Применение опережающих заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение опережающих заданий



 

На современном этапе в организации самостоятельной работы студентов интересным является применение опережающих заданий, то есть задач, направленных на полное или частичное самостоятельное овладение материалом для его изучения по программе, а также на подготовку к его усвоению на занятии. Особенность их заключается в добровольности выбора и исполнения.

Различают следующие виды опережающих заданий:

а) по характеру учебно-познавательной деятельности:

- репродуктивные (предусматривают действия по готовым образцом, в типичной ситуации);

- частично-поисковые (требуют действий в подобной ситуации, по общему ориентиру, составленным полусамостоятельно);

- творческие (студент действует по самостоятельно составленному алгоритму в новой ситуации);

б) по времени выполнения:

- кратковременные (рассчитанные на 1-2 дня);

- средние по продолжительности (выполняются в течение 2 дней – 2 недель);

- долговременные (рассчитаны на выполнение в течение до 2 месяцев);

в) по объему:

- мелкие (требуют изучения отдельного вопроса темы);

- средние (связанные с рассмотрением нескольких взаимосвязанных вопросов или небольшой темы);

- крупные (охватывают большую тему, раздел, курс);

г) по приемам умственной деятельности:

- ориентированы на сравнение, классификацию, аналогию, определение главного, объяснение связей между причиной и следствиями, аргументацию, доказательство, обобщение и конкретизацию, оценку и т.п.

Опережающие задачи можно подбирать для индивидуальной и групповой работы.

Индивидуальные работы предусматривают учет реальных учебных возможностей студентов при постановке задачи. Они должны быть разными по сложности, объему, срокам исполнения, характеру учебно-познавательной деятельности, качеству и количеству источников для выполнения и т.п.

Групповые опережающие задачи должны быть общими для группы студентов (гомогенной или гетерогенной), но ориентированными на самостоятельную работу каждого, на основе чего осуществляется выполнение задачи в целом.

Опережающие задачи можно предлагать к лекциям (задачи, направленные на самостоятельное знакомство с новым материалом по учебнику, справочной литературе, на сбор фактического материала для дополнения), к семинарским занятиям (задачи, ориентированные на изучение первоисточников, составление плана диспута, вопросов для «мозгового штурма», беседы, проблемных вопросов, на составление плана семинарского занятия); к практическим занятиям (задачи, направленные на подготовку и проведение экскурсии, ролевых и деловых игр, отбор фактического материала, составление планов, программ и т.д.).

 

14.5 Структура самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельную работу студента следует выстраивать с учетом ее цели и задачи. В ее структуре выделяют такие компоненты: ориентационно-мотивационный, инструктивно-установочный, процессуальный, коррекционный, контрольно оценочный.

Ориентационно-мотивационный компонент предусматривает работу, направленную на осознание студентами цели конкретной деятельности и ориентацию их на выполнение самостоятельной работы. Для формирования мотивационной основы учебной деятельности студентов используют проблемные вопросы и познавательные задачи, которые способствуют осознанию потребности в новых знаниях, а также профессионально ориентированные задачи, которые раскрывают роль и значение конкретного учебного материала в становлении профессионального мастерства студентов. Эта задача на выявление непосредственных связей конкретных тем учебных дисциплин с производством, подбор дополнительного материала по теме, касающейся будущей профессиональной деятельности, аннотирования новинок научной и профессиональной литературы.

Инструктивно-установочный компонент охватывает ознакомление студентов с особенностями работы с учебным материалом различных видов, определение конкретных задач, объема работы и т.п.

Процессуальный компонент связан с непосредственным выполнением студентами самостоятельной работы.

Коррекционный компонент предусматривает оказание помощи студентам в преодолении трудностей и исправлении ошибок.

Сущность контрольно-оценочного компонента заключается в осуществлении контроля процесса самостоятельной работы студентов: преподаватель анализирует характер, полноту, содержание, целесообразность выбора студентами способов деятельности и оценивает их. Оценивания сопровождается целевой установкой для обеспечения перехода студентов на более высокий уровень самостоятельной деятельности.

 

14.6 Организация самостоятельной работы студентов

 

Организация самостоятельной работы студентов предполагает: обеспечение студентов учебными рекомендациями по изучению всех дисциплин в виде учебных пособий; использование раздаточного материала, в т.ч. текстов лекций; создание видео и компьютерных пособий и условий для работы с ними, увеличение выпуска учебных пособий высшим учебным заведением; увеличение читальных залов, компьютерных классов; внедрение индивидуальных консультаций студентов.

Самостоятельная работа студентов высших учебных заведений должна основываться на научных принципах.

Научная организация самостоятельной работы студентов (НОСРС) – система мероприятий по внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в организацию самостоятельной работы студентов с целью повышения ее эффективности.

Такая работа связана, прежде всего, с перестройкой приобретенной за время обучения в общеобразовательной школе системы самостоятельной работы.

Научная организация самостоятельной работы студента предполагает его:

Ÿ умения наблюдать явления и собирать факты;

Ÿ проникать в сущность изучаемого явления и связывать в единое целое различные, на первый взгляд, процессы;

Ÿ умения обобщать, расширять и углублять знания;

Ÿ способность поставить научный эксперимент и сделать на его основе правильные выводы;

Ÿ умение мыслить аналогиями, моделировать, предусматривать, фантазировать и т.п.

Такая форма самостоятельной работы студентов призвана освободить их от слепого подражания, научить работать творчески, сформировать требовательность к себе и к другим.

Одним из основных аспектов научной организации самостоятельной работы является техника поиска информации. Речь идет о четком представлении об общей системе научно-технической информации и тех возможностях, которые дают использование всех источников информации; знание всех возможных источников информации по специальности; умение выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с задачами и условиями деятельности; навыки использования библиографических и вспомогательных материалов.

Источники информации делятся на первичные и вторичные.

К первичным источникам относятся книги, документы, периодические издания, специальные издания, а также источники, которые не публикуются (диссертации, депонированные рукописи, архивные документы).

Ко вторичным – относят различные информационные издания: справочную литературу, каталоги, картотеки, библиографические издания.

Книга является важнейшим источником массовой научно-технической информации. Поэтому каждый студент должен уметь самостоятельно обрабатывать ее. Целевую направленность чтения студента определяет тема его творческого поиска. Прежде всего, он должен найти ту литературу, которая бы способствовала совершенствованию процесса обучения и углублению его знаний.

Экономия времени и энергии читателя достигается не только скоростью чтения и записи, но и умением правильно выбрать и реализовать оптимальный вид записи (план, тезисы, конспект, аннотация, рецензия, реферат и др.).

Планом называют короткий, логично построенный перечень вопросов, который раскрывает содержание прочитанного материала. В нем нет конкретного изложения материала, а есть структура, определяющая содержание. Чтобы составить план.. нужно уметь выделять главные мысли, устанавливать соотношения, связи между ними, четко и кратко формулировать их.

Тезисы (греч. thesis – положение, утверждение) – это кратко сформулированы основные мысли, положения прочитанного материала. Если каждый пункт плана – это вопрос, то тезис является обобщенным, коротким ответом на него. Они выражают сущность, но не раскрывают содержания.

Конспект (лат. conspectus – обзор) представляет собой краткое изложение прочитанного материала, доклады, лекции, статьи. Конспект содержит не только констатирующую, но и аргументирующую часть: примеры, доказательства изучаемого материала, собственные мысли и т.п.

Аннотация (лат. annotatio – замечание, примечание) – это небольшая (10-20 строк) обобщающая характеристика книги или статьи, иногда содержит и их оценку; служит для ознакомления с содержанием книги, а также для ориентирования в поисках нужного материала.

Реферат (лат. refere – докладывать, сообщать) – небольшое целостное изложение материала, в котором кратко, но с мотивировкой, определениями и выводами изложены основные идеи, положения статьи или нескольких статей, книг; иногда дается собственное отношение к ним.

Рецензия (лат. recensio – осмотр, обследование) – краткая оценка изучаемого материала. В ней дается изложение сути проанализированного материала (статьи, книги, доклады, лекции), рассматривается его содержание и форма, отмечаются достоинства и недостатки, делается обобщение. Оценочные суждения должны быть убедительно аргументированы.

Цитата (нем. zitat, лат. cito – привожу) – дословно воспроизведен фрагмент из книги. Используют ее для подтверждения собственного мнения; необходимо указать автора, название работы, место и год издания, страницу.

Все приведенные виды записей используются в различных комбинациях, в зависимости от поставленных целей и задач самостоятельной работы.

 

14.7 Контроль самостоятельной работы студентов

 

Контроль за самостоятельной работой студентов выполняет две функции: корректирующую (заключается в своевременном выявлении ошибок) и стимулирующую (является своеобразным внешним толчком к деятельности).

Согласно этим функциям выделяют два вида контроля: за процессом и по результатам.

Контроль за процессом предусматривает пристальное внимание за каждым «шагом» выполняемой деятельности. При этом текущая деятельность сравнивается с эталонной, запрограммированной деятельностью.

Контроль за результатами предполагает полную свободу студентов в осуществлении процесса деятельности, но ставит их перед необходимостью вовремя сдать конкретный результат. Такой контроль целесообразен пр самостоятельной работе, поскольку конечный ее результат всегда отражен в конкретных формах: чертежи, конспект, реферат, устный ответ и т.п.

Контролируя самостоятельную работу студентов, следует исходить из того, что главным в ней является сама ее структура как деятельности, прежде всего, ее мотивы, цели: чем побуждается самостоятельная работа; на решение каких проблем она направлена; почему эти проблемы интересуют студента и т.п. То есть основным объектом в самостоятельной работе, который подлежит контролю, являются найденные и реализованные студентом пути поиска, постановки и решения проблем.

К эффективным формам контроля за самостоятельной работой студентов относятся рефлексивный контроль, индивидуальные собеседования, письменные задания по пропущенным темам и контрольные работы, рефераты, деловые игры, коллоквиумы и др.

Рефлексивный (лат. reflexio – отображение; размышления, сомнения) контроль. Это контроль в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. Студент информирует преподавателя о путях поиска и конкретизации проблем. Преподаватель уточняет отдельные нюансы этих путей, пытаясь определить неточности и ошибки, чтобы подсказать студенту, подкорректировать его действия. Такой диалог не является контролем в прямом смысле этого слова, поскольку в нем нет четкого противопоставления позиций контролирующего и контролируемого. Рефлексивный контроль фактически сочетает преимущества контроля за процессом и контроля за результатом и преодолевает их ограниченность.

Индивидуальные собеседования проводят по учебному расписанию и во внеучебное время. Такая форма контроля целесообразна со студентами, которые пропустили один или несколько учебных занятий или получили неудовлетворительную оценку, отстают в учебе. Изучив уровень подготовки таких студентов и причины их отставания, преподаватель должен разработать и предложить индивидуальные задания и периодически контролировать их выполнение.

Индивидуальные собеседования проводят также с лучшими студентами. Они обусловлены желанием преподавателя сориентировать студента на более эффективную самостоятельную работу для самосовершенствования как будущего специалиста.

Собеседования с целью контроля за самостоятельной работой студентов целесообразны по темам учебного курса, которые не освещались во время лекций или семинарских занятий. Для проведения такого собеседования преподаватель должен дать студентам конкретную задачу и определить литературу, с которой студент должен ознакомиться. По темам, которые предлагаются студентам на самостоятельную проработку, должны быть подготовлены соответствующие учебные указания.

Письменные задания практикуют по пропущенным темам курса, что обязывает студента самостоятельно проработать эти темы.

Контрольные работы целесообразно проводить после изучения одной или нескольких тем курса. Их результаты могут учитываться при проведении зачета или экзамена по учебной дисциплине.

Рефераты. В процессе написания реферата студент может обращаться к преподавателю с различными вопросами. Преподаватель, консультируя студентов, выявляет уровень его знаний по определенной теме.

Деловые игры. Используют их при обсуждении вопросов, требующих экспертной оценки или выполнения роли. Каждый студент может выступать в роли эксперта по какой-то проблеме, заранее самостоятельно изучив дополнительные материалы.

Коллоквиумы. Их результативность зависит от четкой организации: определения перечня тем, которые выносятся на обсуждение, и необходимой специальной литературы, своевременного доведения их до сведения студентов. Во время самостоятельной подготовки студентов к коллоквиуму преподаватель при необходимости консультирует их, направляя познавательную деятельность студентов на осознание сути материала и выявления знаний. Коллоквиум целесообразно проводить с небольшой группой студентов, что обеспечивает их активность не только во время подготовки к нему, но и в процессе его проведения.

Важными для творческого взаимодействия студентов и преподавателей в системе самостоятельной работы студентов является психологическая и практическая готовность преподавателя к анализу и оценке собственной деятельности по организации самостоятельного работы студента. Психологическая готовность выражается в формировании потребности в самоанализе и самооценке своей деятельности в процессе управления самостоятельной работой студентов, а практическая – в усвоении методик и инструментария научной деятельности.

Педагогически целесообразно организованная самостоятельная работа студентов побуждает их получать учебную информацию из различных источников, формирует у них навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, обеспечивает переход к непрерывному образованию (самообразованию) после завершения обучения в вузе, позволяет максимально использовать сильные качества личности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой вид обучения называют прямым? В чем заключаются преимущества и недостатки прямого обучения?

2. Какую форму обучения называют лекцией? Какова структура лекции? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных вариантов чтения лекций?

3. Какую форму обучения называют семинаром? Какова структура семинара? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения семинаров?

4. Какую форму обучения называют факультативом? Какова структура факультатива? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных факультативов?

5. Какую форму обучения называют спецкурсом? Какова структура спецкурса? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных спецкурсов?

6. Какую форму обучения называют спецсеминаром? Какова структура спецсеминара? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных спецсеминаров?

7. Какую форму обучения называют практическим занятием? Какова структура практического занятия? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных вариантов практических занятий?

8. Какую форму обучения называют лабораторным занятием? Какова структура лабораторного занятия? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и лабораторных занятий?

9. В чем заключается самостоятельная учебно-познавательная работа студентов как форма обучения и особенности ее организации в вузе?

10. Проанализируйте виды и структуру самостоятельной учебно-познавательной работы студентов.

11. В чем заключается метод опережающих заданий?

12. Проанализируйте различные виды контроля самостоятельной учебно-познавательной работы студентов.

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [3].

3. [5].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.027 с.)