Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, в семье с единственным ребенком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, в семье с единственным ребенком



ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В СЕМЬЕ С ЕДИНСТВЕННЫМ РЕБЕНКОМ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.. 6

1.1 Семья как социально-культурная среда воспитания дошкольников. 6

1.2. Характерные особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 9

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.. 14

2.1. Трудности воспитания единственного ребенка. 14

2.2. Положительные и отрицательные моменты развития единственного ребенка семье 18

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ НЕВРОЗНОСТИ.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Несмотря на прибыльные позиции России в мировых демографических рейтингах, некоторые родители по-прежнему предпочитают иметь только одного ребенка. Такая ситуация объясняется, прежде всего, социально-экономическими проблемами. Другая часть состоятельного населения жалуется на нехватку времени для воспитания детей. Защищая свою позицию, родители одного ребенка ссылаются на то, что одного ребенка гораздо легче поддерживать, больше времени может быть посвящено его воспитанию.

Несомненно, в отличие от детей из многодетных семей единственный ребенок имеет возможность получить больше внимания от родителей, но этот вопрос следует рассматривать с другой точки зрения. Как отмечают многие ученые (С. А. Амбалова, М. И. Бекёева, А. Д. Гусова, Т. А. Подольская, С. А. Русь), интеллектуальное развитие одного ребенка часто опережает развитие сверстников: прежде чем другие дети начнут говорить, читать, считать, сбрасывать, поскольку родители возможность уделить ему больше внимания и попытаться развить свои способности, сформировать интерес к окружающему миру. Конечно, единственный ребенок в семье проходит путь психологического созревания, участвуя в семейных делах взрослых. Но, в то же время, ранний психологический рост может стать тяжелым бременем для ребенка.

Данная работа раскрывает особенность эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в семье, в которой он является единственным. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Период дошкольного детства является сензитивным для развития эмоциональной сферы: именно в этот период функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям собственного отношения к различным объектам и явлениям действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Цель курсовой работы: т еоретически и эмпирически исследовать влияние семейного воспитания единственного ребенка на эмоциональную сферу младшего школьника.

Задачи:

1. Проанализировать психологические возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

2. Оценить роль семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка;

3. Охарактеризовать плюсы и минусы воспитания в семье единственного ребенка;

4. Выявить зависимость эмоционального благополучия детей от стилей воспитания в семье с единственным ребенком и в многодетных семьях;

5. Сделать выводы по итогам курсовой работы.

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по возрастной психологии, психологии дошкольного и младшего школьного возраста;

- труды по психологии (особенности эмоциональной сферы ребенка);

- научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с родителями, воспитывающими одного ребенка.

База исследования: Семьи, воспитывающие одного ребенка, и семьи, в которых растут 2-3 ребенка. Объем выборки составил 25 семей. Возрастной показатель родителей варьировался от 25 до 30 лет.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками.


ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ НЕВРОЗНОСТИ

В предыдущей главе были перечислены основные особенности воспитания детей единственными в семье. В результате проведенного анализа было выяснено, что воспитание единственного ребенка в семье раскрывается в психологии больше с негативных сторон. Современные исследователи отмечают, что в последнее время растет число тревожных и неврозных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Многие психологи связывают это именно с увеличением количества семей с одним ребенком.

Исследователь Кириллова в своей книге «Тревожный ребенок» пишет следующее: «Тревожность часто встречается у единственных в семье детей, которые окружены избыточным вниманием со стороны взрослых членов семьи, что называется гиперопекой или сверхконтролем. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских тревог и забот. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей».

У каждого ребенка в детстве могут развиваться детские неврозы. Они могут развиваться из-за интенсивного беспокойства. По мнению терапевта А. И. Захарова, в процессе развития человеческого тела тревога может проявляться: как страх «быть никем» (младший дошкольный возраст); как страх «быть ничем» (старший дошкольный возраст); как страх «быть неправым» (младший школьный возраст) и как страх «не быть собой» (отрочество). Внезапный, острый страх с переходом к ужасу, с ощущением неизбежной смерти от какого-то зловещего расстройства в теле, может превратиться в болезненную, патологическую. Все это в разные периоды развития может способствовать развитию неврозов. Нейротический страх - сейчас есть опасение, что что-то опасное происходит - в отличие от беспокойства, которое представляет собой страх перед чем-то плохим в будущем, даже рядом.

В научной литературе говорится: «Неврозы (от греческого нейрона - вены, нервы) - группа«пограничных»функциональных нейропсихических расстройств, проявляющаяся в конкретных клинических явлениях при отсутствии психотических явлений. Неврозы имеют полифакторный характер. Факторы: биологические (наследственность и конституция, долгосрочные соматические заболевания), социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, ненадлежащее воспитание) [1.c.328-329].

А. И. Захаров считает, что невротический страх, который либо не оправдан угрозой, либо не соответствует ему с точки зрения значимости, но всегда имеет определенную психологическую основу его происхождения (мотивации). Невротический страх в форме общей робости, страх перед ожиданием (в оригинале З. Фрейдом - невроз беспокойства). Классической моделью невротического страха является фобия. В отличие от невротического реального страха, который возникает в этой внешней опасности, является выражением инстинкта сохранения (Freud Z., 1922). Опасения в неврозах значительно больше, чем в норме, что подчеркивает повышенную чувствительность к опасениям с неврозами, их большую тяжесть и эмоциональный заряд. В младшем дошкольном возрасте невротических видов будет страх «быть никем», исходя из выраженной потребности в этом возрасте для эмоционального признания и поддержки близких для ребенка, к которому он привязан. Страх «быть никем», не представляющий, а не смысл, в оценках и отношениях других людей имеет связанный характер для этого возраста страха одиночества, то есть эмоциональной и социальной изоляции. Это страх быть отвергнутым, потерять поддержку, быть с кем-либо наедине с вашими тревожными проблемами, страхами и страхами, которых нет защиты и которые нарушают вашу внутреннюю целостность. Чувство его ценности, уверенность в его возможностях и возможностях. Беспокойство наиболее острое, когда ребенка оставляют в покое, в темноте и в закрытом пространстве, как в случае с засыпанием. Страхи у детей часто представляют собой среднее образование о страхах родителей или их неадекватности, исходя из неблагоприятных личных характеристик в отношении детей младшего дошкольного возраста. Действительно, страх «быть никем» чаще встречается у детей гиперактивных и эгоцентричных родителей, которые создают искусственную (формализованную) и эмоциональную напряженную среду в отношениях с чрезмерными запретами, моральными предписаниями и решительными принципами, а также чрезмерную зависимость детей на себя и свое настроение. Эти же родители часто не гарантируют тепло и любовь в своих отношениях с детьми, требуя безоговорочного послушания и самоотверженных проявлений чувств любви и признания. Таким образом, они, в первую очередь матери, требуют больше от детей, чем они могут отдавать себя в плане эмоциональной отзывчивости и поддержки. Страх «быть никем» максимально представлен в истерическом неврозе, являясь одним из центральных мотивов его внутреннего конфликта.

При истерическом неврозе клинические симптомы могут проявляться в моторной сфере (судорожные судороги и т. д.), Как сенсорные и речевые расстройства (истерическая глухота, слепота, мутизм (тупость)) и вегетативно-висцеральные расстройства (рвота, диарея, сердечно-сосудистые расстройства и и т.д.).

Характерной особенностью расстройств является, как правило, их небольшая глубина, демонстративный опыт, их четкая ситуационная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия (отказ от питания).

В старшем дошкольном возрасте формируется еще один тип невротического страха - страх «быть ничем», то есть не существовать, а не существовать. Источником этого страха является страх смерти, обычный в нормальном и неврозах. В последнем случае он встречается в возрасте 5 лет, подчеркивая более выраженный, чем обычно, аффективный (эмоционально-эмоциональный опыт.

Итак, для проведения исследования была выдвинута гипотеза: если ребенок является единственным в семье, то уровень его неврозности и тревжности будет выше, чем у детей, растущих в многодетной семье.

Исследование проводилось на основании методики А.Н. Захарова, который был разработан с целью оценки невротической симптоматики [приложение 1].

Таким образом, было проанализированы дети двух групп семей (1 – семьи, воспитывающие одного ребенка, 2 – семьи, воспитывающие двух и более детей). Был проведен качественный и количественный анализ. Результаты представлены в диаграммах:

 

Количественный анализ:

Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:

- если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;

- если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;

- если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство обязательно достигающее стадии заболевания;

- если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;

- если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка.

На диаграмме явно видно, что дети, воспитывающихся в семьях с братьями и сестрами имеют более устойчивую нервную систему.

Далее, была произведена выборка детей, набравших от 15 до 30 баллов, и проанализирован качественный показатель невротических расстройств.

Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:

- сомато – вегетативные: 12, 14, 15;

- эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

- самооценочные проблемы: 11, 13.

Из данной диаграммы видно, что удельный вес эмоциональных трудностей, составляет 55%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне тревожности, страхов и напряжения в группе детей с проявлениями невротизации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в процессе написания курсовой работы исследование позволяет сделать следующие выводы. единственный ребенок обычно окружен повышенным вниманием взрослых. Особенно благоговейно - из-за возраста - принадлежит детям старшего поколения. Многие бабушки и дедушки души не чают в единого внука. Но гиперопа, как мы знаем, порождает детские страхи. Дети испытывают беспокойство взрослых. Они могут расти зависимыми, зависимыми. Те, кто слишком сильно защищены и контролируются в детстве, не могут принимать смелые, решительные действия во взрослую жизнь.

Ребенок вообще вреден для ощущения центра вселенной, вокруг которой вращаются спутники-планеты - его семья. И в семьях одного ребенка это почти неизбежно. Этот «дентоцентризм» ведет к формированию потребительской психологии: дети начинают рассматривать своих родственников как их придаток, существующий только для удовлетворения их потребностей и прихотей. Это особенно заметно в подростковом возрасте.

Не будучи последней причиной подростковой инфантильности, воспитания единственного ребенка в семье, когда гиперпопулярность взрослых не позволяет ему нормально расти. И он, сказал он, эгоистичный, я уверен, что это будет означать, что взрослые будут иметь много прав и почти никаких обязанностей.

В этой связи родители должны подумать о том, как наилучшим образом сформулировать цели для себя, а именно, цель и мотив воспитания ребенка - счастливая, полноценная, творческая и полезная жизнь для этого ребенка. Создать такую ​​жизнь и быть направленной на семейное воспитание. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение образованию того или иного мотива, а также место воспитания всей личности личности все это придает особый, уникальный индивидуальный характер воспитанию каждого родителя.

Гипотеза, выдвинутая в результате экспериментального исследования подтверждается, дети, воспитывающиеся в семьях с одним ребенком более подвержены появлению тревожности и неврозов, чем дети, растущие в многодетных семьях.

        


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Логические схемы Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-120с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.выш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.

3. Гадаев А.В. Детские неврозы по А. И. Захарову – [электронный ресурс] – режим доступа- URL: http://www.proza.ru/2011/03/17/1729

4. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 450 с.

5. Джиоева Г.Х. Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-edinstvennogo-rebenka-v-semie-problemy-i-ozhidaniya

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. // Москва, 2005.

7. Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. — В кн.: Неврозы и пограничные состояния. — Л., 1972, с. 53—55.

8. Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c.

9. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 17.

10. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука. – 1998. — №2.

11. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.

12. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2007. – 217 с.

13. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2007. – 560 с.

14. Немов, Р.С. Психология./ Учебник для педвузов / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2001.- 392с.

15. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.

16. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания. Советы родителям. // Воспитание школьников. – 2005.- №3


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник Захарова А.И.

Утверждения Интенсив- ное Встречается периодически Отсутствует
1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу 2 1 0
2.Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться 2 1 0
3.Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть 2 1 0
4.Более чем часто обижается, “дуется”, не переносит никаких замечаний 2 1 0
5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно 2 1 0
6.Все больше грустит и печалится без видимой причины 2 1 0
7.Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках 2 1 0
8.Во время тихого часа (ночного сна) долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя (родителя), беспокойно спит, просыпается, не может сразу придти в себя после сна. 2 1 0
9.Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий 2 1 0
10.Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций 2 1 0
11.Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках 2 1 0
12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время 2 1 0
13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя 2 1 0
14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи 2 1 0
15.Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад 2 1 0

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В СЕМЬЕ С ЕДИНСТВЕННЫМ РЕБЕНКОМ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.. 6

1.1 Семья как социально-культурная среда воспитания дошкольников. 6

1.2. Характерные особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 9

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.. 14

2.1. Трудности воспитания единственного ребенка. 14

2.2. Положительные и отрицательные моменты развития единственного ребенка семье 18

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ НЕВРОЗНОСТИ.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Несмотря на прибыльные позиции России в мировых демографических рейтингах, некоторые родители по-прежнему предпочитают иметь только одного ребенка. Такая ситуация объясняется, прежде всего, социально-экономическими проблемами. Другая часть состоятельного населения жалуется на нехватку времени для воспитания детей. Защищая свою позицию, родители одного ребенка ссылаются на то, что одного ребенка гораздо легче поддерживать, больше времени может быть посвящено его воспитанию.

Несомненно, в отличие от детей из многодетных семей единственный ребенок имеет возможность получить больше внимания от родителей, но этот вопрос следует рассматривать с другой точки зрения. Как отмечают многие ученые (С. А. Амбалова, М. И. Бекёева, А. Д. Гусова, Т. А. Подольская, С. А. Русь), интеллектуальное развитие одного ребенка часто опережает развитие сверстников: прежде чем другие дети начнут говорить, читать, считать, сбрасывать, поскольку родители возможность уделить ему больше внимания и попытаться развить свои способности, сформировать интерес к окружающему миру. Конечно, единственный ребенок в семье проходит путь психологического созревания, участвуя в семейных делах взрослых. Но, в то же время, ранний психологический рост может стать тяжелым бременем для ребенка.

Данная работа раскрывает особенность эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в семье, в которой он является единственным. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Период дошкольного детства является сензитивным для развития эмоциональной сферы: именно в этот период функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям собственного отношения к различным объектам и явлениям действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Цель курсовой работы: т еоретически и эмпирически исследовать влияние семейного воспитания единственного ребенка на эмоциональную сферу младшего школьника.

Задачи:

1. Проанализировать психологические возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

2. Оценить роль семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка;

3. Охарактеризовать плюсы и минусы воспитания в семье единственного ребенка;

4. Выявить зависимость эмоционального благополучия детей от стилей воспитания в семье с единственным ребенком и в многодетных семьях;

5. Сделать выводы по итогам курсовой работы.

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по возрастной психологии, психологии дошкольного и младшего школьного возраста;

- труды по психологии (особенности эмоциональной сферы ребенка);

- научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с родителями, воспитывающими одного ребенка.

База исследования: Семьи, воспитывающие одного ребенка, и семьи, в которых растут 2-3 ребенка. Объем выборки составил 25 семей. Возрастной показатель родителей варьировался от 25 до 30 лет.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.078 с.)