Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о сложном предложении
Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений. Основными средствами связи простых предложений в сложном являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) или союзные слова (относительные местоимения). В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложносочинённым называется предложение, части которого соединены интонацией и сочинительными союзами (соединительными и, да, ни... ни, противительными а, да, но, разделительными или, либо, ли... ли, пояснительными то есть, как-то, именно). Например: За витриной мелькнул огонёк, и на потолке заиграл свет. (А. Чехов)
[ — ]."[ — ]. Сложноподчинённым называется сложное предложение, части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Например: Страх обратился в ужас, когда я стал замечать, что я заблудился, сбился с дороги. (А. Чехов) Вертикальная схема , когда Линейная схема
О что [-=], когда (— =), что (- © В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточными являются предложения, в которых находится союз или союзное слово. Выделяются следующие виды придаточных предложений. 102 § 94. Понятие о сложном предложении
Изъяснительные Определительные |
что? о чём? какой? чей? который? куда? где? откуда? | что, чтобы | что, о чём, который, какой, чей, где куда, где, откуда | ||||||||||||
О б | Места | |||||||||||||||
с т о я | Времени | когда? с каких пор? до каких пор? | когда, пока, в то время как | когда | ||||||||||||
т е л ь | Причины | почему? отчего? | потому что, оттого что, так как, ибо | |||||||||||||
с т в | Следствия | что из этого следует? | так что | — | ||||||||||||
е н н ы | Образа действия и степени | как? каким образом? в какой мере? | что, чтобы | как, насколько | ||||||||||||
е | Сравнения | как? | как, как будто, словно, будто | — | ||||||||||||
Цели | с какой целью? зачем? для чего? | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы | ||||||||||||||
Условия | при каком условии? | если, когда (—если), ежели | — | |||||||||||||
Уступки | несмотря на что? вопреки чему? | хотя, несмотря на то что, пусть (пускай) | что (бы) ни, где (бы) ни, как ни, кто (бы) ни |
Бессоюзным сложным предложением называют предложение, части которого связаны интонацией, в силу чего смысловые отношения между частями выражены менее чётко, чем в союзных сложных предложениях. Например: ^Кконцу дня я еле стоял на ногах: ^изнемогли душа и тело. (А. Чехов)
|
1 | 2 |
[-=]:[ = — ].
428. Распределите сложные предложения по трём группам: а) сложносочинённые; б) сложноподчинённые; в) бессоюзные сложные. Вьщелите грамматические основы. Составьте к ним схемы.
103
Синтаксис и пунктуация
1. Сияет солнце, звёзды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. (Тютч.) 2. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (Л.) 3. Я слышал, как ко мне ещё раз постучал хозяин. (Ч.) 4. За витриной мелькнул огонёк, и на потолке заиграл свет. (Ч.) 5. Хозяин стоит около меня, а я словно не вижу и продолжаю вязать узор. (Ч.) 6. Всякое новое знакомство было для неё сущим праздником: она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне, жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. (*/.) 7'. Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит... (П.) 8. Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр, какие чудесные растут леса. (Акс.) 9. Пока наступило утро, мне пришлось пережить один невыразимый и не поддающийся описанию ужас. (Ч.)
Готовимся к ЕГЭ
1. В каком предложении союз соединяет части сложного предложения?
1) Кто-нибудь новый заменил у вас Радемахера, вы ему поклоняетесь, а через двадцать лет, пожалуй, и над тем смеяться будут. (Т.)
2) Обломов отрезвился и только изредка, по указанию Штольца, и прочитывал ту или другую книгу... не торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам. (Гонч.)
3) Помещик Манилов, ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, был от него без памяти. (Г)
4) Так пускал он в ход свои нравственные силы, так волновался часто по целым дням, и только тогда разве очнётся с глубоким вздохом от обаятельной мечты или от мучительной заботы. (Гонч.)
|
2. Найдите сложносочинённое предложение.
1) Анна Сергеевна тихонько пошла вслед за ним и, подозвав Катю, взяла её под руку. (Т.)
2) Казалось, Базаров понял и оценил и это пожатие, и это молчание. (Т.)
3) Предшествовавшую ночь он всю не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. (Т.)
4) Лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире. (Т.)
3. Найдите бессоюзное предложение.
1) Устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия. (Гонч.)
104
§ 94. Понятие о сложном предложении
2) Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света. (Т.)
3) Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. (Т.)
4) Бедам и убыткам не бывало конца: едва ли неприятельский солдат, ворвавшись в дом, нанесёт столько вреда. (Гонч.)
4. Выберите правильную характеристику предложения.
Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. (Гонч.)
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
4) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
5. Укажите верную характеристику предложения.
...3-го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов и, как пчёлы на весеннем пролёте, сновали взад и вперёд, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и ещё кое-кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. (Л. Т.)
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) простое с однородными членами
4) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
6. Выберите правильный ответ.
Опрометью поскакали мы на выстрел, смотрим: на валу солдаты собрались в кучу, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле. (Л.)
1) сложносочинённое
2) бессоюзное
3) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
4) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
105
Синтаксис и пунктуация
I § 95. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.012 с.)