Диагностика межличностных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика межличностных отношений



· Социометрическая методика (Л. Морено);

· Методика «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, А.И. Захаров, Л. Корман);

· «Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях» (К. Томас);

· Методика "Диагностика межличностных отношений" (Т. Лири);

· Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

· Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

· Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.Г. Овчарова);

· Методика "Семейная жизнь глазами матери" (Е. Шеффер, Р. Белл; адаптация Т. В. Нещерет);.

· Методика определения групповой сплоченности (К.Э. Сишор);

· Экспресс-методики диагностики психологического климата (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто);

· Методика оценки психологической атмосферы в группе (Ф. Фидлер, адаптирована Ю.Л. Ханиным);

· Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко);

· Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (А.Н. Волкова).

Темы контрольных работ (для выполнения задания №3)

1. Предмет, объект, задачи психолого-педагогической диагностики.

2. Принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития детей

3. Первичные и вторичные нарушения – две группы явлений в аномальном развитии детей

4. Изучение ребенка с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения

5. Системный и динамические подходы к диагностике психического развития

6. Психологическая диспансеризация и выделение детей группы риска как метод психопрофилактики

7. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха

8. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения

9. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы

10. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

11. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития

12. История развития психолого-педагогических методов исследования в России

13. История развития психолого-педагогических методов исследования за рубежом

14. Современные представления о нарушениях развития у детей, их классификации

15. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития

16. Подходы к изучению личности детей и подростков с нарушениями развития

17. Понятие «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» в трудах отечественных ученых

18. Роль психопрофилактики в обучении детей с нарушениями развития

19. Психокоррекционная работа и ее методы

20. Методы психологического консультирования

21. Методы работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития

 

Терминологический минимум (ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №1)

1. Алалия

2. Агнозия

3. Алексия

4. Амнезия

5. Апраксия

6. Аутизм

7. Афазия

8. Афония

9. Брадилалия

10. Валидность

11. Вторичный дефект

12. Высшие психические функции

13. Деменция

14. Детский церебральный паралич

15. Дефектолог

16. Дефектология

17. Дизартрия

18. Дислексия

19. Дифференциальная диагностика

20. Задержка психического развития

21. Логопедия

22. Надежность

23. Невропатолог

24. Олигофрения

25. ПМПК

26. Педиатр

27. Первичный дефект

28. Психиатр

29. Психодиагностическая процедура

30. Психодиагностический прогноз

31. Психокоррекция

32. Психологическое заключение

33. Психологическое консультирование

34. Психолого-педагогическая диагностика

35. Психолого-педагогическая характеристика

36. Психопрофилактика

37. Репрезентативность

38. Слабовидение

39. Слабослышание

40. Скрининг-диагностика

41. Сложные недостатки развития

42. Тахилалия

43. Умственный возраст

44. Функциональная система,

45. Этические нормы психодиагностики

План психолого-педагогической характеристики на ребенка (для выполнения задания №2)

 

Содержание Методы
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался) Изучение документации
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни Беседа с родителями. Изучение медицинской документации
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку Посещение семьи. Беседы с родителями
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование
V. Особенности познавательной деятельности 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций) Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.) Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на Другой Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время
4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком
5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, "смешанная"). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком
6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях
7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.) Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. "Разрушительные" наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

 

 

Список литературы (для выполнения задания №4, подготовки к семинарским занятиям и экзамену)

 

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учеб. пос. – СПб.: Питер, 2005.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2008.

3. Глюханюк Н.С.. Практикум по психодиагностике: учеб. пос. – М.: – В., 2007.

4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2008.

5. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед.. – М.: Сфера, 2009г.

6. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. – М.: Владос, 2012.

7. Овчарова Р.В.. Технологии практического психолога образования: учеб. пос. для студ. вуз. и практ. раб. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.

9. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С.Т. Посоховой. -М.: АСТ; СПб.: Сова.-2005.-671с.

10. Столяренко Л.Д.. Основы психологии: Практикум для студентов вузов. – Ростов н/д.: Феникс, 2007.

11. Шапарь В.Б., Тимченко А.В.. Практическая психология. Инструментарий.- Ростов н/д.: Феникс, 2010.

Дополнительная литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т.. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: учеб. пос. для выс. учеб. завед. – М.: Академия, 2002.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Практикум общепсихологического анализа. – М.: Академия, 2002.

4. Басова Н.В.. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/д.: Феникс, 2000.

5. Бодалев А.А., Деркач А.А., Рабочая книга практического психолога: Пос. для спец., раб. с пер-м. – М.: Инст. Психотер., 2003. 

6. Бодалев А.А., Столин В.В.. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000.

7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.

8. Бурлачук Л.Ф.. Психодиагностика: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Методы исследования в психологии: учеб. пос. - Педаг. Общ. России: М.:, 2012.

10. Горбатов Д.С.. Практикум по психологическому исследованию.- Бахрах- М., 2003.

11. Гуревич К.М., Борисова Е.М.. Психологическая диагностика: учеб. пос. – М.:-В.,2001.

12. Дружинин В.Н.. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.

13. Дружинин В.Н.. Психология: учеб. гумм. вуз. – СПб.: Питер, 2003.

14. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 251 с.

15. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. В 2 кн. - М.: Владос, 2000.

16. Рогов Е.И. Учитель, как объект психологического исследования. – М.: Владос, 1998.

17. Семаго М.М. Диагностико- консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2004.-288с.

18. Смирнов А.П.. Практикум по общей психологии: учеб. пос. – М.: изд. Ин-т психотерапии, 2002.

19. Шевандрин Н.И.. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для вузов. – М.: Владос, 2007.

20. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.

21. Штерн В.. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. – СПб.: Союз, 1997.

22. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2001. 43 с.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, объект, задачи психолого-педагогической диагностики.

2. Структура, сферы применения психолого-педагогической диагностики. Связь психолого-педагогической диагностики с другими науками.

3. Средства психолого-педагогической диагностики

4. Представление о высших психических функциях (Л.С. Выготский)

5. Понятие о функциональной системе (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия)

6. Первичные и вторичные нарушения – две группы явлений в аномальном развитии детей

7. Понятие о зоне ближайшего развития

8. Категории нарушенного развития детей

9. Скрининг-диагностика – этап психолого-педагогической диагностики нарушенного развития

10. Дифференциальная диагностика нарушенного развития

11. Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушенным развитием

12. Принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития детей

13.  Комплексное изучение развития психики ребенка

14. Системный и динамические подходы к диагностике психического развития

15. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка

16. Необходимость раннего диагностического изучения ребенка

17. Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития

18. Изучение ребенка с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения

19. Программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения

20. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка

21. Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму

22. Методики изучения особенностей личности родителей

23. Методики изучения родительско-детских отношений

24. Процедура психологического исследования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития

25. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха

26. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения

27. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

28. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом)

29. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития

30. Понятие профилактики в психолого-педагогической диагностике

31. Понятие психокоррекции в психолого-педагогической диагностики

32. Понятие психологического консультирования в психолого-педагогической диагностике

 

План практических занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.04 с.)