Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знаки препинания при прямой речи
Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь. 1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». 2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо Я подошёл к нему и сказал медленно и внятно: — Мне очень жаль, что я взошёл после того, как вы уже дали че стное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. (М. Лермонтов) 3. Если слова автора стоят после прямой речи, за Схемы: «П», — а. «П?» — а. «П!» — а. 4. Если слова автора разрывают прямую речь, то ка а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной бук-
159 Синтаксис и пунктуация | вы. Например: «Однако, — говорю я, — крупных-то господ оста- \ лось три-четыре на уезд». (И. Бунин) 1 Схема: «П, — а, — п». ! б) если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то пе- | ред словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора — | точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной I буквы. Например: «Надо же служить, — отвечал он с убеждени- I ем. — А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, мно- I го значит». (Л. Толстой) 1 Схема: «П, — а. — П». \ в) если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопроси- * тельный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки 1 сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со * строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть ) прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Как I названивают! — сказал он, радуясь. — Послушай только, что дела- | ется! По всей Десне». (Е. Носов) l) Схема: «П! — а. — П». 5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеют- | ся два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая — j к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вто- I рая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Напри- * мер: «Изумительно! — воскликнул непрошеный собеседник и, поче- Простите мою навязчивость, ноя так понял, что вы, помимо всего про- f чего, ещё и не верите в Бога?» (М. Булгаков) f Схема: «П! — а: — П?» I 6. Если прямая речь находится внутри слов автора, | то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё — запятая
I или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после пря- I мой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, * восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после раз- I Схемы: А: «П» — а. А: «П», а. А: «П!» — а. А: «П?» — а. ч А: «П...» — а. 477. Объясните постановку знаков препинания при прямой речи. 1. «Удивительно! возвышенно! — твердил он, изредка прибавляя: — А вот это глубоко». (Т.) 2. «Нет, он не англичанин...» — подумал Бер- 160 § 102. Знаки препинания при прямой речи лиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» — и опять нахмурился. {Буле.) 3. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (П.) 4. «Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. (Т.) 5. «Ах, Саша, хоть бы у тебя слух был, а то и слуха нет! — несправедливо упрекала она сына и, чувствуя несправедливость, ещё увеличивала её: — Смотри, как играет Линочка». (Лндр.) 6. «Как это низко! — возмутилась актриса. — Низко! Мерзко!» (Ч.) 478. Выпишите предложения с прямой речью из произведений художе 1. «П», — а. 2. «П!» — а. 3. «П?» — а. 4. «П...» —а. 9. «П, — а, — п». 10. «П, — а. — П». 11. «П! — а. — П». 12. «П, — а: — П». 13. А: «П», — а. 14. А: «П?» — а. 15. А: «П!» — а. 479. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и заменяя, где //.../ А 1. //За что он на меня обиделся // подумала Лара и удивлённо посмотрела на этого курносого ничем не замечательного незнакомца. (Паст.) 2. Грэй мог бы сказать // я жду я вижу я скоро узнаю // но даже эти слова равнялись не большему чем отдельные чертежи в отношении архитектурного замысла. (Грин) 3. //Кто здесь хозяин // хрипел он // подавай хозяина //. (Купр.) 4. //Я историк // подтвердил учёный и добавил ни к селу ни к городу // сегодня вечером на Патриарших будет интересная история //. (Буле.) 5. //Ох // вздохнул про себя Мишка // начнёт сейчас воду в ступе толочь //. (Абр.) 6. //Что гром-то наделал // сказал Думнов и указал нам в то место куда смотрели собаки. (Пришв.) 7. Налюбовавшись вдосталь озерцом я перешёл к земным практическим размышлениям // в таком озере должна быть тьма рыбы // и тотчас заметил едва заметные кружки в «окнах» меж листьев лилий кувшинок и в прибрежных водорослях. (Лет.) 8. //Это было бы великолепно // воскликнул я // но такой опытный проводник пожалуй запросит очень дорого а у меня средств на экспедицию не так много //. (Обр.) 9. Вдруг Софья Марковна выговорила громко и насмешливо // а правда что он уже сменил пресловутую блузу на костюм велосипедиста //. (Бун.) 10. Катя подняла голову кверху и промолвила // да // а Аркадий подумал // вот эта не упрекает меня за то 6 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2 161 Синтаксис и пунктуация что я красиво выражаюсь //. (Т.) 11. //Вы представляете // сказал Левченко // какую вкусную и душистую воду пили в Солхате //. {Па-уст.) 12. //Дальше // переспросил гость // что же дальше вы могли бы и сами угадать // он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал // любовь выскочила перед нами как из-под земли выскакивает убийца в переулке и поразила нас сразу обоих //. (Буле.)
ЛИТ 480. Спишите отрывок из рассказа «Учитель словесности» с пря мой речью, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки и объясняя их употребление. Дайте схемы этих предложений. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной. Что изменилось в тексте? Какой из них более эмоциональный? Всякий разговор даже о погоде она непременно сводила на спор. У неё была какая-то страсть — ловить всех на слове уличать в противоречии придираться к фразе. Вы начинаете говорить с ней о чём-нибудь а она уже пристально смотрит вам в лицо и вдруг перебивает (П,п)озвольте Петров третьего дня вы говорили совсем противоположное! Или же она насмешливо улыбается и говорит (0,о)днако я замечаю вы начинаете проповедовать принципы третьего отделения. Поздравляю вас. Если вы сострили или сказали каламбур, тотчас же вы слышите её голос (Э,э)то старо! или (Э,э)то плоско! Если же острит офицер, то она делает презрительную гримасу и говорит (А,а)рмейская острота! Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гим
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.011 с.) |