Методика и последовательность выполнения работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика и последовательность выполнения работы



ВВЕДЕНИЕ

Понятие «сертификация» появилось в России относительно недавно по сравнению со странами Западной Европы, где первые аналоги современных систем сертификации однородной продукции сформировались в начале 20-х годов ХХ века, а в Северной Америке с конца 50-х годов ХХ века. В Российской Федерации это понятие было юридически закреплено в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в начале 1992 г. и развито в Законе Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в середине 1993 г. и далее в законе «О техническом регулировании» в 2002 г., а также положениями закона «О стандартизации».

Система сертификации, разработанная в Российской Федерации предусматривает обеспечение ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ сертификации отечественной и импортной продукции, в том числе дорожно-строительных машин, на соответствие требований стандартов, обеспечивающих защиту здоровья, жизни и имущества граждан, а также защиту окружающей среды. Определен также порядок сертификации на ДОБРОВОЛЬНОЙ основе по желанию любого производителя на соответствие любому нормативному документу на данную продукцию.

К обязательным требованиям к качеству продукции относятся требования, обеспечивающие: ее безопасность для жизни и здоровья населения и эргономичность в эксплуатации и монтаже; охрану окружающей среды; совместимость и взаимозаменяемость продукции.

К рекомендуемым (добровольным) требованиям относятся: требования, характеризующие потребительские и другие свойства продукции, определенные действующими стандартами «Системы показателей качества продукции. Номенклатура показателей».

В число обязательных параметров, подлежащих проверке и подтверждению при сертификации дорожно-строительных машин, входят:

· эргономические показатели;

· показатели безопасности;

· экологические требования к машине.

Как правило, имеют место комплексные эргономические показатели, которые  характеризуют совместно несколько его эргономических свойств.

Данные методические указания предполагают проведение работ на натурной реальной машине. На ней проводятся необходимые замеры, которые сверяются с нормативными данными стандартов. Приведенные основные термины и определения позволяют более полно изучить методы и порядок сертификации. Основываясь на основных положениях стандартов, являющихся основной частью нормативной базы сертификации в методических указаниях, студенту предоставляется возможность проведения самостоятельной экспертной оценки соответствия эргономических показателей машины нормативным требованиям.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цель работы

Цель работы – экспериментальное определение эргономических показателей эксплуатационных свойств дорожно-строительных машин при проведении сертификации.

Задачи работы

В соответствии с исследуемой дорожно-строительной машиной (по выбору преподавателя это могут быть автогрейдер, одноковшовый погрузчик, бульдозер, экскаватор или др.) требуется определить значения эргономических показателей эксплуатационных свойств с целью оценки эргономического уровня машины при проведении сертификации.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Оценка эргономического уровня изделия представляет собой совокупность операций, включающую в себя выбор номенклатуры эргономических показателей качества оцениваемого изделия; определение значений этих показателей; сопоставление их со значениями, рекомендуемыми государственным стандартом (базовым эргономическим образцом).

Под базовым эргономическим образцом понимают реальную или гипотетическую машину, обладающую совокупностью всех эргономических показателей, принятых за основу при оценке уровня эргономичности (прил. 1).

Эргономический уровень изделия - это относительная характеристика – совокупность всех эргономических свойств оцениваемой машины, основанная на сравнении значений эргономических показателей качества машины со значениями соответствующих показателей базового образца.

Эргономическое свойство машины проявляется в системе «человек – изделие – среда использования» для удовлетворения эргономических требований.

Эргономический параметр машины – качественная характеристика технических особенностей машины, используемая для определения ее соответствия эргономическим требованиям.

Единичный эргономичный параметр качества машины характеризует одно из его эргономических свойств.

Комплексный эргономический показатель качества машины характеризует несколько ее эргономических свойств.

Комплексные эргономические показатели качества промышленных изделий подразделяются на четыре группы

1. Показатели, характеризующие степень соответствия машины эргономическим требованиям к рабочей позе, зонам досягаемости, хватке руки (антропометрические показатели), в том числе:

· размерам тела человека;

· форме тела человека;

· распределению массы тела человека.

2. Показатели, характеризующие степень соответствия машины эргономическим требованиям к объекту и скорости рабочих движений человека, его силе, условиям приема, переработке и выдаче информации (физиологические показатели), в том числе:

· силовым, скоростным и энергетическим возможностям человека;

· возможностям органов зрения человека по размерам, форме, яркости, контрасту, цвету и пространственному положению объекта наблюдения.

3. Показатели, характеризующие степень соответствия машины эргономическим требованиям и средствам информационного взаимодействия человека и машины, а также формирования навыков (психологические показатели), в том числе:

· соответствие машины возможностям человека по восприятию, хранению и переработке информации;

· соответствие машины закрепленным и вновь формируемым навыкам человека (с учетом легкости и быстроты их формирования).

4. Показатели, характеризующие непосредственное влияние среды использования и опосредованное влияние машины через среду на эффективность деятельности человека (гигиенические показатели), в том числе:

· уровень микроклиматических факторов (температура, влажность, давление);

· характеристики освещения;

· уровень шума, вибрации и перегрузок;

· уровень излучений;

· уровень подвижности и сменяемости воздушного потока;

· состав воздушной смеси;

· уровень напряженности магнитного, электрического и электромагнитного полей.

Показатели четвертой группы (гигиенические) рассматриваются применительно к месту взаимодействия человека с машиной – кабине машиниста- оператора.

В основе настоящих методических указаний находятся положения и определения следующих стандартов: ГОСТ 12.2.120-88. Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных строительно-дорожных машин, одноосных тягачей, карьерных самосвалов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности; ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78). Машины землеройные. Контрольная точка сиденья; ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86). Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления; ГОСТ Р ИСО 3411-99. Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора.

Стандартами приняты в качестве обязательных следующие термины и определения.

ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78)

Настоящий стандарт устанавливает метод определения контрольной точки сиденья любого типа.

Стандарт распространяется на сиденья, предназначенные для операторов землеройных машин. Контрольная точка сиденья (КТС или SIP), используемая при конструировании рабочего места оператора, может быть определена как точка пересечения вертикальной плоскости, проходящей через осевую линию сиденья, с теоретической осью поворота бедра относительно торса оператора.

Точка КТС может быть определена на самом сиденье или расположена в рабочем пространстве оси машины. Она может быть установлена непосредственно изготовителем машины.

Контрольная точка сиденья (КТС) – точка в средней вертикальной плоскости. КТС является постоянной точкой по отношению к машине и не перемещается вместе с сиденьем при его регулировке и (или) колебании.

ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86)

Настоящий стандарт устанавливает зоны комфорта и досягаемости органов управления, получаемые при перекрытии зон досягаемости операторов высокого и низкого роста в положении сидя.

Стандарт предназначен для руководства при проектировании органов управления на рабочем месте оператора землеройной машины.

Точка SIP – контрольная точка сиденья  по ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78), определяемая при номинальных регулировках сиденья.

Перемещение органов управления – ход или движение органа управления в пределах рабочего диапазона.

Расположение органов управления – положение органа управления, включая соответствующие его перемещения, определяемые относительно точки SIP.

Основные органы управления – органы управления, часто или постоянно используемые оператором, например, это могут быть:

· органы управления машиной: управление коробкой передач, тормозами, поворотом машины, частотой вращения вала ДВС и т.д.;

· органы управления рабочим оборудованием: отвалом, ковшом, стрелой, рукоятью, рыхлителем и т.д.

Второстепенные органы управления – органы управления, редко используемые оператором (переключатели освещения, снегоочистителя, стартера, отопителя, кондиционера и т.д.).

Зоны комфорта – предпочтительные зоны расположения основных органов ручного и ножного управления. Расположенные в этих зонах органы управления должны быть легко досягаемы для операторов высокого и низкого роста.

Зоны досягаемости – зоны расположения второстепенных органов ручного и ножного управления. Расположенные в этих зонах органы управления должны быть досягаемы для операторов высокого и низкого роста в положении сидя, при этом допускается, что оператор может повернуться или наклониться вперед или в стороны.

Система координат XYZ – система координат, используемая для определения зон расположения органов управления:

а) начало координат- точка SIP;

б) ось Х – продольная, положительная в направлении вперед от точки SIP;

в) ось Y – поперечная, положительная в направлении направо от точки SIP;

г) ось Z – вертикальная, положительная в направлении вверх от точки SIP;

Сгибание – движение, при котором меняется угол между частями тела.

Приведение – движение в плоскости, перпендикулярной плоскости сгибания, направленной к средней линии тела (плоскость XZ).

Отведение - движение в плоскости, перпендикулярной плоскости сгибания, направленной от средней линии тела (плоскость XZ).

Дуговое движение – движение вокруг некоторой оси, при котором описывается коническая поверхность.

Зоны расположения органов управления определены следующими положениями:

а) зоны расположения органов управления определяются относительно точки SIP;

б) зоны комфорта и досягаемости органов ручного и ножного управления представлены в гл. 3.3. Зоны соответствуют антропометрическим данным операторов по ГОСТ Р ИСО 3411-99;

в) зоны расположения органов управления – это общие зоны досягаемости для операторов высокого и низкого роста. Стандартные условия определения зон расположения органов управления приведены в прил. 2;

г) допускается повернуть зону комфорта для органов ручного управления на угол 300 вокруг вертикальной оси, проходящей через точку SIP, для размещения органов управления задним рабочим оборудованием, которые используются, когда оператор поворачивается на своем сиденье;

д) зоны комфорта и досягаемости органов ручного управления допускается увеличить на 75 мм для органов управления, приводимых в действие пальцами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое эргономика?

2. Что такое эргономический параметр машины?

3. Что такое комплексный эргономический показатель качества?

4. На какие группы подразделяются комплексные эргономические показатели машины?

5. Что такое единичный эргономический параметр?

6. Что является целью системы сертификации в России?

7. Что такое обязательная и добровольная сертификация?

8. Какими принципами руководствуются при проведении обязательной и добровольной сертификации?

9. Как формируется нормативно-информационная база сертификации?

10. Какими приборами пользуются при определении усилий на органах управления дорожной машины? Дайте их краткую характеристику и принцип действия.

11. Каким коэффициентом можно оценить легкость управления машиной? В каких пределах меняются значения этих коэффициентов? При каком значении коэффициента достигаются наилучшие показатели эргономических свойств?

12. Что такое контрольная точка сиденья, и как ее можно определить?

13. Перемещается или нет контрольная точка сиденья вместе с регулировкой и колебаниями сиденья?

14. Какие органы управления относятся к основным, а какие к второстепенным?

15. В каких зонах должны находиться основные и второстепенные органы управления?

16. Каким коэффициентом оценивается расположение органов управления в кабине? В каких пределах меняются значения этого коэффициента? При каком значении коэффициента достигаются наилучшие показатели эргономических свойств?

 

Приложение 1

Таблица П.1

Показатели, оцениваемые при сертификации землеройных машин (погрузчиков)

Группа эргономических показателей

№ п./п.

Параметры

Нормативно-технические данные (НТД), значение параметра

1

2

3

1.

УРОВЕНЬ ВИБРАЦИИ

 

Соответствие параметров локальной и общей вибрации на рабочих местах значениям нормируемых параметров

ГОСТ 51601-2000 пп.4.3.; 8.3.25.

ГОСТ 12.2.011-2003 п.8.2.

ГОСТ Р 12.1.012-2004 п.4.1.

3.

УРОВЕНЬ ШУМА

3.1.

Уровень шума в рабочей зоне и на рабочем месте машиниста

ГОСТ 51601-2000 пп.4.3.; 8.3.25.

ГОСТ 12.2.011-2003 п.8.1.

ГОСТ Р 12.1.003-83 п.2.3.

 

Среднегеометрическая октавная полоса частот, Гц

Рабочее место оператора, дБ

Внешняя рабочая зона машины, дБ

 

31,5

107

107

 

63,0

95

95

 

125,0

87

87

 

250,0

82

82

 

500,0

78

78

 

1000,0

75

75

 

2000,0

73

73

 

4000,0

71

71

 

8000,0

69

69

 

3.2.

Эквивалентный уровень звука, дБА

80

80

 

4.

ВНУТРЕННЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ КАБИНЫ

6.1.

Наличие в кабине плафона внутреннего освещения с автономным включением

 

ГОСТ 51601-2000 п.8.3.25.

ГОСТ 12.2.011-2003 п.6.1.15.

 

Продолжение табл. П.1

1

2

3

 

Дополнительные требования к п.6.1.

ГОСТ 12.2.120-88 п.2.9.

 

1.

Освещенность на уровне пульта управления на панели приборов от внутреннего освещения кабины, не менее, лк

 

 

5

7.

ОСВЕЩЕННОСТЬ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ

  7.1.

 

Наличие электроосветительных устройств, обеспечивающих возможность перемещения в темное время суток

 

 

ГОСТ 51601-2000 пп.6.9.; 8.3.25.

ГОСТ 12.2.011-2003 пп.9.5.; 9.6.; 9.7.; 9.8.

 

Дополнительные требования к п.7.1.

ГОСТ 12.1.046-85

 

  1.

 

Освещенность рабочей зоны в горизонтальной плоскости на уровне обрабатываемых площадок, лк

 

 

Табл.1 поз.12

 

Не менее 10

8.

ОБЗОРНОСТЬ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ

  8.1.

 

Обеспечение обзорности рабочего органа в основных технологических положениях с рабочего места машиниста

 

 

ГОСТ 51601-2000 пп.6.8.; 8.3.25.; 8.3.26.

ГОСТ 12.2.011-2003 п.6.1.5.

  8.2.

 

Наличие зеркала заднего вида

 

ГОСТ 51601-2000 п. 8.3.25.

ГОСТ 12.2.011-2003 п.6.1.12.

 

 

Окончание табл. П.1

1

2

3

  8.3.

 

Наличие световых проемов не менее чем с трех сторон

 

 

ГОСТ 51601-2000 п. 8.3.25.

ГОСТ 12.2.011-2003 п.6.1.14.

  9.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78). Машины землеройные. Контрольная точка сиденья; ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86). Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления, 1987.- 12 с.

2. ГОСТ Р ИСО 3411-99. Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора, 1999. – 11 с.

3. ГОСТ 12.2.120-88. Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных строительно-дорожных машин, одноосных тягачей, карьерных самосвалов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности, 1989. – 22 с.

4. ГОСТ Р 51601-2000. Погрузчики строительные, фронтальные, одноковшовые. Общие технические условия, 2000. – 12 с.

5. ГОСТ Р 12.2.011-2003. Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности, 2004. – 14 с.

6. Погрузчик одноковшовый фронтальный ТО-30. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ТО-30.00.00.000 ТО. – М.: Внешторгиздат, 1984.- 65 с.

7. Погрузчик одноковшовый фронтальный ТО-30. Инструкция по техническому обслуживанию. ТО-30.00.00.000 ИО. – М.: Внешторгиздат, 1984.- 57 с.

8. Шейнин, А.М. Эксплуатация дорожных машин / А.М. Шейнин, Б.И. Филлипов, В.А.Зорин. – М.: Транспорт, 1992. – 328 с.

9. Грифф, М.И. Качество, эффективность и основы сертификации машин и услуг. Часть 1. Качество машин строительного комплекса и услуг технического сервиса / М.И. Грифф, А.В. Рубайлов; МАДИ. – М., 2001.- 224 с.

10. Грифф, М.И. Качество, эффективность и основы сертификации машин и услуг. Часть 3. Основы сертификации машин и услуг строительного комплекса и услуг технического сервиса и систем качества / М.И. Грифф, В.А. Зорин, А.В. Рубайлов; МАДИ. – М., 2003.- 223 с.

11. Зорин, В.А. Основы сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества / В.А. Зорин, А.Г. Савельев, В.А. Пащенко; МАДИ. – М., 2004.-239 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........…………………………………………………………………….....

3
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ................................................................. 4
1.1. Цель работы......................................................................................... 4
1.2. Задачи работы..................................................................................... 4
2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.................... 4
3. МЕТОДИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ..............................................................................................   10
3.1. Определение усилий на органах управления дорожной машины.. 10
3.2. Определение размеров кабины и органов управления................... 13
3.3. Определение зон расположения органов управления..................... 16
4. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ.............................................................   21

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.............................................................

24

Приложение 1...............................................................................................

25

Приложение 2...............................................................................................

36

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................

37

 

Редактор Н.П. Лапина

 

 

Тем. план   2010  г., п. 18

Подписано в печать ______________ г.

Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Ариал». Печать офсетная.

Усл. печ. л.   2,5. Уч.-изд. л. 2,0

Тираж   300  экз. Заказ _________

Цена   30 руб.

 

Отпечатано в полном соответствии

с предоставленным оригинал-макетом

на ротапринте МАДИ.

125319, Москва, Ленинградский проспект, 64

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «сертификация» появилось в России относительно недавно по сравнению со странами Западной Европы, где первые аналоги современных систем сертификации однородной продукции сформировались в начале 20-х годов ХХ века, а в Северной Америке с конца 50-х годов ХХ века. В Российской Федерации это понятие было юридически закреплено в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в начале 1992 г. и развито в Законе Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в середине 1993 г. и далее в законе «О техническом регулировании» в 2002 г., а также положениями закона «О стандартизации».

Система сертификации, разработанная в Российской Федерации предусматривает обеспечение ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ сертификации отечественной и импортной продукции, в том числе дорожно-строительных машин, на соответствие требований стандартов, обеспечивающих защиту здоровья, жизни и имущества граждан, а также защиту окружающей среды. Определен также порядок сертификации на ДОБРОВОЛЬНОЙ основе по желанию любого производителя на соответствие любому нормативному документу на данную продукцию.

К обязательным требованиям к качеству продукции относятся требования, обеспечивающие: ее безопасность для жизни и здоровья населения и эргономичность в эксплуатации и монтаже; охрану окружающей среды; совместимость и взаимозаменяемость продукции.

К рекомендуемым (добровольным) требованиям относятся: требования, характеризующие потребительские и другие свойства продукции, определенные действующими стандартами «Системы показателей качества продукции. Номенклатура показателей».

В число обязательных параметров, подлежащих проверке и подтверждению при сертификации дорожно-строительных машин, входят:

· эргономические показатели;

· показатели безопасности;

· экологические требования к машине.

Как правило, имеют место комплексные эргономические показатели, которые  характеризуют совместно несколько его эргономических свойств.

Данные методические указания предполагают проведение работ на натурной реальной машине. На ней проводятся необходимые замеры, которые сверяются с нормативными данными стандартов. Приведенные основные термины и определения позволяют более полно изучить методы и порядок сертификации. Основываясь на основных положениях стандартов, являющихся основной частью нормативной базы сертификации в методических указаниях, студенту предоставляется возможность проведения самостоятельной экспертной оценки соответствия эргономических показателей машины нормативным требованиям.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цель работы

Цель работы – экспериментальное определение эргономических показателей эксплуатационных свойств дорожно-строительных машин при проведении сертификации.

Задачи работы

В соответствии с исследуемой дорожно-строительной машиной (по выбору преподавателя это могут быть автогрейдер, одноковшовый погрузчик, бульдозер, экскаватор или др.) требуется определить значения эргономических показателей эксплуатационных свойств с целью оценки эргономического уровня машины при проведении сертификации.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Оценка эргономического уровня изделия представляет собой совокупность операций, включающую в себя выбор номенклатуры эргономических показателей качества оцениваемого изделия; определение значений этих показателей; сопоставление их со значениями, рекомендуемыми государственным стандартом (базовым эргономическим образцом).

Под базовым эргономическим образцом понимают реальную или гипотетическую машину, обладающую совокупностью всех эргономических показателей, принятых за основу при оценке уровня эргономичности (прил. 1).

Эргономический уровень изделия - это относительная характеристика – совокупность всех эргономических свойств оцениваемой машины, основанная на сравнении значений эргономических показателей качества машины со значениями соответствующих показателей базового образца.

Эргономическое свойство машины проявляется в системе «человек – изделие – среда использования» для удовлетворения эргономических требований.

Эргономический параметр машины – качественная характеристика технических особенностей машины, используемая для определения ее соответствия эргономическим требованиям.

Единичный эргономичный параметр качества машины характеризует одно из его эргономических свойств.

Комплексный эргономический показатель качества машины характеризует несколько ее эргономических свойств.

Комплексные эргономические показатели качества промышленных изделий подразделяются на четыре группы

1. Показатели, характеризующие степень соответствия машины эргономическим требованиям к рабочей позе, зонам досягаемости, хватке руки (антропометрические показатели), в том числе:

· размерам тела человека;

· форме тела человека;

· распределению массы тела человека.

2. Показатели, характеризующие степень соответствия машины эргономическим требованиям к объекту и скорости рабочих движений человека, его силе, условиям приема, переработке и выдаче информации (физиологические показатели), в том числе:

· силовым, скоростным и энергетическим возможностям человека;

· возможностям органов зрения человека по размерам, форме, яркости, контрасту, цвету и пространственному положению объекта наблюдения.

3. Показатели, характеризующие степень соответствия машины эргономическим требованиям и средствам информационного взаимодействия человека и машины, а также формирования навыков (психологические показатели), в том числе:

· соответствие машины возможностям человека по восприятию, хранению и переработке информации;

· соответствие машины закрепленным и вновь формируемым навыкам человека (с учетом легкости и быстроты их формирования).

4. Показатели, характеризующие непосредственное влияние среды использования и опосредованное влияние машины через среду на эффективность деятельности человека (гигиенические показатели), в том числе:

· уровень микроклиматических факторов (температура, влажность, давление);

· характеристики освещения;

· уровень шума, вибрации и перегрузок;

· уровень излучений;

· уровень подвижности и сменяемости воздушного потока;

· состав воздушной смеси;

· уровень напряженности магнитного, электрического и электромагнитного полей.

Показатели четвертой группы (гигиенические) рассматриваются применительно к месту взаимодействия человека с машиной – кабине машиниста- оператора.

В основе настоящих методических указаний находятся положения и определения следующих стандартов: ГОСТ 12.2.120-88. Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных строительно-дорожных машин, одноосных тягачей, карьерных самосвалов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности; ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78). Машины землеройные. Контрольная точка сиденья; ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86). Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления; ГОСТ Р ИСО 3411-99. Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора.

Стандартами приняты в качестве обязательных следующие термины и определения.

ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78)

Настоящий стандарт устанавливает метод определения контрольной точки сиденья любого типа.

Стандарт распространяется на сиденья, предназначенные для операторов землеройных машин. Контрольная точка сиденья (КТС или SIP), используемая при конструировании рабочего места оператора, может быть определена как точка пересечения вертикальной плоскости, проходящей через осевую линию сиденья, с теоретической осью поворота бедра относительно торса оператора.

Точка КТС может быть определена на самом сиденье или расположена в рабочем пространстве оси машины. Она может быть установлена непосредственно изготовителем машины.

Контрольная точка сиденья (КТС) – точка в средней вертикальной плоскости. КТС является постоянной точкой по отношению к машине и не перемещается вместе с сиденьем при его регулировке и (или) колебании.

ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86)

Настоящий стандарт устанавливает зоны комфорта и досягаемости органов управления, получаемые при перекрытии зон досягаемости операторов высокого и низкого роста в положении сидя.

Стандарт предназначен для руководства при проектировании органов управления на рабочем месте оператора землеройной машины.

Точка SIP – контрольная точка сиденья  по ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78), определяемая при номинальных регулировках сиденья.

Перемещение органов управления – ход или движение органа управления в пределах рабочего диапазона.

Расположение органов управления – положение органа управления, включая соответствующие его перемещения, определяемые относительно точки SIP.

Основные органы управления – органы управления, часто или постоянно используемые оператором, например, это могут быть:

· органы управления машиной: управление коробкой передач, тормозами, поворотом машины, частотой вращения вала ДВС и т.д.;

· органы управления рабочим оборудованием: отвалом, ковшом, стрелой, рукоятью, рыхлителем и т.д.

Второстепенные органы управления – органы управления, редко используемые оператором (переключатели освещения, снегоочистителя, стартера, отопителя, кондиционера и т.д.).

Зоны комфорта – предпочтительные зоны расположения основных органов ручного и ножного управления. Расположенные в этих зонах органы управления должны быть легко досягаемы для операторов высокого и низкого роста.

Зоны досягаемости – зоны расположения второстепенных органов ручного и ножного управления. Расположенные в этих зонах органы управления должны быть досягаемы для операторов высокого и низкого роста в положении сидя, при этом допускается, что оператор может повернуться или наклониться вперед или в стороны.

Система координат XYZ – система координат, используемая для определения зон расположения органов управления:

а) начало координат- точка SIP;

б) ось Х – продольная, положительная в направлении вперед от точки SIP;

в) ось Y – поперечная, положительная в направлении направо от точки SIP;

г) ось Z – вертикальная, положительная в направлении вверх от точки SIP;

Сгибание – движение, при котором меняется угол между частями тела.

Приведение – движение в плоскости, перпендикулярной плоскости сгибания, направленной к средней линии тела (плоскость XZ).

Отведение - движение в плоскости, перпендикулярной плоскости сгибания, направленной от средней линии тела (плоскость XZ).

Дуговое движение – движение вокруг некоторой оси, при котором описывается коническая поверхность.

Зоны расположения органов управления определены следующими положениями:

а) зоны расположения органов управления определяются относительно точки SIP;

б) зоны комфорта и досягаемости органов ручного и ножного управления представлены в гл. 3.3. Зоны соответствуют антропометрическим данным операторов по ГОСТ Р ИСО 3411-99;

в) зоны расположения органов управления – это общие зоны досягаемости для операторов высокого и низкого роста. Стандартные условия определения зон расположения органов управления приведены в прил. 2;

г) допускается повернуть зону комфорта для органов ручного управления на угол 300 вокруг вертикальной оси, проходящей через точку SIP, для размещения органов управления задним рабочим оборудованием, которые используются, когда оператор поворачивается на своем сиденье;

д) зоны комфорта и досягаемости органов ручного управления допускается увеличить на 75 мм для органов управления, приводимых в действие пальцами.

МЕТОДИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.197 с.)