Психолого - педагогическая характеристика обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого - педагогическая характеристика обучающихся



Содержание программы

 

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………

2. Общая характеристика коррекционного курса………………………………………

3. Место коррекционного курса в учебном плане………………………………………

4. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса…………….................

5. Планируемый результаты освоения детьми программы…………………………….

6. Содержание коррекционного курса……………………………………………………

7. Календарно тематическое планирование……………………………………………..

7.1  1-й класс

7.2  2-й класс

7.3  3-класс

7.4  4-класс

8. Материально техническое обеспечение деятельности педагога-психолога ………

Использованная и рекомендованная литература……………………………………..

 

ТАБЛИЦА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Пояснительная записка

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

- Конвенция о правах ребенка (20.11.1989) Часть 1 ст.28 (п.1.2.), ст. 29 (п.1).

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.).

- Декларация о правах инвалидов (1975г.).

Федеральные документы:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·  Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 ВК-45/07 «О введении ФГОС ОВЗ. Методические рекомендации по вопросам федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК – 270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».

· Письмо Рособрнадзора от 16 апреля 2015г. № 01.50.174/07 – 1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. № НТ – 392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).

·  Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

· Письмо Минобрнауки России от 11.07.2016 ВК – 1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·  Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10».

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».

· Письмо заместителя Минобрнауки России ТС – 728/07 от 15.03.2018 «Об организации работы по СИПР».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

· Министерство Просвещения РФ Распоряжение от 9 сентября 2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

· Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152 – ФЗ «О персональных данных».

· Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

· Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).

· Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2016 год.

·  Концепция развития образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ: 2020-2030.

·  Письмо Министерства Просвещения РФ от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью».

· Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года).

Региональные документы:

· Закон Челябинской области от 29.08.2013 №515-30 «Об образовании в Челябинской области/ Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 №1543.

· Инструктивно-методическое письмо ГУО и Н от 14 октября 2002 года №05-3613 «Организация интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Челябинской области».

· Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2017 № 1213/10414 «О направлении рекомендаций по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего, основного общего и среднего общего образования».

· Методические рекомендации «Модели организации образовательной деятельности при инклюзивном образовании» (письмо МОиН Челябинской области от 27.10.2017 №1213/10414).

· Письмо Министерства образования и науки Челябинской области                от 04.07.2014 г. №03-02/4235 «О типовых пакетах специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

Муниципальные документы:

       Комитет по делам образования г.Челябинска № 16 02/6507 от 19.08.2019 год «Рекомендации по преемственности в создании специальных условий для получения качественного образования обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) на уровне начального общего образования и основной общеобразовательной школы».

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска».

     

В соответствии с ФГОС учебно-воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно-деятельностный подход к обучению. Поэтому в качестве основных целей и задач программы адаптации следует выделять формирование:

· четкого осознания ребенком своей новой позиции школьника;

· позитивной самооценки;

· уверенности ребенка в своих возможностях;

· мотивации к познанию и обучению;

· первичных регулятивных компетенций.

· определенных ФГОС основных УУД, которые обеспечат способность первоклассника к самостоятельному овладению новыми знаниями;

· готовности к саморазвитию;

· личностных качеств, необходимых как для успешного обучения, так и для налаживания коммуникативных связей в коллективе, с педагогами;

· основных ценностно-смысловых установок;

· навыков сотрудничества;

· умения понимать свои чувства и чувства других.

     

Отдельно в ФГОС указывается на здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим программа адаптации первоклассников к школе должна быть нацелена и на ознакомление детей с основами здорового способа жизни, и на создание условий для сохранения их психологического и физического здоровья в период обучения.

   Главное отличие программы адаптации первоклассников к школе по ФГОС заключается в особом внимании к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, размышлениям и чувствам. Важно не просто подстроить его к школьному ритму жизни, а помочь найти свое место в коллективе в соответствии с присущими ему индивидуальными особенностями.

Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.

Рабочая программа по психологии для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.

Курс психологии «Тропинка к своему Я» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа коррекционно-развивающего курса предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 7 до 11 лет (далее Программа), в том числе для детей - инвалидов.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

           

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 - осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи направлены на формирование:

· четкого осознания ребенком своей новой позиции школьника;

· позитивной самооценки;

· уверенности ребенка в своих возможностях;

· мотивации к познанию и обучению;

· первичных регулятивных компетенций.

· определенных ФГОС основных УУД, которые обеспечат способность младшего школьника к самостоятельному овладению новыми знаниями;

· готовности к саморазвитию;

· личностных качеств, необходимых как для успешного обучения, так и для налаживания коммуникативных связей в коллективе, с педагогами;

· основных ценностно-смысловых установок;

· навыков сотрудничества;

· умения понимать свои чувства и чувства других.

·

  Принципы построения Программы:

· системность коррекционных, профилактических и развивающих мероприятий.

· единство диагностики и коррекции.

· учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

· комплексность методов психологического воздействия.

· возрастание сложности.

· учет объема и степени разнообразия материала.

 

Системность.

 

 Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ТНР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 

Непрерывность.

 

Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.

 

Вариативность.

 

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом и (или) физическом развитии.

 

Диагностическая работа

- обеспечивает проведение комплексных обследований детей с ТНР; рекомендации по образовательному маршруту ребенка с ТНР в школе; контроль и анализ результатов коррекционной работы. Диагностическую работу осуществляет психологопедагогический консилиум школы (ППк). Углубленная диагностика обучающихся проводится специалистами службы сопровождения.

 

Цель программы:

Развитие личности ребенка, в частности его эмоционально-волевых качеств, когнитивных функций, с целью сохранения психологического здоровья и преодоления трудностей в учебной деятельности.

 

Задачи:

1. Снижение уровня школьной тревожности.

2. Формирование адекватной установки в отношении неудач.

3.Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.

4. Повышение уровня мотивации к учебной деятельности.

5. Формирование адекватной самооценки.

6.Развитие социальных и коммуникативных умений. Данная коррекционно-развивающая программа направлена на формирование оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, преодоления трудностей в учебной деятельности, развитие положительных личностных качеств ребенка.

 

Формы работы:

С целью получения положительной динамики применяются следующие формы и методы работы: ролевая игра, психогимнастические упражнения, арт-терапевтические методы, дискуссия.

Планируемые результаты освоения программы

Задачи по блокам:

Я и Я»

· формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания

· формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

· осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

Я и мои эмоции»

· знакомство с различными видами эмоций и чувств, обучение словесной передаче своего эмоционального состояния, обучение детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния

· отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.

Я и другие»

· развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы

· формирование навыков общения, развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям

· формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека

· развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей

· обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения

Я учусь владеть собой»

· проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования

· выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций

· формирование адекватных форм поведения

 

Общая характеристика коррекционно – развивающих занятий:

В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.

Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В. Дубровиной, А.Д. Кошелевой, Н.Л. Кряжевой и др.), можно выделить следующие методические средства для коррекции:

- игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка;

- сказкотерапия. Произведения детских писателей и поэтов, фольклор являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему;

- психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения;

- изотерапия. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.

   Целью программы является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.

Для достижения целей будут решаться следующие задачи:

- создать положительный эмоциональный фон;

- повысить самооценку и уровень;

- способствовать формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

- способствовать изменению негативных стереотипов поведения;

- формировать доброжелательные межличностные отношения;

- способствовать развитию сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений;

- способствовать растормаживанию речевой функции.

Структура коррекционной программы включает в себя:

- первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребенка;

- направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний;

- рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребенка;

- заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

По окончании занятий ребенок должен:

знать:
       - способы саморегуляции, доступные его возрасту;

уметь:

- регулировать свои поведенческие реакции;

- свободно выражать свои чувства и переживания,
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
- владеть навыками саморегуляции и самопознания, соответствующие возрасту,
- владеть навыками конструктивного общения.

 

 

  1. Место коррекционного курса в учебном плане

ТАБЛИЦА №1

 

Класс Количество учебных недель в году Количество занятий коррекционного курса
1 класс 33 1 раз в неделю
2 класс 34 1 раз в неделю
3 класс 34 1 раз в неделю
4 класс 34 1 раз в неделю

 

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Эмоционально-волевой сферы» изучается с 1 - 33 ч. в год, со 2 по 4 класс по одному часу в неделю (34 ч. в год).

Направления работы

 

Класс

Регулятивные УУД:

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

учиться исследовать свои качества и свои особенности

учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

учиться наблюдать

моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

учиться работать в паре и в группе

выполнять различные роли

слушать и понимать речь других ребят

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Класс

Регулятивные УУД:

учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

учиться прогнозировать последствия своих поступков

определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

делать выводы в результате совместной работы в группе

учиться графически оформлять изучаемый материал

моделировать различные ситуации

усваивать разные способы запоминания информации             

Коммуникативные УУД:   

учиться позитивно проявлять себя в общении

учиться договариваться и приходить к общему решению

учиться понимать эмоции и поступки других людей

овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

 

Класс

Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

извлекать необходимую информацию из текста

определять и формулировать цель в совместной работе

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

обогатить представление о собственных возможностях и способностях

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

учиться контролировать свою речь и поступки

учиться толерантному отношению к другому мнению

учиться самостоятельно решать проблемы в общении

осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

формулировать своё собственное мнение и позицию

учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средства формирования УУД-универсальных учебных действий: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

 

 

  1. Содержание коррекционного курса

 

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности.

 

Развитие восприятия.

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.

Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

 

Развитие памяти.

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.

Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания.

 

 Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрация внимания.

 

Развитие мышления.

 

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.

Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи.

 

 Развитие устойчивости речи, умения описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Психолого-педагогическое обследование познавательное развитие и развитие основных психических функций

 

Цель:

 

Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков обучающихся.

 

Задачи:

 

1. Развивать у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе.

2.Формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной Я - концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

3.Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

 

При проведении уроков психологии в 1-4 классах необходимо использование следующих технологий:

 

  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения;
  • Диалогические технологии;
  • КСО;
  • Технологии проблемного обучения (исследовательский метод);
  • Коммуникативно-информационные технологии;
  • Технология учебно-игровой деятельности;
  • Технология проектной деятельности.

 

1. Работа со слабоуспевающими обучающимися

  1. При работе со слабоуспевающими обучающимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
  2. Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года;
  3. Применение заданий различной степени трудности;
  4. Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение;
  5. Использование экспресс-диагностик;
  6. Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций;
  7. Карточки-задания на дом;
  8. Индивидуальные и групповые консультации;
  9. Использование межпредметных связей;
  10. Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа;
  11. Работа с учебной, дополнительной литературой;
  12. Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов;
  13. Использование интерактивных занятий.

 

Учебно – тематический план

№ п/п Тема Часы Форма
1 Эмоции и чувства 2 Познавательная беседа, практическая работа
2 Как справиться с плохим настроением 2 Практические упражнения, ролевая игра
3 Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение 2 Дискуссия, демонстрация, тестирование

Содержание

 

Тема 1 «Эмоции и чувства». Беседа о правилах выражения эмоций и чувств. Раскрытие понятий: воля, сила воли, волевые качества. Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении.

Тема 2 «Как справиться с плохим настроением». Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Поиск резервных состояний. Работа с собственным напряжением.

Тема 3 «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение». Помощь в лучшем познании себя и настройка на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Определение эмоциональности учащихся. Обратная связь, закрепление полученных результатов.

 

Весь курс психокоррекционных занятий ориентировочно состоит из следующих разделов:

 

 – диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

–диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

– формирование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.167 с.)