Тема: «Общая характеристика птиц» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Общая характеристика птиц»



Введение

Велико и многообразно значение леса для человека и его хозяйства. Являясь источником древесины и различной побочной продукции, лес в то же время выполняет большую водоохранную, почвозащитную, полезащитную, оздоровительную роль.

Постоянным компонентом лесного ландшафта являются дикие теплокровные животные – птицы и млекопитающие. Значительная часть этих животных обитает в лесу, образуя вместе с представителями других систематических групп органического мира лесные сообщества организмов, или лесные биоценозы.

В лесных биоценозах складываются весьма сложные взаимоотношения между компонентами. Наряду с этим животные и растительные организмы постоянно испытывают влияние различных факторов неорганической природы. Таким образом, они находятся в тесной зависимости от биотических и абиотических факторов, составляющих среду обитания. Вместе с тем организмы сами оказывают на среду вполне определенное воздействие. На основании этих взаимосвязей был выведен тезис о единстве организма и среды.

Птицы и млекопитающие играют важную роль в становлении и развитии лесного биоценоза. Во многих случаях эта роль проявляется по линии пищевых связей.

Теплокровные животные уничтожают множество семян и плодов древесных, кустарниковых и травянистых растений, способствуя вместе с тем их распространению, поедают различные вегетативные части растений: почки, листья, хвою, побеги, кору; питаются всевозможными насекомыми и многими другими беспозвоночными и позвоночными животными, как вредными, так и нередко полезными для лесного хозяйства; оказывают то или иное влияние на лесную подстилку и почву; вытаптывают всходы и самосев.

Все это определяет большое лесохозяйственное значение птиц и зверей.

Многие их виды, обитающие в лесу, представляют большую ценность как объект промысловой и любительской охоты, дающей хозяйству весьма ценную продукцию в виде пушнины, высококачественного мяса, сырья для кожевенной, фармацевтической и некоторых других отраслей промышленности. Важна также санитарно-эпидемиологическая и эстетическая роль животных.

Учитывая все сказанное, специалистам лесного хозяйства необходимо хорошо знать биологию и значение лесной фауны, чтобы вести хозяйство на научной основе и наиболее эффективно.

Достижению этих целей служит проработка студентами лесохозяйственного факультета курса биологии лесных зверей и птиц.

Дисциплина – биология лесных зверей и птиц изучает имеющих значение в лесном хозяйстве диких теплокровных животных и методы их использования.

  Бакалавр по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, при изучении дисциплины «Биология лесных зверей и птиц» должен обладать следующими компетенциями: ОПК-1: способностью решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий, ПК-8: готовностью применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем.

  В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

- общую характеристику классов птиц и зверей;

- основы классификации птиц и зверей

- особенности внешнего и внутреннего строения;

- образ жизни;

- распространение;

- причины колебания численности основных видов.

   Изучивший Биологию лесных зверей и птиц должен уметь:

- различать по основным систематическим и внешним признакам главнейших видов лесных птиц и зверей; провести учет численности животных.

- уметь проектировать систему мероприятий по увеличению численности полезных птиц и зверей и производить оценку их экономической эффективности

   владеть:

- технологией биотехнических мероприятий.

 

 

Общие указания

Курс биологии лесных зверей и птиц прорабатывается в соответствии с программными вопросами, отраженными в программе, утвержденной Учебно-методическим объединением.
Студенты лесохозяйственного факультета проходят биологию лесных зверей и птиц  в течении одного года, на 1 курсе.

Изучение дисциплины производится в несколько этапов.

Первым этапом является самостоятельная проработка студентами основных учебных пособий, рекомендуемых настоящими методическим указаниями, а также дополнительной литературы. В результате этой части работы студент должен получить общее представление о дисциплине и усвоить отраженный в литературе материал по всей тематике курса.

Следующий этап – выполнение контрольного задания. Оно, производится на основе знаний, полученных студентом в процессе самостоятельного изучения литературы с использованием личного практического опыта и натурных наблюдений. При этом весьма полезными могут быть специальные экскурсии в лес.
Руководством для выполнения контрольного задания служит соответствующий раздел методических указаний.

     

Указания к разделам курса

Курс биологии лесных зверей и птиц разделяются на две тесно связанные между собой части или разделы.

I. Лесная орнитология – рассматривает лесных птиц и их значение в лесном хозяйстве

II. Лесная териология – изучает лесных млекопитающих и их значение в лесном хозяйстве.

Изучение первых двух разделов дисциплины студентами заочного отделения лесохозяйственного факультете производится в основном по учебнику и учебному пособию соответственно, Харченко, Н.Н. Биология зверей и птиц [Электронный ресурс]: учебник / Н.Н. Харченко, Н.А. Харченко. - Электрон. дан. - СПб.: Лань, 2015. - 432 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58168 - Загл. с экрана.; Трофимов, В.Н. Практикум по биологии лесных зверей и птиц. Часть II. Звери [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Н. Трофимов, В.А. Липаткин, О.В. Трофимова. - Электрон. дан. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 108 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104788. - Загл. с экрана.

Рекомендуемая литература включает много новых материалов и отражают содержание всех разделов дисциплины.

Проработка разделов и тем курса ведется в следующей последовательности.

Введение

В задачи введения входит ознакомление студентов с кругом изучаемых вопросов, с историей возникновения и развития дисциплины, с учеными, сыгравшем в этом наиболее важную роль, со значением и местом, занимаемым дисциплиной в цикле лесных наук.

Все эти вопросы достаточно плотно отражены во введениях основых литературных источников.

Лесная орнитология

Изучение данного раздела начинается ознакомлением с морфологическими и физиологическими особенностями птиц, то есть с их внешним и внутренним строением, а также функциями организма. Основные сведения по этим вопросам можно найти в книге Харченко Н.Н. и др., в разделе «Птицы», глава «Анатомические и физиологические особенности птиц» глава 2.1, 2.2, 2.3. Ознакомившись с основными чертами организма птиц, можно приступить к изучению их систематики и классификации, а затем биологии и хозяйственного значения.

Следует иметь в виду, что в нашей стране пока еще нет унифицированной классификации птиц. В систематике этой довольно обширной группы животного мира (на земном шаре насчитывается 8600 видов птиц) существует несколько различных направлений, которые постепенно изменяются и совершенствуются.

Поэтому в приложении 1 настоящих методических указаний приведена схема классификации птиц, составленная в основном в соответствии с утвержденным программой курса и определителем птиц, предназначенным для лабораторных занятий студентов. Этот определитель указан в списке дополнительной литературы.

При проработке схемы классификации необходимо хорошо усвоить номенклатуру, то есть перечень систематических категорий, и запомнить их русские и латинские названия (приложение 1 и 3).

Следующий раздел – экология лесных птиц – представляет собой отрасль лесной орнитологии, которая изучает связь птиц со средой обитания в условиях леса. Знание экологии нужны не только для более глубоко понимания закономерностей развития лесных биоценозов и составляющих их компонентов, но и для направленного воздействия на них с целью получений наибольшего хозяйственного эффекта при ведение лесного хозяйства в различных эколого-географических зонах страны.

Основные сведение по экологии птиц содержатся в книге Харченко Н.Н. и других: В главе 2.4 и в специальной главе, отражающей эколого-географические закономерности распространение лесных теплокровных животных. Глава включает целый ряд вопросов, которые должны быть изучены: Распространение и распределение лесных животных по ландшафтно-географическим зонам и в пределах лесной зоны, а также лесонасаждениях, отношение животных к пищевым, защитным, антропогенным факторам и т.д.

Некоторые данные по экологии важнейших для лесного хозяйства систематических категорий птиц имеются в эколого-систематическом обзоре класса птиц названной книги. Этот обзор также дает общую биологическую характеристику отрядов, семейств и главных видов, отражающую особенности распространения, питания, размножения, гнездования и пр.; а также наиболее яркие диагностические признаки видов и их хозяйственное значение. Последнее для специалистов лесного хозяйства имеет особенно большую ценность. Практическому значению лесных теплокровных животных посвящена, кроме того, специальная глава. Она включает детальный анализ лесохозяйственного значения животных, их влияние на плодоношение и лесовозобновление на живой напочвенный покров, подстилку и почву и т.д. Здесь же имеются сведения о роли лесных животных в сельском хозяйстве их санитарно-эпидемиологическом значении, также конкретные рекомендации по хозяйственному использованию лесной фауны, ее охране, улучшению и обогащению видового состава.

Содержащиеся в этой главе материалы будут незаменимы в будущей практической деятельности, поэтому проработке этих материалов следует уделить большое внимание и изучить их весьма тщательно.

Для более полного и глубоко усвоения лесной орнитологии может быть использована дополнительная литература, пользование которой должно быть самостоятельным.

Лесная териология

Лесная териология прорабатывается в основном по тому же плану, что и лесная орнитология, и в той же последовательности.

Прежде всего необходимо ознакомиться с морфологическими и физиологическими особенностями, свойственными представителям класса млекопитающих. Сведения по этим вопросам достаточно подробно освещены в книге Харченко Н.Н. и других, в разделе «Млекопитающие»: «Общая характеристика класса млекопитающих» и «Анатомические и физиологические особенности млекопитающих»

Далее следует хорошо изучить систематику и классификацию класса млекопитающих.

В систематике млекопитающих, как и птиц, также нет полного единообразия, а имеющиеся различные направления постоянно развиваются.

В связи с этим в приложении 2 методических указаний приводится (как и для птиц) схема классификации млекопитающих, соответствующая в общих чертах утвержденной программе курса и определителю млекопитающих, который применяется на лабораторных занятиях студентов. Проработка номенклатуры должна производится согласно этой схеме.

    Усвоение систематики и классификации позволяет перейти к изучение следующей отрасли лесной териологии, отражающей связь млекопитающих со средой обитания в условиях леса и в географическом аспекте – экологии лесных млекопитающих. Эта тема, как и экология лесных птиц, хорошо освещена в общем очерке экологии млекопитающих и в уже упоминавшийся специальной главе основного учебного пособия по биологии лесных теплокровных животных; она включает целый ряд вопросов, касающихся эколого-географических закономерностей распространения животных, как птиц, так и млекопитающих.

Некоторые сведения по экологии лесных млекопитающих включает также их эколого-систематический обзор в соответствующем разделе пособия где приводится общая характеристика наиболее важных для лесного и охотничьего хозяйств животных, а также основные диагностические признаки видов и их хозяйственное значение.

Практическое значение млекопитающих отражено в разделе 5 учебника Харченко Н.Н. главах 4.5, 4.6, 4.7. В ней приводится анализ разносторонней роли млекопитающих в лесном и сельском хозяйстве.

Для более обстоятельного изучения лесной териологии следует использовать дополнительную литературу, рекомендуемую для самостоятельной проработки.

 

 

Контрольное задание

Контрольное задание выполняется студентами заочного отделения с целью более глубокой проработки ими основных разделов и вопросов программы, а также контроля за ходом усвоения материала.

Ответы на поставленные в контрольном задании вопросы должны быть исчерпывающими, написанными хорошим литературным языком.

Контрольная работа выполняется чернилами, разборчивым почерком либо на персональном компьютере. На каждой странице с левой стороны оставляются чистые поля шириной 3-4 см для пометок рецензента. Общий объем рукописи ориентировочно – в пределах ученической тетради из 12 страниц. Работа может быть иллюстрирована фотоснимками или рисунками.

Выполненная студентом контрольная работа представляется на кафедру для рецензирования в сроки, предусмотренные учебным планом. Отрецензированная работа возвращается студенту для просмотра и учета замечаний, сделанных рецензентом.

Положительная оценка контрольной работы дает основание считать, что студент в достаточной степени проработал рекомендованную литературу, усвоил необходимый материал и подготовлен к дальнейшему прохождению курса. Не зачтенная контрольная работа подлежит переработке в соответствии с указаниями рецензента.

Контрольное задание включает общие вопросы и вопросы по двум отдельным, хотя и связанным между собой разделам: лесной орнитологии и лесной териологии.

Общих вопросов всего три. Они имеют целью проверку знаний студентов по систематике и морфологии птиц и млекопитающих. Эти вопросы являются едиными для всех студентов (безвариантными), но ответы на них должны быть вполне индивидуальными.

Ответ на первый вопрос должен содержать русские и латинские названия систематических групп животных.

  Два последующих раздела контрольного задания включают по пять вариантов, из которых студентом выполняется по одному из каждого раздела. Каждый вариант состоит из пяти вопросов, отражающих тематику курса.

Вопросы по лесной орнитологии и лесной териологии построены по общему плану. Каждый из вариантов этих разделов содержит по одному вопросу из следующих пяти.

I. Распространение птиц или млекопитающих.

II. Питание птиц или млекопитающих.

III. Размножение птиц или млекопитающих.

IV. Краткая характеристика какого-либо хозяйственно-важного отряда птиц или млекопитающих; здесь же приводится перечень важнейших представителей отряда птиц или схема классификации отряда млекопитающих.

V. Значение в лесном хозяйстве и практическое использование птиц или млекопитающих.

Выбор вариантов производится в зависимости от начальной буквы фамилии студента по нижеследующей табл. 2.

Таблица 2

Начальные буквы фамилии

Наименование раздела контрольного задания

Лесная орнитология Лесная териология

Номера вариантов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 1 2 3 4 5 3 4 5 1 2

 

Таким образом, выполненная контрольная работа по биологии лесных зверей и птиц должна содержать ответы на тринадцать вопросов.

Общие вопросы

1. Систематическое положение какого-либо вида птиц или млекопитающих (дать схему классификации, начиная с типа).

2. Наиболее типичные анатомо-физиологические особенности птиц и млекопитающих; их сходство и различие (дать сравнительный анализ)

3. Внешний половой диморфизм, возрастная и сезонная изменчивость.

Вопросы по вариантам

Лесная орнитология

Вариант 1

1. Распределение птиц по ландшафтно-географическим зонам нашей страны.

2. Чем питаются дятлы наиболее распространенных видов в различные периоды года?

3. Каковы формы семейной жизни птиц?

4. Дать краткую характеристику отряда куриные и назвать его важнейших представителей.

5. Как можно регулировать численность птиц вредных для хозяйства видов?

Вариант 2

  1. Распределение птиц в лесных биотопах.
  2. Как приспособились зимующие в лесной зоне птицы к питанию в зимний период?
  3. Какие птицы гнездятся в дуплах деревьев? Какова окраска яиц птиц-дуплегнездников?
  4. Дать краткую характеристику отряда совы и назвать его важнейших представителей.
  5. Каково значение лесных птиц; их польза и вред для хозяйства?

 

Вариант 3

  1. Что такое миграции птиц и какими они бывают?
  2. Птицы каких видов являются преимущественно насекомоядными?
  3. В чем состоит явление токования птиц?
  4. Дать краткую характеристику отряда дневные хищные птицы и назвать его важнейших представителей
  5. Как влияют лесные птицы на плодоношение лесных пород и на лесовозобновление?

Вариант 4

1. Какие птицы лесной зоны нашей страны являются в наибольшей степени оседлыми?

2. Птицы каких видов являются преимущественно растительноядными?

3. Каковы типы развития птенцов?

4. Дать краткую характеристику отряда воробьиные и назвать входящие в него наиболее важные семейства

5. Птицы каких видов наиболее полезны для лесного хозяйства?

 

Вариант 5

  1. Как изучаются миграции птиц?
  2. Птицы каких видов наиболее специализированы в отношении питания? Каково значение этих видов?
  3. Типы гнездования птиц, особенности гнездования и гнездостроения, распределение гнезд в лесу по ярусам.
  4. Дать краткую характеристику отряду дятлообразные и назвать его важнейших представителей.
  5. Как нужно охранять и привлекать полезных птиц?

Лесная териология

Вариант 1

  1. Распределение млекопитающих по ландшафтно-географическим зонам нашей страны.
  2. Какая существует связь между типом питания млекопитающих и строением их зубной системы?
  3. Каковы формы семейной жизни млекопитающих?
  4. Дать краткую характеристику отряда парнокопытные и схему его классификации.
  5. Как влияют лесные млекопитающие на плодоношение различных древесных пород и запас семян в лесу?

Вариант 2

  1. Распределение млекопитающих в лесных биотопах.
  2. Млекопитающие каких видов являются преимущественно насекомоядными? Каково их значение?
  3. В каких убежищах млекопитающие рождают и выкармливают детенышей?
  4. Дать краткую характеристику отряда рукокрылые и схему его классификации.
  5. Каково значение лесных млекопитающих: их польза и вред для хозяйства?

Вариант 3

  1. Миграции млекопитающих.
  2. Какие млекопитающие являются в наибольшей степени всеядными?
  3. Каковы формы проявления активности у млекопитающих в период размножения?
  4. Дать краткую характеристику отряда насекомоядные и схему его классификации.
  5. Как влияют лесные млекопитающие на лесовозобновление, на состав и качество подроста и самосева?

Вариант 4

  1. Как приспособились млекопитающие к жизни в условиях леса: как они используют различные лесные убежища?
  2. Какие млекопитающие устраивают запасы пищи в прок? Какую пищу они запасают?
  3. Каким видам млекопитающих свойственно массовое размножение и какими факторами оно регулируется?
  4. Дать краткое описание отряда грызуны и схему его классификации.
  5. Млекопитающие каких видов наиболее полезны для лесного хозяйства и почему?

Вариант 5

  1. Млекопитающие каких видов живут в норах?
  2. Млекопитающие каких видов наиболее специализированы в отношении питания? Каково значение этих видов?
  3. Как изменится плодовитость млекопитающих в зависимости от возраста и экологических условий?
  4. Дать краткую характеристику отряда хищные и схему его классификации.
  5. Какими методами можно регулировать численность полезных и вредных млекопитающих?

 

Самостоятельная работа №1

 

Приложения

Приложение 1

Классификация птиц

По принятой классификации в пределах Российской Федерации выделяют 26 отрядов птиц в следующей последовательности: 1. Гагары. 2. Поганки. 3. Трубконосые.

Веслоногие. 5. Голенастые. 6. Фламинго. 7. Гусеобразные. 8. Дневные хищные птицы. 9. Куриные. 10. Трехперстки. 11. Журавли. 12. Пастушковые. 13. Дрофы. 14. Кулики. 15. Чайки. 16. Чистики. 17. Рябки. 18. Голуби. 19. Кукушки. 20. Совы. 21. Козодои. 22. Длиннокрылые. 23. Ракши. 24. Удоды. 25. Дятлы. 26. Воробьиные.

Этот перечень необходимо запомнить.

В некоторых классификациях принимают объединенные отряды. В отряд голенастые иногда включают голенастых и фламинго, в о. журавлеобразные – трехперсток, журавлей, пастушковых и дроф, в о. ржанкообразные – куликов, чаек и чистиковых, в о. голубеобразные – голубей и рябков, в о. ракшеобразные – ракш и удодов. Некоторые отряды могут иметь иные названия.

Ниже дается перечень отрядов и входящих в них семейств птиц, имеющих наибольшее значение в лесном и охотничьем хозяйстве. Эти систематические группы должны быть подробно изучены (номенклатура более мелких систематических категорий – родов и видов – прорабатывается по основным учебным пособиям):

1. Гусеобразные. Сем. утиные.

2. Дневные хищные птицы. Сем. ястребиные и соколиные.

3. Куриные. Сем. тетеревиные и фазановые.

4. Журавли. Сем. журавли.

5. Дрофы. Сем. дрофиные.

6. Кулики. Сем. ржанки, авдотки и тиркушки.

7. Чайки. Сем. чайковые.

8. Голуби. Сем. голубиные.

9. Кукушки. Сем. кукушки.

10. Совы. Сем. нормальные совы и сипуховые.

11. Козодои. Сем. настоящие козодои.

12. Длиннокрылые. Сем. стрижи.

13. Ракши. Сем. зимородковые, щурковые и сизоворонковые.

14. Удоды. Сем. удодовые.

15. Дятлы. Сем. дятловые.

16. Воробьиные. Сем. ласточковые, жаворонковые, трясогузковые, личинкоедовые, сорокопутовые, свиристелевые, оляпковые, крапивниковые, завирушковые, дроздовые, тимелиевые, толстоклювые синицы, славковые, корольковые, мухоловковые, синицевые, поползневые, пищуховые, белоглазковые, овсянковые, вьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, вороновые.

Остальные отряды могут быть рассмотрены кратко.

 

 

Приложение 2

Классификация млекопитающих

Млекопитающие Российской Федерации разделяются на 9 отрядов в следующем порядке: 1. Насекомоядные. 2. Рукокрылые. 3. Зайцеобразные. 4. Грызуны. 5. Китообразные. 6. Хищные. 7. Ластоногие. 8. Непарнокопытные. 9. Парнокопытные. Перечень следует запомнить.

Иногда отряды зайцеобразные и грызуны объединяют в один отряд: грызуны. Последовательность отрядов также может быть иной.

Далее дается перечень отрядов и входящих в них семейств млекопитающих, которые имеют наибольшее значение в лесном и охотничьем хозяйстве и должны быть обстоятельно изучены (номенклатура более мелких систематических категорий – родов и видов – прорабатывается по основным учебным пособиям):

1. Насекомоядные. Сем. ежовые, выхухолевые, кротовые, землеройковые.

2. Рукокрылые. Сем. подковоносые, кожановые, бульдоговые.

3. Зайцеобразные. Сем. заячьи, пищуховые.

4. Грызуны. Сем. нутриевые, бобровые, дикобразовые, беличьи, летяговые, соневые, селевиниевые, тушканчиковые, мышевковые, мышиные, слепышевые.

5. Хищные. Сем. собачьи, медвежьи, енотовые, куньи, гиеновые, кошачьи.

6. Парнокопытные. Сем. свиньи, олени, полорогие.

Остальные отряды подробно не рассматриваются.

 

Приложение 3

Введение

Велико и многообразно значение леса для человека и его хозяйства. Являясь источником древесины и различной побочной продукции, лес в то же время выполняет большую водоохранную, почвозащитную, полезащитную, оздоровительную роль.

Постоянным компонентом лесного ландшафта являются дикие теплокровные животные – птицы и млекопитающие. Значительная часть этих животных обитает в лесу, образуя вместе с представителями других систематических групп органического мира лесные сообщества организмов, или лесные биоценозы.

В лесных биоценозах складываются весьма сложные взаимоотношения между компонентами. Наряду с этим животные и растительные организмы постоянно испытывают влияние различных факторов неорганической природы. Таким образом, они находятся в тесной зависимости от биотических и абиотических факторов, составляющих среду обитания. Вместе с тем организмы сами оказывают на среду вполне определенное воздействие. На основании этих взаимосвязей был выведен тезис о единстве организма и среды.

Птицы и млекопитающие играют важную роль в становлении и развитии лесного биоценоза. Во многих случаях эта роль проявляется по линии пищевых связей.

Теплокровные животные уничтожают множество семян и плодов древесных, кустарниковых и травянистых растений, способствуя вместе с тем их распространению, поедают различные вегетативные части растений: почки, листья, хвою, побеги, кору; питаются всевозможными насекомыми и многими другими беспозвоночными и позвоночными животными, как вредными, так и нередко полезными для лесного хозяйства; оказывают то или иное влияние на лесную подстилку и почву; вытаптывают всходы и самосев.

Все это определяет большое лесохозяйственное значение птиц и зверей.

Многие их виды, обитающие в лесу, представляют большую ценность как объект промысловой и любительской охоты, дающей хозяйству весьма ценную продукцию в виде пушнины, высококачественного мяса, сырья для кожевенной, фармацевтической и некоторых других отраслей промышленности. Важна также санитарно-эпидемиологическая и эстетическая роль животных.

Учитывая все сказанное, специалистам лесного хозяйства необходимо хорошо знать биологию и значение лесной фауны, чтобы вести хозяйство на научной основе и наиболее эффективно.

Достижению этих целей служит проработка студентами лесохозяйственного факультета курса биологии лесных зверей и птиц.

Дисциплина – биология лесных зверей и птиц изучает имеющих значение в лесном хозяйстве диких теплокровных животных и методы их использования.

  Бакалавр по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, при изучении дисциплины «Биология лесных зверей и птиц» должен обладать следующими компетенциями: ОПК-1: способностью решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий, ПК-8: готовностью применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем.

  В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

- общую характеристику классов птиц и зверей;

- основы классификации птиц и зверей

- особенности внешнего и внутреннего строения;

- образ жизни;

- распространение;

- причины колебания численности основных видов.

   Изучивший Биологию лесных зверей и птиц должен уметь:

- различать по основным систематическим и внешним признакам главнейших видов лесных птиц и зверей; провести учет численности животных.

- уметь проектировать систему мероприятий по увеличению численности полезных птиц и зверей и производить оценку их экономической эффективности

   владеть:

- технологией биотехнических мероприятий.

 

 

Общие указания

Курс биологии лесных зверей и птиц прорабатывается в соответствии с программными вопросами, отраженными в программе, утвержденной Учебно-методическим объединением.
Студенты лесохозяйственного факультета проходят биологию лесных зверей и птиц  в течении одного года, на 1 курсе.

Изучение дисциплины производится в несколько этапов.

Первым этапом является самостоятельная проработка студентами основных учебных пособий, рекомендуемых настоящими методическим указаниями, а также дополнительной литературы. В результате этой части работы студент должен получить общее представление о дисциплине и усвоить отраженный в литературе материал по всей тематике курса.

Следующий этап – выполнение контрольного задания. Оно, производится на основе знаний, полученных студентом в процессе самостоятельного изучения литературы с использованием личного практического опыта и натурных наблюдений. При этом весьма полезными могут быть специальные экскурсии в лес.
Руководством для выполнения контрольного задания служит соответствующий раздел методических указаний.

     

Указания к разделам курса

Курс биологии лесных зверей и птиц разделяются на две тесно связанные между собой части или разделы.

I. Лесная орнитология – рассматривает лесных птиц и их значение в лесном хозяйстве

II. Лесная териология – изучает лесных млекопитающих и их значение в лесном хозяйстве.

Изучение первых двух разделов дисциплины студентами заочного отделения лесохозяйственного факультете производится в основном по учебнику и учебному пособию соответственно, Харченко, Н.Н. Биология зверей и птиц [Электронный ресурс]: учебник / Н.Н. Харченко, Н.А. Харченко. - Электрон. дан. - СПб.: Лань, 2015. - 432 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58168 - Загл. с экрана.; Трофимов, В.Н. Практикум по биологии лесных зверей и птиц. Часть II. Звери [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Н. Трофимов, В.А. Липаткин, О.В. Трофимова. - Электрон. дан. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 108 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104788. - Загл. с экрана.

Рекомендуемая литература включает много новых материалов и отражают содержание всех разделов дисциплины.

Проработка разделов и тем курса ведется в следующей последовательности.

Введение

В задачи введения входит ознакомление студентов с кругом изучаемых вопросов, с историей возникновения и развития дисциплины, с учеными, сыгравшем в этом наиболее важную роль, со значением и местом, занимаемым дисциплиной в цикле лесных наук.

Все эти вопросы достаточно плотно отражены во введениях основых литературных источников.

Лесная орнитология

Изучение данного раздела начинается ознакомлением с морфологическими и физиологическими особенностями птиц, то есть с их внешним и внутренним строением, а также функциями организма. Основные сведения по этим вопросам можно найти в книге Харченко Н.Н. и др., в разделе «Птицы», глава «Анатомические и физиологические особенности птиц» глава 2.1, 2.2, 2.3. Ознакомившись с основными чертами организма птиц, можно приступить к изучению их систематики и классификации, а затем биологии и хозяйственного значения.

Следует иметь в виду, что в нашей стране пока еще нет унифицированной классификации птиц. В систематике этой довольно обширной группы животного мира (на земном шаре насчитывается 8600 видов птиц) существует несколько различных направлений, которые постепенно изменяются и совершенствуются.

Поэтому в приложении 1 настоящих методических указаний приведена схема классификации птиц, составленная в основном в соответствии с утвержденным программой курса и определителем птиц, предназначенным для лабораторных занятий студентов. Этот определитель указан в списке дополнительной литературы.

При проработке схемы классификации необходимо хорошо усвоить номенклатуру, то есть перечень систематических категорий, и запомнить их русские и латинские названия (приложение 1 и 3).

Следующий раздел – экология лесных птиц – представляет собой отрасль лесной орнитологии, которая изучает связь птиц со средой обитания в условиях леса. Знание экологии нужны не только для более глубоко понимания закономерностей развития лесных биоценозов и составляющих их компонентов, но и для направленного воздействия на них с целью получений наибольшего хозяйственного эффекта при ведение лесного хозяйства в различных эколого-географических зонах страны.

Основные сведение по экологии птиц содержатся в книге Харченко Н.Н. и других: В главе 2.4 и в специальной главе, отражающей эколого-географические закономерности распространение лесных теплокровных животных. Глава включает целый ряд вопросов, которые должны быть изучены: Распространение и распределение лесных животных по ландшафтно-географическим зонам и в пределах лесной зоны, а также лесонасаждениях, отношение животных к пищевым, защитным, антропогенным факторам и т.д.

Некоторые данные по экологии важнейших для лесного хозяйства систематических категорий птиц имеются в эколого-систематическом обзоре класса птиц названной книги. Этот обзор также дает общую биологическую характеристику отрядов, семейств и главных видов, отражающую особенности распространения, питания, размножения, гнездования и пр.; а также наиболее яркие диагностические признаки видов и их хозяйственное значение. Последнее для специалистов лесного хозяйства имеет особенно большую ценность. Практическому значению лесных теплокровных животных посвящена, кроме того, специальная глава. Она включает детальный анализ лесохозяйственного значения животных, их влияние на плодоношение и лесовозобновление на живой напочвенный покров, подстилку и почву и т.д. Здесь же имеются сведения о роли лесных животных в сельском хозяйстве их санитарно-эпидемиологическом значении, также конкретные рекомендации по хозяйственному использованию лесной фауны, ее охране, улучшению и обогащению видового состава.

Содержащиеся в этой главе материалы будут незаменимы в будущей практической деятельности, поэтому проработке этих материалов следует уделить большое внимание и изучить их весьма тщательно.

Для более полного и глубоко усвоения лесной орнитологии может быть использована дополнительная литература, пользование которой должно быть самостоятельным.

Лесная териология

Лесная териология прорабатывается в основном по тому же плану, что и лесная орнитология, и в той же последовательности.

Прежде всего необходимо ознакомиться с морфологическими и физиологическими особенностями, свойственными представителям класса млекопитающих. Сведения по этим вопросам достаточно подробно освещены в книге Харченко Н.Н. и других, в разделе «Млекопитающие»: «Общая характеристика класса млекопитающих» и «Анатомические и физиологические особенности млекопитающих»

Далее следует хорошо изучить систематику и классификацию класса млекопитающих.

В систематике млекопитающих, как и птиц, также нет полного единообразия, а имеющиеся различные направления постоянно развиваются.

В связи с этим в приложении 2 методических указаний приводится (как и для птиц) схема классификации млекопитающих, соответствующая в общих чертах утвержденной программе курса и определителю млекопитающих, который применяется на лабораторных занятиях студентов. Проработка номенклатуры должна производится согласно этой схеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.147 с.)