Тема 12. Государственное устройство РФ. Особенности государственного устройства России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Государственное устройство РФ. Особенности государственного устройства России



 

1. Понятие и значение государственного устройства. Виды государственного устройства. Типичные черты федерации.

 

2. Федерация в России: «федеративно-типичное» и особенное.

 

3. Правовая основа федерации в России. Договорное регулирование федеративных отношений в РФ.

 

4. Содружество независимых государств. Российская Федерация как член Содружества Независимых государств

 

5. Автономия в России.

 

 

По первому вопросу следует рассмотреть категорию политико-территориального устройства и связанные с ней понятия – «государственное устройство» и «административно-территориальное деление». Далее нужно выделить особенности состава и организации власти (по вертикали, в территориальном плане) в унитарном и федеративном государствах; уяснить, что означает наличие двух уровней государственной власти, какие связи существуют между ними; выделить виды федераций и основные характеристики федеративного государства.


 

По второму вопросу необходимо выделить признаки, соответствующие всем федерациям и состоящим в оформлении децентрализации государственной власти (установлении двух уровней государственной власти со своей системой органов власти, разграничением между ними предметов ведения и полномочий), закреплением гарантий целостности федерации и условий участия субъектов Федерации в решении общефедеральных вопросов. Затем следует установить особенные черты, связанные со своеобразным составом федерации. Дать характеристику признакам, положенным в основу выделения субъектов Российской Федерации, раскрыть виды субъектов Федерации, обратить внимание на существование сложносоставных субъектов РФ. Усвоение специфики Российской Федерации следует продолжить через установление нормативного содержания закрепленных в Конституции РФ принципов федеративного устройства.

 

При изучении третьего вопроса следует установить значение Федеративного договора и Конституции РФ в оформлении федерации, сделать вывод о типе федерации (договорной или конституционной). При определении места Конституции РФ в оформлении федерации и регулировании федеративных отношений нужно определить значение правовых позиций Конституционного Суда РФ, выделить наиболее значимые решения Конституционного Суда РФ, в которых были даны разъяснения различных характеристик федерации в России. Далее необходимо определить источники правового регулирования, в которых производится разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; установить место договоров в разграничении предметов ведения и полномочий; определить источники правового регулирования вопросов организации органов государственной власти субъектов РФ, а также форм взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти.

 

По четвертому вопросу студентам нужно ознакомиться с учредительными документами Содружества независимых государств, в частности, Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», Протоколом от 21 декабря 1991 г., Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, Протоколом совещания глав независимых государств,


решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г., Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия, Алма-Атинской декларацией и Уставом СНГ. На основе анализа положений данных документов определить отличия в статусе государств-учредителей СНГ и государств-членов СНГ.

 

По последнему вопросу необходимо выявить доктринальные критерии, по которым проводится отличие автономий от субъектов федерации, установить виды территориальных автономий, их характерные черты. Далее студентам следует сопоставить установленные признаки автономий со статусными характеристиками автономных округов и автономной области в составе Российской Федерации. Также студентам необходимо проанализировать Федеральный закон «О национально-культурной автономии», определить понятие национально-культурной автономии, порядок ее создания и предоставляемые права.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Составьте таблицу источников, регулирующих федеративное устройство в России, с выделением граф: наименование источника правового регулирования, предмет регулирования.

 

2. Составьте схему, отражающую различие прав учредителей Содружества независимых государств и его членов.

 

3. Составьте таблицу источников, оформивших создание СНГ и определивших систему органов Содружества, с выделением граф: наименование правового документа, предмет регулирования.

 

4. Составьте схему органов управления Содружества независимых государств.

 

Юридические источники:

 

1. О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств: Постановление Верховного Совета РФ от 12.12.1991 № 2014-1 (вместе с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», Протоколом от 21.12.1991, «Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств», «Протоколом совещания глав независимых государств», решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств


от 21.12.1991, «Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия», «Алма-Атинской декларацией»)

 

2.     Устав       Содружества     Независимых      Государств     от

 

22.01.1993// http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187.

 

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

 

4. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

 

5. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

 

6. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

 

7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 № 199-ФЗ.

 

8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 №

 

184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

9. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009).

 

10. По делу о проверке конституционности положений статей 115

 

и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П.


11. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №

 

10-П.

 

12. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П.

 

13. По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 № 9-П.

 

Дополнительная научная литература:

 

1. Абакаров С.А., Дудов А.С. Конституционно-правовые основы Российского федерализма. – М., 2008.

 

2. Абдулатипов, Р.Г., Болтенкова, Л.Ф., Яров, Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. – М., 1992-1993.

 

3. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М., 1997.

 

4. Варламова Н.В. Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика. – М., 2001.

 

5. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. – М.,

 

2006.

 

6. Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход. – Новосибирск, 2009.

 

7. Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации. – Новосибирск,

 

2003.

 

8. Н. М. Добрынин. Российский федерализм: генезис, эволюция.

 

В 2-х томах. – Новосибирск, 2008.

 

9. Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России. – М., 2010.

 

10. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М., 2001.


11. Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. – М.,

 

2002.

 

12. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. – М., 2004.

 

13. Кутафин О.Е. Российская автономия. – М., 2006

 

14. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. – С-Пб., 2002.

 

15. Порфирьев А.И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма. – М., 2009.

 

16. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. – С-Пб., 2002.

 

17. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 2000.

 

18. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный. – Казань, 1998.

 

19. Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. – М., 2004.

 

20. Федерализм: Теория; Институты; Отношения: Сравнительно-правовое исследование / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М., 2001.

 

21. Федерализм: теория и история развития: сравнительно-правовой анализ / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.028 с.)