Основные направления внешней политики США в период 1945 – 1991 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления внешней политики США в период 1945 – 1991 гг.



 

«Холодная война» являлась результатом противоречий, возникших между лидерами поствоенного мира. Она заключалась в непримиримом противоборстве двух идеологий – капитализма и коммунизма. Конфронтация велась во всех сферах жизни общества, поэтому для победы в войне сверхдержавам было необходимо многоплановую внешнюю и внутреннюю политику. Преимущество в военном плане уже не являлось единственным решающим фактором, хотя и оставалось достаточно важным.

Как было сказано ранее, основной задачей США во внешней политике периода «холодной войны» являлось главенствование западной идеологии в мире. Для достижения данной цели Соединённые Штаты вели работу в следующих направлениях:

1. Экономическое влияние. 5 июня 1947 года государственный секретарь Джордж К. Маршалл выступил в Гарвардском университете. В своём выступлении он предложил оказать европейским странам экономическую помощь, отмечая, что данная политика не направлена против какого-либо государства или доктрины. Данное выступление легло в основу «Программы восстановления Европы», которая более известна под названием «План Маршалла». Осуществление данного плана началось 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве».

Правительство США оплачивало американским экспортёрам стоимость товаров, предназначенных для получателей помощи. Правительство страны-получателя должно было поместить на специальный счёт сумму в своей валюте, эквивалентную стоимости полученных американских поставок. Средства поступали главным образом от собственных фирм-импортёров. Около 5% от суммы со специального счёта поступало в распоряжение правительства США, а остальное использовалось правительством страны, получавшей помощь, но лишь с американского согласия.[26]

 Главный вопрос заключался в том, как, исключив Советский Союз, втянуть в «план Маршалла» страны Восточной Европы. Однако в этом направлении американская дипломатия потерпела неудачу, потому что восточноевропейские государства под давлением авторитета Советского Союза отказались от участия в данной программе. «План Маршалла» охватил 16 западноевропейских государств, представляющих лишь половину населения Европы, а также некоторые азиатские страны, в частности, Япония. На реализацию данного проекта Вашингтон потратил порядка 17 миллиардов долларов.

 Эти страны должны были представлять подробные отчёты о состоянии своей экономики, а также им запрещалось вести торговлю с СССР и с государствами народной демократии сырьём и товарами, признанными в США «стратегическими». Более того, одним из условий данной программы было отсутствие коммунистических партий в правительстве страны. Можно сказать, что западноевропейские державы включались в замкнутую экономическую сферу, где преобладание Соединённых Штатов было неоспоримо. Американскому рынку открывались широкие возможности в Западной Европе.

В конце декабря 1951 г. «план Маршалла» был заменён «Законом о взаимном обеспечении безопасности». Он преследовал цель укрепить положение союзников США путем оказания им военной и иной помощи, что по сути являлось продолжением «Закона об экономическом сотрудничестве». Одновременно с законом была принята поправка к нему, в соответствии с которой ежегодно ассигнуется 100 млн. долларов для ведения подрывной работы против СССР и стран народной демократии.

В результате осуществления «плана Маршалла» весь механизм американо-западных отношений крайне упростился. Страны Западной Европы стали экономически и политически зависимы от Вашингтона. [27]Это станет основой формирования западного военно-политического блока. Требуется учитывать и социально-психологический фактор. Почувствовав поддержку Вашингтона, западноевропейская буржуазия смогла привлечь на свою сторону значительную часть колеблющихся слоёв.

2. Создание и укрепление западного военно-политического блока. Переговоры о создании военного блока западноевропейских государств во главе с Соединенными Штатами Америки были предприняты дипломатией США вскоре после вступления в силу «плана Маршалла». 11 июня 1948 года сенат США подавляющим большинством принял резолюцию Ванденберга, уполномочившую правительство в мирное время заключать военно-политические союзы вне Американского континента.

В феврале 1949 года переговоры о создании Североатлантического пакта завершились. 15 марта расширенное издания заседания Консультативного совета Западного союза с участием министров иностранных дел, министров обороны и министров финансов приняло предложенный ему текст без каких-либо поправок. 18 марта пакт был опубликован.

В соответствии со статьёй 5 «вооружённое нападение против одного из участников, совершенное в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон». Пакт предусматривал, что его участники «будут постоянно и эффективно поддерживать, и увеличивать свою способность противостоять вооружённом нападению, развивая собственные средства и предоставляя друг другу взаимную помощь».

4 апреля 1949 года в Вашингтоне состоялась церемония подписания Североатлантического пакта. Его участниками первоначально стали 12 государств: страны Бенилюкс, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Норвегия, Португалия, Франция, Канада и США. В 1952 году к пакту присоединились Греция и Турция, а в 1955 году – Федеративная Республика Германия.

Дальнейшее нарастания международной напряжённости способствовало формированию политических и военных структур НАТО. Высшим органом организации стал Совет НАТО, состоящий из министров иностранных дел, обороны и финансов государств-членов. В периоды между заседаниями совета, которые проходили 2 раза в год, решения принимались постоянными представителями стран-участниц. Высшим военным органом НАТО стал Военный комитет, состоявший из начальников Генеральных штабов государств-членов.

Параллельно с текстом пакта было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам. Оно предусматривало поставки американского вооружения на сумму 1 миллиард долларов пяти европейским странам: Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Для закупок оружия Соединённые Штаты открывали этим странам кредит в размере 35 –50 % их собственных расходов на вооружение.

Создание НАТО означало реализацию курса на тесный союз между США и странами Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания СССР» и раскола Европы на противостоящие военно-политические блоки. [28]

3. «Гонка вооружений». Противостояние в идеологии, политике и экономике не могло не проявиться в военной сфере. Более того, подписание Североатлантического пакта «подхлестнуло» гонку вооружений. В результате вместо разоружения после кровопролитной и разрушительной войны мир оказался втянутым в достижение военного превосходства над предполагаемым противником, в гонку вооружений.

США в качестве лидера и «гаранта» капиталистического мира делали ставку при достижении своих целей на применение силы или угрозы ее применения в любом районе земного шара. Для обеспечения национальной безопасности, согласно официальным источникам, необходимо иметь: военное превосходство над любым иностранным государством или группой государств; прочные внешнеполитические позиции; военную организацию, способную успешно противостоять военным и подрывным действиям извне или изнутри в открытой или скрытой форме.

Для выполнения задачи по защите американских интересов в различных районах мира непрерывно, в мирное и военное время на вооруженные силы США возлагалось две функции: «устрашения» и «обороны». Под устрашением понимается спланированное и постепенное принуждение противника угрозой применения силы к действиям на американских условиях. Оборона означает непосредственное использование вооруженных сил (с объявлением и без объявления войны).

Ядерное оружие стало главным средством реализации данных задач. Работы по созданию ракетного оружия были развернуты еще в 1945 г. Первоначально центром работ был арсенал Редстоун (штат Алабама), находившийся в ведении армии США. К 1950-м гг. в «Редстоуне» уже работало до 400 немецких и американских специалистов. Они образовали ядро ракетного центра, в котором на базе «Фау-2» создавалась под руководством немецкого ученого В. Брауна американская баллистическая ракета «Редстоун» с дальностью действия до 300 км. Велись также работы над ракетой «Капрал» с дальностью стрельбы 160 км. Однако эти ракеты могли применяться только для поддержки сухопутных войск и были совершенно непригодны для ударов по объектам в глубине стран-противников и тем более — СССР. Военно-воздушные силы самостоятельно занялись разработкой стратегических ракет (дальность — свыше 5000 км) и ракет средней дальности (1000 – 1500 км).

Для руководства работами в области создания ракетного оружия ВВС США создали Главное управление научных исследований и разработок в этой области военной техники. В 1952 – 1957 гг. ВВС израсходовали свыше 1850 млн долларов на ракетное оружие (армия — более 1260 млн долларов). Параллельно с работами над баллистическими ракетами широким фронтом велись разработки моделей крылатых ракет. Однако у крылатых ракет того времени были и существенные недостатки: низкая точность поражения целей.

Советское правительство осознавало, что у США появилось принципиально новое вооружение, и уже летом 1946 года начало разработки по изготовлению собственного ядерного оружия. Уже в августе 1949 года СССР провели успешные испытания плутониевой атомной бомбы. Это стало сильным потрясением для Вашингтона, потому что по прогнозам США – «любая великая держава, начинающая с нуля и располагающая той информацией, которая ныне доступна, сможет осуществить эту цель в течение 5 – 7 лет, если она получит помощь в поставке и использовании специализированного оборудования и станков от наций, наиболее способных к производству атомных зарядов, и в период от 15 до 20 лет – без такой посторонней помощи». Советскому союзу понадобилось на это всего 3 года.[29]

Взрывы атомной и водородной бомб положили начало бешеной гонке ядерных вооружений между СССР и США. Соединённые Штаты стремились быть лидером в этой области, а Советскому Союз был вынужден в кратчайшие сроки ликвидировать данное отставание. В 1945 году у США было 6 бомб, а у СССР ни одной. В 1949 году на счёту США имелось уже 235 атомных бомб, в то время, как СССР провёл только одно успешное испытание. В 1953 году стороны насчитывали 1436 бомб(США) и 120(СССР). Однако к началу 1970-х годов между США и СССР был установлен «паритет», а концу 70-х годов Советский Союз смог перегнать США по количеству ядерного вооружения. Одновременно с наращиванием ядерных зарядов, происходил процесс создания и усовершенствования их носителей – ракет, бомбардировщиков и атомных подводных лодок. В итоге в условиях паритета страны были вынуждены начать переговоры о регулировании ядерного вооружения в мире. В мае 1972 года во время визита президента Ричарда Никсона в Москву между США и СССР был подписан договор об ограничении стратегических вооружений – ОСВ-1. Стороны обязывались прекратить производство и наращивание ядерных наступательных вооружений и сохранять количество их количество на определённом уровне, прописанном в соглашении.

К 1979 году СССР и США вышли на новый этап переговоров по ограничению стратегических вооружений. В Вене встретились генсек Леонид Брежнев и новый президент США Джимми Картер. 18 июня 1979 года они подписали новый договор ОСВ-II, который должен был действовать до 1985 года. Договор предусматривал отказ от наращивания количества ядерного вооружения во всей так называемой «ядерной триаде»: во флоте, ВВС и стационарных ядерных ракет. Однако Вашингтон не ратифицировал данный договор в связи с вводом советских войск в Афганистан.

В начале 1980-х начинается новый этап гонки вооружений. Американский резидент Рональд Рейган сознательно ужесточил политику, проводимую его предшественниками в отношении СССР, так как Вашингтон понимал, что экономика Советского Союза находится в состоянии кризиса. В числе задач «нового курса Рейгана» было втягивание СССР в процесс гонки вооружений с целью отвлечения ресурсов в непроизводительные сферы, ослабление советской экономики.

США развернули программу модернизации своих стратегических ядерных сил, и Советский Союз был поставлен перед необходимостью совершенствования своих аналогичных вооружений. Но особенно разорительной для СССР должна была стать реализация стратегической оборонной инициативы (СОИ), предполагавшая перенести гонку вооружений в космическое пространство. Исследователи до сих пор спорят, была ли данная программа реальной, или это был хитрый шаг со стороны Американского руководства, который навязал Советский Союзу ещё более дорогостоящую гонку вооружений.

В любом случае, гонка вооружений была тяжелейшим бременем для СССР. Она стала серьёзным тормозом его социально-экономического развития. За период с 1947 по 1991 гг. Советский Союз потратил порядка 10 000 миллиардов долларов, что примерно равнялось 13 % национального дохода страны, однако эти цифры не окончательные, потому что определить реальные объёмы затрат на военно-промышленный комплекс является едва ли разрешимой задачей. Также не стоит забывать, что советская доля военных расходах Варшавского Договора составляла около 90%.

В то же время для США гонка вооружений не была столь изматывающей. Если сравнивать статистические данные, то затраты обеих сверхдержав составляли порядка 250 – 300 млрд. долларов в год, однако советская экономика, например, в середине 1980-ч годов составляла от 50 до 60% ВНП США. Поэтому в процентном соотношении США потратили примерно в 2 раза меньше на военные цели. Так за годы холодной войны они потратили около 9 500 млрд. долларов, однако это составило всего лишь 6% их национального дохода.[30]

4. Информационная война. Информационные война стала крайне эффективным инструментом внешней политики США середины – конца XX века и остаётся такой до сих пор.

Для начала необходимо разобраться в понятии информационной войны. Информационная война – совокупность действий, направленных на достижение превосходства в информационной сфере, воздействий на информационные системы противника, а также мероприятия, направленные на сохранение целостности собственной информационной системы.[31] Суть информационной войны заключается в манипулировании общественным сознании противника в таком направлении, которое будет выгодно государству-манипулятору. Чаще всего действия направлены на пропаганду собственной системы ценностей, дезинформацию, деморализацию или запугивание населения противника для того, чтобы создать сепаратистские настроения и разжечь различного рода конфликты внутри общества.

Когда Советский Союз провёл успешные испытания собственной ядерной бомбы, Американское правительство пришло к осознанию того, что сценарий безвозмездной ядерной бомбардировки СССР уже не является осуществимым, следовательно, было необходимо искать другие методы для ведения войны.

Статус информационной войны, как инструмента внешней политики США, был впервые официально закреплён в директиве Совета Национальной Безопасности США – NSC 20/1, рассмотренной ранее.

Корейская война (1950-1953 гг.) стала первым значительным опытом в ведении подобных операций для США. Во время данного конфликта воздействие строилось в соответствии с уставом Field Manual-33-5 «Psychological Warfare In Combat Operations», разработанный департаментом армии США и принятый в августе 1949 года.[32] Чтобы реализовать поставленные цели, армия США должна была распространять пропагандистские материалы при помощи громкоговорителей, листовок, газет, радио, а также различного рода «посылок», которые помимо агитматериалов содержали вещи первой необходимости, такие как продукты питания, мыло, спички, сахар, сигареты и т.д. Для того, чтобы заставить войска противника сдаться, пропагандистские материалы должны были содержать информацию о справедливом обращении с пленными, безнадёжности положении врага и превосходстве США, неоправданности военных действий, а также предлагать задуматься солдата о своей семье и убедить его сложить оружие.[33] Однако, корейское правительство оказало мощное информационное сопротивление американским войскам, используя их собственное оружие. Среди войск США и их союзников распространялся агитационный материал в виде печатной продукции, радиосообщений и различного рода иллюстраций. Для того, чтобы составить план по ведению информационной войны против США, КНА занималась детальным изучением тактики противника. Так, большинство информации корейские войска получили из допроса военнопленных, изучения политической деятельности и культуры США. Много листовок было издано с расчетом на обострение противоречий в войсках ООН и создания в них антиамериканских настроений. Издавались листовки, посвященные так называемой сентиментальной тематике (последнее письмо матери от сына – американского солдата, который убит в Корее; письмо Трумэну от отца, отказавшегося принять орден сына, погибшего в Корее, и т. п.). Учитывая психологию солдат противника, политорганы КНА и китайских народных добровольцев распространяли приуроченные к различным праздничным датам (Рождество, Новый год и др.) подарки-пакеты с комплектом листовок, чистой бумагой, письмами от военнопленных и местного населения, эмалевыми значками с эмблемой голубя мира, сигаретами, продуктами питания, записными книжками. Широко распространялись иллюстрированные пропуска для перехода в плен с текстами на английском, корейском и китайском языках. Пропуска содержали четыре гарантии (сохранение жизни, сохранение личного имущества военнопленных, хорошее обращение и оказание медицинской помощи), а также серию документальных фотографий, посвященных жизни и быту военнопленных. О том, что американские и английские солдаты читали листовки, свидетельствуют следующие факты: из 409 американских и английских солдат, взятых в плен в августе 1951 года, как выяснилось при допросе, листовки читали 106 человек; из 420 пленных, взятых в бою за деревню Куфанри уезда Чан-Пкун, 122 человека читали листовки, некоторые держали их в руках как пропуска для сдачи в плен. [34]

Таки образом, главная цель – расколоть армию противника изнутри, так и не была достигнута, более того, США также оказались под угрозой разложения войск, по некоторым источникам от 4 до 40 тысяч солдат американской армии попало в плен в ходе войны, однако результаты Корейской войны были изучены и проанализированы, что впоследствии привело к изменениям в уставе FM-33-5 и структуре организации информационной войны. Управление психологической войны, которое было создано еще во время Корейской войны, было преобразовано в Управление специальных методов войны.

С каждым годом методы информационного воздействия США совершенствовались. Так, В ходе войны во Вьетнаме (1965-1975 гг.) США начали применять новые способы психологического воздействия, а именно влияние на население Вьетнама путем использования знаний о местных обычаях и суевериях, телевидения, а также была попытка создания единой информационной системы для ведения психологической войны (Psychological Operations Automated Management Information System). Здесь большое внимание уделялось созданию чувства страха среди населения. Для этого американские войска использовали средства поражения, вызывающие тяжелые телесные повреждения, сильные болевые ощущения и психологический шок, в частности напалм, шариковые бомбы, стреловидные убойные элементы.[35]

Психологическое воздействие постепенно стало незаменимым оружием в руках американской армии. В последующих конфликтах холодной войны таких, как война в Афганистане, война в Персидском заливе, конфликт в Югославии, США продолжали совершенствовать методы информационного влияния и всё более значимую роль стали играть СМИ. Так, например, весьма успешно осуществлялось информационное воздействие во время конфликта в Югославии в марте-июне 1999 года. Боевым действиям предшествовала мощная пропагандистская кампания, имевшая цель дискредитировать политический курс руководства Союзной Республики Югославии (СРЮ), сформировать среди населения западных стран «образ врага» и обеспечить моральную поддержку агрессии.

Информационная война стала одной из причин распада СССР. Некоторые исследователи утверждают, что СССР начал проигрывать информационную войну ещё в 1953, после смерти Сталина. Почему так? Политика десталинизации, проводимая Н. С. Хрущёвым, нанесла мощный удар по идеологии СССР. Более того, в 1953 году свою работу начинает Информационное агентство США (United States Information Agency), которое занималось активной пропагандой против СССР. Важным инструментом агентства стала радиостанция «Голос Америки», которая несмотря на попытки советского правительство пресечь её деятельность, вещала и на территории СССР в том числе. Если обобщить вышесказанную информацию, то сложилась такая ситуация, когда идеология советского государства подверглась атакам, как из вне, так и внутри государства.

Заключительный этап информационно-психологической войны против Советского Союза начался в мае 1982 года вместе с изданием документа «National Security Decision Directives 32 – US National Security Strategy», подписанным президентом Рональдом Рейганом.[36] Данная директива создавалась Рейганом и его помощниками для того, чтобы определить официальную политику национальной безопасности для руководства оборонными, разведывательными и внешнеполитическими учреждениями правительства США.[37] В одном из пунктов данной директивы говорится о том, чтобы нейтрализовать усилия СССР по увеличению его влияния путем использования дипломатии, продажи и передачи оружия, экономического давления, политических мероприятий, пропаганды и дезинформации. [38]Кроме того, в январе 1983 года, был разработан новый указ под номером 75- NSDD 75 – US Relations with the USSR. В нём говорилось о том, что политика США должна продвигать идею о том, что западные ценности демократии и свободы, свободной прессы, профсоюзов и предпринимательства имеют явное превосходство над репрессивными особенностями советского коммунизма. Для этого предполагалось остановить «машину советской пропаганды» и развернуть собственную компанию по продвижению либеральных ценностей.[39]

 В середине 1985 г. М. С. Горбачёвым была объявлена новая концепция в политике СССР – «новое мышление», которая базировалась на признании общечеловеческих ценностях и их превосходством над интересами государства. Данная концепция означала окончательное поражение Советского Союза в информационной войне.

5. Использование военной силы. Этому направлению будет посвящён следующий раздел работы.

Таким образом, Соединённые Штаты обладали широким арсеналом средств ведения внешней политики, что во многом способствовало их успеху в «холодной войны». Некоторые инструменты распространения влияния, в частности «информационные войны» и влияние через экономику, успешно используются и совершенствуются и по сей день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.025 с.)