История танцевально-двигательной терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История танцевально-двигательной терапии



Корни танцедвигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. Подражая животным, охотники добивались воплощения в зверя, в результате чего появлялась уверенность, которая помогала успешной охоте. А воинские танцы способствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли в бой.

8 слайд Люди танцуют с древнейших времен. Сохранились наскальные изображения, насчитывающие несколько десятков тысяч лет, на которых люди нарисованы танцующими. Танец с древнейших времен выполнял множество функций, в том числе - коммуникативные и эмоционально-экспрессивные. Нет ни одной древней цивилизации (например, Древний Египет, Шумер и т.д.), где бы танец не играл важной религиозной и социальной роли. Танцующих людей изображали на стенах строений, керамических изделиях, украшениях. Описания танцев представлены во множестве литературных источников, в том числе и в Ветхом завете.

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцедвигательная терапия.

9 слайд На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория, аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцедвигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах.

10 слайд Появление понятия и термина «танцевально-двигательная терапия» (Dance Movement Psychotherapy) обычно связывают с именем Мэриан Чейс (Marian Chace). Танцовщица и педагог танца (модерн), работая со своими учениками, сместила акцент с формы на экспрессию танца, предлагала им через танец заявлять о своих потребностях и проявлять в танце свои желания. В 1946 году ее пригласили в Вашингтон работать с пациентами с психотическими нарушениями в госпиталь Святой Елизаветы. Этот опыт оказался весьма успешным. Многие пациенты, считавшиеся практически безнадежными, не вступавшие в общение с другими пациентами и персоналом, благодаря танцу, проявлению своих эмоций через танец, двигательной активности начали вступать в контакт и даже, в дальнейшем, смогли перейти к вербальной терапии.

11 слайд Также с психотическими пациентами работала и американская танцовщица швейцарского происхождения Труди Шуп (Trudi Schoop). В 1948 году она начинает проводить танцевальные занятия для больных шизофренией в Camatillo State Hospital в Калифорнии. Основной идеей ее работы было то, что через движение, танец происходит осознавание своего тела пациентом, интеграция представления о своем теле, чтобы «соединить расколотые картины тела больных шизофренией в одно целое, чтобы это целое тело нормально функционировало, постоянно балансируя между расслаблением и напряжением».

12 слайд 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцедвигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

13 слайд Еще одна американка, которая внесла огромный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии — Мэри Уайтхаус (Mary Whitehouse), также, как и Мэриан Чейс - танцовщица и преподаватель танца модерн. Она изучала работы К. Юнга и в 1954 году стала членом юнгианского психологического клуба в Лос-Анджелесе. М.Уайтхаус считала, что танец - это путь в бессознательное. Она утверждает, что некоторые движения идут из эго, а некоторые - идут из бессознательного.

14 слайд Ученица и последовательница М. Уайтхаус - Джанет Адлер (Janet Adler) добавляет к этому, что имеются движения, идущие из коллективного бессознательного (трансперсональный уровень).

15 слайд Значительно позднее Джоан Ходоров (Joan Chodorow) пишет уже о семи видах движений и их источников:

1. Движения, исходящие из Эго;

2. Движения, исходящие из личного бессознательного;

3. Движения, исходящие из интерсубъективного бессознательного;

4. Движения, исходящие из перинатального опыта;

5. Движения, исходящие из культурного бессознательного;

6. Движения, исходящие из первичного бессознательного;

7. Движения, исходящие из Самости.

Разработанная М.Уайтхаус и ее учениками система спонтанного осознанного движения получила название аутентичного движения (Autentic Movement).

16 слайд В 1966 году основывается Американская ассоциация танцевально-двигательной терапии, с этого момента танцевально-двигательная терапия считается отдельным направлением и методом психотерапии.

17 слайд В России танцевально-двигательная терапия появляется в начале 90-х г.г. ХХ века. В настоящее время к этому направлению психотерапии существует достаточно устойчивый интерес. Созданная в 1995 году Ассоциация танцевальных терапевтов проводит регулярные клиентские и обучающие программы по танцевально-двигательной терапии в Москве и ряде других городов. Большое число танцевальных и танцевально-двигательных терапевтов по всей России проводят большое число тренингов, мастер-классов и занятий, а также приглашают на индивидуальную танцевально-терапевтическую работу.

 

18-21 слайды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.005 с.)