Алла Спартаковна Кузнецова Анна Борисовна Леонова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алла Спартаковна Кузнецова Анна Борисовна Леонова



Алла Спартаковна Кузнецова Анна Борисовна Леонова

Психологические технологии управления состоянием человека

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=12005591

«Психологические технологии управления состоянием человека»:

ISBN 978-5-89357-241-4

Аннотация

 

В книге обобщены результаты исследований по созданию психологических технологий, направленных на повышение работоспособности и профилактику стресса в профессиональной деятельности. Подробно охарактеризованы основные классы методов оптимизации состояния человека, конкретные методики и психотехнические процедуры управления состоянием, способы оценки эффективности психологических воздействий. Акцент ставится на разработке программ обучения навыкам саморегуляции состояния, приведены примеры их прикладного использования.

Книга предназначена для специалистов и психологов-практиков, работающих в службах психологической помощи и центрах по работе с персоналом организаций, а также для студентов и аспирантов, специализирующихся в различных областях прикладной психологии, организационного консультирования и валеологии.

 

Леонова А.Б, Кузнецова А.С.

Психологические технологии управления состоянием человека

 

Самая великая вещь на свете – это умение владеть собой.

Мишель Монтень

Опыты, часть II

 

Введение

 

Состояние человека изменчиво, и его «капризная» динамика часто воспринимается людьми как нечто независимое от их воли и желаний. Мы нередко говорим: «На меня что-то нашло», «Я разволновался», «Неожиданно появилось ощущение, что мне все по плечу» (объясняя успешность своих действий и поступков), а в ответ получаем советы аналогичного уровня: «Расслабься!», «Перестань тревожиться!», «Постарайся и собери свои силы!». Такой совет легко дать, но не всегда ясно, как этого добиться. Умение управлять своим состоянием – вечная проблема человека. Продолжая известный афоризм М. Монтеня, взятый в качестве эпиграфа к нашей книге, можно воспользоваться его же словами: «Управлять другими нелегкое дело, когда и самим собой управлять достаточно трудно». Это, интуитивно понятное для каждого, утверждение о важности умения «владеть собой» имеет самый серьезный социальный резонанс.

Ошибки, возникающие по вине «человеческого фактора»,снижение эффективности труда, потеря здоровья вследствие перенапряжения или чрезмерного истощения, возникновение конфликтов и разнообразных неурядиц в личной и профессиональной жизни имеют, как правило, своей непосредственной причиной переживание негативных состояний в острой и хронической форме. Болезненной для общества оказывается «цена» такого неблагополучия, приводящая к большим экономическим убыткам и снижению качества жизни у населения даже развитых стран мира. Поэтому запросы социальной практики стимулируют поиск научно-обоснованных путей нормализации и улучшения состояния человека.

В психологии и смежных областях научного знания разработано множество подходов и специальных методов воздействия на состояние – от изотерических техник, заимствованных из восточных философских школ, до сугубо рациональных приемов эргономической оптимизации деятельности. Для практической работы психолога важно упорядочить представления о возможностях и ограничениях использования этих средств, а также уметь создавать на этой основе комплексные системы психологических воздействий, обеспечивающих их эффективное использование в реальных условиях. Главной целью предлагаемой вниманию читателя книги является развитие этого направления психологических исследований.

В книге обобщен наш почти тридцатилетний опыт работы по созданию специализированных программ и психотехнических процедур, направленных на улучшение «рабочего» состояния и поддержание психического здоровья у людей, деятельность которых протекает в напряженных условиях. С конца 1970-х гг. мы были включены в выполнение целого ряда крупных исследовательских проектов, направленных на изучение риск-факторов для успешности деятельности профессионалов разного профиля. К ним относился анализ особенностей труда специалистов, занятых в таких «элитарных» областях, как авиация, космонавтика, высокоавтоматизированные системы управления, а также представителей «массовых» профессий в микроэлектронике, службах сервиса, образовательной среде. Поскольку выполнение этих исследований имело выраженный прикладной характер, то перед нами со всей остротой встала проблема создания методов и средств, которые позволяли бы не только диагностировать основные источники неблагополучия в профессиональной деятельности, но и активно воздействовать на ситуацию, изменяя ее к лучшему. Центральным моментом в осуществлении этой работы стала подготовка адекватного психологического инструментария, направленного на активизацию внутренних ресурсов человека и формирование умений регулировать свое состояние в напряженной и постоянно меняющейся среде.

Такой путь решения проблемы отвечал актуальным запросам практики и тесно переплетался с началом создания т.н. «служб отдыха» или кабинетов психологической разгрузки на предприятиях и в организациях, которые, по сути дела, являлись одной из первых широко доступных форм оказания психологической помощи в нашей стране. Эта линия исследований активно развивалась нами на протяжении всех последующих лет, что нашло отражение в ряде опубликованных ранее работ – см. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984; Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1987; Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Однако настоящая книга не является повторением или частично обновленным «ремейком» предшествующих изданий. В ней дано обобщение и авторское переосмысление накопленного опыта, соответствующее потребностям психологической практики сегодняшнего дня.

В жизни современного человека – как профессиональной, так и повседневной – использование подобных методов психологической поддержки приобретает все большее значение. Калейдоскоп событий и изменений, происходящих в мире, эмоциональное перенапряжение и «натиск» информационных нагрузок делает каждого из нас чрезвычайно уязвимым к влиянию стресса, негативные последствия которого для физического и психического здоровья стали печальным символом нашего времени. В этой связи квалифицированное владение средствами управления состоянием человека становится одной из базовых компетенций психолога-практика.

Нельзя забывать, что грамотное применение этих средств не может быть ограничено только использованием отдельных приемов или техник, с которыми знаком тот или иной специалист. Необходимым является знакомство и умение применять разнообразные методы психологического воздействия сообразно с особенностями ситуации и потребностями человека, который нуждается в поддержке и квалифицированной помощи. При этом важно овладеть навыками проведения полного цикла такой работы – от инициации и организации процесса оказания психологического воздействия до демонстрации достигнутых эффектов после его завершения. Это требует от практикующего психолога выполнения разнообразных функций, выходящих за пределы узкой профессиональной специализации, – например, выступать в роли психодиагноста, организатора, менеджера, дизайнера и даже экономиста. В данной книге мы попытались дать описание различных методов и форм осуществления такой многоплановой работы, достаточно подробно характеризуя их содержание и примеры прикладного применения. Вместе с тем, нам не хотелось переводить обсуждение на язык «бытовой» прагматики. Квалифицированный специалист – это всегда представитель определенного профессионального сообщества, и его научная эрудиция определяет степень обоснованности предпринимаемых действий и сделанных выводов. Этим объясняется то, что в изложении материала мы старались не отступать от норм и правил, принятых в психологической науке, а также использовали в тексте ссылки на многочисленные литературные источники, позволяющие читателю детально познакомиться с панорамой исследований, которые велись и ведутся в области изучения состояний человека и способов его оптимизации.

В названии книги звучит термин «технология», который сейчас часто используется в самых разных контекстах. Однако для нас это не просто дань моде. Возвращаясь к исходному значению, понятие технологии можно определить как науку о мастерстве  осуществлять преобразования в заданном пространстве проблем, объектов, знаний или информации (от греч. techne  – искусство, мастерство, умение; и …логия  – учение, знание, наука). В сфере психологической практики это означает создание хорошо операционализованных представлений о целевой направленности воздействий, методах и процедурах их реализации, включая организационные аспекты применения и способы получения адекватной обратной связи, интегрированное использование которых обеспечивает успешное разрешение тех или иных проблем человека. В нашем случае – это проблемная область управления состоянием человека, в которой наиболее эффективным способом является обучение навыкам саморегуляции  своего состояния.

В логике изложения материала, обсуждаемого в книге, мы стремились отразить, «что»  и «как»  можно (или надо) делать, чтобы обеспечить эффективную подготовку и использование психологических технологий такого рода. В первой главе анализируется главный вектор, определяющий направленность этих технологий на психопрофилактику неблагоприятных состояний, возникающих в повседневной и профессиональной жизни человека, и дана общая классификация методов оптимизации состояний. При этом подчеркивается, что в данном случае речь идет о работе с практически здоровыми людьми, дифференцируя тем самым специфику работы психолога-практика в службах поддержки персонала, реабилитационных центрах общего назначения от оказания специализированной психотерапевтической помощи в клинических условиях. Во второй главе подробно описаны основные классы методов саморегуляции состояний в различных модификациях, а также возможности их комплексного использования на разных этапах формирования внутренних навыков управления собственным состоянием. Третья глава посвящена знакомству с различными дополнительными средствами воздействия – такими, как музыкальные и мульмедийные композиции, специальные виды гимнастик и доступные элементы рефлексотерапии, которые оказывают нормализующее и восстановительное влияние на состояние человека. Продемонстрированы наиболее удобные способы их применения в комплексе с различными элементами техник саморегуляции состояний, которые придают цельность каждому из этапов проведения релаксационных тренингов. В четвертой главе рассматриваются требования к оснащению, дизайну и организации работы психологических центров, в которых создаются необходимые условия для полноценного обучения навыкам саморегуляции состояний и восстановления работоспособности. Приведены также реальные примеры психологических служб, созданных в соответствии с этими требованиями и успешно функционирующих в ряде организаций. Завершающая, пятая глава книги посвящена обычно легко «забываемой», но очень важной в работе практических психологов проблеме – оценке эффективности оказываемых психологических воздействий. Проведение законченного цикла диагностико-превентивных мероприятий с привлечением внешних критериев, свидетельствующих об улучшении здоровья и личностного благополучия обучающихся, позволяет не только специалистам, но и всем другим заинтересованным лицам – участникам тренингов, заказчикам, спонсорам – непосредственно убедиться в целесообразности финансовых затрат, времени и организационных ресурсов. Именно это дает тот ощутимый результат, который создает фундамент для осознания обществом значимости и самостоятельного статуса психологии как профессии.

Являясь специалистами в области психологии труда и организационной психологии, большую часть исследований и разработок мы осуществили применительно к деятельности профессионалов, работающих в разных учреждениях, фирмах и предприятиях. Это, безусловно, наложило определенный «производственный» отпечаток как на стиль изложения, так и на специфику постановки проблем. В центре внимания часто оказывалась апелляция к содержанию таких понятий, как «работоспособность», «функциональное состояние», «эффективность труда» и пр. Однако, как представляется, это обстоятельство вряд ли существенно сужает возможность более широкого использования предложенных психологических разработок и собранного фактического материала. Во-первых, каждый взрослый (или взрослеющий) человек в той или иной степени имеет отношение к труду – как уже состоявшийся работник или специалист, либо же только готовящийся включится в профессиональную деятельность или,в силу каких-то обстоятельств, потерявший возможность работать. Во-вторых, в трудовой деятельности – как одной из центральных форм жизненной активности человека – воспроизводятся главные особенности ситуаций и проблем, требующих от людей активизации своего внутреннего потенциала и умения регулировать свое состояние. Поэтому сформированные представления о том, как и с помощью каких психологических средств можно помочь человеку овладеть этими навыками, легко адаптировать и перенести на разные сферы деятельности – обучение, творчество, спорт, различные формы коммуникаций – тем более, что четкие грани между собственно «работой» и другими формами активной занятости человека стираются в современном мире.

Работая над проблемами, затронутыми в книге, мы всегда чувствовали поддержку и дружеское участие наших коллег, своей заинтересованностью стимулировавших продолжение исследований в данной области, – В.А. Бодрова, Т.Ю. Базарова, Б.М. Величковского, Г.М. Зараковского, В. де Кайзер (Бельгия), Т.С. Кабаченко, М.И. Марьина, В.И. Медведева, В.И. Моросановой,П.Рихтера (Германия) Р. Ру (Нидерланды), Ч.Д. Спилбергера (США) и многих других, за что мы им искренне признательны. Особую благодарность хотелось бы выразить нашим ученикам и сотрудникам, в течение многих лет работающим с нами на факультете психологии МГУ и в дружелюбной атмосфере помогавшим в проведении эмпирических исследований, – М.М. Абдуллаевой, В.В. Барабанщиковой, И.В. Блинниковой, А.А. Качиной, М.С.Капице, О.Н. Родиной, К.В. Фирсову, М.Ю. Широкой. Важную роль для нас сыграла многолетняя лекционная работа со студентами, аспирантами и слушателями факультета, в ходе которой прояснялись многие «трудные» вопросы по обсуждаемой тематике, за что мы им также признательны. Специально хотелось бы отметить большой труд, который вложили в подготовку рукописи к печати директор издательства «Смысл» Д.А. Леонтьев, а также Н.В. Крылова, О.В. Кокорева, Н.А. Степина и В.Г. Штанько.

Отдельно нам хотелось бы поблагодарить Российский Фонд Гуманитарных Исследований за финансовую поддержку, позволившую опубликовать эту книгу.

 

Глава 1

Рефлексологический метод

 

Рефлексотерапия давно и интенсивно используется в медицине для лечения большого числа заболеваний. Однако в последние десятилетия она приобрела популярность и за пределами терапевтической практики. С конца 1970-х годов рефлексологические техники общего профиля (воздействия с помощью тепловых, электромагнитных и др. полей на участки кожи и органы с повышенной нервной чувствительностью) начали применяться в повседневной жизни и даже в условиях реального производства. Их стали рекомендовать для поддержания общего психофизиологического тонуса организма, профилактики пограничных состояний, а также экстренного повышения работоспособности и срочной мобилизации внутренних резервов персонала производств, связанных с высокой ответственностью и/или наличием опасных для здоровья ситуаций (Дикая, 1985; Карпухина, 1979; Кудрявцева,1979; Митронова, 1979). Развитие метода акупунктуры  и использование различных приемов воздействия на биологически активные точки кожи (БАТ)  официально получило статус самостоятельного научного направления в области разработки средств для проведения профилактической и психокоррекционной работы (Карпухина, 1985; Электропунктура и принципы… 1976). Подчеркивалась комплексная направленность таких исследований, позволяющих осуществлять оценку, текущий контроль и регуляцию состояния человека на психофизиологическом уровне. Основной предметной областью приложения этих разработок на практике являлись операторские виды труда.

Повышенный интерес к этим исследованиям, безусловно, был своеобразной «данью моде» конца 1970 – 80 гг. на нетрадиционные методы лечения и, прежде всего, на рецепты восточной медицины. Однако, помимо чисто внешнего увлечения «экзотикой» и «открытием нового знания» о каналах жизненной энергии, в этом проявилось и стремление к поиску эффективных средств превентивной медицины, основанной на принципах гармонизации протекания естественных процессов в организме без какого-либо серьезного внешнего вмешательства (Портнов, 1987). В этом плане рефлексологические методики имеют вполне реальное физиологическое обоснование. Действуя по принципу рефлекторных связей, микровоздействия на чувствительные рецепторные зоны кожи и подлежащих тканей активизируют работу соответствующих отделов периферической и центральной нервной системы. Помимо снятия мышечных зажимов и восстановления трофики в отдельных участках и органах тела, происходят генерализованные сдвиги в работе вегетативных центров и мозговых структур, которые связаны с изменениями общего уровня активации и механизмами поддержания гомеостаза. В частности, включенными в этот процесс оказываются неспецифические структуры среднего мозга (ретикулярная формация), лимбическая система, гиппокамп и гипоталамические связи (Дуриниан, 1986; Пономаренко, 2005). Этим объясняется возможность общего воздействия на текущее ФС с помощью стимуляции определенных рефлексогенных зон. В ряде исследований показано наличие взаимосвязи между биофизическими характеристиками биологически активных точек и особенностями протекания различных психических процессов и состояний. Установлено, что на этой основе можно регулировать уровень энергетической мобилизации, влиять на степень эмоционального возбуждения, стимулировать разные типы интеллектуальной активности, повышать устойчивость к длительному воздействию нагрузок в экстремальных условиях (Дикая, 1985; Контроль и регуляция состояния человека, 1985; Электропунктура и принципы… 1976). Подтверждением этому служат данные прикладных работ, в которых отмечается повышение работоспособности, снижение уровня эмоционального напряжения и купирование негативной симптоматики острого стресса у представителей разных профессий: операторов систем автоматизированного управления, летчиков, радистов, водолазов, машинистов (Карпухина, 1979, 1984; Контроль и регуляция состояния человека, 1985; Марголин, Чукович, 1983; Митронова, 1979; Электропунктура и принципы… 1976).

Наряду с исследованиями эффективности влияния рефлексотерапевтических воздействий на ФС в целом, проводились исследования по сравнительной оценке разных методик этого типа: точечной лазерной стимуляции, электропунктуры, иглотерапии, самомассажа биологически активных точек кожи. Так, например, предварительные результаты показали бoльшую эффективность лазерной стимуляции по сравнению с электропунктурой в целях повышения работоспособности операторов, работающих в экстремальных условиях (Карпухина, 1979).

Таким образом, эффективность использования методов рефлексотерапии для нормализации работоспособности и снижения негативной симптоматики стрессовых состояний не вызывает сомнений. Вместе с тем, данный класс методов по типу своего воздействия направлен на оптимизацию протекания физиологических процессов в организме и близок к клиническим процедурам, особенно если при этом предполагается использование специализированных аппаратов и медицинских установок. Поэтому применение таких методов в психопрофилактических целях становится целесообразным только в тех случаях, когда коррегируемое ФС имеет явно негативный характер или воздействие других приемов и средств не дает заметного положительного результата. Кроме того, вряд ли стоит упускать возможность нормализации общего психофизиологического тонуса с помощью этих методов, реализуя их в «облегченной» форме. Поэтому при проведении психопрофилактической работы в условиях повседневной жизни (на работе, дома) полезно прибегать к использованию приемов точечного массажа и самомассажа в качестве дополнительных средств оптимизации ФС.

 

Нормализация режима питания

 

Наука о «правильном питании», так же как физиотерапия и рефлексологические методы, долгое время не имела прямого отношения к собственно психологическим воздействиям, направленным на профилактику и борьбу со стрессом. Однако психологу полезно иметь информацию о возможностях применения разработанных в медицине и физиологии питания специализированных средств оптимизации ФС. Эта проблематика не ограничивается рассмотрением таких вопросов, как профилактика и лечение тяжелых невротических расстройств стрессовой этиологии, распространенных в современном обществе – например, юношеской анорексии (часто называемой в популярных изданиях «болезнью модных картинок») и булимии («волчий голод»). Их решение относится к области специальных клинических и клинико-психологических исследований (Goodman  et al., 2000; Smolak  et al. (eds.), 1996). В практической работе не менее важно использовать сведения о правильной организации питания здорового человека с учетом особенностей его профессиональной деятельности, что позволяет избежать «слома» в протекании базовых адаптационных процессов и, как следствие, серьезных нарушений физического и психического здоровья (Selye, 1976).

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что наука о питании оформилась в самостоятельное направление во второй половине ХIХ века. Ее родоначальником считается немецкий ученый К.Фойт, впервые разработавший научное представление о потребностях организма в основных пищевых веществах и энергии. В России основателем науки о питании является М.Н. Шатерников, в 1920-х гг. возглавивший созданный тогда Институт физиологии питания (цит. по: Шатерников, Горелова, 1982).

Первые научно обоснованные нормы в отношении потребностей организма в разных пищевых веществах были установлены в России в 1930-х гг., а затем они несколько раз пересматривались. Их последняя редакция для населения нашей страны была официально утверждена в 1982 г. (Воронцова, 1976; Шатерников, Горелова,1982), т.е. почти 25 лет назад. Эти нормативы составлялись на основе рекомендаций экспертов ФАО/ВОЗ (Продовольственной и сельскохозяйственной комиссии при ООН; Всемирной организации здравоохранения) с учетом потребления энергии и пищевых веществ в зависимости от уровня физической активности человека. Теоретическим основанием для них послужила концепция сбалансированного питания (Волгарев, 1986; Карплюк, Волкова, 1988; Шатерников, Горелова, 1982).

За прошедшие десятилетия существенно изменились и технологии изготовления многих продуктов питания, и баланс энергетических затрат современного человека в сторону резкого сокращения физических нагрузок, и представления о рационе и составе потребляемой пищи как критериев определенного образа жизни. Поэтому требуется пересмотр и дополнение существующих нормативов. Кроме того, обсуждение вопросов «правильного питания» стало одной из самых популярных тем в разных социальных слоях общества, т.к. отражает сложно переплетенный клубок связанных между собой проблем в массовом сознании – от стремления к обеспечению здоровья и долголетия до достижения заданного «эталона красоты» любой ценой. В буквальном смысле слова «взрыв» производства пищевых добавок, препаратов для снижения веса, разнообразных диет и способов омоложения/очистки организма – прямая реакция рынка на этот массовый запрос. Результаты мало контролируемой экспансии таких процессов еще ждут серьезного научного анализа со стороны специалистов-медиков, подкрепленного данными психологических исследований. Параллельно с этим должна продолжаться работа по организации оптимальных режимов питания, способствующих поддержанию здоровья и трудоспособности разных категорий людей. Вэтой связи полезно вспомнить о тех известных фактах и закономерностях, которые с успехом использовались ранее при разработке схем рационального питания для повышения работоспособности человека и устойчивости к повышенным нагрузкам.

Метод нормализации питания имеет принципиальное сходство с близкими по типу способами фармакологической коррекции состояния. И в том, и в другом случае они основаны на физиологических механизмах воздействия биологически активных веществ, поступающих в организм человека как при приеме пищи, так и при введении специальных лекарственных препаратов. Для оказания целенаправленного влияния на ФС здорового человека, особенно в тех случаях, когда нет необходимости его экстренной коррекции, предпочтительнее изменение режима питания. Специалисты подчеркивают, что вещества, поступающие в организм человека с пищей, оказывают более стабильный стимулирующий эффект благодаря их естественной «физиологичности» и экономичности в регулировании энергетического баланса организма (Береза, 1987; Брехман, Кубланов, 1983).

Разработка разных аспектов проблемы, направленная на оптимизацию режима питания, ведется на основе изучения пищевого статуса организма. Это понятие определяется как «физическое и психофизиологическое состояние человека, обусловленное предшествовавшим и фактическим питанием, характеризующееся совокупностью клинических, метаболических, функциональных и других показателей, уровнем здоровья и работоспособности, оцениваемое с точки зрения соответствия питания потребностям организма в энергии и качественных компонентах пищи» (Бузник,1983, с. 23). В соответствии с таким определением пищевой статус человека может быть признан нормальным, недостаточным (вызванным ограниченностью поступления в организм необходимых питательных веществ) и избыточным (при котором потребление пищи превышает потребности организма).

Понятие пищевого статуса возникло сравнительно недавно. Поэтому пока еще мало изучены взаимосвязи между показателями пищевого статуса и изменением ФС человека, хотя хорошо известно, что недополучение организмом необходимых веществ ведет к снижению сопротивляемости и, как следствие, способствует быстрому развитию утомления и стресса (Бузник, 1983). В литературе подчеркивается, что наиболее важной и интересной в практическом плане задачей является ранняя диагностика  динамики ФС и снижения работоспособности в результате неправильного (недостаточного либо избыточного) питания, что может быть связано с прижизненно формируемыми навыками неадекватного пищевого поведения (Андронова, Эйдельман, 1983; Эверли, Розенфельд, 1985; Smolak  et al. (eds.), 1996).

Общепринятым следует считать положение о том, что основу здорового питания составляет взаимосвязь трех аспектов:(1) разнообразия поступающих натуральных пищевых веществ,(2) поддержания постоянного баланса между израсходованной и поступившей энергией и (3) обеспечения оптимального режима питания человека (Береза, 1987; Бузник, 1983). Поэтому сбалансированный дневной рацион, правильная организация режима питания, включение специальных продуктов в меню рассматривается как один из действенных способов профилактики неблагоприятных состояний.

Целый ряд исследований посвящен разработке специальных вариантов лечебно-профилактического питания для минимизации воздействия стресс-факторов разной природы на ФС представителей экстремальных профессий. Так, существуют рекомендации по составлению рационов питания для лиц, работающих в условиях повышенных температур и измененного атмосферного давления, постоянного контакта с вредными веществами, занятых на предприятиях добывающей промышленности (Бондарев  и др.,1987а, 1987б; Ванханен, 1985; Виссарионова  и др., 1987; Воробьева  и др.,1987; Руководство авиационному врачу, 1986; Смолянский  и др.,1987). Обосновывается необходимость антистрессорной и антисклеротической направленности рационов питания для работников умственного труда на основе дифференцированного подхода, учитывающего доминирующий тип нагрузок и интенсивность нервно-эмоционального напряжения в таких видах деятельности (Береза, 1987).

При разработке оптимальных режимов питания особое внимание следует обращать на включение в рацион тех элементов, которые обеспечивают нормальное протекание обменных реакций в ситуациях повышенного напряжения: аскорбиновой кислоты, комплекса витаминов группы В, кальция, белков-ферментов протеиновой группы и др. (Медведев, 1975; Шибаева  и др.,1987; Selye, 1976). В данном случае необходимо следовать рекомендациям самостоятельного раздела в науке о питании – витаминотерапии. Так, при проведении профилактической работы непосредственно на предприятиях, предлагается использовать в общеукрепляющих дозах витамины, тонизирующие напитки, кислородные коктейли (Марголин, Чукович, 1983). Обычно применение этих средств комбинируется с другими мероприятиями, проводимыми на базе специализированных зон отдыха в непосредственной близости от рабочих мест (см. главу 4).

Особое место среди методов оптимизации питания занимает использование стимулирующих  или, напротив, снимающих  повышенную напряженность веществ, содержащихся в натуральных продуктах. Что может быть привычнее для многих, чем выпить чашечку кофе или стакан крепкого чая с сахаром, чтобы снять усталость и восстановить силы? Не говоря о применении в этих целях алкоголя (это предмет специального обсуждения), необходимо обратить особое внимание и на употребление общедоступных продуктов питания, содержащих кофеин, теобромин, теофилин. К ним относятся чай, кофе, шоколад, безалкогольные тонизирующие напитки, травяные настои и многое другое. Они оказывают направленное воздействие на функционирование нервной системы, что во многих случаях оказывается полезным или, по крайней мере, не наносит вреда. Однако при определенном стечении обстоятельств они могут парадоксальным образом усилить психофизиологический ответ организма на воздействие стресс-факторов и вызвать негативные отсроченные последствия: потерю сна, головные боли, нервозность, повышенную раздражительность (Андронова, Эйдельман, 1983; Stephenson, 1977). Известно, что фармакологическое действие кофеина начинает проявляться в широком диапазоне – при дозах от 50 до 200 мг. Это в значительной мере обусловлено как индивидуальной восприимчивостью к данному веществу, так и ситуативной устойчивостью человека к стрессовым воздействиям. Поэтому нежелательные эффекты могут наблюдаться и при дозах, существенно меньше указанных (Эверли, Розенфельд, 1985). Некоторые сведения о содержании кофеина в обычных напитках представлены в таблице 2 (Corlett  & Richardson  (eds.), 1981).

 

Таблица 2

Содержание кофеина в некоторых напитках

*В оригинале данные о весе пищевых продуктов представлены в унциях

 

Важную роль в предотвращении развития стрессовых состояний и срывов деятельности играет оптимизация самого режима питания (Андронова, Эйдельман, 1983; Кресова, 1979, Эверли, Розенфельд, 1985; Schabracq  et al. (eds.), 1996). С детства нас учат правилам и нормам, регулирующим этот процесс. Все знают, что питаться надо регулярно, рационально распределять прием пищи в течение дня («завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу») и пр. Однако люди в повседневной жизни далеко не всегда следуют этим общеизвестным истинам, чаще всего ссылаясь на несовместимость ведения правильного образа жизни с ритмами профессиональной деятельности, интенсивностью разнообразных нагрузок, отсутствием необходимых условий на рабочем месте. Поэтому весьма актуален вопрос о формировании ценностных норм и правил в отношении «культуры питания» в разных профессиональных сообществах.

Наиболее общие рекомендации состоят в том, что режим питания должен соответствовать индивидуальным особенностям человека, состоянию его здоровья, устоявшимся культурным традициям и конкретным условиям профессиональной деятельности. Обязательно следует учитывать продолжительность работы, наличие сменных графиков труда и их соответствие биологическим ритмам протекания основных физиологических функций (Folkard, 1983). С точки зрения оптимальности числа приемов пищи в сутки, наиболее благоприятным считается режим четырехкратного питания (хотя в основном распространен трехкратный режим с интервалами 5 – 6 часов). При этом в условиях односменной работы рекомендуется принимать на завтрак 25 – 30 % суточного рациона, на обед – 40 – 50 %, на ужин – 20 – 25 %. Следует помнить, что работоспособность и стрессоустойчивость существенно понижаются в случае выхода на работу натощак, а также в результате обильного приема пищи (Андронова, Эйдельман, 1983). Примером оптимизации ФС и предотвращения эмоциональных срывов на основе изменения режима питания может служить цикл исследований по подбору оптимальных режимов питания для студентов (Керимова, Ахмедов, 1989; Кресова, 1979).

 

Фармакотерапия

 

Метод фармакотерапии (т.е. целенаправленное применение лекарственных средств для предотвращения или устранения патологических явлений) давно и широко распространен в медицинской практике для лечения больного организма. Однако на протяжении многих столетий различные лекарственные препараты естественного и искусственного происхождения использовались и в обыденной жизни для облегчения состояния человека: снятия тревоги, страхов, депрессии, болевых ощущений, а также поддержания высокого уровня работоспособности (Кокс, 1981; Райский, 1972). По сути дела в каждой социальной культуре разрабатывались целые системы таких воздействий, отражающих уровень научных догадок и заблуждений своего времени. Научная основа применения этого класса методов воздействия, включая активизацию трудового потенциала и повышение работоспособности, шла параллельно с развитием комплекса биологических и химических наук. Бурное становление фармакологической индустрии на протяжении всего ХХ века сделало доступным использование препаратов такого рода в массовом масштабе. Не углубляясь в историю этого вопроса, все же следует отметить особую активизацию исследований по фармакологической коррекции ФС у разных категорий военнослужащих во время Второй мировой войны – летчиков, офицерского состава, представителей технических служб (Мясищев, 1960; Simonson  & Weiser, 1976). Иллюстративным примером таких исследований является монография К.Х. Кекчеева «Ночное зрение», вышедшая в 1942 г. В этой книге приводятся данные об употреблении военными летчиками препаратов колы и кофеина с целью снижения утомления и повышения общего тонуса организма (Кекчеев, 1942).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.032 с.)