Новейшая история Кижского прихода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новейшая история Кижского прихода.



16 августа 1993 г. на о.Кижи, по инициативе жителей острова и при поддержке музея–заповедника «Кижи», состоялось учредительное собрание, в котором приняли участие 30 человек под председательством секретаря Олонецкого епархиального управления игумена Тихона. Это собрание и принятый им юридический документ явились основанием для возобновления деятельности прихода на о. Кижи. Вместе с тем, настоятель храма назначен не был, и богослужения в церкви не проводились. В самом храме отсутствовала церковная утварь, его убранство представляло собой исключительно музейное пространство. Тем не менее, с юридическим оформлением православного прихода, местные жители приглашали для совершения таинства крещения и венчания в древней Покровской церкви протоиерея Георгия Варгу, благочинного Заонежья. Таким образом, молитва постепенно возвращалась на Кижский погост.

20 августа 1994 г. состоялось знаменательное событие: впервые после 57-летнего перерыва, в Покровской церкви вновь отслужили Божественную Литургию. Ее вел архиерей Его Преосвященство Мануил, епископ Петрозаводский и Олонецкий, в присутствии большого количества паломников, а также местных жителей и сотрудников музея. Это событие совпало с днями празднования Преображения Господня, главным летним праздником прихода, и напомнило о той доброй дореволюционной традиции, когда архиерей с большой свитой посещал этот древний заонежский погост с архипастырским визитом. Позднее, в 1995 г., по приглашению местных жителей и тружеников музея, священник Георгий Варга возобновил церковные службы в часовнях Кижского ожерелья – они по сей день украшают летнюю богослужебную жизнь прихода. Следует отметить, что ни тогда, ни в последующие годы Покровская церковь не освящалась, Литургию и до сегодняшнего дня служат на антиминсе.

15 августа 1997 г., спустя четыре года после юридического оформления прихода, из Петрозаводска на о. Кижи прибыл с назначением настоятель прихода, священник Николай Озолин. С этого момента жизнь прихода переживает новый этап своего развития. В первую очередь возобновляется главное – сама литургическая жизнь храма. Уникальность положения заключалась не только в том, что храм–музей находится на острове. В связи с тем, что подавляющее число членов общины проживало с середины мая до середины октября на острове, а остальную часть года в г.Петрозаводске, жизнь общины должна была разделяться на две части: зимнюю и летнюю. Церковная жизнь должна была адаптироваться к этим условиям, поэтому главному храму острова была приписана маленькая церковь в Петрозаводске, названная в честь Святаго и Животворящего Духа, воссозданная трудами музея в середине 90-х годов. Таким образом, наряду с величественным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, который стал выполнять роль летней церкви, в приходе появился свой маленький зимний городской храм.

После совершения в 1997 году первого летнего богослужебного календаря, настоятелю стало очевидно, что необходимы определенные работы по воссозданию церковного убранства в двух храмах. Благодаря взаимопониманию музея и прихода эти весьма большие работы были воплощены в жизнь. Венцом трудов должен был стать архипастырский визит Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который состоялся 4 июня 2000 года.

Впервые за всю историю православия в Заонежье на древнем Кижском погосте, в намоленной и переполненной паломниками Покровской церкви звучало Патриаршее богослужение. По окончании божественной литургии предстоятель русской церкви наградил ряд сотрудников музея за их поддержку в деле возрождения молодого прихода. Во время этого визита произошла очень трогательная встреча между Святейшим Владыкой и Галиной Алексеевной Петуховой, дочерью предыдущего настоятеля Кижского прихода, священника Алексея Петухова.

В том же 2000-м году была произведена перерегистрация всех приходов Русской Православной церкви, в результате чего было определено каноническое название: Приход Спасо–Преображенского храма острова Кижи. К этому времени его территория охватывала всю охранную зону музея–заповедника «Кижи», площадь которой составляет 10000 га и сегодня практически, совпадает с границами бывшей Кижской волости.

9 июня 2003 г. издан Указ Патриарха Московского всея Руси Алексия II, который гласит: «В связи с возрождением полноценной духовной жизни на о.Кижи, привлекающим своим неповторимым ансамблем множество паломников со всей территории России, считаем целесообразным образовать при Спасо–Преображенском храме на о.Кижи Патриаршее подворье, находящееся, с согласия архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, в Нашем непосредственном подчинении…». Настоятелем Патриаршего подворья указом от того же числа был назначен священник Николай Озолин, прослуживший в храме Покрова Богородицы до 2010 года.

4 июня 2010 года, в ходе Первосвятительского визита в Петрозаводскую и Карельскую епархию, остров Кижи посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Покровской церкви Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветственным словом к сотрудникам музея «Кижи» и прихожанам. 4 июля 2017 года с экскурсионной программой на острове побывал Высокопреосвященный Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви.

В декабре 2010 года Указом Архиепископа Петрозаводского и Карельского в приход был назначен настоятелем иерей Артемий Корыхалов. По благословению Правящего архиерея приходу вновь учреждается его историческое название: «приход Спасо-Преображенского храма о. Кижи». После учредительного собрания прихожан, состоявшегося 15 декабря 2010 года, под этим названием 22 февраля 2011 года приход был зарегистрирован.

23 апреля 2014 года Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил подписал указ о назначении настоятелем прихода на о.Кижи протоиерея Павла Лехмуса.

Использования литература и источники:

1. Гущина В.А. Писцовые книги обонежской пятины как источник сведений о памятниках архитектуры культового назначения. НРФ НБ музея «Кижи», 1974. №602.

2. Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Покровская (зимняя) церковь. НА музея «Кижи», 1976. №1524.

3. Гущина В.А., Гущин Б.А. К вопросу датировки памятников Кижского архитектурного ансамбля. НРФ НБ музея «Кижи», 1977. №477.

4. Детчуев Б.В. Тридцатые годы // Наука и религия. 1989. №4. – С.15.

5. Кижи: Путеводитель по музею–заповеднику. // Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «Кижи». Петрозаводск, 2001.

6. НАРК, ф.25, оп.1, ед.хран.75/3, л.60.

7. НА РК, ф.25. оп.20, д.25/238, л.11.

8. НА РК, ф.25, оп.20, ед.хр.25/238, л.12.

9. НА РК, ф.25, оп.20, д.26/272, л.27.

10. НА РК, ф.25, оп.20, д.27/281, л.1–2.

11. Памятная книжка Олонецкой губернии за 1913 год. Петрозаводск, 1913.

12. Пашков А.М. «Историческое сведение о приходе Кижском» – мало известный источник по истории православной культуры Кижского прихода к. XVIII – пер. пол. XIX вв] // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (материалы IV международной конференции «Рябининские чтения – 2003»). Петрозаводск, 2003. – С.219–224.

13. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Изд. АН СССР. Л., 1930.

14. Трифонова Л.В. «История Кижского прихода. Материалы по выставке». НРФ НБ музея «Кижи», 1996. №1182–1183.

15. Чернякова И.А., Череяков О.В. Писцовые книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурнрго наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. – С.70–75.

Основная рекомендуемая литература:

1. Калашникова Р.Б. Из истории семей заонежских священников (конец XVIII – перв. треть XX вв.) // Кижский вестник №4. Петрозаводск, 1994. – С.57–68.

2. Трифонова Л.В. «Из истории Кижского прихода XVI –XX столетий // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Петрозаводск, 2014. – С. 33-41.

3. Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. – С.70–75.

 

2. Из истории создания памятников Кижского архитектурного ансамбля (Кижского погоста)

 

История создания ныне существующих кижских храмов на сегодняшний день до конца не прояснена, несмотря на существование письменных источников, в которых они упоминаются. Как видно из Писцовых книг, уже к XVI в. на о. Кижи существовал храмовый комплекс, включавший две церкви, летнюю и зимнюю, и колокольню. Судьба этих построек была трагичной: в «Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Кижского погоста» от 1696 г. [20] мы читаем следующие строки: «… Погост Спасский в Кижах на Кижском острову, а на погосте строят церковь новую, теплую, клецки во имя Покрова Богородицы. Да в той же церквы построен придел во имя Николы Чудотворца…, настоящая церковь Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 сгорели от молнии.» [4, с.6], в современном летоисчислении этой дате соответствует 1693–1694 годы. Следует обратить внимание на то, что настоящая датировка была уточнена не так давно, в 1988 г. [6, с.136]. В исследовательских работах, написанных ранее, приводятся другие, боле поздние даты.

Таким образом, в указанный год на погосте произошел пожар, возникший в результате удара молнии, вследствие чего старые храмы погибли или были сильно повреждены. Перед прихожанами встала необходимость строительства новых. Нетрудно понять, что для человека той давней эпохи, мировоззрение которого, по сути своей, было глубоко религиозным, строительство нового храма взамен утраченного являлось насущной необходимостью. Кроме того, говоря о роли приходской церкви в жизни населения, известный историк М.Богословский отмечал: «Храм служил объединяющим центром для разбросанных вокруг него селений, потому что был местом совершения не только религиозных обрядов, но и всякого рода правительственных актов и гражданских сделок… Он олицетворял собой и центр религиозной жизни, и центр крестьянского мира, и мощь большой крестьянской общины» [1, с.29].

Из приведенной выше записи следует, что к 1696 г. на о.Кижи уже велись работы по сооружению новых церквей. К сожалению, документы, относящиеся непосредственно к строительству, до сих пор не обнаружены, но мы можем предположить, что, согласно существовавшей традиции, церкви строились на средства, собранные прихожанами, многие из которых принимали посильное участие и в строительных работах, что представители крестьянского мира, выступавшие заказчиками, подробно обсуждали с мастерами–плотниками и внешний вид, и внутреннее убранство будущих построек. На это же указывает и запись, сделанная в сохранившемся архивном документе от 1867 г. под названием «Церковная летопись, составленная Священно–Церковнослужителями Петрозаводского уезда Кижского погоста». Летопись сообщает, что «в Кижском приходе находятся два храма, оба деревянные. Первый во имя Преображения Господня, построен в 1714 г. с благословения Высокопреосвященнейшего Иова

Митропоита Новгорода и Великих Лук, иждивением и старанием прихожан. Второй, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, построен в 1764 г. с благословения Преосвященнейшего Евгения, Викария Новгородской Митрополии, также иждивением и старанием прихожан…» [5, с.27].

Ныне существующий храмовый комплекс воздвигнут на месте ранее стоявших построек в южной, наиболее узкой и ровной части о. Кижи, на пологом холме. По традиции, долго бытовавшей на Русском Севере, он состоит из двух церквей, летней и зимней, колокольни и ограды. В плане три основных сооружения стоят в вершинах треугольника. Этот композиционный прием создает многообразие объемного восприятия всего архитектурного ансамбля, и, вместе с тем, исключает возможность полного зрительного совмещения силуэтов построек. Сооружения погоста возведены на расстояниях, не превышающих их высоты, что, по выражению академика архитектуры В.П.Орфинского, «дало ощущение целостности зрительного образа и позволило создать единый, хорошо видимый издалека зрительный акцент, сомасштабный протяженному пространству Кижских шхер» [15, с.182].

Кижский архитектурный ансамбль по праву считается высшим достижением русского деревянного зодчества. Его храмы, известные сегодня во всем мире, не только воплощают в себе особенности русской народной деревянной архитектуры, характерные для различных этапов ее развития, но и являются прекрасным примером талантливости зодчих, которые сумели создать величественный по своему образу ансамбль и решить большие инженерные проблемы, связанные с сооружением столь сложных конструкций. В 1990 г. ансамбль включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1993 г. он внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской федерации, что, без сомнения, подтверждает огромную культурную ценность этого памятника архитектуры для всего мирового сообщества.

 

3. Церковь Преображения Господня: тип сооружения, особенности объемно-планировочного решения и художественного облика храма

 

После пожара 1693–1694 г. новый храм, посвященный тому же празднику, построили на месте старой Преображенской церкви. Он был освящен в 1714 г. Эта постройка и сегодня остается центром ансамбля, его архитектурной доминантой. Тип церкви – «круглая, о двадцати стенах» – известен по летописным источникам еще с XVI в. Он позволял создавать иключительно выразительные, не похожие друг на друга сооружения и положен в основу многих выдающихся произведений народного зодчества. Среди них встречались как шатровые, так и многоглавые храмы. Церковь Спаса Преображения на о.Кижи – единственная из дошедших до нас многоглавых деревянных церквей подобного типа.

По всей видимости, одним из оснований для создания «круглого» храма, который имеет несколько схожих фасадов и одинаково хорош со всех сторон, явилось его островное положение. Выражаясь образно, к каждой деревне, к каждому члену прихода он был обращен лицом. Вместе с тем, нельзя исключить, и то, что могли существовать и другие причины, которые определили внешний облик и месторасположение этого храма. Так, по мнению В.П.Орфинского, «Преображенская церковь являла собой феномен возрождения архитектурного идеала русского средневековья на фоне прозападных храмостроительных тенденций петровской эпохи. Она была построена русскими в зоне тесных культурных контактов с вепсами и карелами, и в ней целенаправленно акцентировались наиболее существенные признаки «своей» (славянской – прим. сост.) архитектуры, которыми являлись высотность, центричность, многоглавие» [17, с.82–84].

Первое, что обращает на себя внимание – это сложность объемно–планировочного и композиционного решения сооружения. Однако, как отмечал один из исследователей русского деревянного зодчества М.Красовский, «… кажущееся на первый взгляд очень сложным композиционное построение объема Преображенской церкви поражает своей простотой и логичностью при более подробном изучении. Здесь нет форм, которые не встречались бы в более ранних храмах, но тонкое художественное чутье подсказывало зодчему использовать здесь такие соотношения деталей, которые превратили эту церковь в подлинный шедевр искусства…» [8, с.280].

Основой всей конструкции является высокий восьмигранный сруб – восьмерик с четырьмя двухступенчатыми прирубами – так называются прямоугольные срубы, которые «прирублены» к восьмерику по четырем сторонам света. Эта схема позволяла выстроить крестообразное в плане сооружение с четырьмя примерно одинаковыми фасадами. Длина церкви составляет 26,4 м, ширина равна 20,7, а высота – 37 м. Площадь внутренних помещений составляет 375,6 м. В восточном прирубе располагался алтарь. Все остальное пространство занимало собственно–церковное помещение. С западной стороны пристроен еще один низкий сруб – трапезная. На нижний, центральный, восьмерик установлены еще два постепенно уменьшающихся восьмерика. Такое конструктивное решение позволяло, во-первых, увеличить высоту постройки, а, во-вторых, создать композиционную основу для сооружения многоярусного храма, последнему обстоятельству способствовало и то, что верх каждого прируба сделан двухступенчатым. При своей значительной высоте, равной 37 м, церковь не контрастирует с пологими берегами острова Кижи, как будто постепенно вырастая из него, и, вместе с тем, уверенно доминирует в архитектурно–ландшафтной среде, являясь ее высотным акцентом, что, в целом, характерно для русской храмовой архитектуры (обратим, к примеру, внимание на этимологию слова «окрестность»: местность, которая располагается вокруг креста, т.е. храма).

Теперь рассмотрим верх Преображенской церкви. Уступы прирубов и верхние грани восьмериков перекрыты «бочками» – фигурными кровлями килевидного сечения. На бочки установлены главки. Всего их – двадцать две: двадцать глав образуют четыре яруса, двадцать первая, самая большая, венчает всю конструкцию, а двадцать вторая расположена над бочкой, прекрывающей алтарный прируб. Диаметр глав не везде одинаков. В 1-ом и 2-ом ярусе он равн 2 м 80 см, в 3-ем – 3 м 20 см, в 4-ом – 2 м 50 см. Центральная глава имеет диаметр 5 м 50 см. «Благодаря изменению объемов глав создается особая динамичность композиции, вызывающая ощущение движения основных масс церкви вверх, к центральной главе» [3, с.14]. Использование этого приема также позволило избежать впечатления монотонности, которое могло бы возникнуть от большого количества глав и, кроме того, дало мастерам возможность «вписать» верх в равнобедренный треугольник, что придало облику храма четкие силуэтные очертания. Достижению такого эффекта служит также и то, что главки нижестоящих ярусов вдвинуты в бочки последующих. Эти простые, на первый взгляд, приемы позволили сделать силуэт верха более лаконичным, а, следовательно, более четко читающимся на фоне неба, что совсем немаловажно. Как отмечают исследователи народной архитектуры, «… Решающую роль в достижении архитектурной выразительности памятников монументального зодчества играл силуэт здания, и, в частности, форма покрытия. Церкви стремились построить так, чтобы они привлекали к себе особое внимание: их силуэт на фоне неба был виден уже издали и выделялся среди остальных зданий формой и высотой.» [7, с.40].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.023 с.)