Порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации. Порядок изменения границ между субъектами Российской Федерации. Порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации. Порядок изменения границ между субъектами Российской Федерации. Порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации.



Изменение правового статуса субъектов РФ. Правовым основанием изменения статуса субъектов РФ являются ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 137 Конституции РФ, предусматривающие взаимное согласие Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом, который пока не принят.

Три вероятные модели правовых последствий изменения статуса в смысле ч. 5 ст. 66 Конституции РФ:

Ø изменение вида субъекта РФ (например, Красноярский край стал Красноярской Республикой);

Ø изменение границ между субъектами РФ (например, переход части территории Астраханской области к Калмыкии);

Ø выход автономного округа из состава сложносоставного субъекта РФ (например, Ханты-Мансийский округ вышел из состава Тюменской области) или вхождение субъекта в состав другого (возвращение Еврейской автономной области в состав Хабаровского края).

При таких преобразованиях общий количественный состав субъектов РФ остается неизменным, следовательно, указанные процедуры изменяют лишь правовой статус субъектов РФ, но не изменяют субъектный состав России.

Процедуру изменения правового статуса субъекта РФ следует отличать от изменения его наименования, что оформляется указом Президента РФ на основе решения самого субъекта РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ).

Таким образом, существуют определенные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования как изменения правовых статусов регионов, так и структуры Российской Федерации в целом и их решение должно быть основано как на соответствующем федеральном конституционном законе, так и на учете сложившихся политических, экономических, социальных и иных условий развития регионов.

В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами РФ. Решение этого вопроса возможно только при условии взаимного согласия субъектов. Для рассмотрения вопроса в Совет Федерации представляется соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ. Решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением палаты.

При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции; новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, что определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции Российской Федерации.

 


Тема «Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации»

Понятие и основные признаки государственного органа. Система и виды органов государственной власти в Российской Федерации. Конституционные основы их классификации. Федеральные органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционно-правовое регулирование их организации и деятельности

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

Ø представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

Ø действует от имени государства и по его поручению;

Ø образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом»);

Ø выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

Ø имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);

Ø состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

Ø имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

Ø обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

Ø в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

Ø действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

Ø принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

Ø принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

Ø конкретно-организационной деятельностью.

Классификация государственных органов:

Ø по порядку образования:

· избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);

· формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

Ø по форме реализации государственной деятельности:

· на законодательные (представительные);

· исполнительно-распорядительные;

· судебные.

· контрольно-надзорные органы.

Ø по принципу разделения властей:

· законодательные;

· исполнительные;

· судебные.

Ø по иерархии:

· центральные;

· республиканские;

· местные.

Ø по характеру подчиненности:

· «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.);

· «двойного», или «вертикально-горизонтального» подчинения (полиция, государственные банки и т.д.).

Ø по срокам полномочий:

· постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

· временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей.

Ø по порядку осуществления компетенции:

· коллегиальные;

· единоначальные.

Ø по правовым формам деятельности:

· правотворческие;

· правоприменительные;

· правоохранительные.

Ø по характеру компетенции:

· органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);

· органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций.

К числу федеральных органов относятся

Ø Президент РФ,

Ø Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума),

Ø Правительство РФ,

Ø Конституционный Суд РФ,

Ø Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции,

Ø Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды,

Ø Центральный банк РФ,

Ø Счетная палата РФ,

Ø Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,

Ø Прокуратура РФ,

Ø ЦИК РФ.

Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционно-правовое регулирование их организации и деятельности

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре.

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ). В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.017 с.)