Психолого-педагогическая структура деятельности преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая структура деятельности преподавателя



Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать основные компоненты психолого-педагогической структуры своей деятельности, а также педагогические действия, профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Психолого-педагогическая структура деятельности – система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В этой системе выделяют следующие функциональные компоненты: гносеологический, конструктивный, организационный, коммуникативный.

Гносеологический (от греч. – познавательный) компонент охватывает изучение каждого студента, коллектива, сферы применения всех методов обучения и воспитания, методических указаний и инструкций, разграничение в них объективного и субъективного; анализ собственного опыта и опыта других преподавателей, его обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы; самообразование и самовоспитания.

Конструктивный компонент предполагает отбор и композицию учебной информации, которую следует донести до студентов, планирование деятельности студентов по этой информации; проектирование собственной деятельности и поведения для взаимодействия со студентами. Молодым педагогам следует прежде всего научиться конструировать учебный материал, выделять в нем главное и правильно распределять по времени, чтобы этот материал легко воспринимался аудиторией.

Организационный компонент охватывает структурирование информации в процессе ее сообщения студентам; организацию различных видов деятельности студентов таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.

Коммуникативный компонент предусматривает налаживание педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние (признание моральной, интеллектуальной и политической превосходства как руководителя и организатора – «взаимоотношения по горизонтали»); установления правильных отношений с теми, кто выступает в роли руководителей данной системы (дисциплинированность, принципиальность, творчество – «взаимоотношения по вертикали») и партнеров; соотнесение своей деятельности с государственным заданием, доведенным до руководителя как гражданина.

Психологическая структура деятельности преподавателя является динамической и с овладением мастерством меняется. Педагогам необходимо серьезно продумывать стратегию овладения аудитории, поскольку от этого зависят взаимоотношения со студенческим коллективом. Если не заработать авторитет сразу, то исправить ситуацию будет трудно.

Структуру деятельности преподавателя рассматривают в двух аспектах.

v Первый ее аспект предполагает взаимосвязь знаний и умений:

Ø специальных (знание теории своей науки и умения практического их применения в педагогической деятельности);

Ø педагогических (знание дидактики высшей школы, теории воспитания, осознание основной цели обучения и воспитания в вузе, диагностика профессиональных данных будущего специалиста, прогнозирования его профессионального роста);

Ø психологических (знание психологических основ преподавания выбранного предмета, психических состояний студентов и своего собственного, закономерностей возрастных и индивидуальных особенностей восприятия студентами содержания обучения);

Ø методических (знание методов, приемов и средств донесения научной информации до студентов).

v Второй аспект структуры педагогического труда преподавателя – это его конструктивная, организационно-мобилизующая, коммуникативно-развивающая, информационно-ориентирующая, исследовательская и гносеологическая деятельность, что предполагает высокую квалификацию.

Подготовка высококвалифицированного специалиста в высшей школе предполагает не только запоминание массивов информации, но и развитие навыков самостоятельного творческого мышления, способности продуцировать новые знания, умения использовать их на практике. Продуктивное мышление формируется только в проблемных ситуациях, которые воспринимаются как противоречия между существующими и новыми знаниями. Эффективным обучение может быть только в процессе исследования. Поэтому в высшей школе в учебный процесс внедряются методы научно-исследовательской деятельности, прививают студенту умения владеть методологией наук как инструментом получения новых знаний. Учитывая это, преподаватель вуза превращается в ученого-исследователя, теоретика и практика, руководителя исследовательского студенческого коллектива, психолога-воспитателя, руководителя учебно-познавательной деятельностью студентов.

 

Требования к личности преподавателя вуза

 

Особенности педагогической деятельности в высшем учебном заведении предусматривают определенные требования к личности преподавателя.

1 Осознание своего гражданского долга – воспитание достойных граждан страны, высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства.

2 Совершенное владение своим предметом. Как показывает опыт, успешно обучает и воспитывает тот преподаватель, который знает свой предмет. Кроме того, преподаватель должен хорошо ориентироваться в смежных дисциплинах, что будет способствовать более глубокому раскрытию закономерных связей между предметами, явлениями и процессами реального мира, формированию всесторонне развитого специалиста.

3 Мастерское владение методикой преподавания, управления учебно-поз­навательной деятельностью студентов, помогает преподавателю представить сложную задачу доступно, учесть особенности личности студента, заинтересовать информацией, вызвать желание пополнять свои знания.

4 Педагогическая выраженность. Это своеобразная установка на педагогическую деятельность и психологическая готовность к ней. Она выражается в направленности мыслей и стремлений к обучению и воспитанию студентов, манере разговаривать, поведении и т.п. Благодаря этой черте преподаватель становится способным интуитивно выделять из окружающей среды начально-воспитательные факты и соответственно педагогически их интерпретировать.

5 Разумная любовь к студентам.

6 Эрудированность. Кроме глубоких знаний своего предмета, преподаватель должен обладать глубокими знаниями по вопросам философии, политики, искусства, современных достижений науки и техники. Это поможет ему общаться со студентами на разнообразные темы. Широта его интересов позволяет направить студентов на интересные дела, помогать им в организации содержательного досуга.

7 Творческий подход к делу. Преподаватель, который является творческой личностью, проверяет и анализирует собственный опыт, изучает и использует все лучшее из чужого, ищет и находит новые, более совершенные, рациональные педагогические технологии.

Психологическими предпосылками педагогического творчества является профессионально-специфические способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических качеств личности, которые способствуют успешной педагогической деятельности:

- организаторско-педагогические способности (организация учебно-познавательной деятельности студентов и собственной деятельности, общее и профессиональное самосовершенствование);

- дидактические способности (подготовка учебных материалов, доступность, выразительность, убедительность при объяснении учебного материала; осуществление мотивации деятельности);

- перцептивные (от лат. – восприятие) способности (объективная оценка эмоционального состояния студентов и его учета в учебной деятельности);

- коммуникативные способности (настройка педагогически целесообразных отношений со студентами и коллегами в учебно-воспитательной деятельности);

- суггестивные (от лат. – внушение) способности (способности эмоционально-волевого влияния на человека);

- гносеологически-исследовательские способности (проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические явления и процессы, их уровень зависит от уровня исследовательской культуры преподавателя, его методологических знаний и исследовательских умений);

- научно-познавательные способности (владение научными знаниями, понимание взаимосвязей между науками).

Творческий преподаватель выступает и как исследователь, который, опираясь на основные положения теории обучения и воспитания, исследует учебно-воспитательный процесс, делает выводы, экспериментирует. Осуществление педагогической деятельности на исследовательском уровне, творческий подход к ней требует от преподавателя постоянной работы над собой.

В современных условиях важным элементом творческой деятельности преподавателя высшего учебного заведения является использование современных информационных технологий, что требует от него должной информационной культуры – проникновения в суть процессов обработки информации, что способствует легкой и быстрой проработке различных задач на персональном компьютере. Педагог должен уметь правильно воспринимать информацию, выделять в ней основное, применять различные виды ее формализации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и обрабатывать их на компьютере, анализировать полученные результаты. Одним из важнейших компонентов информационной культуры является умение пользоваться автоматизированными информационными системами – сбор, сохранение, обработки и представления информации с помощью электронной техники и систем коммуникаций.

8 Высокие моральные качества. В моральном аспекте педагог должен быть живым образцом добродетелей.

9 Умение владеть собственной эмоционально-волевой сферой. Это проявляется, прежде всего, в продуманном поведении, соответствующих эмоциях «мажорного» или «минорного» характера. Кроме того, педагогу необходимо проявлять эмоции и волю в неожиданных ситуациях педагогического процесса, что требует развитого педагогического самообладания, выдержки, умения быстро выбирать пути адекватного реагирования на ситуацию, правильно ее решать.

10 Для успешной работы со студентами преподаватель должен быть целеустремленным, инициативным, дисциплинированным, требовательным к себе и другим. Особенно важны выдержка, способность к торможению в сочетании с быстрой реакцией и изобретательностью, эмоциональной равновесием, умением владеть своими чувствами.

11 Педагогическая наблюдательность и внимательность. Наблюдая за студентами, преподаватель получает информацию об их индивидуальных особенностях, понимание ими учебного материала, отношение к учебе и преподавателям, понимания между ними, настроения и психические состояния, их реагирования на замечания и оценку успехов в учебе и поведении.

12 Во время учебных занятий преподавателю необходимо иметь в поле зрения всех учащихся группы; концентрировать свое внимание на развертывании темы, изменении различных видов учебных задач и средств, концентрировать свое внимание на написанном, чтобы не допустить ошибок в словах, формулах, расчетах и т.д.

13 Вдохновение и интуиция. Вдохновение – это такое психическое состояние, когда одновременно задействованы все сферы психики – ум, чувства, восприятия, интуиция и т.п.

14 Совершенное владение языком и мышлением. Язык и мышление преподавателя должны быть педагогическими. Речь идет о конкретности, четкости мыслей, их логичности, доходчивости, убежденности, влиятельности, способности вызывать у студентов соответствующие чувства. Кроме того, речь педагога должна быть лишена ​​дефектов (шепелявость, картавость, гнусавость, заикания, невыговаривание отдельных звуков, чрезмерно быстрый или замедленный темп). Важным требованием к преподавателю вуза является владение им государственным украинским языком.

15 Оптимизм. Он должен быть неотъемлемой чертой современного преподавателя. Его наличие влияет на эффективность обучения и воспитания студентов, вызывает у них положительные эмоции, хорошее настроение и увлеченность делом, активность, решительность, уверенность в своих силах.

16 Педагогический такт. Это профессиональная психолого-педагогическая особенность поведения преподавателя в отношениях со студентами, которая отвечает целям и задачам воспитания и проявляется в творческой, педагогически оправданной его деятельности. Педагогический такт предполагает соответствующее отношение к студентам, умение в каждом конкретном случае находить правильную линию поведения.

17 Здоровье и внешний вид. Профессия преподавателя требует значительного нервного и физического напряжения, поэтому он должен заботиться о своем здоровье.

Совокупность личных качеств преподавателя формирует его авторитет, т.е. общепризнанную значимость его достоинств и основанную на этом силу его воспитательного воздействия. Авторитетным является тот преподаватель, который глубоко знает свой предмет, мастерски его преподает, любит молодежь, чувствует ее намерения, стремления, доброжелательно о ней отзывается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.015 с.)