Айвазовский Иван Константинович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Айвазовский Иван Константинович



Классный час

«Очарованье русского пейзажа»

к Дням памяти русских художников

 Левитана И. И. и Айвазовского И. К.

 

 

 

"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "Родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности".

Юон К. Ф.

 

Исаак Левитан – великий русский художник, воспевший красоту русской природы, создавший свой особый жанр «пейзажа настроения», прожил короткую, нелегкую, но яркую жизнь.

Родился он 30 августа 1860 года в Литве, недалеко от железнодорожной станции Кибарты, в образованной, но бедной еврейской семье. В начале 60-х годов семья в поисках лучшей доли перебралась в Москву.

В Москве Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учеба талантливому студенту давалось легко, но мучила беспросветная нужда, в которую впала семья после смерти отца. Впоследствии художник написал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». Преподаватели училища, а среди них были такие замечательные художники как Василий Перов и Василий Поленов, старались поддержать молодое дарование: выделяли денежные пособия, покупали кисти и краски.

Большое влияние на становление молодого живописца оказал его учитель Алексей Саврасов. Его наставление: «Пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» Левитан сделал своим девизом. Уже в конце 70-х художник создает свои «пейзажи настроения» - не только изображение природы, но и отражение чувств живописца.

Ученическая выставка 1880 года приносит Левитану первый успех: его картину «Осенний день. Сокольники» приобретает в свою коллекцию Павел Третьяков.

 

 

«Осенний день. Сокольники»

 

Лето 1885 года художник проводит в усадьбе Киселевых, где он подружился с великим русским писателем Антоном Чеховым. В 1886 году у Левитана обнаруживаются серьезные проблемы с сердцем, и по рекомендации врачей он едет в Крым. Яркая, цветущая природа Крыма восхитила живописца, по его признанию, «до слез» и он привез из поездки более 50-ти великолепных пейзажей.

В творческом наследии Исаака Левитана очень мало портретов – он, как известно, предпочитал пейзажи. Портреты писал только тех, кого очень любил.

Но эту женщину Левитан рисовал не раз…

 

Наиболее известен портрет, написанный в самом начале истории их любви, в 1888 году. Вот она – сидит в кресле, в роскошном белом атласном платье, смуглая, черноволосая, с осиной талией.

Звали ее Софья Петровна Кувшинникова. Софья Петровна, устроила в скромной казенной квартирке, в которой жила вместе с мужем, полицейским врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, настоящий артистический салон. У Софьи Петровны можно было увидеть весь цвет московской богемы – певцов, литераторов, актеров, художников. Все эти блестящие люди находили здесь тепло, уют, и интересное общение.

И вот однажды, в этом уютном мирке, который создала для себя и своих друзей Софья Петровна, появился Исаак Левитан. Его привели к Кувшинниковым братья Чеховы, давние знакомые Софьи Петровны. Ей – чуть за сорок, ему – двадцать восемь, но разница в возрасте не помешала разгореться одному из самых известных в истории русской культуры роману.

Софья Петровна просто не могла не увлечься этим одиноким, много пережившим, романтичным, таким талантливым и уже довольно знаменитым художником – вся Москва говорила о его пейзажах, которые он только что привез из поездки в Крым. К тому же он был так хорош. Софья просто потеряла голову, а Левитан отдался вихрю ее чувств, с удовольствием приняв ее заботу и нежность, которых ему так не хватало в жизни – ни в детстве, ни в юности. О них стали говорить в обществе, но что им было до этих разговоров!

Доктор Кувшинников все прощал жене, прощал даже тогда, когда она надолго уезжала с Левитаном, как они говорили, на этюды – на Волгу в Плес. Левитан был счастлив, он испытывал огромный подъем, который не мог не отразиться в его творчестве. «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка», – удивленно говорил Чехов своему обычно меланхоличному другу. Рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и «Над вечным покоем».

В 1889-90 годах Левитан впервые выезжает в Европу, в Париже он знакомится с творчеством импрессионистов, с интересом воспринимает их поиски новых форм в искусстве. Вскоре после заграничной поездки живописец создает полотно «Тихая обитель» - изображение Саввино-Сторожского монастыря при свете заката.

 

 

«Тихая обитель»

                                                 

 

Эта картина стала культурным явлением в художественной жизни Москвы. Чехов в повести «Три года» так описывает впечатление от картины: «отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».

В 1898 году Левитан удостоен высокого звания академика Императорской Академии Художеств, его творчество находится на подъеме, в этот период создаются полотна, наполненные ощущением радости жизни:

 

 

«Свежий ветер. Волга»

 

«Весна. Большая вода»

«Март»

В1896 году у художника вновь возникают проблемы с сердцем, но, несмотря на рекомендации врачей, Левитан много и напряженно работает, создавая своеобразную драматическую трилогию:

«У омута»

«Владимирка»

«Над вечным покоем»

4 августа 1900 год сердце художника перестало биться, остались незавершенными более 40 полотен. Живопись Левитана открыла зрителям поэтическое обаяние и тихую прелесть типичного русского пейзажа.

 

 

Сосредоточив и как бы подытожив в своем творчестве многие лучшие черты отечественного искусства прошлого века, он и хронологически остался художником эпохи классического русского реализма.

Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России. После Левитана русский пейзаж стал другим. Он стал последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры.

В отличие от многих ровесников, ему не довелось стать участником бурной и противоречивой художественной жизни начала века, быть свидетелем перемен, которые пришли с его наступлением в искусство и действительность. Но вряд ли можно назвать другого художника его поколения, чьи открытия, духовный опыт, профессиональный и нравственный авторитет имели бы такое животворное значение и такой широкий резонанс в русском искусстве не только предоктябрьских десятилетий.

 Он сумел показать, какое большое содержание может раскрыть в своих поэтических живописных произведениях художник-пейзажист, с какой силой может он, изображая природу, передать в своих картинах глубокие человеческие переживания.

У Левитана училось не одно поколение живописцев. Умение увидеть в современном непреходящее, в небольшом пейзаже отобразить страну и эпоху, сказать о них так много и непосредственно–поэтически, – это замечательное единство мысли, чувства, и живописного видения, составляет драгоценную сущность наследия Левитана.

 

 

Большой рейд в Кронштадте

1836

 

 

 

1837

Морской пролив с маяком

1841

 

Побережье в Амальфи

1841

 

1846

1848

 

Девятый вал

1850

 

 

Лунная ночь в Крыму

1859

 

Чумаки в Малороссии

Е

 

 

1862

 

1899

 

Биография художника была бы неполной без упоминания о его благотворительной деятельности.

В обычной жизни это был очень доброжелательный и отзывчивый человек, искренне заботившийся о процветании Феодосии.

Иван Константинович многое делал для города и его жителей. Он не только вкладывал свои личные средства в различные городские проекты, но часто и являлся их инициатором.

Его влияние на культурную жизнь Феодосии было огромно. При активном участии Айвазовского и во многом на его средства в городе были созданы картинная галерея, концертный зал, библиотека, открыта школа искусств.

Художник много занимался археологией, руководил раскопками курганов, полностью на свои средства и по своему проекту построил здание, в котором расположился Феодосийский музей древностей.

Созданную им в своем доме картинную галерею со всеми находящимися там экспонатами Иван Константинович завещал родному городу.

Горожане относились к знаменитому земляку с уважением и любовью. Айвазовский был первым, кто стал почетным гражданином Феодосии. В его честь в городе установлены несколько памятников.

Свое 80-летие он отпраздновал написанием картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде.

 Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия» — разумеется, основанной на реальном событии, так велика была его слава на Черноморском побережье.

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.

 

Спасибо за внимание!

 

Классный час

«Очарованье русского пейзажа»

к Дням памяти русских художников

 Левитана И. И. и Айвазовского И. К.

 

 

 

"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "Родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности".

Юон К. Ф.

 

Исаак Левитан – великий русский художник, воспевший красоту русской природы, создавший свой особый жанр «пейзажа настроения», прожил короткую, нелегкую, но яркую жизнь.

Родился он 30 августа 1860 года в Литве, недалеко от железнодорожной станции Кибарты, в образованной, но бедной еврейской семье. В начале 60-х годов семья в поисках лучшей доли перебралась в Москву.

В Москве Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учеба талантливому студенту давалось легко, но мучила беспросветная нужда, в которую впала семья после смерти отца. Впоследствии художник написал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». Преподаватели училища, а среди них были такие замечательные художники как Василий Перов и Василий Поленов, старались поддержать молодое дарование: выделяли денежные пособия, покупали кисти и краски.

Большое влияние на становление молодого живописца оказал его учитель Алексей Саврасов. Его наставление: «Пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» Левитан сделал своим девизом. Уже в конце 70-х художник создает свои «пейзажи настроения» - не только изображение природы, но и отражение чувств живописца.

Ученическая выставка 1880 года приносит Левитану первый успех: его картину «Осенний день. Сокольники» приобретает в свою коллекцию Павел Третьяков.

 

 

«Осенний день. Сокольники»

 

Лето 1885 года художник проводит в усадьбе Киселевых, где он подружился с великим русским писателем Антоном Чеховым. В 1886 году у Левитана обнаруживаются серьезные проблемы с сердцем, и по рекомендации врачей он едет в Крым. Яркая, цветущая природа Крыма восхитила живописца, по его признанию, «до слез» и он привез из поездки более 50-ти великолепных пейзажей.

В творческом наследии Исаака Левитана очень мало портретов – он, как известно, предпочитал пейзажи. Портреты писал только тех, кого очень любил.

Но эту женщину Левитан рисовал не раз…

 

Наиболее известен портрет, написанный в самом начале истории их любви, в 1888 году. Вот она – сидит в кресле, в роскошном белом атласном платье, смуглая, черноволосая, с осиной талией.

Звали ее Софья Петровна Кувшинникова. Софья Петровна, устроила в скромной казенной квартирке, в которой жила вместе с мужем, полицейским врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, настоящий артистический салон. У Софьи Петровны можно было увидеть весь цвет московской богемы – певцов, литераторов, актеров, художников. Все эти блестящие люди находили здесь тепло, уют, и интересное общение.

И вот однажды, в этом уютном мирке, который создала для себя и своих друзей Софья Петровна, появился Исаак Левитан. Его привели к Кувшинниковым братья Чеховы, давние знакомые Софьи Петровны. Ей – чуть за сорок, ему – двадцать восемь, но разница в возрасте не помешала разгореться одному из самых известных в истории русской культуры роману.

Софья Петровна просто не могла не увлечься этим одиноким, много пережившим, романтичным, таким талантливым и уже довольно знаменитым художником – вся Москва говорила о его пейзажах, которые он только что привез из поездки в Крым. К тому же он был так хорош. Софья просто потеряла голову, а Левитан отдался вихрю ее чувств, с удовольствием приняв ее заботу и нежность, которых ему так не хватало в жизни – ни в детстве, ни в юности. О них стали говорить в обществе, но что им было до этих разговоров!

Доктор Кувшинников все прощал жене, прощал даже тогда, когда она надолго уезжала с Левитаном, как они говорили, на этюды – на Волгу в Плес. Левитан был счастлив, он испытывал огромный подъем, который не мог не отразиться в его творчестве. «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка», – удивленно говорил Чехов своему обычно меланхоличному другу. Рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и «Над вечным покоем».

В 1889-90 годах Левитан впервые выезжает в Европу, в Париже он знакомится с творчеством импрессионистов, с интересом воспринимает их поиски новых форм в искусстве. Вскоре после заграничной поездки живописец создает полотно «Тихая обитель» - изображение Саввино-Сторожского монастыря при свете заката.

 

 

«Тихая обитель»

                                                 

 

Эта картина стала культурным явлением в художественной жизни Москвы. Чехов в повести «Три года» так описывает впечатление от картины: «отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».

В 1898 году Левитан удостоен высокого звания академика Императорской Академии Художеств, его творчество находится на подъеме, в этот период создаются полотна, наполненные ощущением радости жизни:

 

 

«Свежий ветер. Волга»

 

«Весна. Большая вода»

«Март»

В1896 году у художника вновь возникают проблемы с сердцем, но, несмотря на рекомендации врачей, Левитан много и напряженно работает, создавая своеобразную драматическую трилогию:

«У омута»

«Владимирка»

«Над вечным покоем»

4 августа 1900 год сердце художника перестало биться, остались незавершенными более 40 полотен. Живопись Левитана открыла зрителям поэтическое обаяние и тихую прелесть типичного русского пейзажа.

 

 

Сосредоточив и как бы подытожив в своем творчестве многие лучшие черты отечественного искусства прошлого века, он и хронологически остался художником эпохи классического русского реализма.

Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России. После Левитана русский пейзаж стал другим. Он стал последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры.

В отличие от многих ровесников, ему не довелось стать участником бурной и противоречивой художественной жизни начала века, быть свидетелем перемен, которые пришли с его наступлением в искусство и действительность. Но вряд ли можно назвать другого художника его поколения, чьи открытия, духовный опыт, профессиональный и нравственный авторитет имели бы такое животворное значение и такой широкий резонанс в русском искусстве не только предоктябрьских десятилетий.

 Он сумел показать, какое большое содержание может раскрыть в своих поэтических живописных произведениях художник-пейзажист, с какой силой может он, изображая природу, передать в своих картинах глубокие человеческие переживания.

У Левитана училось не одно поколение живописцев. Умение увидеть в современном непреходящее, в небольшом пейзаже отобразить страну и эпоху, сказать о них так много и непосредственно–поэтически, – это замечательное единство мысли, чувства, и живописного видения, составляет драгоценную сущность наследия Левитана.

 

 

Айвазовский Иван Константинович

 

Иван Айвазовский родился в Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна, и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).

Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым - он даже самостоятельно научился играть на скрипке. Очевидны были и его художественные способности.

Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Ованес рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха.

Более того, когда Ованес окончил уездное училище в родном городе, Казначеев, которого перевели в Симферополь, помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.

Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Его следующим покровителем стала Наталья Нарышкина — дочь Федора Ростопчина и жена таврического губернатора.

С помощью известного портретиста Сальватора Тончи она смогла устроить Ованеса в Императорскую академию художеств — причем на казенный счет и несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика.

В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая 1 прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы. Однако Айвазовский все же находил время писать собственные картины, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер.

Одна из картин была удостоена серебряной медали. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику — императору Николаю.

Айвазовский формально действительно был не прав — полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Таннера разрешения.

Император, не вникая в детали, распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой.

Тщетно за него хлопотали Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин. Однако они сумели привлечь на его сторону художника Александра Зауервейда, который преподавал детям императора. Этот покровитель оказался могущественней — в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, велел выплатить за работу деньги и, более того, отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом — правда, с разными целями. Вдобавок Айвазовского определили к новому учителю — тому же Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе. К слову, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может.

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский отметился в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Первое время ему было тяжело финансово: часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя.

Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

В дальнейшие годы карьера Айвазовского складывалась счастливо.

 В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо.

Особняк всегда был полон гостей — многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею.

В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена обладала сложным характером, предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви супруга к крымскому дому и к путешествиям.

В конце концов она бросила его и стала жить отдельно, при этом вводя мужа в большие долги. В 1877 году он продал прошение в Эчмиадзинский Синод о разводе.

В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Бурназян (Саркизовой). С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.

Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»

Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.

 

Большой рейд в Кронштадте

1836

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.098 с.)