Тема: «Страны Востока в XVI-XVIII веках» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Страны Востока в XVI-XVIII веках»



Тема: «Страны Востока в XVI-XVIII веках»

Цель: Дать возможность учащимся изучить внутреннюю и внешнюю политику стран Дальнего Востока.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о развитии стран Азии в XVIII веке и колониальной экспансии европейских стран.

Развивающая: уметь устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и выделять особенности развития стран Азии в XVIII веке, причины и последствия колониальных захватов, становления колониальной системы.

Воспитательная: развивать интерес к развитию стран Востока, к целостности мира, противоречиях во взаимодействии и столкновениях западноевропейской цивилизаций и стран Востока.

Тип: изучение нового материала.

План

1. Османская империя

2. Земля принадлежит государству.

Деревенская община.

Сословный строй.

Религии Востока — путь самосовершенствования.

Борьба за независимость

1. Османская империя

Османские завоевания

Османское государство к концу ХУ в. превратилось в обширную империю. ХVI век в истории Осман­ской империи характеризуется новыми непрерывными войнами на Западе и на Востоке. В начале XVI в. главными объектами завое­вательной политики турок были Иран, Армения, Курдистан и арабские страны. В 1514 г. турецкое войско нанесло поражение Ирану. В ходе последующих войн турки захватили Восточную Армению, Курдистан, Северную Месопотамию и Египет.

Своего наибольшего могущества Османская империя достигла к середине ХVI в. при султане Сулеймане II Законодателе. Евро­пейцы дали ему прозвище Великолепный за многочисленные по­беды и роскошь двора. Сулейман стремился расширить террито­рию империи не только на Востоке, но и в Европе. В 1521 г. турки захватили Белград, а затем предприняли 5 походов против Венг­рии. Правда, в 1529 г. турецкие войска потерпели серьезное пора­жение под Веной, но Южная Венгрия осталась под их господ­ством. Вскоре и Центральная Венгрия была завоевана турками. Сулейман Великолепный захватил также остров Родос, совершил опустошительное нашествие на Кавказ.

Однако уже в ХVI в. османы потерпели первые поражения от европейцев. В 1569 г. неудачей закончился поход против России на Астрахань. В 1571 г. испано-венецианский флот разгромил турец­кий флот при Лепанто у берегов Греции. Но османская экспансия продолжалась. В ХУП в. османы воевали с венецианцами, захвати­ли Крит.

В конце ХУП в. основным объектом османской угрозы стала Украина. Польский король уступил туркам часть Правобережной Украины. Но затем турки встретили решительный отпор со сто­роны русских войск. В 1681 г. был заключен Бахчисарайский до­говор, согласно которому границей между Османской империей и Россией был признан Днепр, а Киев и прилегающие к нему территории остались за Россией. После этого Турция начала во­енные действия против Австрии. В 1683 г. турецкая армия осадила Вену, но вскоре была разгромлена польским королем Яном Собеским.

В 1684 г. была создана Священная лига -антиосманская коали­ция, в которую вошли Австрия, Польша, Венгрия и позже Россия. Действия союзников оказались успешны: турецкие войска были вынуждены оставить Белград и почти всю Южную Грецию. В 1696 г. Петр I взял крепость Азов, а в следующем году австрийский пол­ководец Евгений Савойский разгромил турецкую армию при Зенте. В 1699 г. были заключены Карловицкие мирные договоры, по ко­торым Австрия получила почти всю Венгрию, Трансильванию; Польша вернула себе Правобережную Украину; Венеция приобрела ряд островов в Эгейском море.

В ХVIII в. в ходе ряда русско-турецких, австро-турецких воин Турция потеряла ряд территорий в Европе.

Упадок Османской империи.

Со второй половины ХVIII в. явственно обозначилось отставание Османской империи от стран Западной Европы. Господство турецких султанов над подвласт­ным населением по-прежнему поддерживалось благодаря воен­ной силе. Внутренние связи между отдельными областями остава­лись непрочными из-за различий в социально-экономической и этнорелигиозной жизни. В очень трудных условиях находились хри­стиане. Правительство повышало «чрезвычайные» налоги.

Широкое развитие получила откупная система. Откупщик с обирал подати с населения в свою пользу, что сопровождалось вымогательством и открытым грабежом.

Во внешней политике проявлением упадка Османской империи стал так называемый режим капитуляций. Капитуляции представляли собой договоры Турции с европейскими странами, по которым европейцы получали односторонние льготы в Османской империи, в частности в торговле.

Деревенская община.

В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины.

В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. Фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Сословный строй.

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли.

В Японии все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.

Воины-самураи занимали верхнюю ступень. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Они имели привилегию носить два меча и получать пайки риса. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр.

Третье сословия — ремесленники. Большинство ремесленников жило в городах. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Четвёртое сословие — купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне, ни ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.

Конфуцизм.

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь.

Буддизм.

Религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно учению Будды, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Синтоизм.

«Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов. Главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Борьба за независимость

Борьба за Индию.

В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска из сипаев

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.

Правление сёгунов в Японии.

В начале XVII в. Иэясу Токугава принял титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.

Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными.

Сёгуны были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу — город Эдо — и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год — в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника — кого-нибудь из близких родственников.

В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.

Правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.

«Закрытие» Японии.

С 1542 года в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны, существует христианское учение.

В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж — смерти.

Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.

Домашнее задание: Записать дату, номер занятия, тему, план и кратко основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию. Просмотреть видеоролики на сайте youtube:

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Сравнительные особенности исламских и западных стран в начале нового времени (рус.) Новая история https://www.youtube.com/watch?v=vB9VegVwadg&list=PLv6ufBUWdRi06LjmH1DuIY1iiw_Ky4buW&index=1
2. Государства Востока трад общ во в эпоху раннего Нового времени https://www.youtube.com/watch?v=MXKU8VFk6uY
3. Османская империя в XVI веке (рус.) Новая история. https://www.youtube.com/watch?v=lUAgSef9bA&list=PLv6ufBUWdRi06LjmH1DuIY1iiw_Ky4buW&index=2
4. Османская империя в XVII веке (рус.) Новая история.   https://www.youtube.com/watch?v=UGtpSY0hNRY&list=PLv6ufBUWdRi06LjmH1DuIY1iiw_Ky4buW&index=3
5. Османская империя в XVIII в. и Русско-турецкие войны (рус.) Новая история. https://www.youtube.com/watch?v=hc2fLP25Zu8&list=PLv6ufBUWdRi06LjmH1DuIY1iiw_Ky4buW&index=4
6. Империя Великих Моголов (рус.) Новая история https://www.youtube.com/watch?v=m3bFtlNnBc8&list=PLv6ufBUWdRi06LjmH1DuIY1iiw_Ky4buW&index=12
7. "Закрытие" Китая и Японии (рус.) Новая история https://www.youtube.com/channel/UCyp0X1iEjN3pY7Ck9q3kAw

Тема: «Страны Востока в XVI-XVIII веках»

Цель: Дать возможность учащимся изучить внутреннюю и внешнюю политику стран Дальнего Востока.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о развитии стран Азии в XVIII веке и колониальной экспансии европейских стран.

Развивающая: уметь устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и выделять особенности развития стран Азии в XVIII веке, причины и последствия колониальных захватов, становления колониальной системы.

Воспитательная: развивать интерес к развитию стран Востока, к целостности мира, противоречиях во взаимодействии и столкновениях западноевропейской цивилизаций и стран Востока.

Тип: изучение нового материала.

План

1. Османская империя

2. Земля принадлежит государству.

Деревенская община.

Сословный строй.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.03 с.)