Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Простое осложненное предложение
* Простое предложение может быть осложнённым и неосложнённым. J Синтаксический разбор простого предложения J Синтаксический разбор предложения следует начинать с выде- I ления его грамматической основы (в простом предложении — од-j на грамматическая основа, в сложном — две и более). jj Порядок разбора % 1. Определить вид предложения по цели высказывания (повест- I вовательное, побудительное, вопросительное). | (восклицательное, невосклицательное). * 3. Определить вид предложения по структуре: п а) по составу главных членов: двусоставное (главные члены — | подлежащее и сказуемое) или односоставное (с одним главным I членом); указать вид односоставного предложения (определённо- ь личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, * назывное) и способ выражения главного члена; % б) по наличию или отсутствию второстепенных членов: распро- * странённое или нераспространённое; * в) по полноте состава: полное или неполное; указать пропу г) осложнённое или неосложнённое (обращением, вводными i словами, однородными или обособленными членами, сравнитель-f ным оборотом). 4. Объяснить постановку знаков препинания. 2* 35 Синтаксис и пунктуация I Образец разбора: I Я верю в чистую любовь и в душ соединенье. (А. К. Толстой) I — i /^S\S\/\f\SKr ______ _ •_. _______ v ' I 1. Предложение повествовательное. I 2. Невосклицательное. 1 3. Двусоставное (подлежащее — я, выражено личным место- I имением 1-го л. ед. ч., стоит в форме им. п.; сказуемое — верю, [ простое глагольное); распространённое; полное; осложнено одно- I родными дополнениями. I 4. В конце повествовательного предложения ставится точка. 369. Распределите предложения на две группы: а) неосложнённые; б) осложнённые. Определите, чем осложнены предложения. Сделайте синтаксический разбор двух осложнённых предложений. I. 1. Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не
6. Хаджи-Мурат тронул человека, лежавшего на крыльце. (Л. Т.) 7. На дворе давно кончились сумерки. (Ч.) II. 1. Мой костёр в тумане светит. (А.К. Т.) 2. От луны небесной, § 79. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Однородными называются члены предложения (главные или второстепенные), отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие 36 § 79. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | одинаковую синтаксическую функцию: И дома, и в поле, и в сарае i я думал о ней (А. Чехов) — однородные обстоятельства; Погода I была чудная, солнечная, тихая, с бодрящим свежим воздухом I (Л. Толстой) — однородные сказуемые и т. д. | Примечание. Не являются однородными членами: 1 1) повторяющиеся слова, которые используются для выражения усиле- 1 ния: И всюду — песок, песок... (В. Обручев); между ними ставится за- I пятая. Повторяющиеся слова могут образовывать сложное слово, между I ними обычно ставится дефис: старый-старый, едва-едва, чего-чего, 1 поискал-поискал и т. п.; 1 2) сочетание двух глаголов в одинаковой форме (простое осложнённое ска-
зуемое): сказал так сказал; ступай возьми и т. п. Запятая между ними не
% сё, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, и так и этак и т. п.Запятая внутри
i них не ставится. 1 сочинительные союзы и интонация, поэтому однород- 1 стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы... (А. Пушкин); безмолвия, безветрия, бесстрастья. (К. Бальмонт) Однородные члены предложения могут быть выражены одинаковыми и разными частями речи: Татьяна верила преданьям простонародной старины: и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (А. Пушкин) Между однородными членами ставится запятая: Дождь шёл нудный, равномерный, без грома и без молнии, * но густой и непрозрачный. (С. Антонов) | Точка с запятой отделяет распространённые однородные | члены, особенно если они поясняются обособленными членами или придаточными предложениями: Но ещё непреодолимее была его тоска по кубанским людям, с которыми он сроднился, которые пред- * ставлялись ему людьми широкого размаха; по бригадам, дружным, как семьи; по тракторным колоннам, выходящим на весенний предпо- % севный смотр. (Г. Николаева)
Тире ставится при выражении противопоставления между однородными членами, не связанными союзами: Не рыбачий парус малый — корабли мне снятся. (Н. Некрасов) Синтаксис и пунктуация 370. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определи 1. В глуши во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества без вдохновенья без слёз без жизни без любви. (Я.) 2. По правому берегу расположены мирные но ещё беспокойные аулы. (Л. Т.) 3. Быть может, посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновенье. (П.) 4. Ночь была тёмная свежая и безветренная. (Л. Т.) 5. И вот вся жизнь! Круженье пенье моря пустыни города мелькающее отраженье потерянного навсегда. (Гум.) 6. Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе в поисках пути в сердечной смуте. До сущности протёкших дней до их причины до оснований до корней до сердцевины. Всё время схватывая нить судеб событий жить думать чувствовать любить свершать открытья. (Паст.) 7. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков. (Сол.) 8. Митроша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки шайки лохани. (Пришв.) 9. Я помню её одетой в белое или светло-голубое с толстой каштановой косой на груди. (М. Г.) 10. Осень снимала с лесов с полей со всей природы густые цвета смывала дождями зелень. (Пауст.) 371. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, рас На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красноярска, расположена ж...вописная местность, носящая название «Столбы». Глыбы, оторва...ые временем от утёсов и скатившиеся (в)низ, лежат (по)рознь, кучами или валами у подножия столбов, более или менее скрываясь под мхами кустами и лесом. Вокруг столбов расст...лается тайга, хотя и топта...ая и порче...ая людьми, но всё(таки) ещ... густая с травой до пояса или даже (в)рост человека; поэтому вне торных тропинок пробират...ся сквозь неё нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка комары слепни и оводы (не)дают н... минуты покоя и когда исп...рения влажных долин после обильных дождей делают воздух Т...Ж...ЛЫМ.
(В)переме...ку р...стут здесь красные сосны и бурые могучие листве...ицы белые берёзы и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоединяются ещ... тёмные ели. Кусты ч...рёмухи боярки калины ш...повника таволги болиголова мали- 38 § 79. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами ны образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь со жгуч...й сибирской крапивой, дост...гающей человеческого роста. (В. Обручев) ЛИТ 372. Прочитайте отрывок из произведения М. Салтыкова-Ще дрина «Господа Головлёвы». Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. Найдите в тексте повторяющиеся слова и объясните их написание. Павел Владимирыч всматривался-всматривался, и ему почудилось, что там, в этом углу, всё вдруг задвигалось. Одиночество беспомощность мёртвая тишина — и посреди этого тени целый рой теней. Ему казалось, что эти тени идут идут идут... В неописанном ужасе, раскрыв глаза и рот, он глядел в таинственный угол и не кричал а стонал. Стонал глухо порывисто, точно лаял. Он не слыхал ни скрипа лестницы ни осторожного шарканья шагов в первой комнате — как вдруг у его постели выросла ненавистная фигура Иудушки. Ему померещилось, что он вышел оттуда, из этой тьмы, которая сейчас в его глазах так таинственно шевелилась; что там есть и ещё, и ещё... тени тени тени без конца! Идут идут... — Зачем? откуда? кто пустил? — инстинктивно крикнул он, бес Иудушка стоял у постели всматривался в больного и скорбно покачивал головой. — Больно? — спросил он, сообщая своему голосу ту степень елей Павел Владимирыч молчал и бессмысленными глазами уставился в него, словно усиливался понять. А Иудушка тем временем приблизился к образу встал на колени умилился сотворил три земных поклона встал и вновь очутился у постели. — Ну, брат, вставай! Бог милости прислал1. — сказал он, садясь в
Как вы понимаете смысл выделенных слов и выражений? Какова их стилевая принадлежность? jj» / In I 373. Прочитайте стихотворение А. Фета. Как вы понимаете Синтаксис и пунктуация Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли — эти слёзы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ И НЕОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая. Однородными являются определения, которые: 1) обозначают отличительные признаки разных предметов: 2) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь (А. Куприн); 3) являются в контексте синонимами или выполняют роль эпитетов (художественных определений): Его бледно-голубые, стеклян ные глаза разбегались (И. Тургенев); 4) образуют смысловую градацию, т. е. когда каждое последующее слово усиливает выражаемый определениями признак: Темная, мрачная, душная комната производила зловещее впечатление (А. Чехов); 40 § 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях I 5) выражены причастным оборотом и помещаются за одиноч- 1 ным определением: Пожилая, гладко причёсанная на прямой пробор I женщина открыла старую, скрипучую дверь (В. Лидин); 1 6) следуют после определяемого имени существительного: Лицо I Егора, бледное, одутловатое, говорило о затворническом образе жиз- I ни (А. Пушкин); К 7) противопоставлены другим определениям при том же суще- I ствительном: Поляна пестрела цветами яркими, красочными, но не- I естественно крупными и благоухающими. (В. Обручев) К Запятая не ставится между неоднородными определе- I ниями, не связанными союзами. I Неоднородными являются определения, которые: I 1) характеризуют предмет с разных сторон: Девочке почудилось, I будто она сидит перед большой железной печью с блестящими мед- 1 ными шариками и заслонками (В. Лидин); 1 2) выражены сочетаниями качественного и относительного I прилагательных: Я оступился и зачерпнул холодной воды в кожаные | большие сапоги (В. Лидин); I 3) имеют предшествующее определение, которое относится не 1 непосредственно к определяемому имени существительному, а к I сочетанию последующего определения и определяемого существи-
I тельного: Профессор открыл свой новенький кожаный саквояж. | (В. Обручев) 374. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сформулируйте правила, которыми вы руководствовались. Подчеркните однородные определения одной волнистой линией, неоднородные — двумя. I. 1. Они вышли на угол мшистой тонкой полянки, освободившейся от снега. (В. Лид.) 2. Невысокая сухощавая энергичная женщина на вид лет семидесяти, но, конечно, моложе, простоволосая с грязными от огородной земли руками возникла на пороге. Вернее, сначала появился в сенях её громкий сердитый голос... (Сол.) 3. Это было глухое отгороженное место, где лежали какие-то материалы. Далее, в углублении двора, выглядывал из-за забора угол низкого закопчённого каменного сарая, очевидно часть какой-нибудь мастерской. (Дост.) 4. По этой дороге крестьяне ездят в горы Алатау, где растёт хороший еловый лес. (Обр.) 5. Я встретил худенькую старушку в зелёном бархатном пальто-салопе. (Кае.) 6. На малых ветвях этого дерева висели белые круглые хорошенькие коробочки... (Пришв.) 41 Синтаксис и пунктуация 7. Лес был густой и высокий. Огромные спокойные старые берёзы отсвечивали поверху яркой свежей зеленью. (А. Г.) 8. Недалеко от берега торчат из воды большие чёрные угловатые камни. (Купр.) 9. Всюду между кустов по луговинам мелькали белые красные сизые рубахи. (Т.) II. 1. Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошёл по скользкой грязной деревянной мостовой... (Дост.) 2. Толпы мальчишек бегали по направлению к городскому выгону и назад; солидные люди в широких летних парусинных и сырцовых шёлковых костюмах направлялись туда же. (Гарш.) 3. Лианы винограда до того опутали молодые маньчжурские ореховые деревья, что некоторые из них превратились в сплошные тёмно-зелёные непроницаемые для солнечных лучей шатры. (Пришв.) 4. Мы лениво подымались, тащили за леску и выволакивали на берег жирных чёрных окуней. (Пауст.) 5. Солотча извилистая неглубокая река. (Пауст.) 6. Белые акации пахли так сильно, что их сладкий приторный конфетный аромат чувствовался на губах и во рту. (Купр.) 7. Наша короткая встреча уже начинает в моём воображении одеваться дымкой какой-то нежной тихой поэтической покорной грусти. (Купр.) 8. Мне нравится его [Громова] широкое скуластое лицо всегда бледное и несчастное... (Ч.) ^ 375. Из произведений К. Паустовского, М. Пришвина или В. Солоухи-I на выпишите отрывки, в которых даны описания природы. Обратите внимание на употребление определений. Сделайте вывод. ЛИТ 376. Прочитайте отрывок из романа Ф. Достоевского «Преступ ление и наказание». Выпишите однородные и неоднородные определения. Он [Свидригайлов] встал и уселся на краю постели спиной к окну. «Лучше уж совсем не спать», — решился он. От окна было, впрочем, холодно и сыро; не вставая с места, он натащил на себя одеяло и закутался в него. Свечи он не зажигал. Он ни о чём не думал, да и не хотел думать; но грёзы вставали одна за другою, мелькали отрывки мыслей, без начала и конца и без связи. Как будто он впадал в полудремоту. Холод ли, мрак ли, сырость ли, ветер ли, завывавший под окном и качавший деревья, вызвали в нём какую-то упорную фантастическую наклонность и желание, — но ему всё стали представляться цветы. Ему вообразился прелестный пейзаж: светлый, тёплый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день. Богатый роскошный деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное 42 § 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях грядами роз; светлая прохладная лестница, устланная роскошным ковром, обставленная редкими цветами в китайских банках. Он особенно заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, склоняющихся на своих ярко-зелёных тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось, но он поднялся по лестнице и вошёл в большую высокую залу, и опять и тут везде, у окон, около растворённых дверей на террасу, на самой террасе, везде были цветы. Полы были усыпаны свежей накошенной душистой травой, окна были отворены, свежий лёгкий прохладный воздух проникал в комнату, птички чирикали под окнами... 1. Можно ли сказать, что в данном фрагменте две части противопоставлены друг другу? Найдите их. Как называется такой приём? 2. Какова роль воображаемого Свидригайловым пейзажа в раскрытии его душевного состояния в описываемый момент? 377. Объясните разницу между словосочетаниями. Какова в них роль знаков препинания? Прочитайте с правильной интонацией. Составьте предложения с этими словосочетаниями. Высокая стройная женщина — высокая, стройная женщина; спелые сочные фрукты — спелые, сочные фрукты; красивый бодрый юноша — красивый, бодрый юноша; другие заманчивые предложения — другие, заманчивые предложения.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.149.152 (0.056 с.) |