Методы теоретического педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы теоретического педагогического исследования



 

К теоретическим методам педагогического исследования относят индукцию и дедукцию, анализ и синтез, сравнение, классификацию, абстрагирование и конкретизацию, мысленный эксперимент.

Индукция и дедукция. Обязательной составляющей педагогического эксперимента является индукция (от лат. – отношение, проведение) – метод научного познания, направленный на выяснение причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических предположений от конкретного к общему, от известного к неизвестному. Индукция открывает путь развития знания от эмпирического до теоретического уровня, выступает средством создания педагогических концепций, которые являются результатом узких единичных наблюдений. Основой дедукции (от лат. – отвод) является научные положения и постулаты, не требующие опытно-экспериментального подтверждения – аксиомы. Дедукция дает достоверные знания, поскольку идет от общего к частному.

Анализ и синтез. Эти два метода научного познания тоже существуют в единстве и взаимодействии. Анализ – это мысленное или фактическое разложение целого на части. Однако обнаруженные таким способом признаки недостаточны, поскольку их исследуют отдельно и не сопоставляют. Чтобы рассмотреть их как элементы целого, используют синтез, устанавливающий единство составляющих предмета исследования.

Сравнение. Это метод сопоставления изучаемых предметов и установление их сходства или различия.

Классификация. Этот метод используют на начальных стадиях исследования. Он позволяет упорядочить и классифицировать педагогические явления на основе их однородности, способствуя дальнейшему научному познанию.

Анализируя меры, собранные факты, работу, исследователь использует и обобщения. Оно предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки. Обобщенное суждение, будучи глубоким отражением действительности, дает возможность проникнуть в сущность мероприятий, явлений и таким образом оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций.

Абстрагирование и конкретизация. Под абстрагированием понимают процесс мысленного выделения определенного собственного свойства или признаков предмета с целью более глубокого его изучения. Существует два вида абстрагирования: обобщающее (выделение во многих предметах общих одинаковых черт) и изолирующее (не требует изучения многих предметов, поскольку исследователь аналитически отличает нужное свойство одного из предметов и сосредотачивает на нем внимание).

Предельным видом абстрагирования является идеализация, которая основывается на последовательной максимальной изоляции исследуемого свойства от сопутствующих факторов, вследствие чего создаются воображаемые идеальные объекты, не существующие в педагогической реальности.

Конкретизация позволяет точнее охарактеризовать объект, учесть структурные и функциональные связи его компонентов.

Мысленный эксперимент. В таком эксперименте на основе теоретических и эмпирических знаний создается идеальный объект, который далее соотносится с педагогической действительностью и имитирует те ситуации, которые могли существовать в реальном эксперименте. В этом типе эксперимента выделяют три этапа: формулирование задач и создание экспериментальной ситуации; формирования мысленной модели эксперимента; прогнозирование и анализ возможных экспериментальных результатов. Он является эффективным методом планирования и осмысления исследовательской работы, что позволяет выявить важнейшие для научного познания связи объекта изучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.005 с.)