Структура современного иконостаса и состав икон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура современного иконостаса и состав икон.



Ныне в церкви мы видим тябловый четырехрядный иконостас, реконструированный в 1957–59 гг. по проекту архитектора А.В.Ополовникова, при консультации исследователя древнерусской живописи В.Г.Брюсовой (Светличной). Реконструкция архаичного типа иконостаса была обусловлена тем, что именно они были характерны для деревянных северных церквей вплоть до XVIII в. Расписаны тябла художником–реставратором С.Ф.Коненковым по образцам росписи «неба» из часовни во имя Св. апостолов Петра и Павла на о.Волкостров, находящегося рядом с о.Кижи.

Иконы для иконостаса были подобраны из так называемой «Кижской коллекции». Ее составляли иконы из заонежских часовен и церквей (в том числе из Преображенской и Покровской), вывезенные в Финляндию во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Заонежья (1941–1944 гг.), а после окончания войны возвращенные в Петрозаводск. Когда началось создание музея «Кижи», часть из них – около девятисот, была перевезена на остров Кижи.

Ряды, в иконостасе расположены следующим образом: самый верхний – пророческий, далее – деисусный, следующий – праздничный, самый нижний – местный.

Пророческий ряд. Его составляют иконописные изображения ветхозаветных пророков -правозвестников явления Xриста, воплотившегося от Богородицы. В центре пророческого ряда располагается икона «Богоматерь Знамение», на ней мы видим Богоматерь с воздетыми руками, на груди, в медальоне – образ Спаса Еммануила (Еммануил – евр. «с нами Бог», так в Библии именуют Иисуса Xриста), она олицетворяет предзнаменование о рождении Xриста–Спасителя. Справа и слева от центральной иконы – образы предстоящих Богородице ветхозаветных пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Исайи, Моисея, Давида, Соломона, Захарии, Самуила, Илии, Аввакума, Ионы. Пророки изображены со свитками в руках – хартиями, в которых записаны пророчества о грядущем пришествии Xриста. Кроме того, на фонах икон, согласно канону, изображены наиболее важные атрибуты их предсказаний (видения, предзнаменования, назначения и т.д.). Так, например, Моисей изображается с Купиной неопалимой – так называют куст горящий и несгорающий, который символизрует христианскую Церковь, царь Соломон – с храмом, Даниил – с камнем, отпадающим от горы, Исайя – с углем в щипцах и т.д. Этот ряд иконостаса символизирует связь Ветхого и Нового заветов.

Дейсусный ряд. Его название происходит от греческого слова «деисис» – моление. В центре -икона «Спас в Силах», где Иисус Xристос предстает в образе грозного Судии, восседающего на престоле, с раскрытым Евангелием. По правую руку Спасителю предстоит Богородица, по левую – Иоанн Предтеча. Собственно именно эти три образа и называются «Дейсис», они и дали название всему ряду. За Богородицей и Иоанном Предтечей – образы других предстоящих: архангелы Гавриил и Михаил, верховные апостолы – Петр и Павел, четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука, Иоанн, а также Отцы Церкви – святители Василий Великий и Григорий Богослов. Предстоящие обращаются к Xристу с молением о прощении грехов человеческих в день Страшного Суда. В деисусном чине могут находится и другие иконы – преподобных, мучеников, но в иконостасе Покровской церкви их нет.

Праздничный ряд. В классических иконостасах праздничный ряд обычно расположен над деисусным, но в иконостасах северных церквей с конца XVII в. и, особенно, в XVIII в. он чаще находится ниже. Праздничный ряд составляют иконы, посвященные событиям земной жизни Иисуса Xриста и Богоматери, которые описаны в Евангелии, христианской истории, апокрифической литературе. Еще в глубокой древности в честь большинства этих событий были установлены повторяющиеся из года в год праздники. Двенадцать наиболее значимых из тех, что празднуются Русской Православной церковью, получили название «двунадесятые» («дванадесятые»). Величайшим является «праздник праздников» – Светлое Xристово Воскресение, или Пасха. В древнерусской иконописи это событие евангельской истории нашло свое выражение в такой иконографии, как «Сошествие во Ад». Икона на этот сюжет изображает сошествие Xриста во Ад и выведение оттуда праведников. Умерший на кресте и погребенный, Иисус Xристос воскресает на третий день, смертью «попирая смерть», утверждая своим Воскресением возможность людского спасения от смерти и тлена, поэтому сюжет «Сошествие во Ад» часто именуется как «Воскресение Xристово». В праздничном ряду иконостаса Покровской церкви находятся еще 9 икон с изображением праздников из числа двунадесятых: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Сретение, Крещение Господне (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Троица, Вознесение Господне, Успение Богородицы[6]. Кроме праздничных, в этот ряд помещена икона «София Премудрость Божия».

С XV в. праздничный ряд иконостасов включал и изображение Страстей Господних – крестных страданий и смерти Xриста (Распятие, Снятие со Креста, Положение во гроб). В прямом смысле слова праздников в честь этих важных событий нет. Церковь вспоминает страдания и смерть Xриста во время богослужений на особой Страстной неделе (или Страстной седмице), которая следует за Великим постом и предшествует Пасхе. В праздничном ряду иконостаса Покровской церкви икон с изображением Страстей Господних нет, но они входят в состав праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви.

Местный ряд. Он следует за праздничным. В этом ряду находятся Царские врата и еще два входа, ведущие в алтарь. Здесь же должны стоять иконописные изображения Иисуса Xриста и Богоматери, храмовая икона, а также образы наиболее чтимых в данном приходе или местности святых. Среди них могли быть особо почитаемые на крестьянском Севере Св. Николайи Чудотворец, пророк Илия, великомученик Георгий, апостолы Петр и Павел, мученики Флор и Лавр, Параскева Пятница. В ныне существующем иконостасе икон, посвященных местночтимым святым, нет.

Царские врата расположены в центре ряда. На их створках изображена сцена «Благовещение» а также образы четырех евангелистов, это Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Благовещеним именуют возвещение Архангелом Гавриилом Деве Марии радостной, «благой вести» о предстоящем рождении Спасителя – Сына Божия Иисуса Xриста. На сени царских врат - изображение Евхаристии или Причащения (Евхаристия – главное и величайшее Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Апостол Павел называет Церковь (в греческом тексте – Экклесиа, что значит «Собрание») Телом Христа. Церковь – это сплав людей в единый организм – в Тело Христово. В Таинстве Евхаристии, Верующие христиане, под видом хлеба и вина, приобщаются Божественной субстанции Тела и Крови Христовой, сообщающей человеку свойства нетления и делающей его причастником вечной жизни. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом и друг с другом, составляя единое Тело Христово[7]. – прим. сост. ).

В местном ряду иконостаса Покровской церкви, справа от Царских врат, находится икона «Спас Всемилостивый» (другое название этой иконы – «Спас Смоленский»). Она происходит из зимней церкви–предшественницы. Слева от царских врат находится икона «Богоматерь Грузинская», иконографический вариант Одигитрии[8].

В местном ряду иконостаса Покровской церкви помещены иконы «Единородный Сыне» и «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». Xрамовая икона, «Покров Пресвятой Богородицы», по канону должна следовать за образом Xриста, но, ввиду того, что на этом месте находилась южная алтарная дверь, она стояла дальше, у стены, там, где сегодня помещается икона «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». К сожалению, несмотря на то, что храмовая икона Покровской церкви, датируемая XVI в., сохранилась, по ряду обстоятельств она вошла в коллекцию произведений древнерусской живописи Государственного Музея изобразительных искусств Республики Карелии (ГМИИРК), и в современном иконостасе отсутствует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.015 с.)