Поведение: причины и механизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение: причины и механизма



Введение

В настоящее время под дрессировкой    подразумевают род деятельности человека по формированию у животных необходимого для каких-либо целей поведения.

Таким образом, для успешного осуществления дрессировки необходимо:

1) представлять, что такое поведение;

2) знать причины поведения;

3) иметь представление о механизмах поведения;

4) знать закономерности формирования (модификации) поведения и уметь ими пользоваться.

 

Поведение: причины и механизма

 

Поведение — это

 

…вся совокупность проявлений внешней активности животного направленную на установлении жизненонеобходимых связей организма со средой.

 

Обычно поведение классифицируют по его конечным целям или по причинам лежащим в его основе. В связи этим различают:

· Пищедобывающее

· Половое

· Игровое

· Материнское

· Исследовательское

· Оборонительное

Например, под пищедобывающим поведением подразумевают комплекс действий, направленных на добывание какой-либо пищи (цель поведения), которая необходима для удовлетворения голода (причина поведения).

Раньше считалось, что причиной поведения является внешний или внутренний по отношению к животному раздражитель. Однако в процессе исследований были выявлены три основных причины, инициализирующие (запускающие) поведение:

— потребности;

— раздражители или стимулы;

— идеальные причины.

При этом основной причиной поведения принято считать потребность.

 

Под потребностью подразумевают необходимость организма

животных в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также в ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.

 

Потребность является основным фактором при инициализации поведения. Так, собака, будучи сытой, не отреагирует типичным пищевым поведением на появившийся пищевой продукт (пищевой раздражитель). И наоборот, в состоянии голода, т. е. при наличии пищевой потребности, собака может проявить пищевое поведение даже по отношению к раздражителю, имеющему сомнительное пищевое значение.

Деятельность ЦНС по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков:

1. блока приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);

2. блока активации нервной системы — модулирующие системы мозга;

3. блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).

 

Структура поведения

 

Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром.  Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт представляет собой совокупность элементов поведения животного от момента возникновения потребности в чем-либо, до сигнала о ее удовлетворении.  Поведенческий акт может быть простым и тогда включает один элемент поведения (например, факт посадки), или сложным, включающим несколько разнородных элементов (например, навык аппортировки).

Вне зависимости от сложности поведенческий акт строится на основе трех составляющих: наследуемых (инстинктивных) элементов поведения, поведения, приобретенного в результате научения (опыта) и когнитивных (интеллектуальных) элементов поведения. В зависимости от сложности поведенческого акта долевое участие в нем указанных элементов бывает различным.

 

Общая методика дрессировки

 

По сути дела, дрессировка заключается в том, что человек сознательно или бессознательно создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.

Процесс дрессировки можно представить в виде последовательных стадий.

1. Стадия выбора и создания целесообразной (базовой, начальной) потребности, выступающей как причина необходимого поведения.

При выборе целесообразной потребности учитывают особенности навыка, который необходимо сформировать, породу собаки, ее психофизиологические особенности, пол, возраст и даже время, отпущенное на дрессировку.

Чаще всего необходимые потребности создается путем депривации —  лишения животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность, нужно какое-то время не кормить собаку. Для создания выраженной игровой потребности необходимо разыграть собаку, а для этого требуется определенное время.

2. Стадия удовлетворения базовой потребности: животному при помощи специфических способов дрессировки  предлагается или навязывается выполнение какого-либо действия, которое приводит к удовлетворению имеющейся потребности.

Во время этой стадии происходит несколько процессов, связанных с научением. На этой стадии формируются знания и умения. По мере повторения действие, приводящее к удовлетворению потребности, включается в репертуар поведения, связанного с данной потребностью, т. е. условием удовлетворения данной потребности становится выполнение этого поведения. Факт удовлетворения потребности становится подкреплением предшествующего ему поведения. Формируются связи команды с потребностью и команды с выполняемым действием.

3. Стадия снижения значимости базовой потребности. В результате многократного повторения действие приобретает свойства навыка, что делает его достаточно автономным по отношению к базовой потребности. Кроме того, во время дрессировочного процесса дрессировщик сознательно или бессознательно использует и другие потребности: социальную, потребность в положительных ощущениях (ласковая интонация, оглаживание и т. п.), пищевую, игровую, потребность в двигательной активности и даже оборонительную. В связи с этим автономность навыка от базовой потребности увеличивается.

4. Стадия автоматизации действия до навыка.  При многократном повторении действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное, оно вызывает положительные эмоциональные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта. Однако если в течении продолжительного времени животное не достигает результата, который бы служил подкреплением какой-либо актуальной потребности, поведение затухает.

Основными понятиями дрессировки, помимо рассмотренных выше, являются: метод дрессировки, способ дрессировки, методика дрессировки и подкрепление, знание, умение и навык.

Пытаясь научить чему-либо собаку — выдрессировать ее, человек создает условия, способствующие реализации той или иной формы научения: импринтинга, классических условных рефлексов, оперантных условных рефлексов и т. п. Таким образом, метод дрессировки  можно определить как совокупность теоретических и практических положений по формированию поведения, отражающих закономерности конкретной формы научения.

 

Под способом дрессировки подразумеваются такие непосредственные или опосредованные воздействия на животное, которые приводят к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

 

В настоящее время различают следующие способы дрессировки:

— наведения;

— наталкивания;

— пассивной флексии;

— отбора поведения;

— альтернативного поведения;

— игрового поведения;

— имитационный;

— оборонительного поведения;

— агрессивно-оборонительного поведения.

Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае занимается методика дрессировки, которая определяет выбор и последовательность методов и способов, потребностей, их выраженность и приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и т. д.

Можно выделить общую методику дрессировки,  которая регламентирует более или менее продолжительный этап дрессировочного процесса. Например, методику освоения дисциплинарного курса. И частную методику дрессировки,  регламентирующую отработку конкретного навыка. Например, методику формирования навыка посадки. То есть методика отражает алгоритм практических действий дрессировщика по формированию поведения.  Это наиболее динамичная категория дрессировки и может существовать во множестве вариантов.

То, что влияет на запоминание и воспроизведение элементов поведения, называется подкреплением.  То есть подкреплением может быть любое событие, влияющее на частоту повторения в будущем связанного с ним поведения. Событие, которое увеличивает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является положительным подкреплением. Событие, которое уменьшает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является отрицательным подкреплением.

С точки зрения мотивированного поведения положительным подкреплением может быть любое событие, сигнализирующее об удовлетворении потребности или увеличивающее вероятность ее удовлетворения. Отрицательное подкрепление исключает удовлетворение потребности или уменьшает вероятность ее удовлетворения.

Различают также натуральное и условное подкрепление.  Натуральным подкреплением обычно называют событие, связанное непосредственно с физиологическими процессами организма, или непосредственное воздействие на животное. Условное подкрепление является условно-рефлекторным эквивалентом натурального подкрепления. Например, если вы постоянно перед дачей пищи повторяете слово «Хорошо!», со временем по законам классического условного рефлекса это слово становится сигналом предъявления пищи и приобретает свойства натурального подкрепления.

Выделяют также аверсивное подкрепление, под которым подразумевают воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям у животного.  Аверсивное подкрепление может быть положительным, отрицательным и условным. Поскольку аверсивное подкрепление всегда связано с отрицательным эмоциональным состоянием, использование его в дрессировочном процессе должно быть крайне ограниченным.

Различают постоянное  и вариабельное подкрепление.  При постоянном режиме подкрепление предъявляется в связи с каждой единицей поведения (подкрепляется каждый навык). При вариабельном режиме подкрепление может предъявляться через определенные промежутки времени, после определенного количества воспроизведенных навыков или случайно. Постоянный режим подкрепления обычно используют на начальных этапах дрессировки. Вариабельный режим подкрепления позволяет отобрать и закрепить лучшие варианты навыков и способствует их более быстрому и лучшему закреплению.

С точки зрения процесса научения дрессировка представляет собой последовательный процесс от формирования знания к умению и от умения к формированию навыка.

 

Разыгрывание

 

Разыгрывание следует начинать с ограничения или исключения естественных форм удовлетворения потребностей. Для этого резко снижают вероятность и продолжительность или исключают вообще прогулки в стае собак, прогулки «просто так», когда собаке предоставляется возможность делать то, что она хочет, исключают игры со случайными предметами, встречающимися по дороге. Прогулка происходит только под контролем человека и при участии игрового предмета.

Приступая к игровым упражнениям, следует соблюдать некоторые условия:

1) начинает и заканчивает игру кинолог;

2) началом игры, приглашением к игре является не вид игрового предмета, а специфический сигнал кинолога; например, игру начинают после того, как собака посидит, или после голосовой команды и т. п.;

3) игровые занятия проводят с перерывами от 30 мин до одного часа;

4) продолжительность игровых упражнений постепенно увеличивают, но в среднем она должны быть не менее 20 мин;

5) игру заканчивают до наступления усталости собаки, желательно на пике ее активности;

6) соблюдают общую тенденцию к увеличению интенсивности игры, однако интенсивные игры следует перемежать с менее силовыми;

7) количество игровых упражнений в течение суток увеличивают постепенно;

8) между подходами в рамках игрового упражнения принуждают собаку к периоду бездействия;

9) игровые занятия проводят с максимально разнообразным количеством игровых предметом или предметом-фетишем (предметом, который в будущем будет использован в качестве подкрепления);

10) игру прекращают, если собака начинает демонстрировать чрезмерную грубость, возбудимость, неуправляемость или агрессию;

11) постоянно меняют места и время игровой деятельности, вводят отвлекающие раздражители;

12) упражнения проводят как под контролем поводка, так и без него;

13) при переходе от одной формы игры к другой ситуацию упрощают;

14) во время игровых упражнений совершенствуют одно свойство, ставят одну цель;

15) при любых усложнениях требования к собаке на время упрощают;

16) перед игрой следует убедиться, что собака чувствует себя комфортно, не испытывает боли или каких-либо доминирующих потребностей;

17) жесткость игр увеличивают постепенно, но избегают делать собаке больно;

18) сложные упражнения чередуют с простыми;

19) индивидуальные занятия чередуются с групповыми;

20) игра всегда должна быть радостной для собаки.

Во время разыгрывания увеличивается мотивация собаки к предлагаемой ей деятельности, развивается заинтересованность в манипулировании игровым предметом и его обладании, и, следовательно, в его поиске, повышается работоспособность, формируются поисковый стереотип, сигнальное поведение, отлаживаются кооперативные взаимоотношения человека и собаки и формируется их положительный эмоциональный уровень.

 

 

Локомоторные игры

 

Практически в любой игре с собакой присутствуют двигательные элементы. Однако к локомоторным играм мы отнесем игры с собакой без использования игровых предметов.

Локомоторные игры способствуют прежде всего установлению эмоционально положительных взаимоотношений человека и собаки, физическому развитию животного, повышают его выносливость, координацию и ловкость, кроме того, ненавязчиво способствуют формированию умений преодоления различных препятствий.

Начинайте разыгрывание именно с этих игр и позже время от времени возвращайтесь к ним.

Догонялки и бег. Как известно, собаки любят догонять, а многим нравится и убегать. Начните бег, подзадоривая и возбуждая собаку радостными эмоциональными криками. Убегайте от собаки, резко меняя направления. Скройтесь из виду и снова покажитесь собаке.

Понять, приняла ли собака игру, не трудно. Все написано у нее на морде. Если собака приняла игру и, развеселясь, догнала вас, развернитесь и нарочито преувеличенно атакуйте ее. Если собака согласиться стать «жертвой», подогоняйте ее немного. И еще раз сделайте вид, что убегаете. Остановитесь и дайте собаке догнать себя.

Просто бег с резким изменением направления и скорости, бег по пересеченной местности, бег с препятствиями, если он сопровождается радостными и возбуждающими криками, вызывает положительные эмоции у собаки.

Потолкашки. Они похожи на игровую борьбу. Потолкайте собаку открытыми ладонями рук, бедром, сопровождая это эмоциональными криками и словами. Поваляйте собаку по земле. Сами поваляйтесь. Собаки обычно приходят в буйный восторг от того, что вы опускаетесь до их уровня.

Аджилити. Аджилити — это своеобразный конкур для собак. Спорт, зародившийся в Англии, представляющий собой преодоление разнообразных препятствий на скорость. Трасса для аджилити может включать в себя прыжковые снаряды, снаряд для прыжка в длину, слалом, тоннели (жесткий и мягкий), бум, горку, качели и т. п.

Веселое преодоление разнообразных препятствий вместе с собакой (без учета качества и скорости) может понравиться как человеку, так и собаке. Сделайте простую трассу, а высота снарядов не должна вызывать у собаки напряжения.

 

Вывод

 

 

Чтобы эффективно использовать различные методы при дрессировке собак, необходимо хорошо знать не только закономерности организации поведения собак, потребность и мотивацию, но и учитывать индивидуальные особенности каждого животного, его преобладающие реакции, а также конкретные задачи, стоящие перед работающей собакой.

Игровое поведение является одной из важнейших форм поведения. Он особенно эффективен для молодых или любящих играть животных. При этом используется потребность в игре, а сама возможность поиграть и служит подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и собаке предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие. Также игровое поведение обеспечивает физический тренинг и обучение другим формам поведения.

Для формирования игрового поведения необходимо знать, что не всем собакам подходит этот метод и не все собаки любят играть. Надо понимать, что игровое поведение является подкреплением и для его формирования необходимо знать, что не стоит насильно принуждать собаку к игровой деятельности. Иначе можно добиться отрицательного эффекта.

 

Список литературы.

1. «Практикум по этологии с основами зоопсихологии» / А.А. Иванов, А.А. Ксенофонтова, О. А. Войнова // - М.: Лань, 2013. - 368 c.

2. «Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов» - В. В. Гриценко, 2010 г.

3. В. С. Варлаков, Сборник "О собаке", 1992г.

4. «ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК» - Симанова Н.Г. Ларионова М.М. Лангеман Н.А., 2016

5. Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г.Г. Филиппова. - М.: Academia, 2012. - 544 c

6. В.В. Гриценко. Послушание собаки»: Вече; Москва; 2006

7. Все о собаке. / Под ред. В. Н. Зубко. М.: Эра, 1992.

8. Николаева А. А. Воспитание и дрессировка собак. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

9. Сваровски И., Отт М., Вундерлих Г. Воспитание собаки. Калининград: Янтарный Сказ, 1998.

Введение

В настоящее время под дрессировкой    подразумевают род деятельности человека по формированию у животных необходимого для каких-либо целей поведения.

Таким образом, для успешного осуществления дрессировки необходимо:

1) представлять, что такое поведение;

2) знать причины поведения;

3) иметь представление о механизмах поведения;

4) знать закономерности формирования (модификации) поведения и уметь ими пользоваться.

 

Поведение: причины и механизма

 

Поведение — это

 

…вся совокупность проявлений внешней активности животного направленную на установлении жизненонеобходимых связей организма со средой.

 

Обычно поведение классифицируют по его конечным целям или по причинам лежащим в его основе. В связи этим различают:

· Пищедобывающее

· Половое

· Игровое

· Материнское

· Исследовательское

· Оборонительное

Например, под пищедобывающим поведением подразумевают комплекс действий, направленных на добывание какой-либо пищи (цель поведения), которая необходима для удовлетворения голода (причина поведения).

Раньше считалось, что причиной поведения является внешний или внутренний по отношению к животному раздражитель. Однако в процессе исследований были выявлены три основных причины, инициализирующие (запускающие) поведение:

— потребности;

— раздражители или стимулы;

— идеальные причины.

При этом основной причиной поведения принято считать потребность.

 

Под потребностью подразумевают необходимость организма

животных в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также в ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.

 

Потребность является основным фактором при инициализации поведения. Так, собака, будучи сытой, не отреагирует типичным пищевым поведением на появившийся пищевой продукт (пищевой раздражитель). И наоборот, в состоянии голода, т. е. при наличии пищевой потребности, собака может проявить пищевое поведение даже по отношению к раздражителю, имеющему сомнительное пищевое значение.

Деятельность ЦНС по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков:

1. блока приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);

2. блока активации нервной системы — модулирующие системы мозга;

3. блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.06 с.)