Индикаторы предполагаемого изменения ситуации в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индикаторы предполагаемого изменения ситуации в школе



Показатель Индикатор Метод измерения

Обучение

1. Качественные изменения в изучении предметов   Доля учащихся мигрантов, которым понятен пройденный учебный материал Учет успеваемости, опрос учащихся
2. Степень вовлеченности учеников в кружковую деятельность Доля учащихся мигрантов, занимающихся в кружках, секциях, факультативах Учет посещаемости кружков дополнительного образования
3. Включение в социально-культурную среду района Доля учащихся мигрантов, охваченных услугами дополнительного образования вне школы Опрос учащихся
4. Создание комфортных условий обучения Доля учащихся мигрантов, часто пропускающих занятия Учет посещаемости

Кадры

1. Повышение мастерства педагогов в работе с детьми мигрантами Доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации по работе с детьми-мигрантами Данные по повышению квалификации
2. Применение инновационных технологий при обучении детей мигрантов Доля учителей, использующих интерактивные методы преподавания Посещение уроков
3. Обогащение личного и профессионального опыта Доля педагогов, транслирующих опыт работы с детьми мигрантами Открытые уроки, мастер-классы и др.
4. Эмоциональное принятие личности учителя   Доля учащихся с позитивным отношением к учителям Опрос учащихся
5. Уровень знаний Результаты тестирования (средний балл ЕРТ и др.) Итоги сдачи тестов

Среда обучения

1. Психологический комфорт образовательной среды Доля учеников-мигрантов с позитивным отношением к школе Опрос учащихся
2. Создание дружеской  атмосферы Доля учеников, уверенных в позитивном отношении к ним школьного окружения Опрос учащихся
3. Создание атмосферы доверия Доля учащихся-мигрантов, которые в случае возникновения у них проблем обратятся за помощью в ШСП Опрос учащихся
4. Удовлетворенность родителей   Доля родителей удовлетворенных качеством обучения и доступностью образования Опрос родителей

Проект помогает образовательному учреждению эффективно решать задачи по адаптации детей - мигрантов в социальную и культурную среду города Перми, вместе с тем позволяет сохранять высокие образовательные стандарты для всех учащихся. Чем чаще происходят встречи на дополнительных занятиях, кружках, секциях, клубах, тем эффективнее происходит погружение в русскоязычную социокультурную среду, следовательно, становится выше ступень адаптации, социализации ребенка-мигранта.


Приложение № 5

Методические рекомендации для педагогов по проведению мероприятий

Внедрение ФГОС нового поколения актуализировало в качестве задачи школьного образования – формирование у детей компетенций коммуникативного плана, умение понимать позиции других людей, интерпретировать, вести диалог, дискуссию, выстраивать сотрудничество. Приобретение  такого опыта способствует преодолению интолерантных установок.

Задача классного руководителя, учителей предметников сделать образовательный процесс открытым диологизированным. Это даст возможность вовремя заметить конфликт и будет способствовать мирному его разрешению, создаст условия для благоприятной комфортной атмосферы в классе, предотвратит конфронтацию на почве принадлежности к иной группе (этнической, конфессиональной, социокультурной).

При обучении в одном классном коллективе детей, воспитывавшихся в разных культурах, необходимо при проведении воспитательной работы (мероприятий):

- Способствовать формированию установки на уважение личности, независимо от ее групповой принадлежности;

- Способствовать формированию навыков адекватной самооценки и критического отношения к себе, оценки действий других с учетом сложившихся обстоятельств и интерпретации событий с различных точек зрения;

- Способствовать формированию навыков поведения в ситуациях несовпадения ценностей и интересов, нахождения компромисса и заключения договора.

Считается, что способность к интерпретации и рефлексии появляется в возрасте 8-10 лет. Следовательно, ко времени окончания начальной школы учитель может ориентироваться на использование этих методов в развитии навыков диалога и сотрудничества. В рамках начальной школы и далее учитель может способствовать развитию рефлексивных способностей, в частности методом контраста (обнаружение учащимся, что одно и то же событие или явление разными людьми может пониматься по-разному).

Приемы использования интерпретационного метода.

Опыт показывает, что «живое интерпретирование в реальном времени» ученикам удается плохо практически в любом классе школы. Основным средством преодоления боязни собственного суждения является работа в группах. Ученику проще высказывать свое мнение группе одноклассников, чем во всеуслышание классу. Задание группе должно быть определено максимально конкретно. Можно поставить промежуточные вопросы для обсуждения или задания, которые в итоге следует обобщить и представить остальному классу. Полезно бывает продумать состав групп с точки зрения соотношения полов, национальностей, «сильных» и «слабых» учеников. Небольшие (5-6 чел.), разнородные группы работают эффективнее.

Дальнейший ход дискуссии, после обсуждения в группах, может строиться в различных техниках. Одна из удачных – техника «Аквариум», когда за стол переговоров (в аквариум) садятся представители групп и обсуждают проблему, пытаясь прийти к обоюдному результату. Остальные ребята наблюдают со стороны, но могут высказать дополнительные аргументы в помощь своему представителю. Все предложения со стороны могут высказываться только после разрешения ведущего (учителя). Можно в ходе дискуссии вести протокол или предложить всем остальным ребятам записывать наиболее сильные аргументы сторон. Важно, чтобы соблюдался спокойный, деловой тон дискуссии. Результатом работы должно быть общее решение или своего рода договор о дальнейших действиях сторон, взаимоотношения которых обсуждаются.

Нередко в ходе разного рода дискуссий и обсуждений в классе ученики просят учителя выступить в роли арбитра. Это весьма щекотливая ситуация, и поведение учителя в ней зависит от того, когда она возникает. Если это произошло в ходе урока, в начальный период обсуждения проблемы, учителю следует отказаться от всякой интерпретации, объяснив ученикам свою нейтральную позицию необходимостью свободы дискуссии, без давления авторитетного мнения. Ребятам нужно объяснить, что важнее высказать и объяснить свою позицию, а правильное решение будет выработано вместе, сообща. Если необходимость в арбитре возникает в конце урока или после выполнения домашних заданий, это может свидетельствовать о существовании двух непримиримых мнений. В таком случае лучше воздержаться от высказывания своей позиции, а помочь ребятам увидеть путь к взаимопониманию.

 «Интерпретационный» подход не предполагает единственно верного решения проблемы, и с этим связано его «неудобство» для преподавателя, который привык давать правильные готовые рецепты. Подобное желание противоречит данному подходу, однако учитель вправе высказать свое мнение, которое ему кажется более рациональным, снабдив его всей необходимой аргументацией. Это лучше сделать на завершающей стадии обсуждения при необходимости.

Ситуации межкультурного взаимодействия для обсуждения в классе.

Опыт показывает, что различные ситуации межкультурного взаимодействия имеют разный потенциал для обсуждения и достижения результата. В связи с этим предполагаются некоторые возможные стратегии учителя. Обсуждению могут быть подвергнуты следующие ситуации:

- абстрактные (выдуманные) ситуации взаимоотношений и конфликтов государств с участием этнической компоненты;

- взаимоотношений и конфликтов с участием этнической компоненты из художественной литературы, кинофильма;

- житейских конфликтов с участием этнической компоненты из современных межличностных отношений;

- конфликта с участием этнической компоненты, имевшего место в прошлом России или другой страны;

- недавнего конфликта с участием этнической компоненты, происшедшего в месте проживания учащихся.

Из предложенных пяти форм обсуждения вопроса наименьший эмоциональный накал присутствует при обсуждении абстрактной ситуации, благодаря чему при обмене мнениями можно вести спокойный конструктивный разговор о моделях поведения в конфликте. Однако в этом случае, как правило, не происходит переноса установок, усвоенных в ходе обсуждения на сознание самих учащихся. В связи с этим, абстрактные ситуации лучше использовать в старших классах на этапах закрепления установок толерантности.

Обсуждение ситуаций, описанных в художественной литературе или показанных в кино, - один из успешных приемов, который может использоваться в классе, в том числе и на уроках литературы, обществознания, классных часах. Формы таких уроков в начальной школе описаны в пособии Семиной и Максаковой[1].  В подростковом возрасте рекомендуется проведение медиа-уроков и программ, когда учитель заранее готовит фрагменты фильмов или фильмы, на уроке организует совместный просмотр и обсуждение материала (ситуаций) детьми.

Житейские ситуации являются мотивационным материалом, однако его намеренное использование на уроках не безопасно так, как может способствовать возникновению нештатных ситуаций обид, усугублению конфронтации, в особенности в ученических коллективах, где есть изгои.

С другой стороны ситуации обид в классе могут возникать неожиданно (чаще всего это этнические клички), в этом случае учителю приходится реагировать на них. Этнические клички свидетельствуют о наличии проблем, которые нужно решить. Лучше это сделать в порядке сотрудничества с ребятами, обсуждения проблемы и совместного принятии решения. Весьма полезными может оказаться посредничество ШСП. Дать однозначный ответ на вопрос о том, как реагировать на обидные клички и высказывания невозможно. Однозначно лишь то, что к подобным ситуациям следует относиться спокойно, без лишних эмоций, но игнорировать их нельзя. Стратегия поведения учителя зависит, прежде всего, от того, присутствует ли в классе ученик, в адрес которого направлено высказывание. Если произошло публичное оскорбление, можно спросить ребят: «Согласны ли Вы со мной, что у нас в классе только что обидели человека? Есть ли у нас шанс исправить эту случайность?». Попросите детей написать на листке бумаге, что бы они посоветовали сделать (на выбор): 1. учителю, 2. ученику, который высказал обидные слова, 3. самому себе, 4. обиженному. Пока ребята пишут, отзовите в сторону обоих участников ситуации. Спросите обидевшего ученика, как он оценивает ситуацию, правильно ли он поступил? Если ученик извиняется и говорит, что он сказал глупость, не подумав, поощрите его в этом желании. Можно сказать ребятам, что даже когда государства вступают в конфликт из-за неосторожных слов или действий какого-либо дипломата, руководители государства или сам дипломат извиняются публично. Это очень достойное поведение. Извинение должно быть произнесено публично. Если обидевший ребенок отказывается извиниться, считая, что он сказал правду, задайте ему вопрос, а как бы он себя чувствовал на месте ученика, которого он обидел? Дайте подумать. Предложите ему попросить прощения. Соберите советы учеников. Предложите кому-нибудь из класса высказать свой совет вслух. Обсудите возможные последствия предложенного решения. Найдите наиболее оптимальное решение с точки зрения сохранения хороших, дружеских отношений в классе. Очень важно сохранить спокойный, деловой тон разговора, убедить ребят, что ситуация конфликта будет разрешена, если у каждого его участника будет возможность сохранить свое достоинство. На последующих уроках, в зависимости от ситуации, учитель может предложить этим двоим ученикам выполнить какое-либо совместное задание, в котором им необходимо будет сотрудничать.

Житейские ситуации могут использоваться для обсуждения на уроке и намеренно. Это может быть мотивационное начало урока или ситуация, обсуждение которой составит целый урок. В случае намеренного использования обсуждения конфликтных ситуаций в ходе уроков, следует иметь в виду, что иногда это ведет к увеличению числа конфликтных ситуаций в реальной жизни класса, переходу латентных конфликтных ситуаций в явную форму. Обсуждая конфликт, его можно преодолеть, педагогу необходимо быть готовым к таким ситуациям, поскольку, не всегда удается избежать подобных явлений. По сути дела учитель на уроке моделирует конфликтную ситуацию, обсуждает ее с ребятами, и ищет пути к пониманию друг друга, примирению и поиску компромисса. Иногда это может занять ни один урок, но результат, полученный в ходе этой работы, оправдывает себя тем, что учащимися приобретаются навыки поведения на учебной модели. Если обсуждение вскрыло существующие в классе межличностные проблемы, то эмоциональный накал становится выше. Это осложняет обстановку. Однако в сравнении с конфликтом, самостоятельно переросшим в открытое противостояние, он легче поддается переводу в режим конструктивного диалога, поскольку ситуация разворачивается в классе под наблюдением и при участии учителя.  Очень важно обсудить возможности использования такого метода с родителями, которых необходимо убедить, что моделирование конфликтных ситуаций в классе помогает детям справляться с конфликтами в реальной жизни. Некоторое временное обострение обстановки в коллективе может выплеснуться в семью, когда дети будут жаловаться родителям, спрашивать у них совета, как им поступить в той или иной ситуации. Порекомендуйте родителям помочь ребятам посмотреть на ситуацию с разных перспектив, с разных точек зрения, не диктуя им свое видение ситуации, поразмышлять вместе. С родителями следует обсудить вопрос о критическом отношении к словам, языку и интерпретациям, которые используют дети, рассказывая о проблеме, обсуждаемой в классе. Не следует принимать на веру все рассказы ребенка, особенно в отношении сказанных кем-либо слов. Любой человек интерпретирует слова по-своему, подчас ошибаясь во вложенном в эти слова смысле. Порекомендуйте родителям не потворствовать обидам ребенка, а помочь ему достойно справиться с ними.

Обсуждение исторической ситуации «этнического» конфликта – это вариант урока, который требует значительной предварительной подготовки учащихся. Такой урок может быть проведен только подготовленным учителем в старших классах в рамках курса истории и обществознания. Для такого урока важно знать конкретику оцениваемого события. Ребята (и учитель!) должны иметь опыт интерпретации (в т. ч. и этнических проблем на примере житейских ситуаций).

Обсуждение недавнего конфликта с участием этнической компоненты в регионе самая трудная ситуация для обсуждения, поскольку возможный эмоциональный накал разговора может затруднить пути к диалогу, взаимопониманию. Несмотря на это, представляется, что в старших классах, при условии наличия предварительного опыта учащихся и педагога в использовании методов эмпатии, интерпретации, рефлексии (полученные ранее на других примерах), такой урок может состояться. Возможная тема такого обсуждения должна быть сформулирована таким образом, чтобы изучение и интерпретация события происходило опосредованно. Например: «Роль СМИ в формировании взаимоотношений молодежи этнических групп на примере конкретного местного конфликта». Обращаем внимание, что тема сформулирована, через СМИ. Такой прием позволяет использовать в качестве источника не устные мнения и суждения людей, где-либо слышанные учениками, а письменные свидетельства, которые, как правило, более рациональны.


Приложение 6

Методическая разработка



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.02 с.)