Как писать сочинение-рассуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как писать сочинение-рассуждение



Содержание

 Предисловие.

1 Общие методические рекомендации к семинарским занятиям.

2 Методические рекомендации по подготовке творческих работ.

3 Темы на методические рекомендации к семинарским занятиям.

4 Образец оформления творческих работ.

 Литература.

 

Предисловие

    Вы получили методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий, которые разработаны на основании учебной и рабочей программ, с учетом целей и задач изучения дисциплины "Основы философских знаний» при подготовке специалистов в высших учебных заведениях 1-2 уровней аккредитации.

    Философия является открытой системой знаний, непрерывно обновляющейся, где нет навсегда зафиксированных аксиом, законов и доказанных на их основе теорем. Ее живая стихия - это множество вопросов и напряжённые размышления над вечными проблемами человеческого бытия.

    Обобщая теоретическое, методологическое и интеллектуальное наследие, которое способствует развитию культуры мышления, самостоятельности суждений, выработке надежных методологических ориентиров, необходимых для успешной теоретической и практической деятельности. Особое место в этом процессе занимают семинарские занятия.

    В пособии изложены различные формы семинарских занятий, темы и вопросы вынесенные на рассмотрение семинаров; предложены проблемные задания; перечень рефератов и выступлений; предложения по организации дискуссий, "круглых столов", деловой игры и список рекомендуемой литературы.

    Эти методические рекомендации сориентируют Вас на самостоятельный поиск решений поставленных проблем, позволят проверить свое понимание и знание основного материала, понятий и принципов которыми оперирует философия.

    Они помогут решать основные проблемы своего бытия, которые выдающийся немецкий философ И. Кант обозначил в своей триаде: "Что я должен знать? Что я должен делать? На что я надеяться? "

Итак, читайте, думайте, осознавайте... и будем умнее, более эрудированнее и увереннее.

Коллектив НСГ

"Прометей"

 

 

Общие методические рекомендации к семинарским занятиям

    Семинарские занятия как форма обучения имеют очень давнюю историю, своими корнями уходят в античность. Слово "семинар" латинского происхождения, "seminarium" - "рассадник" и связано с функцией "посева" знаний от преподавателя к студентам и "прорастанием" их в сознании студентов, способных самостоятельно мыслить и воспроизводить знания на практике.

    Семинары проводились в древних греческих и римских школах как соединения диспутов, сообщений учащихся, комментариев и выводов учителя.

    С XVII века н.э. они используются в Западной Европе, а с XIX века - в российских университетах. Эта форма обучения постоянно расширялась, реагируя на изменяющейся задачи стоящие перед высшей школой.

    Сегодня семинар является одним из главных видов практических занятий погуманитарных дисциплин и эффективным средством развития у студентов культуры научного мышления, которое включает:

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательную мотивацию;

• профессиональное использование знаний в условиях обучения;

• овладение языком философии;

• навыки оперирования понятиями, формулировками, определениями;

• овладение умением ставить и решать интеллектуальные проблемы

и задачи;

• отстаивать свою точку зрения.

    Семинарские занятия проводятся с академической группой, на них обсуждаются ключевые темы дисциплины или наиболее сложные для усвоения и понимания вопросы. Завершаются занятия обобщением преподавателя и оценкой участия студентов в семинаре, которая учитывается при выставлении  итоговой оценки по дисциплине.

    В практике высших учебных заведений 1 и 2 уровней аккредитации применяются различные виды семинарских занятий:

• семинар вопросов и ответов;

• семинар - развернутая беседа, предусматривающий основательную подготовку студентов по вопросам, которые рассматриваются и проводятся на старших курсах;

• семинар, предусматривающий устные ответы студентов с последующим их

обсуждением;

• семинар-дискуссия по принципу "круглого стола", "метаплана", "презентации";

• семинар, который предусматривает обсуждение письменных рефератов студентов и их оценку;

• семинар - конференция, работа с малыми группами;

• семинар - решение проблемных задач, конкретных ситуаций;

• семинар - пресс-конференция;

• семинар "мозговая атака";

 семинар может готовиться и проходить в форме "потока идей";

• научная студенческая конференция по специальности и тому подобное.

Семинарские занятия являются одной из главных форм развития самостоятельной работы студентов.

Во время семинара, на основе коллективного творческого обсуждения, обмена мнениями, товарищеских споров происходит не просто повторение материала лекции, учебника, а решается ряд важных проблем:

• во-первых, на семинарских занятиях систематически углубляются

знания студентов;

• во-вторых, семинар позволяет выявить и заполнить пробелы

в знаниях студентов, опровергнуть ложные суждения;

• в-третьих, семинар формирует навыки и умения самостоятельной работы

над литературой, первоисточниками, учит анализировать процессы

и явления, делать выводы;

• в-четвертых, вырабатываетв участников семинара навыки

пропагандистской работы.

    На семинарах при обсуждении студентами поставленных вопросов открываются большие возможности для установления связи с жизнью, современностью, профилем учебного заведения.

    Главное назначение семинара - быть школой творческой мысли, подводить итоги самостоятельной работы студентов.

    План семинара и рекомендуемую литературу студенты получают на первом занятии по теме.

    При подготовке к семинару студенты должны проработать основную и дополнительную литературу. По поручению преподавателя, студенты подбирают к семинарского занятия наглядные пособия: схемы, плакаты, таблицы, ТСО, раздаточный материал и логические задачи.

    Отдельные студенты, по поручению преподавателя, подготавливают доклады, рефераты, презентации, широко используя специальную литературу и консультации с преподавателем.

    Задания по подготовке доклада, реферата или презентации студенты должны получить за 2-3 недели до семинара.

 

 

Методические рекомендации по подготовке творческих работ

    Доклад один из самых распространенных жанров устного высказывания. Основная цель такого доклада - довести до слушателей определенную информацию.

 

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

1. Определить адресата речи и цели общения.

2. Вдуматься в тему, определить основную мысль будущего доклада.

3. Подобрать и изучить литературу по этой теме, осмыслить ее.

4. Подбирая материал, обратить внимание на те факты, которые будут интересны для аудитории, перед которой будет произнесен доклад. Сделать определенные выписки.

5. Составить рабочий план и в соответствии с ним систематизировать подобранный материал.

6. Обобщить основные положения нескольких источников, и тогда мысли, изложенные в нескольких работах, будут звучать полнее, убедительнее.

7. Записать текст доклада полностью или частично (начало, конец).

8. Выделить незнакомые слова, уточнить произношение и ударение слов.

9. Говорить медленно, делать паузы, придерживаться правильной интонации.

10. Выступая, всегда следить за слушателями: если вас перестали слушать, измените тон речи, приведите интересный факт, никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

11. Если нужно заглянуть в рукописи, опустите глаза, не наклоняя головы.

12. Следить за своей речью: избегать слов-паразитов, не заполняйте паузы звуками («э-э-е», «ну-ну») и др.

13. Прочитайте устно текст доклада дома (на доклад отводится 15-20 мин.).

РЕФЕРАТ

    Доклад разработанный на основе критического обзора, изучения нескольких источников, называется рефератом. В техникуме подготовкой реферата считают написания определенного текста, связанного с самостоятельной работой студентов, с анализом дополнительной литературы, а также выступлением на основе этого текста на семинаре, конференции, на заседании научного кружка и тому подобное.

    При оформлении реферата нужно на первой обложке указать название учреждения, где выполнена работа, дисциплину, тему реферата, и год написания, на второй странице те же данные, что и на первой странице, кроме года, а также фамилия и имя автора, группу, где он учится, фамилия руководителя работы.

    Реферат - форма работы интересная и поливариантная, ее использование требует значительной предварительной работы как студентов, так и преподавателя.

Требования к написанию реферата:

1. Определить адресата и цель общения.

2. Подобрать соответствующую литературу.

3. Изучить подобранные источники сделав рабочие сжатые пометки или закладки в книге.

4. Составить план в соответствии с объемом реферата (его пункты раскрываются примерно на одинаковом количестве страниц).

5. Оформить яркое, привлекательное вступление.

6. Дать перечень основных выводов, обобщений и рекомендаций.

7. Оптимальный объем реферата - 10-12 печатных страниц. Такой реферат требует для устного изложения перед аудиторией 10-15 минут.

8. Во время устного выступления лучше рассказывать, а не читать реферат. Для этого составить развернутый план-конспект на 2-4 страницы.

9. Текст пишите на одной стороне листа (шрифт - TimesNewRoman, размер шрифта -14, интервал- 1,5)

10. Не забудьте оставить широкие поля (для электронного варианта: 2 см, с каждой стороны, для печатного: вверху и внизу - 2 см, слева - 3,5 см, справа - 1,5 см).

11. Во время отбора языковых средств для написания реферата необходимо учитывать особенности научного стиля речи.

    Для того, чтобы реферат имел обучающую роль, нужно соблюдать следующие требования:

 

• предварительная работа студента с обязательной консультацией

преподавателя;

• создание таких обстоятельствах на семинаре, когда к процессу прослушивания, обсуждения и анализа будет привлечена вся группа.

СЕМИНАР № 1

ПЛАН

І. Зарождение и развитие философии Древнего Востока.

ІІ. Философия Античности.

1. Раннегреческая натурфилософия:

а) представители милетской школы -Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;

б) натурфилософия Гераклита.

2.Онтологизм Древнегреческой философии. Атомистическая теория Демокрита.

3. Пифагор и пифагорейство.

4. Софисты.

5. Философия Сократа.

6. Платон и Аристотель - систематизаторы Древнегреческой философии.

7. Поздний античный идеал мудреца:

а) епикуризм;

б) стоицизм.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Что является основой определения исторических этапов развития философии?

2. Чем бы вы объяснили тот факт, что представители древнеиндийской философии акцентируя внимание на отдельной личности, не касались проблем совершенствования социальной сферы?

3. Какие принципиальные отличия между влиятельными течениями древнекитайской философии: конфуцианством и даосизмом?

4. Проанализируйте историческое значение философии Сократа?

5. Какие особенности философии Платона?

6. Аристотель писал: «Первая философия имеет своим предметом

познание причины настоящего, поскольку оно

настоящее». В чем, согласно Аристотелю, состоит

отличие философии от других наук?

7. Чем обусловлена социально-историческая ограниченность только онтологического понимания философии?

8. Обоснуйте принципиальную разницу между идеализмом и материализмом.

9. Можно ли отождествлять реализм с идеализмом, а номинализм - с материализмом?

 

Темы докладов и рефератов

1. Даосизм и конфуцианство как линии развития философии и культуры Китая.

2. Философское наследие Индии и современность.

3. Античная философия и западноевропейская культура: поиск идентичности.

4. Натурфилософия и современная наука.

5. Сократ: проблема человека и диалогической природы философского знания.

6. Социально - политические взгляды Платона.

7. Проблема знания в философии Аристотеля.

8. Идеи неоплатонизма как фундамент дальнейшего развития естествознания.

9. Энциклопедический характер систематизированных философских представлений античных философов.

10. Платоновское «идеальное государство» и современность.

 

                                       Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 29-48.

2. Богута И.И. (пер. с чеш.).Историяфилософии в краткомизложении – М.: Мысль, 1991, с. 72-84, 94-100, 109-142, 148-164, 232, 236, 260, 270, 323, 335, 339, 345.

3. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 24-35.

4. Канке В.А. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация„Логос”, 1998, с. 21-49, 78-81.

5. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996, с. 43-63.

6. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 27-44.

7. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с. 39-75.

8. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с. 112-123.

9. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 29-46.

10. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарики, 1999, с.   22-24, 26-29, 41-66, 82, 95-101, 108, 110.

11. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

 

 

СЕМИНАР № 2

ПЛАН

І. Особенности немецкой классической философии: система-разум-деятельность;

1. Концепция субъекта в философской системе Канта;

2. Субъективный идеализм И.Г.Фихте;

3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Проблемно-поисковые вопросы

1. Проанализируйте особенности немецкой классической философии.

2. Прокомментируйте характерные черты философии Канта.

3. Раскройте сущность категорического императива Канта.

4. Назовите исходные принципы этики Эммануила Канта.

5. Раскройте гуманистический потенциал категорического императиву Канта.

6. Раскройте основные идеи трансцендентальной философии Шеллинга.

7. Выделите особенности натурфилософии Шеллинга.

8. Определите и обоснуйте сущность диалектики Гегеля.

9. Докажите, что философия Гегеля действительно имеет системный, обобщающий характер. Определите противоречия между диалектическим методом и идеалистической системой Гегеля.

10. В чем заключается антропологизм философии Фейербаха?

11. Критикуя абстрактный характер философии Гегеля,Фейербах и сам не сумел избежать абстрактности. В чемона заключается и каковы ее причины?

12. Почему учение Фейербаха Энгельс назвал концом немецкой классической философии?

Темы докладов и рефератов

1. Философия Канта как переходное звено между рационализмом Просвещения и романтично окрашенной философией XIX в.

2. Проблема активности субъекта познания в философии И. Канта.

3. Проблема морали в философии И. Канта.

4. Диалектика как тип мировоззрения в философии Гегеля.

5. Рациональное содержание Гегелевской диалектики.

6. Марксистско-ленинская философия: миф или реальность?

7. Проблема человеческой деятельности в философии Л. Фейербаха.

 

Литература

1.Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 109-119.

2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 35-51.

3. Кохановський В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996, с.  66-148, 122-148, 427-517.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация„Логос”, 1998, с. 47-107.

5.Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с. 117-143.

6. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с. 147-179.

7. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 76-96.

5. Философскийэнциклопедическийсловарь, М. Ланда, М. Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

СЕМИНАР № 3

ПЛАН

1. Этапы жизненного и творческого пути.

2. Особенности стиля мышления.

3. Исходные принципы философской позиции.

4. Учение о двух натурах и трех мирах.

5. Концепции "сродного труда" и "неравного равенства".

6. Принцип самопознания.

7. Философия сердца.

8. Понимание счастья.

Проблемно-поисковые вопросы

1. С какого времени и почему следует начинать отсчет истории украинской философии?

2. Почему во всех обобщающих трудах, посвященных истории украинской философии, авторы пишут об истории философии «в» Украине, а не «о» украинский философию? Возможно ли вообще история украинского философии?

3. Назовите основные черты философских поисков Г. Сковороды.

4. Покажите общее и отличное в философских взглядах Г. Сковороды и профессоров Киево-Могилянской академии где учился философ?

5. В литературе, посвященной С. Сковороде, его называли «харьковским Диогеном», «Украинским Сократом», «сельским просветителем», «мистиком», «пантеистом», «непоследовательным материалистом». Какие из этих определений, по вашему мнению, соответствуют сущности философии С. Сковороды, а какие - нет? Обоснуйте свою позицию.

6. Сковорода завещал написать после его смерти такую эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал».

7. Что, по вашему мнению, в жизни Сковороды можно использовать как пример, а что - нет?

8. Определите особенности философствования Г. Сковороды.

Темы докладов и рефератов

 

1. Христианство и философия в Киевской Руси.

2. Философско-духовное наследие Г. Сковороды.

3. «Украинский дух» философии Г. Сковороды.

4. Философские принципы «Кобзаря» Т. Шевченко.

5. "Философия сердца" Ф.Юркевича.

6. Национальный характер философии И. Франко.

 

Литература

Основная:

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 184-187.

2.Горський В.С. Історія української філософії. Курс лекцій. -К.: 1996, с.124-154.

3.Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с. 225-240.

4. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с. 356-373.

Дополнительная:

5. Грушевский М.С. Очеркисторииукраинскогонарода. -К.: 1991.-с. 56-78.

6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 212-20.

7. Табачковський В.Г. Філософія: Світ людини. Курс лекцій: навч. посібник – К.: Либідь, 2004, с. 62-65.

8. Чижевський Д. Нариси історії філософії на Україні. – К.: 1992.

9. Философскийэнциклопедическийсловарь, М. Ланда, М. Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

 

СЕМИНАР № 4

ПЛАН

I. Понятие бытия мира, субстанции в качестве исходных категорий.

II. Проблема соотношения духа (сознания) и материи.

III. Движение как способ существования материи. Виды движения.

IV. Пространство и время - формы бытия материи. Основные свойства

пространства и времени.

Проблемно-поисковые вопросы

1. Как соотносятся понятия «бытие», «субстанция», «мир человека»? Чем отличается бытие мира и бытие человека?

2. Как формируются представления о мире?

3. Какие формы имеет человеческое бытие?

4. Какие из определений материи являются философскими:

а) материя - это все то, что имеет массу и энергию;

б) материя - это все то, что состоит из атомов;

в) материя - это вещество, поле, вакуум;

г) материя - это категория для обозначения объективной реальности;

д) материя - это субстанция, первооснова всего, что существует?

5. Почему нельзя отождествлять понятия «материальное» и

«материя»? Покажите, к чему приводит подобное отождествление?

6. Какому философскому направлению соответствует следующие суждение:

а) движение - способ существования материи;

б) движение - это чистая энергия;

в) движение - изменение наших чувств;

г) движение - это перемещение тела в пространстве и времени;

д) движение - это изменения вообще;

е) движение - это развитие идеи как самостоятельной сущности.

7. Назовите философские и физические свойства пространства и времени. Покажите их общие черты и различия. Почему пространство имеет обратимый характер, а время - необратимый?

 

Темы докладов и рефератов

1. Категория бытия: смысл и специфика.

2. Проблематичность человеческого бытия.

3. Бытие и небытие. Бытие и сущность.

4. Особенности бытия духовного.

5. Бытие и разум.

6. Виртуальное бытие и его влияние на формирование человека.

 

 

Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 220-237.

2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 197- 205.

3. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 164-170.

 4. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид.  3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.253-286.

5. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 418-521.

6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 254-276.

7. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

8. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

 

 

СЕМИНАР № 5

ПЛАН

1. Возникновение и природа сознания.

2. Сознание - высшая форма отражения действительности. сущность

и функции сознания.

3. Определяющая роль социальности в эволюции сознания.

4. Творческий характер сознания. Самосознание.

5. Сознание и язык.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. В чем заключается ошибочность взглядов, вульгарных материалистов на природу и сущность сознания? Обоснуйте свой ответ.

2. Что означает положение о том, что сознание не только отражает мир, но и создаёт его?

3. Как можно обосновать общественно-историческую сущность сознания?

4. Какими качественными признаками отличается психика человека от психики животных?

5. Какие структурные идеальные элементы входят в психику человека?

6. Какую роль в жизни человека играет бессознательное?

7. В чем проявляется «вторичность» сознания и зависимость его от материи?

8. Проанализируйте роль языка в развитии сознания?

9. Можно понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг?

10. Как вы понимаете соотношение отражения и сознания?

11. Что из перечисленного входит в философское понимание сознания (ощущения, речь, мышление, биотоки мозга, свобода, представление, темперамент, эмоции, память, понятие, инстинкты, мировоззрение, желание, нервные импульсы, рефлексы)?

12. В чем заключается специфика творческой деятельности? Кого можно считать субъектом творчества?

 

Темы докладов и рефератов

1. Эволюция философских представлений о сознании, его происхождении и сущности.

2. Проблема «диалога» человека и компьютерных систем.

3. Сознание как необходимое условие восстановления культуры.

4. Сознание и духовный мир человека.

5. Индивидуальное и общественное сознание: общее и отличительное.

6. Сознание, самосознание, подсознание: формы проявления.

Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.63-83.

2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 283-310.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация Логос, 1998, с. 191-194.

4. Кохановський В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996, с. 162-201.

5. Несмеянова Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для

вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 203-219.

6. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.286-304.

7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.445-467.

8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.280-294.

9. Табачковський В.Г. Філософія: Світ людини. Курс лекцій: навч.

посібник – К.: Либідь, 2004, с. 281-296.

10. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

СЕМИНАР № 6

Тема: Диалектика: принципы, законы,категории

    Цели и задачи занятия: обосновать мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики, что позволит раскрывать источник, механизм и направленность изменений всех предметов и явлений материального и духовного мира; выявить взаимосвязь и взаимопереходы законов и категорий диалектики; обосновать непродуктивность софистики, эклектики и метафизики, их несостоятельность; выявлять истинную сущность и взаимообусловленность всех элементов мира; вырабатывать навыки применения диалектического метода в научно-теоретической деятельности и повседневной жизни.

    Основные понятия и категории темы: случайность, диалектика, действительность, эклектика, общее, закон, отрицание, содержание, категория, количество, метафизика, мера, возможность, следствие, необходимость, единичное, особенное, причина, противоположность, противоречие, софистика, преемственность, прыжок, сущность, форма, явление, качество.

ПЛАН

1. Разнообразие способов философствования (диалектика, метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и т.д.).

2. Диалектика и метафизика как основные альтернативные способы

философского осмысления бытия.

3. Общие законы диалектики и их роль в осмыслении процесса развития.

4. Универсальные связи бытия и категории диалектики.

 

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Ваше мнение о границах диалектического метода. Существуют ли они? Обоснуйте ответ.

2. Связана с диалектикой способность человека к постоянному духовному самообновлению и самосохранениюперед угрозой  хаоса, неопределенности?

3. Раскройте философское понятие закона. Приведите примеры различных видов законов.

4. Назовите основные принципы диалектики. Приведите примеры их проявления в различных сферах бытия.

5. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) что есть источником развития?

б) каков механизм развития?

в) в каком направлении идет развитие?

6. Выберите правильные выводы:

а) все в мире необходимо, случайность существует только как идея;

б) все в мире случайно, необходимость существует только в нашем сознании;

в) одни явления в мире случайные, другие - необходимые;

г) случайность является формой проявления необходимости;

д) каждое явление есть случайным и необходимым, но в разном смысле.

7. В чем заключается принципиальное отличие диалектического возражения от метафизического?

8. Как Вы понимаете утверждение Гегеля о том, что "диалектика есть постижение противоречий в их единстве"?

9. Субъективная диалектика является отражением объективной, возможно ли в таком случае считать, что содержание первой, полностью совпадает с содержанием второй? Аргументируйте  свой ответ.

10. Что является ведущим в диалектическом взаимодействии формы и содержания?

11. Может ли одно и то же явление быть одновременно и причиной, и следствием? Могут причина и следствие меняться местами? Приведите примеры.

12. Раскройте сущность альтернативных концепций диалектики.

 

Темы докладов и рефератов

 1. Диалектика как теория развития.

2. Категории диалектики как универсальные формы мышления.

3. Мировоззренческое и методологическое значение законов диалектики.

 

Литература

1. Гаврилов Н.И. Основыфилософии; учебно-методическоепособие для вузов – К.: „Манускрипт”, с. 205-247.

2. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.237-260.

3. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 205-247.

4. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-37-39.

5. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.476-521.

6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.30302-348.

5. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.


СЕМИНАР № 7

Тема: Проблемы истинностизнания.

ПЛАН

1. Эволюция философских представлений о познании и закономерности его развития.

2. Основные принципы познавательной деятельности.

3. Понятие метода и методологии научного исследования.

4. Классификация методов научного познания.

5. Формы познания.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Какие основные уровни научного познания и чем они отличаются между собой?

2. Что такое методология научного познания? Определите ее предмет и функции.

3. Какой уровень, кроме эмпирического и теоретического, выделяется современной методологией научного познания?

4. Отличается ли теоретический уровень научного познания от метатеоретического?

5. В чем заключается единство, различие и взаимосвязь философии и методологии науки?

6. Дайте классификацию методов познания. Проанализируйте их преимущества и ограниченности на конкретных примерах.

7. Раскройте диалектику обогащения знания. Продемонстрируйте эвристический потенциал форм научного познания на конкретных примерах.

Темы докладов и рефератов

1. Познание, деятельность, общение.

2. Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы и этапы ее развития.

3. Философия и современная методология науки: тенденции,взаимосвязи и взаимовлияния.

Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.260-277.

2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 312-332.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация„Логос”, 1998, с. 182-189.

 4. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996, с. 419-466.

5. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для

вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 266-287.

6. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-304-331.

7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.558-599.

8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.355-334, 415-441.

9.  Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

 

 

СЕМИНАР № 8

ПЛАН

1. Социум, как исторический процесс.

2. Общество и природа. Народонаселения - предпосылка и субъект исторического процесса.

3. Общественно-экономическая формация и цивилизация.

4. Социально-этнические общности людей и тенденции их развития.

5. Сущность духовной жизни общества. Формы общественного сознания.

 

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Назовите основные сферы общественной жизни. Охарактеризуйте их, покажите взаимосвязь и взаимообусловленность.

2. Чем обуславливаются конфликты? Дайте оценку концепций социального конфликта.Выясните их методологический потенциал.

3. Что выступает основным социальным мотивом развития производительных сил общества:

а) стремление изменить природу;

б) развитие науки, постоянное расширение знаний;

в) характер производительных сил;

г) экономические интересы, вытекающие из определенного отношенияк собственности?

4. Какое утверждение является верными:

а) способ производства базируется на основе взаимодействия человека и производства;

б) способ производства развивается на основе развития техники;

в) способ производства развивается на основе развития

производительных сил и производственных отношений;

г) способ производства развивается на основе господствующих производственных отношений?

5. Проанализируйте диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений в истории Украины. Выделите основные этапы преобразований производственных отношений и проследите, как они связаны с изменениями в технике и технологии производства.

6. В чем заключается специфика законов развития общества по сравнению с законами развития природы?

7. Общество - часть природы. Общие законыоказывают действия на его составные части. Почему законов природы недостаточно для функционирования и развития общества? Назовите законы, которые определяют общественное развитие.

8. Что такое «нация»? Проиллюстрируйте единство ее территориальных, этнических, экономических, общекультурных и психологичных основ.

9. Чем вызвана актуальность формирования гражданского общества? Назовите его основные институты и обозначьте перспективы их развития в современном украинском обществе.

1О. В чем сущность «гражданского общества»? Определите его основные качественные характеристики и институты.

11. Раскройте сущность концепций «геогра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.143 (0.289 с.)