Н. М. Мельникова «вычитание вида 16-  » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. М. Мельникова «вычитание вида 16-  »



Цели: совершенствовать умение вычитать число по частям; закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении и вычитании, формировать умение решать задачи в два действия; способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы; содействовать воспитанию культуры поведения.

Оборудование: рисунки с изображением солнца и туч, совы, волка, ежика, зайца, белки, Красной Шапочки, домика с бабушкой, паутинки с божьей коровкой, речки с мостом, цветов и бабочек; карточки, на которых записаны числовые выражения, цифры, тексты задач.

Ход урока.

I. Организационный момент. Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохрани лось у вас до конца урока.

II. Актуализация опорных знаний. — Сегодня мы будем путешествовать с героиней одной сказки. Послушайте загадку и скажите, как ее зовут. Бабушка внученьку очень любила, Шапочку Красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением Красной Шапочки. — Вместе с Красной Шапочкой вы пойдете к бабушке. Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.

1. Игра «День и ночь». — Первой мы встретили сову. Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением совы и записывает выражение 9 + 4 – 7 + 5 – 3 + 8. — Она предлагает вам вычислить значение выражения, записанного на доске. Когда я говорю слово день, вы запоминаете два первых числа и знак арифметического действия, записанный между ними. На слове ночь вы закрываете глаза и вычисляете. Я снова произношу слово день. Вы открываете глаза. Вспоминаете ваш ответ, запоминаете следующий знак арифметического действия и третье число. На слове ночь вы вновь закрываете глаза и выполняете вычисления и т.д. Ученики выполняют вычисления в уме, вслух произносят конечный результат: 16. — Что можете рассказать о числе 16? (Оно следует за числом 15, предшествует числу 17; оно меньше 17 на 1 и больше 15 на 1; оно двузначное, так как записано двумя цифрами, в нем 1 десяток и 6 единиц. Число 16 можно представить в виде суммы чисел 9 и 7, 8 и 8 и т.д.)

2. Минутка чистописания. — Пропишите число 16 в тетради, но сначала разомнем пальчики. Ученики соединяют поочередно сначала мизинцы, затем безымянные пальцы и т.д., затем хлопают в ладоши. Вслед за этим они поочередно массируют пальцы от основания к ногтю по внешней стороне.

3. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. — Мы вышли на солнечную полянку. Какие числа пропущены? Учитель прикрепляет к доске рисунок

— Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.) Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое? (Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)

III. Танцевальная физкультминутка. Учитель включает запись «Песенки Красной Шапочки» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима) из к/ф «Про Красную Шапочку». Дети произвольно танцуют.

IV. Работа над новой темой. — Мы уже отдохнули и можем двигаться дальше, но ктото зовет нас на помощь. Посмотрите, божья коровка застряла в паутинке. Поможем ей? Учитель прикрепляет к доске рисунок.

Ученики выходят к доске и вычисляют значения выражений, записывая равенства в следующем порядке: 16 – 7 = 9, 16 – 8 = 8, 16 – 9 = 7. — Как выполняли вычисления? (Вычитали по частям или вспоминали состав числа.) Что интересного вы заметили? (Уменьшаемое одинаковое, вычитаемое увеличивается на 1, значение разности уменьшается на 1.) Какой вывод вы можете сделать? (Чем больше вычитаем, тем меньше остается.) Приготовьте цифры. Я буду показывать выражение, а вы — его значение. Учитель показывает карточку с примерами на табличное вычитание в пределах 20. — Молодцы, божья коровка свободна. Пошли дальше. Но кто это нам встретился? Учитель прикрепляет к доске рисунки ежа, белки, зайца. — Звери хотят сообщить что-то важное, но сначала нужно выполнить их задания. Ученики выполняют задание № 1 на с. 79 по рядам. После решения учащиеся сверяют ответы с числами, записанными учителем на доске. — Звери хотели предупредить нас об опасности: нас подстерегает волк. На доске появляются рисунок волка и отрезки разного цвета. — Сколько отрезков вы видите? (Три.) Покажите. Как узнать, на сколько один отрезок длиннее другого? (Надо измерить отрезки и из длины большего отрезка вычесть длину меньшего.) Хорошо. По какому пути отправить волка, чтобы он не успел раньше нас добраться до бабушки? (По длинному.) Пока он идет, мы отдохнем.

V. Физкультминутка. На раз подняться, потянуться, На два согнуться, разогнуться. Три — в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре ручки шире, Пять — руками помахать, Шесть — за парты тихо сесть.

VI. Закрепление изученного. — Мы все ближе подходим к дому бабушки, но нам преградила дорогу речка.

 

Учитель прикрепляет к доске рисунок и записывает условие задачи: «В реке плавало 9 карасей, а щук на 2 меньше». — Что записано на доске? (Предложение.) Что нужно сделать, чтобы получилась задача? (Задать вопрос.) Какой вопрос можно задать? (Сколько в реке плавало щук?) Как решить эту задачу? (Карасей 9, а щук на 2 меньше, значит, надо из 9 вычесть 2, получится 7.) Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (Нужно изменить вопрос задачи. Сколько всего рыб плавало в речке?) Давайте решим эту задачу, записывая в тетрадь. Сможем мы сразу узнать, сколько было рыб всего? (Нет.) Почему? (Мы не знаем, сколько было щук.) Можем мы узнать, сколько щук плавало в реке? (Можем, для этого надо из 9 вычесть 2.) Сколько действий в задаче? (Два.) Будем за писывать по действиям с пояснениями. Ученикам, которые раньше справились с записью решения задачи, учитель предлагает дополнительные задания на карточках

— Вот и подошли к дому, но сначала надо подняться по лесенке, чтобы дверь открылась. Два ученика выходят к доске и выполняют вычисления, «поднимаясь» с разных сторон лестницы.

 

— Вот и бабушка. Она рада вас видеть и приготовила вам загадку: Кто-то утром не спеша Надувает красный шар. А как выпустит из рук — Станет вдруг светло вокруг. (Солнце) Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением солнца. — Кто может прочитать, что написано на солнце? (Молодцы.)

VII. Итог урока. — Вот и закончилось наше путешествие. Мы опередили волка, помогли Красной Шапочке добраться до бабушки. Что вам понравилось на уроке? Чему вы учились? Какое у вас сейчас настроение? Покажите. Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки. — Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.

 

Статья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.238.40 (0.01 с.)