевали с венецианцами, захватили Крит.
В конце ХУП в. основным объектом османской угрозы стала Украина. Польский король уступил туркам часть Правобережной Украины. Но затем турки встретили решительный отпор со стороны русских войск. В 1681 г. был заключен Бахчисарайский договор, согласно которому границей между Османской империей и Россией был признан Днепр, а Киев и прилегающие к нему территории остались за Россией. После этого Турция начала военные действия против Австрии. В 1683 г. турецкая армия осадила Вену, но вскоре была разгромлена польским королем Яном Собеским. В 1684 г. была создана Священная лига -антиосманская коалиция, в которую вошли Австрия, Польша, Венгрия и позже Россия. Действия союзников оказались успешны: турецкие войска были вынуждены оставить Белград и почти всю Южную Грецию. В 1696 г. Петр I взял крепость Азов, а в следующем году австрийский полководец Евгений Савойский разгромил турецкую армию при Зенте. В 1699 г. были заключены Карловицкие мирные договоры, по которым Австрия получила почти всю Венгрию, Трансильванию; Польша вернула себе Правобережную Украину; Венеция приобрела ряд островов в Эгейском море. В ХVIII в. в ходе ряда русско-турецких, австро-турецких воин Турция потеряла ряд территорий в Европе. Упадок Османской империи. Со второй половины ХVIII в. явственно обозначилось отставание Османской империи от стран Западной Европы. Господство турецких султанов над подвластным населением по-прежнему поддерживалось благодаря военной силе. Внутренние связи между отдельными областями оставались непрочными из-за различий в социально-экономической и этнорелигиозной жизни. В очень трудных условиях находились христиане. Правительство повышало «чрезвычайные» налоги. Широкое развитие получила откупная система. Откупщик с обирал подати с населения в свою пользу, что сопровождалось вымогательством и открытым грабежом. Во внешней политике проявлением упадка Османской империи стал так называемый режим капитуляций. Капитуляции представляли собой договоры Турции с европейскими странами, по которым европейцы получали односторонние льготы в Османской империи, в частности в торговле.
Деревенская община. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины. В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. Фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов. В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений. Сословный строй. В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли. В Японии все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили. Воины-самураи занимали верхнюю ступень. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Они имели привилегию носить два меча и получать пайки риса. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину. Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Третье сословия — ремесленники. Большинство ремесленников жило в городах. Как правило, сын наследовал профессию отца. Четвёртое сословие — купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне, ни ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла. Конфуцизм. Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь.
Буддизм. Религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса. Согласно учению Будды, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души. Синтоизм. «Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов. Главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения. Борьба за независимость Борьба за Индию. В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска из сипаев
В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю. Правление сёгунов в Японии. В начале XVII в. Иэясу Токугава принял титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом. Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными. Сёгуны были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу — город Эдо — и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год — в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника — кого-нибудь из близких родственников. В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство. Правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца. «Закрытие» Японии. С 1542 года в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны, существует христианское учение. В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж — смерти.
Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни. Домашнее задание: Записать дату, номер занятия, тему, план и кратко основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию. Просмотреть видеоролики на сайте youtube:
Тема: «Страны Востока в XVI-XVIII веках» Цель: Дать возможность учащимся изучить внутреннюю и внешнюю политику стран Дальнего Востока. Задачи: Образовательная: сформировать знания о развитии стран Азии в XVIII веке и колониальной экспансии европейских стран. Развивающая: уметь устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и выделять особенности развития стран Азии в XVIII веке, причины и последствия колониальных захватов, становления колониальной системы. Воспитательная: развивать интерес к развитию стран Востока, к целостности мира, противоречиях во взаимодействии и столкновениях западноевропейской цивилизаций и стран Востока. Тип: изучение нового материала. План 1. Османская империя 2. Земля принадлежит государству. Деревенская община. Сословный строй.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.03 с.) |