Раздел 1. Конструкция судовых дизелей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Конструкция судовых дизелей.



Практическая работа №1
Тема: Определение мертвых точек поршня
Цель: Научиться определять мертвые точки поршня и разбивать маховик,
не имеющий градуировки, на градусы.
Задание:
1. Определить мертвые точки поршня;
2. Разбить маховик на градусы.
Объект работы: дизель 6L 160.
Подготовка к проведению работы:
1. Подготовить валоповоротный рычаг;
2. Подготовить стальной стержень и рулетку;
3. Снять люк картерного пространства первого цилиндра (со стороны
маховика);
4. Установить на блок-картер, против маховика, неподвижную стрелку;
5. Снять форсунку.
Порядок выполнения работы:
1. Установить поршень первого цилиндра таким образом, что бы он 30 –
40° не доходил до ВМТ (смотреть по положению кривошипа);
2. Используя стальной стержень найти ВМТ;
3. Используя рулетку найти НМТ;
4. Определить расстояние на маховике, соответствующее одному градусу
поворота коленчатого вала.

 

                                                       6

Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Показать схему для определения ВМТ и НМТ;
3. Описать порядок выполнения работы.
Теоретическое описание методики проведения работы:
Для проверки и установки моментов открытия и закрытия клапанов и угловопережения подачи топлива необходимо знать положение коленчатого вала и маховика при нахождении поршней в мертвых точках.

На ободе маховика обычно уже есть метки, указывающие мертвые точки,
причем как минимум наносят метку ВМТ первого цилиндра. У некоторых дизелей
на маховике отмечены мертвые точки для всех цилиндров. Иногда окружность
маховика разбивается на 360° с началом отсчета в ВМТ первого цилиндра. В таких
случаях для установки поршня в ВМТ совмещают метки на маховике со стрелкой-
указателем, закрепленной неподвижно на блоке или станине дизеля.
Если меток на маховике нет или имеются сомнения в правильности установки
стрелки-указателя, нужно проверить положение мертвых точек.
Основная трудность при этом заключается в фиксации момента, когда
поршень займет крайнее верхнее положение, так как перемещения его вблизи ВМТ
очень малы. Достаточную точность фиксации дает следующий способ:

а) устанавливают на блоке дизеля неподвижную стрелку-указатель;
б) проверяют выключение пускового устройства дизеля и закрытие вентилей
на пусковых баллонах;
в) открывают индикаторные краны;
г) открывают крышку люка картера
первого цилиндра для наблюдения за
положением кривошипа;
д) снимают форсунку первого
цилиндра;
е) проворачивают коленчатый вал,
устанавливая кривошип в положение 30 –
40° до ВМТ на такте сжатия;
ж) делают отметки мелом или мягким
карандашом на маховике против
неподвижно закрепленной стрелки (точка
А);
з) вводят в цилиндр через отверстие
для форсунки металлический стержень до
упора его нижним концом в днище поршня; этот конец стержня во избежание проскальзывания заостряют, стержень должен
стоять по оси цилиндра; для большей точности полезно применять направляющую
вставку;
и) делают на стержне мягким карандашом отметку точно на уровне верхней
плоскости крышки цилиндра;
к) проворачивая вал, переводят поршень через ВМТ и опускают настолько,
чтобы отметка на стержне оказалась ниже контрольной поверхности крышки;
л) вращают вал в противоположном направлении до совмещения отметки на
стержне с контрольной поверхностью крышки; обратное движение поршня
необходимо для исключения ошибки в определении положения ВМТ в связи свлиянием слабины в кривошипно-шатунном механизме;
м) делают отметку на маховике против неподвижно закрепленной стрелки-
указателя(точкаВ);
н) измеряют рулеткой расстояние по окружности маховика между точками А и В, делят его пополам и делают отметку (точка С);
о) совмещают вращением вала точку С со стрелкой-указателем. При этом
поршень проверяемого цилиндра устанавливается в ВМТ.
Для того, чтобы определить НМТ, необходимо из точки С, т.е ВМТ, замерить
окружность маховика и поделить это расстоянии пополам. Затем полученное
расстояние отложить от точки С (ВМТ) по окружности маховика, тем самым
отметивНМТ.
Если существует необходимость разбивки маховика на градусы, то
необходимо замерить окружность маховика и разделить полученное расстояние на
360°. Полученный отрезок, отложенный по окружности маховика, будет
соответствовать одному градусу поворота коленчатого вала.
Положение ВМТ других цилиндров обычно не проверяют, а определяют
рулеткой длину окружности маховика, рассчитывают длину дуги, соответствующуюуглу заклинивания кривошипов, и, откладывая ее на маховике, отмечают положения ВМТ всех цилиндров.

 

Вопросы для самоконтроля:
1. Для чего механику необходимо наносить на маховике дизеля положения
мертвых точек поршней?
2. Для чего применяется металлический стержень при определении ВМТ? 3. Как определить ВМТ после определение двух точек А и В?
4.Как найти НМТ после определения ВМТ?
5. Как определяется отрезок по окружности маховика, длина которого
соответствует одному градусу поворота коленчатого вала.

 

 

Практическая работа №2
Тема: Установка клапана на крышку цилиндра
Цель: Научиться определять техническое состояние клапана, притирать
клапан, проверять качество притирки клапана и устанавливать клапан в крышку
цилиндра.
Задание:
1. Притереть клапан;
2. Проверить качество притирки;
3. Установить клапан в крышку цилиндра;
Объект работы: крышка цилиндра, впускные и выпускные клапаны дизеля
6Ч 18/22.
Подготовка к выполнению работы:
1. Подготовить инструмент (ключи, отвертку, шабер);
2. Подготовить приспособление для притирки клапана и притирочную
пасту.
Порядок выполнения работы:
1. Демонтировать клапан с крышки цилиндра, осмотреть его, проверить
зазор в направляющей втулке клапана, осмотреть гнездо, очистить и промыть
клапан, осмотреть фаску клапана;
2. При наличии небольших раковин притереть клапан. Качество притирки
проверить на карандаш или керосин;
3. Установить клапан в крышку цилиндра.
Запись в отчете:
1. Описать возможные неисправности клапана и крышки цилиндра;
2. Описать порядок проведения притирки клапана к седлу;
3. Описать порядок проверки качества притирки клапана;
4. Описать порядок крепления клапана в крышке цилиндра.

 

10

Теоретическое описание методики проведения работы:
Во время проверки крышек цилиндров впускные и пусковые
клапаны тщательно осматривают, очищают от нагара и притирают к седлам с

последующей проверкой плотности притирки.
При работе двигателя наибольшему износу подвергаются коническая
(рабочая) поверхность тарелки клапана и его седло, а так же шток и направляющая
втулка. На конической поверхности тарелки клапана и на поверхности седла в
результате действия горячих газов образуются окалина и мелкие раковины, а
вследствие попадания на них твердых частиц нагара – мелкие забоины и риски.
Повреждение рабочей поверхности клапана приводит к пропуску через нее газов.
Через неплотный клапан прорываются горячие газы, вследствие чего повреждение
рабочей поверхности клапана и его седла прогрессирующе увеличивается, клапан«обгорает». Это нарушает рабочий цикл двигателя и приводит к преждевременному выходу из строя клапана. Такой клапан протачивают или заменяют. Поэтомунеобходимо своевременно притирать клапаны.
Притирка клапанов к седлам в цилиндровых крышках производится
притирочной пастой.Притирку клапанов следует производить в такой последовательности:
1. Приготовить притирочную пасту из абразивного порошка смешанного с
дизельным маслом;
2. Положить крышку цилиндра гнездами клапанов вверх на низкий
стеллаж. Штоки клапанов смазать маслом. Под тарелку клапана положить пружину,чтобы он поднимался, когда на него перестают нажимать;
3. На фаску клапана нанести небольшое количество притирочной пасты и,
пользуясь специальным приспособлением, быстро проворачивать клапан в разныестороны с легким нажимом. Не следует поворачивать клапан на полный оборот.После 6 – 8 поворотов в обе стороны клапан следует отпустить, что бы дать емуподняться, после этого повернуть его приблизительно на четверть оборота и затемпродолжать притирку в новом положении. Периодически добавляя свежую пасту,следует продолжать притирку до тех пор, пока вся поверхность фаски клапана небудет выровнена.Признаком хорошей притирки служит чистая, ровная и слегка матоваяповерхность рабочих фасок клапана и гнезда.После притирки клапанов необходимо определить плотность их прилегания к седлу.
Проверка плотности клапана может производиться одним из двух способов:
1. Мело-керосиновая проба. Необходимо нанести на гнездо клапана
меловый раствор и установить клапан в крышку цилиндра. Затем на тарелку клапана наливают керосин и выдерживают 10 минут. После чего убирают керосин с поверхности клапана и вынимают его из крышки цилиндра. Если на гнезде клапана будут видны желтые подтеки, то клапан притерт недостаточно.

2. На обтертую фаску клапана наносят мягким карандашом несколько
поперечных рисок, после чего клапан опускают в седло и поворачивают на один оборот; при хорошей притирке все риски будут стерты.
После притирки клапан устанавливают на крышку цилиндра. Для этого
убирают пружину изпод тарелки клапана и опускают клапан в гнездо. Далее на верхнюю поверхности крышки цилиндра устанавливают пружину клапана, и сверху на шток одевается упорная тарелка. Тарелка крепится к штоку клапана при помощи двух конических полуколец – «сухарей», которые упираются в выточку штока клапана и не дают упорной тарелке переместиться вверх.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каким основным неисправностям подвержен клапан и его гнездо?
2. Каким образом необходимо притирать клапан?
3. В чем заключается суть метода проверки качества притирки клапана при
помощи мело-керосиновой пробы?
4. В чем заключается суть метода проверки качества притирки клапана при
помощи простого карандаша?
5. Для чего применяются «сухари»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: Определение теплового зазора в клапанном приводе с нижним иверхним расположением распределительного вала.
Цель: Научиться определять тепловые зазоры впускных и выпускных
клапанов.
Задание: Определить тепловой зазор впускного и выпускного клапана;
Объект работы: дизель 6Ч 12/14.
Подготовка к проведению работы:
1. Подготовить отвертку, гаечный ключ на 17 и набор щупов;
2. Подготовить валоповоротное устройство;
3. Снять крышку клапанов.
Порядок выполнения работы:
1. Установить поршень цилиндра, для которого проводится определение
тепловых зазоров, в конец такта сжатия;
2. Используя отвертку, гаечный ключ и щуп определить и отрегулировать
тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов.
Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Описать порядок выполнения работы.
Теоретическое описание методики проведения работы:
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо обеспечивать
надежное закрытие клапанов в механизме газораспределения. В процессе работы двигателя клапаны механизма газораспределения нагреваются и расширяются. Если каким-либо образом не компенсировать их тепловое расширение, то клапаны будут находиться в приоткрытом состоянии, чем нарушат нормальную работу двигателя.
Для компенсации теплового расширения клапанов в клапанном приводе
устанавливают тепловой зазор, который позволяет обеспечить надежное закрытиеклапанов.

12

 Тепловой зазор в приводе выпускного клапана будет больше чем в приводе впускного, так как он больше подвержен нагреву

Со временем тепловой зазор в клапанном приводе меняется. Поэтомунеобходимо периодически его проверять, и при необходимости регулировать.Тепловой зазор необходимо определять и регулировать на холодномдвигателе. Определение и регулировка теплового зазора в клапанном приводе с нижним
расположением распределительного вала производится следующим образом:
1. Снимают крышку клапанов;
2. Проворачивают коленчатый вал по ходу до положения, при котором
поршень первого цилиндра окажется в конце такта сжатия. Это положение поршня
определяется по плунжеру ТНВД. Если плунжер начал движение в сторону подачи
топлива, то это означает, что поршень находится в конце такта сжатия. При этом
штанги привода клапанов должны свободно вращаться вокруг своей оси;
3. Проверяют при помощи щупа зазоры между бойками ударников и
колпачками клапанов. Если зазоры отличаются от значений, приведенных в
справочных таблицах, то производят их регулировку;
4. Ослабляют гаечным ключом контргайку регулировочного винта;
5. При помощи отвертки, в зависимости от того нужно увеличить или
уменьшить зазор, откручивают или закручивают регулировочный винт.

6. Устанавливают требуемый зазор при помощи щупа, который должен
входить в него с небольшим усилием;
7. Не поворачивая регулировочный винт, затягивают контргайку. После
чего опять проверяют установленный зазор.

Определение теплового зазора в клапанном приводе с верхним
расположением распределительного вала
Объект работы: дизель 6ЧСП 15/18 (3Д6).
Подготовка к проведению работы:
1. Подготовить специальную вилку для регулировки теплового зазора,
щипцы или специальный ключ и набор щупов;
2. Подготовить валоповоротное устройство;
3. Снять крышку клапанов.
Порядок выполнения работы:
1. Установить распределительный вал таким образом, чтобы кулачек не
зажимал клапан, для которого проводится определение тепловых зазоров;
2. Используя специальную вилку для регулировки теплового зазора,
щипцы и набор щупов определить и отрегулировать тепловой зазор.
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо обеспечивать
надежное закрытие клапанов в механизме газораспределения. В двигателях с
верхним расположением распределительного вала, так же как и в двигателях с нижним расположением распределительного вала необходимо периодически проверять, и при необходимости регулировать тепловой зазор.
Определение и регулировка теплового зазора в клапанном приводе с верхним
расположением распределительного вала производится следующим образом:
1. Снимают крышку клапанов.
2. Проворачивают коленчатый вал по ходу до положения, при котором
кулачек распределительного вала перестанет оказывать воздействие на клапан, для которого определяется тепловой зазор.
3. Проверяют при помощи щупа зазор между зубчатой тарелкой клапана и тыльной стороной кулачка распредвала. Если зазор отличается от приведенного в справочных таблицах, то производят его регулировку.
4. Вилку вставляют в разъем между зубчатой тарелкой клапана и
замком тарелки так, чтобы штифт вилки вошел своим концом в одно из
отверстий на ободе замка тарелки.Данное действие позволяет разъединить зубчатую тарелку с ее замком;
5. Захватив щипцами (ключом) зубчатую тарелку за пазы, ввинчивают
или вывинчивать ее до получения требуемого зазора;
6. После окончания регулирования зазора щипцы снимают, выводят вилку
из разъема и проверяют сцепление зубчатой тарелки с ее замком.
В указанном порядке устанавливают зазоры по всем остальным клапанам.
В указанном порядке устанавливают зазоры на всех остальных цилиндрах.
После испытания дизеля в работе проверяют зазоры между бойками
ударников и колпачками клапанов при прогретом состоянии дизеля. Зазоры в
приводе клапанов на прогретом дизеле должны отличаться от зазоров, замеренных на холодном дизеле, не более чем на 0,1 – 0,2 мм.
Состояние зазоров можно контролировать во время работы дизеля
поворачиванием штанг рукой. При отсутствии зазора штанга поворачивается туго или поворачиваться не будет. В этом случае можно также наблюдать нагревание верхней части штанги. При слишком большом зазоре во время движения штанги появляется стук.
Вопросы для самоконтроля:
1. Для чего необходимо обеспечить тепловой зазор в клапанном приводе
дизеля?
2. При помощи какого инструмента осуществляется регулировка теплового
зазора в клапанном приводе дизеля с нижним и верхним  расположением распределительного вала?
3. В какой момент рабочего цикла необходимо регулировать тепловой
зазор в клапанном приводе дизеля и как определить этот момент?
4. Для какого клапана тепловой зазор будет больше?

5. Каким образом необходимо регулировать тепловой зазор в клапанном
приводе дизеля с нижним и верхним  расположением распределительного вала?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Тема: Определение фаз газораспределения четырехтактного дизеля
Цель: Научиться определять и регулировать фазы газораспределения
четырехтактного дизеля.
Задание: Определить и отрегулировать фазы газораспределения первого
цилиндра дизеля.
Объект работы: дизель 6Ч 8,5/11.
Подготовка к проведению работы:
1. Подготовить папиросную бумагу или фольгу;
2. Подготовить валоповоротное устройство и ручной инструмент;
3. Снять крышку клапанов.
Порядок выполнения работы:
1. Установить поршень первого цилиндра на 30 – 40° не доходя до ВМТ в
конце такта выпуска;
2. Вращая коленчатый вал при помощи папиросной бумаги и путем
вращения штанги вокруг своей оси определить моменты открытия и закрытия
впускного и выпускного клапанов;
3. При необходимости отрегулировать фазы газораспределения.
Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Описать порядок выполнения работы.
Теоретическое описание методики проведения работы:
Моменты открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов (рис.1.1 Фазы
газораспределения) проверяют по окончании ремонта или замены отдельных
деталей механизма газораспределения для контроля правильности установки этих деталей.

Рис.1.1 Фазы газораспределения
После ремонта привода проверяют фазы газораспределения первого цилиндра,после замены деталей – всех цилиндров.Перед проверкой фаз газораспределения обязательно регулируют тепловые зазоры в приводе клапанов.
Моменты начала и конца впуска проверяют в такой последовательности:
1. Убеждаются в том, что поршень первого цилиндра находится в начале
такта всасывания;
2. Проворачивают коленчатый вал против хода на 30 – 40°;
3. Вращая коленчатый вал по ходу подводят кулачок распредвала к ролику
толкателя до тех пор, пока боек ударника не начнет нажимать на колпачок клапана,что будет соответствовать началу открытия впускного клапана. Этот момент может быть определен различными способами; например, между бойком ударника и колпачком клапана предварительно прокладывают листок папиросной бумаги или фольги, и как только она будет зажата настолько, что ее нельзя будет вытянуть,замечают этот момент как начало открытия клапана; вращают рукой ролик привода клапана (если позволяет конструкция двигателя) и замечают момент его зажатия;
пытаются проворачивать клапан за тарелку (дизель 3Д6) – до начала открытия клапан плотно сидит в гнезде и не проворачивается, а после начала открытия –имеет возможность проворачиваться.
4. По маховику замечают начало открытия клапана впуска и сравнивают с
заводскими данными;
5. Проворачивают далее коленчатый вал по ходу до тех пор, пока ударник
не перестанет нажимать на колпачок клапана, что будет соответствовать моменту конца впуска.Указанным способом проверяют также моменты начала и конца выпуска.
Если фазы газораспределения значительно отличаются от паспортных
значений, то их необходимо регулировать. Регулировка фаз газораспределения производится следующим образом:
Если у всех цилиндров клапаны открываются и закрываются раньше, чем
требуется, нужно вывести из зацепления промежуточную шестерню привода и повернуть распределительный вал на один зуб назад против его хода, если же позже,
то надо повернуть распределительный вал на один зуб вперед по ходу.
Если несоответствие фаз газораспределения наблюдается только у одного
клапана, то в зависимости от конструкции двигателя регулировка производится либо поворотом кулачковой шайбы распредвала, либо поднятием или опусканием ролика толкателя.
Вопросы для самоконтроля:
1. Для чего необходимо определять фазы газораспределения двигателя?

2. Что необходимо сделать перед началом проверки фаз газораспределения?
3. Каким образом определяются фазы газораспределения четырехтактного
дизеля?
4. Каким образом производится регулировка фаз газораспределения
четырехтактного дизеля для всех цилиндров одновременно?
5. Каким образом производится регулировка фаз газораспределения
четырехтактного дизеля для одного цилиндра?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Тема: Проверка технического состояния форсунки с механическим запиранием иглы
Цели:
1. Научиться определять техническое состояние форсунки;
2. Научиться определять и регулировать давление подачи топлива в
цилиндр.
Задание:
1. Определить качество притирки иглы распылителя к корпусу и при
необходимости притереть иглу к корпусу распылителя;
2. Определить и при необходимости отрегулировать давление впрыска
топлива в цилиндр;
3. Определить качество распыливания топлива и при необходимости
устранить неисправность.
19

Подготовка к проведению работы:
1. Снять форсунку с дизеля;
2. Подготовить гаечные ключи;
3. Подготовить опрессовочный стенд.
Порядок выполнения работы:
1. Почистить и разобрать форсунку. Помыть детали форсунки;
2. Собрать форсунку. Установить ее на опрессовочный стенд и проверить
качество притирки иглы распылителя к корпусу, определить давление впрыска
топлива и определить качество распыла топлива;
3. При необходимости устранить имеющиеся неисправности.
Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Описать порядок выполнения работы.
Теоретическое описание методики проведения работы:
При работе двигателя форсунка, как и другие детали, подвержена износу.
Износ и поломка деталей форсунки приводит к нарушению качественного
распыливания топлива, соответственно к нарушению смесеобразования. Вследствие
чего теряется мощность двигателя и нарушается его нормальная работа. Для того,
чтобы избежать неожиданного отказа форсунки необходимо периодически
производить ее технический осмотр и необходимые регулировки.
Для определения технического состояния форсунки и возможности ее
дальнейшего использования сначала необходимо разобрать ее и промыть все ее элементы в чистом дизельном топливе.
Далее необходимо проверить плавность перемещения иглы в корпусе
распылителя. Для этого необходимо вынуть иглу из корпуса распылителя на 1/3длины и установить корпус распылителя под 45° к горизонтальной поверхности.
Если игла притерта к корпусу качественно и не имеет износа, то она должна под собственным весом плавно опуститься. Если игла не опускается или опускается с
заеданиями, необходимо ее лучше притереть к корпусу или заменить ее вместе с распылителем. Когда имеется необходимость в замене иглы, то меняется сразу весь распылитель.
После проведения вышеуказанных работ форсунку собирают и проверяют ее
герметичность. Для этого устанавливают форсунку на опрессовочный стенд и затягивают пружину форсунки до давления открытия иглы выше необходимого давления впрыска на 3 – 5 МПа (30 – 50 кгс/см2). Затем прокачивают нагнетательный насос и создают давление немного выше давления впрыска. Далее прекращают нагнетание топлива, и давление постепенно начинает снижаться. После того как давление снизится до давления впрыска, пускают секундомер. Когда давление снизится до нижнего предела, который указывается в паспорте дизеля, секундомер останавливают. Если время падения давления лежит в пределах нормы,
то форсунка герметична. Если же время падения давления выходит за допустимые пределы, то это означает, что игла неплотно сидит в корпусе распылителя и необходимо притирать конус иглы к седлу корпуса распылителя.
Далее определяют и регулируют давление впрыска топлива. Для этого, не
снимая форсунку с опрессовочного стенда, удаляют имеющийся в форсунке и топливопроводе воздух путем прокачки насоса не менее пяти раз. Затем протирают распылитель насоса и производят пробный впрыск топлива. Если манометр показывает давление, ниже необходимого давления впрыска, необходимо затянуть пружину путем ввертывания регулировочного винта. Если давление окажется выше необходимого, то соответственно необходимо ослабить пружину. Таким образом, необходимо добиться необходимого давления впрыска топлива.
После регулировки давления впрыска необходимо определить качество
распыливания топлива. Качество распыливания так же определяется на
опресовочном стенде. Для этого, для начала, необходимо насухо протереть
распылитель и произвести пять резких впрысков топлива. Распыленное топливо,выходящее из распылителя должно быть в туманообразном состоянии, без заметных на глаз отдельных капель. Кончик распылителя при этом должен быть сухим. Далее проверяют отверстия распылителя на засоренность. Для чего под форсунку, на расстоянии от распылителя не превышающем 10 см., кладут чистый лист бумаги и производят впрыск. Длина и форма полученных на бумаге отпечатков должны соответствовать рисунку распыла в паспорте двигателя.

 Если обнаружится, что какое-либо отверстие засорено, то его необходимо прочистить при помощи специальной проволоки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как проверить плавность перемещения иглы в корпусе распылителя?
2. Как проверить герметичность форсунки?
3. Как определить и отрегулировать давление впрыска топлива?
4. Как определить качество распыливания топлива?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Тема: Определение и регулировка момента подачи топлива в цилиндр дизеля
Цель: Научиться определять и регулировать момент подачи топлива в
цилиндр.
Задание: Определить и отрегулировать момент подачи топлива в цилиндр
двигателя.
Объект работы: дизель 6Ч 12/14.
Подготовка к проведению работы:
1. Подготовить моментоскоп и ручной инструмент;
2. Подготовить валоповоротное устройство;
3. Отсоединить от ТНВД трубку подачи топлива к форсунке.

Порядок выполнения работы:
1. Установить моментоскоп на ТНВД;
2. Проворачивая коленчатый вал определить момент подачи топлива;
3. При необходимости отрегулировать момент подачи топлива.
Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Описать порядок выполнения работы.
Теоретическое описание методики проведения работы:
Для того чтобы обеспечить качественное смесеобразование, топливо в
цилиндр необходимо подавать с опережением. Своевременность сгорания топлива обусловливается углом опережения подачи топлива (моментом начала подачи топлива). От его величины зависят продолжительность периода задержки самовоспламенения, скорость нарастания давления и расположение линии сгорания относительно ВМТ.
При смещении сгорания топлива на начало процесса расширения уменьшается давление в конце горения, повышается температура отходящих газов и возрастают потери теплоты, что приводит к увеличению удельного расхода топлива. Кроме того, будут происходить перегрев поршня и повышение температурных напряжений цилиндра. При чрезмерном увеличении угла опережения подачи топлива сгорание
топлива будет заканчиваться до прихода поршня в ВМТ, и расширение газов будет начинаться раньше положенного. При этом будет наблюдаться жесткая работа двигателя и снижение его мощности.
Проверка момента подачи топлива осуществляется при помощи устройства
называемого моментоскоп. Перед определением момента подачи топлива
необходимо прокачать ТНВД для того, чтобы удалить воздух из системы. Далее моментоскоп устанавливается на нагнетательный штуцер ТНВД и при помощи резинки моментоскопа выжимается из стеклянной трубки топливо так, чтобы трубка была заполнена наполовину. После этого необходимо вращать коленчатый вал по ходу работы до того момента, пока столб топлива не начнет подыматься. Этот момент и будет соответствовать моменту подачи топлива в цилиндр. Далее по градуировке на маховике определяют угол опережения подачи топлива.Такую проверку момента начала подачи топлива
необходимо проводить два раза и найти среднюю
величину. Отклонения от заводских данных допускаются до 1,5°.
Если же момент подачи топлива не соответствует необходимым значениям, то необходимо проводить его регулировку.
Для индивидуального ТНВД регулировка момента подачи топлива (угла опережения подачи топлива) регулируется следующими способами:
1. Если конструкция двигателя предполагает регулировку угла опережения подачи топлива путем поворота кулачковой шайбы привода ТНВД на
распределительном валу, то:

-необходимо отвернуть стяжные болты или гайку крепления кулачковой шайбы и вывести кулачковую шайбу из зацепления с распределительным валом;

повернуть кулачковую шайбу на необходимую величину. Если
необходимо увеличить угол опережения подачи топлива, то кулачковую шайбу необходимо повернуть по ходу вращения распределительного вала, а если уменьшить – против хода. Причем поворот кулачковой шайбы на один зуб изменяет угол опережения подачи топлива на 3 – 5°;
ввести в зацепление кулачковую шайбу с распределительным валом и
закрепить шайбу.
2. Если конструкция двигателя предполагает регулировку угла опережения
подачи топлива путем установки прокладки под ТНВД, то необходимо заменить прокладку под ТНВД. Причем увеличение толщины прокладки способствует уменьшению угла опережения подачи топлива, а уменьшение толщины прокладки увеличению угла опережения подачи топлива;
3. У ТНВД, имеющих толкатель с регулировочным винтом, угол
опережения подачи топлива можно изменять его вывертыванием (для увеличения) или ввертыванием (для уменьшения).
У блочного ТНВД регулировка угла опережения подачи топлива возможна как для каждого цилиндра в отдельности, так и для всех цилиндров одновременно. Регулировка угла опережения подачи топлива отдельно по каждому цилиндру производится при помощи регулировочного винта. Причем его вывертывание способствует увеличению угла опережения подачи топлива, а ввертывание –уменьшению.
Регулировка угла опережения подачи топлива для всех цилиндров
одновременно регулируется путем смещения полумуфт привода ТНВД
относительно друг друга. Причем поворот полумуфты распредвала блочного ТНВД относительно полумуфты привода по ходу вращения распредвала ТНВД способствует увеличению угла опережения подачи топлива.

Вопросы для самоконтроля:
1. Как проверить плавность перемещения иглы в корпусе распылителя?
2. Как проверить герметичность форсунки?
3. Как определить и отрегулировать давление впрыска топлива?
4. Как определить качество распыливания топлива?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7
Тема: Проверка герметичности плунжерных пар и клапанов ТНВД
Цель: Научиться определять техническое состояние плунжерных пар и
клапанов ТНВД.
Задание: Определить техническое состояние плунжерной пары и
нагнетательного клапана ТНВД.
Объект работы: ТНВД дизеля 6Ч 12/14.
Подготовка к проведению работы:
1. Подготовить манометр и ручной инструмент;
2. Отсоединить от ТНВД трубку подачи топлива к форсунке.

 

Порядок выполнения работы:
1. Установить манометр на ТНВД;
2. Определить время падения давления;
3. Поставить заглушку на нагнетательный клапан ТНВД и попытаться
прокачать насос;
4. Проверить плотность плунжерной пары, снятой с ТНВД.
Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Описать порядок выполнения работы.
Теоретическое описание методики проведения работы:
Для того чтобы та доза топлива, которая необходима для подачи в цилиндр
доходила до форсунки в полном объеме, необходимо обеспечить достаточную плотность плунжерной пары и нагнетательного клапана. Если этого не делать, то часть топлива будет теряться, и мощность двигателя снизится. Для того чтобы избежать нежелательной потери топлива необходимо периодически производить проверку плотности плунжерной пары и нагнетательного клапана.
Проверка плотности нагнетательного клапана производится с помощью
манометра. Отсоединяют от ТНВД форсуночную трубку и на ее место
устанавливают манометр. Затем прокачивая насос, поднимают давление немного выше удвоенного давления подъема иглы форсунки и замеряют время его падения.
Причем при начальном давлении 50 МПа (500 кгс/см2) его падение до 40 МПа (400кгс/см2) должно происходить не менее чем за 5 минут, а при начальном давлении 30МПа (300 кгс/см2) падение до 20 МПа (200 кгс/см2) – не менее чем за 10 минут.
Герметичность плунжерной пары и отсутствие заеданий при перемещении
плунжера во втулке проверяют следующими способами:
1. Если ТНВД установлен на двигателе, то необходимо снять с насоса
нагнетательный клапан и установить на нагнетательный штуцер манометр. Затем с помощью рычага создают давление в насосе. Рычаг доводят до упора и держат его неподвижно, пока давление вследствие пропусков не снизится на определенное значение. Нормы давлений и время падения давлений приведены в паспорте двигателя. Время падения давления у насосов, установленных на одном дизеле, не должно отличаться от среднего его значения более чем на 20%;
2. Заглушают нагнетательный штуцер ТНВД, установленного на дизеле, и
пытаются прокачать насос. Если плунжерная пара достаточно плотна, то
переместить плунжер не удается;
3. Если плунжерная пара снята с ТНВД, необходимо проверить
свободность хода плунжера во втулке. Для этой проверки выводят плунжер из втулки при его вертикальном положении наполовину и отпускают. При отсутствии
заеданий плунжер плавно опустится до упора под действием силы тяжести. Затем зажимают все отверстия во втулке рукой и отводят плунжер. При достаточной плотности в связи с создавшимся разряжением во втулке плунжер вернется в исходное положение без заеданий.
Если после проведенной проверки обнаруживается, что плунжерная пара неплотная, то она ремонтируется или заменяется.
Вопросы для самоконтроля:
1. Для чего необходимо проверять плотность плунжерной пары и клапанов
ТНВД?
2. Как проверяется плотность нагнетательного клапана?
3. Какими способами проверяется плотность плунжерной пары?

 

 

                                         27

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
Тема: Практическое ознакомление с конструкцией топливных и масляных фильтров
Цель: Научиться разбирать и оценивать техническое состояние топливных и
масляных фильтров.
Задание: Разобрать и определить техническое состояние фильтров.
Объект работы: Топливный фильтр 2ТФ-3; сетчатый и щелевой масляные
фильтры.
Подготовка к проведению работы:
1. Отключить на дизеле подвод топлива или смазки к фильтру;
2. Подготовить ручной инструмент.
Порядок выполнения работы:
1. Очистить фильтр снаружи от пыли и нефтепродуктов;
2. Разобрать фильтр;
3. Осмотреть фильтр и при необходимости заменить или промыть в чистом
дизельном топливе фильтрующий элемент;
4. Очистить корпус фильтра изнутри;
5. Собрать фильтр.
Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Описать основные конструкции существующих топливных и масляных
фильтров;
3. Описать порядок выполнения работы.
Теоретическое описание методики проведения работы:
Из-за наличия в топ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.038 с.)