Главаi. Введение. О времени написания Апокалипсиса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главаi. Введение. О времени написания Апокалипсиса.



Блогодаря Иринею Лионскому установилось мнение, что Апокалипсис написан во времена Домициана. Но это мнение ошибочно. Ириней отнес составление священных книг ко времени более позднему, чем оно было в действительности, при чем Апокалипсис он поместил после всех их. Быть может, он слышал от своего учителя Поликарпа, что тот получил эту книгу от Апостола Иоанна незадолго до смерти Домициана; или может быть сам Иоанн около этого времени впервые лишь обнародовал свое откровение, - откуда Ириней и мог вообразить, что оно тогда именно было и написано. Евсевий в своей «Хронике» и «Церковной Истории» следует мнению святого Иринея94. Но впоследствии, в своих «Евангелических Изяснениях», время ссылки Иоанна на о. Патмос он относит ко времени смерти апостолов Петра и Павла. Точно также Тертуллиан и псевдо-Прохор, повторяют древнее сказание, принадлежащее неизвестному автору, - будто бы апостол Иоанн по приказанию Нерона был брошен в котел с кипящим маслом, откуда, однако, вышел невредимым, и после того был сослан на о. Патмос95. Хотя вся эта история не более, как легенда, однако, она породила предание, идущее от первых

94 Бетопзи. Еvаn. 1. 3.

95 См. у Памел. в замеч. на Тертул. Бе рrаеsсгиргиопииз 215 и Иеронима против Иовиниана, кн. 1, гл. 14 (Изд. Эразма).

193

 

 II

I

церквей, по которому Иоанн Бог. был сослан на о. Патмос во дни Нерона. Епифаний доказывает, что Евангелие от Иоанна было написано во времена Домициана, а Апокалипсис даже до царствования Нерона. Ареѳа96 в начале своих Комментарий приводит по сему вопросу мнение Иринея по Евсевию, хотя и не разделяет его и далее утверждает, что Апокалипсис был написан до разрушения Иерусалима и что более ранние толкователи под снятием шестой печати Откровения разумели именно разрушение Иерусалима.

С мнением первых толкователей согласуется предание Сирийских церквей, сохранившееся до нашего времени в зоголовке сирийского перевода Апокалипсиса. Зоголовок этот таков: «Откровение, данное евангелисту Иоанну Богом на острове Патмосе, куда он был сослан при кесаре Нероне». То же самое подтверждается историей, передаваемой Евсевием97 по Клименту Александрийскому и другим древним писателям, юноше, которого Иоанн (спустя некоторое время после своего возвращения с острова Патмоса) обратил к истинной вере и затем вверил его попечению одного епископа. Получив оглашение от епископа, этот юноша им же и был крещен. Некоторое время спустя, он освободился от опеки епископа, попал в дурное общество и стал предаваться порокам, разгулу и, наконец, заниматься грабежом, и в этих порочных делах преуспел настолько, что товарищи его по разбойничеству сделали его своим атаманом. Златоуст98 добавляет, что он был атаманом долгое время. Когда Иоанн возвратился в этот город и услышал, что сталось с его учеником, то поехал к нему. Разбойник из

 

96 Ареѳа, гл. 18 и 19.

97 Церк. Ист., кн. 8, 23.

98

8 ^^иузозИ. аd ТhеосИогат Иарзит.

194

 

 II

I

стыда пред своим бывшим учителем не решился показаться ему и бежал. Иоанн побежал за ним, догнал его, усовестил и вернул в лоно Церкви. Вся эта история, тянувшаяся много лет, доказывает, что Иоанн возвратился с о. Патмоса скорее во время смерти Нерона, чем Домициана: между смертью Домициана и Иоанна прошло только два года с половиной, Иоанн, доживший до 90 лет", в преклонном возрасте был столь слаб, что даже в церковныя собрания его носили на носилках, почему решительно невозможно предположить, чтобы в это время он был в силах гоняться за разбойником.

Это мнение подкрепляется, далее,

содержащимися в Апокалипсисе намеками на храм,

жертвенник и святой город, как еще существующие,

и на язычников, которые вскоре станут попирать

святый город и внешний двор храма. Оно

подтверждается также и самым стилем Апокалипсиса,

в котором болыпе гебраизмов, нежели в Евангелии

 Иоанна. Отсюда можно заключить, что Апокалипсис

был написан, когда Иоанн только что прибыл из

Иудеи, где он привык к сирийским оборотам речи;

и что он написал свое Евангелие лишь после того,

как по долгом обращении между малоазийскими

Греками освободился в значительной степени от

гебраизмов. Это мнение поддерживается также и

существованием многих лжеапокалипсисов, как

напр. Петра, Павла, Ѳомы, Стефана, Илии и Керинѳа,

написанных в подражание подлинному Апокалипсису.

Так как многия ложныя евангелия, деяния и послания

в своем появлении были обусловлены до некоторой

степени существованием подлинных, то и составление

множества подложных апокалипсисов и

приписывание их Апостолам и пророкам свидетельствует, что уже существовало и было

99 Иерон. в пис. к Гал., кн. 3, гл. 6. 195

 

 II

I

известно между первыми христианами в постоянном обращении подлинное Апостольское Откровение.

Таким образом можно с вероятностью предположить, что подлинный Апокалипсис был написан настолько давно, что уже в Апостолические времена оказалось возможным составление множества подложных Откровений в подражение истинному, приписываемых умершим ранее Иоанна апостолам Петру, Павлу, Ѳоме и др.100. Современник Тертуллиана Кай разсказывает, что Керинѳ написал свой Апокалипсис как великий Апостол и утверждал, что видения были ему открыты Ангелами, обещавшими тысячелетие (тиииеппиит) плотских наслаждений в Иерусалиме после воскресения мертвых101. Из этого ясно, что его апокалипсис был написан в подражание Апокалипсису Иоанна. А жил Керинѳ в столь раннюю эпоху христианской эры, что имел возможность вступить в соперничество с Апостолами в Иерусалиме в первом году царствования Клавдия, или даже ранее, т. е. за 26 лет до смерти Нерона, и умер он ранее Иоанна102.

Всех этих соображений достаточно для определения времени написания Апокалипсиса. Впрочем есть еще одно соображение. Одним оно может показаться основательным, другим — нет. Я изложу его, предоставив усмотрению каждого принять его или нет. В посланиях Петра, а также в послании Павла к Евреям есть, как мне кажется, намеки на Апокалипсис, откуда можно заключать, что он был написан ранее этих посланий.

Такие намеки в послании к Евреям я вижу в словах относительно Первосвященника в Небесной Скинии, который подобно Мелхиседеку одновременно

У Евсевия Церв. Ист. кн. 3, гл. 28 (Изд. Валезия).

Епиф. Ерес. 28.

Иерон. против Люциф.

196

 

 II

I

является царем и первосвященником, и в разсуждениях о «слове Божием, которое острее всякого меча обоюдуострого», о субботстве, т. е. о конце тысячелетняго царства (хилиазма) о «земле, которой конец - сожжение» (огненным озером), о «суде и окончательном осуждении, которое пожрет врогов», о «небесном граде, который созидается и которого Зиждитель и Творец - Бог», о «тьме свидетелей», «горе Сионе», небесном Иерусалиме, вселенском соборе, душах праведников, которые станут совершенны (чрез воскресение), о «колебаниях неба и земли», о «новой земле и новом царстве, которое не поколеблется, но пребудет во веки».

В первом послании Петра встречаются такия выражения: «откровение (явление) Иисуса Христа103», -повторяется дважды или трижды, «кровь Иисуса Христа», как Агнца, закланного от создания мира»104; «дом духовный» (на небе) [И Петра II, 5], «наследство нетленное чистое, неувядаемое, хранящееся в небесах для вас, соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (I Петра И, 4, 5)105, «царственное священство», «святое священство»106, «суд в доме Божием»107, «Церковь в Вавилоне»108. Правда, все это очень неясные намеки, но второе послание Ап. Петра, начиная с 19 стиха И-ой главы до конца, весьма похоже на комментарий в Апокалипсису. В этом послании, обращенном к тем же самым Азийским церквам, к которым и Иоанну повелено было послать свое пророчество, Апостол Петр говорит, что «они имеют вернейшее пророческое

1 Пет. I, 7, 13; IV, 13 и V, 1. Апок. XIII, 8. Апок. XXI. Апокал. I, 6; V, 10. Апок. XX, 6. Апок. XX, 4,12.

197

 

 II

I

слово», чтобы руководиться им, «как светильником, сияющим в темном месте, доколе не начнет разсветать день и не взойдет утренняя звезда», т. е. пока не начнут понимать это пророческое слово: «ибо, говорит он, никакое пророчество в писании нельзя разрешить самому собою, так как никогда не было оно произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы духом Святым». Сам Даниил сознается, что он не понимает возвещенного им пророчества109; равным образом не следует ожидать истолкований Апокалипсиса от апостола Иоанна, но надлежит изучать его самим нам. В этом заключается сущность того, что Петр говорил в 1 главе своего послания. А затем во второй он приступает к описанию того, как, «по вернейшему слову пророчества» имеют возстать в Церкви «лжепророки» или «лжеучители» (названные в Апокалипсисе собирательным именем лжепророка), которые введут пагубныя ереси, даже отвергая искупившого их Господа», что характеризует Антихриста. «И многие продолжает Апостол, последуют их разврату»110; живущие на земле будут111 обольщены лжепророком и будут упоены вином блудодеяния блудницы, «и чрез них путь истины будет в поношении», ибо зверь112 исполнен богохульства; «и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами», ибо имеющие общение с блудницею — купцы земные, и предмет113 их купли — товары дрогоценные и тела и души людей; и «суд им давно готов, и погибель их не дремлет», но придет

109 Дан. VIII, 15, 16, 27; XII, 8-9.

110 аоЕА-упаС-

111 Апокал. XIII, 14; XVII, 1, 2.

112 Апок. XIII, 1, 5, 6.

113 Апок. XVIII, 12,13.

198

 

 II

I

на них в последний день внезапно, как потоп на древний мир, как огонь и каменный дождь на Содом и Гоморру, тогда как праведник будет избавлен подобно114 Лоту, «ибо Господь знает, как избавить блогочестивых от искушения, а беззаконников сохранить ко дню суда для наказания (в огненном озере); а наипаче тех, которые идут во след скверных похотей плоти», будучи упоены115 вином блудодеяния блудницы, «которые презирают власть и не страшатся хулить славных»; ибо зверь открыл уста свои против Бога, чтобы хулить116 Его имя и жилище Его, и тех, кто обитает на небе. «Они, как безсловесныя животныя (десятирогий зверь и двурогий зверь или лжепророк), водимыя природою, рожденныя на уловление и истребление (в огненном озере) хулят то, чего не понимают»; они ищут удовольствие в мятежах, наслаждаются обманами своими, пиршествуя 117с вами; «глаза у них исполнены любострастия»118, ибо сыны царства зверя живут в наслаждениях с блудницею, и народы упоены вином ея блудодеяния. «Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную»119, лжепророк, научивший Валака положить камень преткновения пред сынами Израильскими. «Они не источники живой воды, но безводные источники», не «облака двух святых», на которых они взошли на небо120 свидетели, но «облака и мглы, гонимыя бурей» и т. п. Таким образом, автор Послания употребляет всю вторую главу на описание свойств Апокалипсических зверей и лжепророка; в

4 Апок. XXI, 3, 4

5 Апок. IX, 21 и XVII, 2.

6 Апок. XIII, 6.

7 Апок. XVIII, 3, 7, 9.

8 цоихсЛ^.

9 Апок. XI, 14. ю Апок. XI, 12.

199

 

 II

I

третьей же он более полно описывает их погибель и будущее царство. Он говорит, что так как пришествие Христа будет отложено на долгое время, то будут насмехаться, говоря: «где же обетование Его пришествия?» Затем он описывает внезапное пришествие на них дня Господня, который придет «как тать в нощи» - выражение Апокалипсическое, точно также и миллениум (хилиазм) или («тысяча лет, которые у Господа как один день» и «прехождение земли и неба (которые сгорят в море огня)» и наше ожидание нового неба и новой земли, в которых обитает правда».

Имея в виду, что Петр и Иоанн были Апостолами обрезания, я полагаю, что они пребывали с своими церквами в Иудее и Сирии, пока Римляне не обявили этим странам войны, т. е. до 12 года царствования Нерона; затем, вместе с болыпей частью христиан оба они удалились в Азию, а Петр оттуда отправился в Коринѳ и Рим. Римляне смотрели на эти еврейския церкви недружелюбно и для предупреждения среди иудейского народа возстания задержали их вождей, а Иоанна даже сослали на о. Патмос.

Мне кажется наиболее вероятным, что там и был составлен Апокалипсис и что вскоре затем были написаны послания к Евреям и соборныя послания Петра, при чем из Апокалипсиса Апостолы заимствовали то, что им по их особой задаче было нужно. Из Посланий этих явствует, что они были написаны в эпоху всеобщого смятения и гонений со стороны язычников, т. е. во время войны с Римлянами; до этого же времени язычники относились к христианам-евреям миролюбиво, так же, как и к другим. Послание к Евреям, судя по тому, что в нем есть упоминание о нахождении Тимоѳея между Евреями, могло быть написано после бегства в Азию,

200

 

 II

I

где Тимоѳей был епископом. Кажется, что и Петр Вавилоном называет Рим, как в виду предпринятой им против Иудеи войны и приближающогося разорения Иудеи Римом на подобие древняго Вавилона, так и потому, что тем же именем Рим называется и в Апокалипсисе; и в словах «послание к пришельцам, разсеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Виѳивии» можно видеть указание на то, что они были пришельцами, только что разсеянными Иудейской войной, так как других пришельцев, порученных его попечению, не было.

Такое представление о ходе дела наиболее согласуется с проверенными историческими фактами.

Иустин121 и Ириней122 разсказывают, что в царствование Клавдия явился в Рим Симон Волхв и стал творить там свои чудеса. Псевдо-Климент прибавляет к этому, что он пытался подняться на воздух, но, по молитвам ап. Петра, низвергся и сломал себе шею. Отсюда Евсевий123, или, лучше сказать, неправильно понявший его переводчик Иероним, заключает, что Петр прибыл в Рим во второй год царствования Клавдия; однако Кирилл, епископ Иерусалимский124, Филастрий125,Сульпиций126, Проспер127, Максим Таврский и Егезипп-младший128 приурочивают эту победу Петра ко времени Нерона. И действительно, существовало старинное предание, что ап. Петр явился в Рим в царствование этого императора, как это мы читаем у Лактанция129.

121 Аполог, к Антон. Пию.

122 Ерес. кн. 1, гл. 20. См. также Апологию Тертул. гл. 13.

123 Евсевий. Хроники.

124 Кирилл. Огл. 6.

125 Филастрий. О ересях, гл. 30.

126 Сулышций. Истор. кн. 2.

127 Проспер. Об обетов. гл. 13.

128 Максим, 5 речь на Рождество. Егезип, кн. 2, гл. 2.

129 Лактанций, Бе шоггиЬ. регеес. гл. 2.

201

 

 II

I

Златоуст130 говорит, что Апостолы оставались в Иудее долгое время, и что они разошлись на проповедь к язычникам лишь после того, как были изгнаны оттуда Евреями. Разсеяние это произошло в первый год Иудейской войны, когда Евреи, как разсказывает Иосиф, начали всюду волноваться и прибегать к насилию. Все при этом согласны в том, что Апостолы разсеялись по разным странам все сразу; а Ориген131 точнее определяет время этого разсеяния, разсказывая, что в началт Иудейской войны Апостолы и ученики Господа разошлись по всем народам: Ѳома ушел к Парѳянам, Андрей в Скиѳию, Иоанн в Азию, а Петр сначала в Азию, где он проповедывал еще раныпе, и оттуда в Италию. Дионисий Коринѳский132 говорит, что Петр из Азии удалился через Коринѳ в Рим, и все древние единогласно утверждают, что Петр и Павел претерпели там мученичество в конце царствования Нерона. Марк вместе с Тимоѳеем пришел в Рим (2 Тимоѳ. IV, 11. Колосс. IV, 10). Силуан был помощником Петра; и судя по сподвижникам Петра, упоминаемым в его первом послании, следует заключать, что оно написано из Рима. И все древние вообще единогласно утверждают, что под Вавилоном в этом послании разумеется Рим. Второе послание ап. Петра обращено им тем же самым «разсеянным пришельцам», как и первое (2 Петра ИII, 1), и в нем он говорит, что Павел также писал к ним о том же предмете (стих 15, 16). Так как не существует иного послания Павла к пришельцам, кроме послания к Евреям, то в нем (гл. X, 11, 12) мы и находим в общих чертах то же самое, о чем говорит Петр; в частности там мы находим учение о «прехождении старого неба и земли»,

Златоуст, Бесед. 70 на Еванг. Матѳ., гл. 22. В Церк. Ист. Евсевия, кн. 2, гл. 25. Евсевий, Ист. кн. 2, гл. 25.

202

 

 II

I

«установление наследства (царства) непоколебимого» и увещания служить блогоугодно Богу, ибо Бог для грешников «огонь поядающий» (Евр. XII, 25, 26, 28, 29).

Установив время написания Апокалипсиса, я не имею нужды много говорить о его истине, раз в первые же века книга эта была в таком почете у христиан, что многие пытались подражать ему, составляя Апокалипсис от имени различных Апостолов; и сами Апостолы, как я только что показал, изучали его и пользовались его словами и выражениями. Блогодаря этому язык Послания к Евреям принял более мистический оттенок, чем язык других Павловых посланий, а язык Евангелия Иоанна стал более образным и величественным, чем язык прочих Евангелистов. Ни в одной из книг Нового Завета, написанных до Апокалипсиса, не встречается названия Христа Словом Божиим; поэтому я того мнения, что язык этого Евангелия заимствован из Апокалипсиса, как заимствованы оттуда отдельныя выражения напр.: «Христос - свет, просвещающей мир», «Агнец Божий, подявший грехи мира», «жених», «свидетель», «сшедший с неба», «Сын Божий» и т. д. Иустин Мученик, принявший христианство через 30 лет после смерти ап. Иоанна, положительно утверждает, что «некий муж между христианами по имени Иоанн, один из 12 Апостолов Христа, в явленном ему откровении пророчествовал, что верующие во Христа будут 1000 лет жить в Иерусалиме». Несколькими строками выше он говорит: «Но я, так же как и те из христиан, которые держатся во всем правильных мыслей, верую в воскресение плоти и в 1000-летнюю жизнь в Иерусалиме, перестроенном, украшенном и расширенном». Это совершенно равносильно утверждению, что все истинные христиане первых

203

 

 II

I

веков принимали это пророчество: ибо во все времена те, кто верил в хилиазм, считали за основу своего верования Апокалипсис. И мне неизвестен ни один пример противоположного характера.

Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский, бывший одним из учеников самого Иоанна, не только проповедывал учение о блаженном тысячелетии (хилиазме, но так же утверждал133, что Апокалипсис написан по божественному вдохновению. Мелитон, живший вскоре после Иустина134, написал на это пророчество комментарий. Будучи епископом Сардийской церкви одной из семи церквей Апокалипсиса, Мелитон, конечно, знал церковныя предания на этот счет и во всяком случае не мог допустить измышлений. Ириней, современник Мелитона, так же много писал об Апокалипсисе и говорил, что «число 666 находится во всех древних и исправных списках; и что то же самое ему подтверждали люди, лично видевшие ап. Иоанна», в том числе, без сомнения, учитель Иринея св. Поликарп Смирнский. Одновременно с тем то же самое утверждал Ѳеофил135, епископ Антиохийский, а вскоре после него Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген, а современник их Ипполит Мученик, митрополит Арабский136, написал на Апокалипсис комментарий. Все они были старцы, жившие спустя 120 лет после смерти ап. Иоанна и пользовавшиеся у церквей того времени величайшим уважением. Вскоре Викторин Пиктавийский, живший в царствование Диоклетиана, написал новый комментарий.

Ареѳа в толк. на Апокал. Евсевий. Истор, кн. IV, гл. 26. Иерон. Евсевий. Ист. кн. 4, гл. 24. Иероним.

204

 

 II

I

Всего этого, безспорно, достаточно, чтобы показать, как принимался и изучался Апокалипсис в первые века; и действительно, я не знаю ни одной другой книги Нового Завета, которая подвергалась бы столь глубокому изучению и комментированию в те ранния времена, - как эта. Пророчество гласит: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем». Это одушевляло первых христиан изучать его, доколе возникшия трудности не побудили их обратиться к комментированию и остальных книг Нового Завета. Так относились к Апокалипсису, пока, наконец, ложно понимаемое «тысячелетие» не породило против него предубеждений, а Дионисий Александрийский, указав на изобилующие в нем варваризмы, т. е. гебраизмы, укрепил это предубеждение настолько, что многие Греки IV века начали сомневаться в подлинности этой книги. Но так как латиняне и болыпая часть Греков держались Апокалипсиса, а остальные сомневались в нем единственно из предубеждения, то это ничего не говорит против его значения и силы.

Это пророчество называется Откровением в том смысле, что оно представляет собой то «истинное писание, которое Даниилу было повелено «скрыть и запечатать до последняго времени». Даниил «запечатал его до последняго времени; и когда это время придет, Агнец снимет печати. Затем два Свидетеля будут долгое время пророчествовать, облеченные во вретище, а затем взойдут на небо в облаке». Это значит, что пророчества Даниила и Иоанна не будут поняты до последняго времени; тогда же некоторые в горести и унижении будут пророчествовать на основании их долгое время, но так темно, что обратят лишь немногих. Когда же настанет последний конец, то пророчество откроется

205

 

 II

I

настолько, что убедит многих. «Тогда, говорит Даниил, многие прочитают ее и умножится ведение». Ибо пред великим смятением и концом мира Евангелие будет проповедано всем народам. Безчисленное множество спасенных, которое с пальмами в руках выйдет из этого мирового смятения, не было бы столь велико, если бы проповедь Евангелия не распространилась к тому времени на все народы. Тогда оторван будет от горы камень без помощи рук человеческих и упадет на ноги истукану и станет великою горою и наполнит собой землю. И посреди неба пролетит Ангел с вечным Евангелием, чтобы проповедать его всем народам, прежде чем падет Вавилон и Сын Человеческий пожнет Свою жатву. Два пророка взойдут на небо в облаке перед тем, как царства мира станут царством Христовым. Существенною частью этого пророчества является то, что оно не должно быть понято до самого последняго времени мира. В силу этого, то обстоятельство, что пророчество до сих пор еще не понято, укрепляет веру в него.

Но если последния времена, времена раскрытия вселенской тайны ныне приближаются, как это следует заключить из больших успехов, достигнутых новейшими истолкователями откровений, то мы должны тем с болыпею смелостью углубиться в них. Если приближается время повсеместного проповедания Евангелия, то к нам и к нашему потомству должны быть отнесены следующия слова пророчеств: «В последния времена мудрые уразумеют, но никто из нечестивых не уразумеет сего» (Дан. ХII, 7, 10). «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Апок. И, 3).

Главная ошибка истолкователей Апокалипсиса заключалась в том, что они на основании Откровения

206

 

 II

I

пытались предсказывать времена и события, как будто Бог их сделал пророками. Блогодаря этому, эти истолкователи подверглись осуждению сами и вместе с тем возбудили недоверие и к пророчеству вообще. Но Божественное предначертание заключалось совсем в ином. Бог дал это откровение так же, как и пророчества Ветхого Завета, не ради того, чтобы удовлетворить любопытство людей, делая их способными предузнавать будущее, но ради того, чтобы исполнением их на деле явлен был миру святой Промысл Его, а не проницательность истолкователей. Ибо наступление событий, предсказанных за несколько столетий, служит убедительным доказательством того, что вселенная управляется Провидением. Ибо как несколько неясных пророчеств относительно первого пришествия Христова послужили для установления христианской религии, ныне почти утраченной, так многия и ясныя пророчества о событиях, которыя совершатся при втором пришествии Христовом, служат не только предсказанием, но и содействуют обретению и возстановлению истины и установлению царства, где обитает праведность. События оправдают Откровение; когда же будет подтверждено и понято это пророчество, то раскроется смысл древних пророков, и все это вместе даст возможность познать истинную религию и установить ее. И тот, кто желал бы понять древних пророков, должен начать с Апокалипсиса; но время совершенного уразумения его еще не пришло, так как не совершился еще тот полный мировой переворот, который предсказан в Откровении.

«И в дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда Он вострубит, совершится тайна Божия, как блоговествовал рабам Своим пророкам» (Апокал. X, 7). И тогда «царства мира сего сделаются царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во

207

 

 II

I

веки веков» (Апокал. XI, 15). Уже теперь исполнилось из этого пророчества столько, что всякий, кто внимательно прочтет предлагаемый мною очерк, может видеть достаточно примеров Божественного Промысла. В последния же времена огромный переворот, предсказанный в Святом Писании, сразу обратит взоры людей и на пророчества, и на обстоятельное истолкование его.

До той же поры мы должны довольствоваться истолкованием лишь того, что уже исполнилось.

Между истолкователями последних столетий почти каждый, сколько нибудь известный, сделал какое нибудь открытие, достойное внимания; и отсюда я заключаю, что Бог вскоре откроет Свою тайну. Успех других понудил меня заняться настоящим изследованием, и если я сделал что-нибудь, что может оказаться годным для последующих писателей, то я считаю свою цель достигнутой.

208

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.072 с.)