Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строительство церквей и монастырей в Орловском крае в XVI—XVII вв.
В XVI столетии территория Орловщины была приписана к различным епархиям. Основная ее часть вошла в Крутицкую епархию, западная часть края — Болховский, Карачевский и Брянский уезды — была отнесена к Смоленской епархии. XVI век ознаменовался интенсивным церковным строительством. С возведением городов на засечной черте строятся церкви и монастыри. Предположительно к 1500 г. относится первое упоминание о Мценском Петровском монастыре, находившемся во Мценской крепости. Сейчас о нем напоминает древняя Петропавловская церковь — бывший собор монастыря. Одним из старейших является Болховский Рождества Богородицы Оптин мужской общежительный монастырь, который располагался на берегу реки Нугрь в километре от города. Вероятно, он был основан князьями Милославскими; по другой версии, монастырь построен раскаявшимся атаманом разбойников Оптой, отчего якобы и происходит его название. На самом деле «Оптина» означает «общий», имевший, видимо, первоначально два отделения — мужское и женское. После основания Болхова близ него создается и монастырь Рождества Христова — первый женский монастырь в Орловском крае. В XVI в. в Орле на Ввозной горе был основан Богоявленский (впоследствии Успенский) мужской монастырь. Тогда же в городе Мценске, у устья речки Мцны, напротив Соборной горы был построен женский Архангельский монастырь. Оба эти монастыря прекратили свое существование в Смутное время. К концу XVI в. на Орловщине было основано еще два мужских монастыря: Сергия Радонежского в г. Ливны на высоком и скалистом берегу реки Сосны (первое упоминание о нем содержится в жалованной грамоте 1592 г.) и Троицкий — в Кромах. В начале XVII столетия продолжалось интенсивное культовое строительство. Но вскоре ситуация резко изменилась. Начинается Смутное время и военное лихолетье. Храмы разрушаются, монастыри разграбляются. Несколько десятилетий города региона лежали в руинах, и лишь постепенно духовная жизнь возрождалась. Восстанавливались старые и строились новые храмы и обители. В 1619 г. впервые упоминается Троицкий Свято-Духов монастырь, расположенный в селе Задушное, в живописной излучине реки Зуши, в 4-х километрах от города Новосиля, Известность монастырю приносило наличие чудотворной иконы Св. Николая, предположительно XII в. Реставрировавший ее в 1855 г. художник Подключников считал, что это одна из древнейших русских икон. Вкладчиками монастыря были цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иоанн V, Петр I, царица Мария Ильинична, правительница Софья, а в XVIII в. — императрица Елизавета Петровна.
Город Ливны в 1618 г. был взят штурмом и сожжен гетманом Копашевичем-Сагайдачным. Судьбу города разделил и Сергиевский монастырь. Но уже в следующем году обитель была восстановлена, и в нее из Москвы прислали образа, богослужебные книги и прочие церковные принадлежности. В XVII в. монастырь пострадал еще дважды. В 1647 г. в церкви Николы Чудотворца начался пожар, дотла уничтоживший монастырь и большую часть города. А в 1661 монастырь сгорел и был «без остатку разорен» во время набега крымских татар, но вскоре вновь восстановлен. В 1629 г. после событий Смутного времени восстанавливается мужской Троицкий монастырь в Кромах. В Орле, как только к июлю 1645 г. работы по возведению крепостных стен были завершены, служилые принялись за восстановление приходских церквей. Одной из первых была отстроена Воскресенская церковь в Стрелецкой Новоприборной слободе. В июле 1636 г. «дворяне, дети боярские, дворники и орляне Егорьевского приходу» подали челобитную о восстановлении церкви Георгия Христова мученика, находившейся за рекой Орликом в Большом остроге. Эта церковь также была сожжена в годы Смутного времени. Восстановленная деревянная церковь простояла до начала XVIII в. По-видимому, вскоре была восстановлена и церковь Николы Чудотворца с приделом Св. Фрола и Лавра в крепости. Первое упоминание о ней относится к 1644 г. Немного позднее была возобновлена на своем прежнем месте, за рекой Окой, церковь во имя Покрова Богородицы. В центре города высился деревянный Рождественский собор, построенный в 1636 г. на месте одноименного храма, стоявшего здесь в XVI в. В ночь с 23 на 24 декабря 1676 г. собор сгорел со всей церковной утварью. На месте сгоревшей была построена новая, деревянная же соборная церковь, а церковную утварь для нее — иконы, книги и ризы — прислали из Москвы.
В конце XVII в. инициаторами каменного строительства выступают монастыри — Богоявленский в Орле, Оптин и Христорождественский в Болхове, Вознесенский и Петропавловский во Мценске, Сергиевский в Ливнах. К концу века определились и основные типы культовых зданий Орловщины того времени. Наиболее ранний из уцелевших памятников этого периода — Троицкий собор Болховского Оптина монастыря (начат - в 1668 г.) — первая каменная постройка на Орловщине. Это 4-столпный пятиглавый храм с шатровой колокольней, вплотную примыкавшей к нему с западной стороны. Трапезной при храме не имелось, и по своему внешнему виду церковь представляла из себя довольно редкий тип архитектуры. В ее облике наличествуют каноны патриарха Никона. Однако характер членений и отдельные их элементы говорят о влиянии более ранней московской архитектуры. С тем же связана и трактовка пятиглавия, превращенного в мотив декоративного украшательства. Оптин монастырь пользовался особым царским расположением: в 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской, вотчина отца которой находилась в Болховском уезде. Благорасположение к родине царицы было настолько велико, что в 1681 г. царь Федор Алексеевич хотел учредить в Болхове новую епархию, в состав которой вошли бы города Мценск, Новосиль, Карачек, Кромы и Орел, но из-за последовавшей вскоре его смерти это намерение так и не было осуществлено. Орловский Богоявленский (Успенский) монастырь в годы Смутного времени разделил судьбу города. После восстановления Орла жители неоднократно обращались с просьбами о восстановлении монастыря, но о возрождении обители на старом месте — в версте от города — не могло быть и речи. В 1641 г. орловский посадский священник Борис Кузьмин построил в Орловском остроге деревянную церковь Богоявления Христова с приделами Николая Чудотворца и святых чудотворцев Козмы и Дамиана, а в 1646 г. была выстроена и теплая церковь Бориса и Глеба. Построенные же им храмы по завещанию должны были отойти под новый монастырь. В синодике Богоявленского монастыря перечисляются 8 игуменов, преемственно управлявших монастырем до перенесения его на новое место: Герман, Галактион, Корнелии, Сосипатр, Нов, Феодосии, Антоний и Евфимий. Имя игумена Евфимия, руководившего Богоявленским, а впоследствии и Успенским монастырем около полувека, начинает упоминаться в документах во второй половине 70-х годов XVII в. Благодаря этому умному и энергичному настоятелю из бедной деревянной обители монастырь превратился в один из самых благоустроенных и богатых на Орловщине. С его именем связано начало каменного строительства в Орле. Улучшившееся финансовое положение обители позволило Евфимию предположительно в конце 70-х — начале 80-х гг. заложить в монастыре каменный Богоявленский собор, оконченный в начале XVIII века. Его массивный объем и огромная колокольня высотой более тридцати метров, поднявшиеся в центре города, надолго стали доминантой его архитектурной композиции. Другой заботой Евфимия стало основание за городом Успенской пустыни. В 1680 г. при игумене Евфимий Богоявленский монастырь в Орле сгорел. Возможно, это несчастье и подтолкнуло его к решению о переносе обители на прежнее место — на Ввозную гору к Успенской пустыни, где он существовал в XVI в. В 1680-е гг. монастырь был перенесен и получил название Успенского. Там в 1688 г. строится каменный однопрестольный храм во имя Успения Богородицы с каменной колокольней. В день закладки Успенской церкви из бывшего Богоявленского монастыря туда была принесена икона Успения Божьей Матери.
В Успенском монастыре возводятся также надвратная церковь Петра и Павла (1693 г.), церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), келейный и настоятельский корпуса, ограда с башнями и воротами, пивоварня и солодовня (нач. ХIII в.). Монастырь в это время представлял из себя цельный и красивый ансамбль. Благодаря трудам архимандрита Евфимия к началу XVIII в. монастырь имел Хорошо налаженное хозяйство. Монастырскими крестьянами ежегодно обрабатывалось более 120 десятин земли, с которой собирали ржи до 985 копен, ячменя 120 копен, проса 27 копен, гречихи 400 копен, конопли 34 копны. Орловский Введенский девичий монастырь значительно уступает в древности мужскому монастырю в Орле. В документах XVII в. отсутствует какое-либо упоминание о существовании в XVI столетии в городе женской обители. В то время на месте будущего монастыря стояла деревянная церковь во имя Св. Афанасия и Кирилла Александрийских, В Смутное время церковь сожгли, и на ее месте долгое время находился погост с кладбищем. В конце XVII в. благословляется на этом месте строить обитель. Надзирать за строительством было поручено игумену Богоявленского монастыря Евфимию Первой игуменьей обители стала старица Елизавета, принявшая сан схимонахини с именем Евдокии. Восстанавливается и Архангельский девичий монастырь (затем переименованный в Вознесенский) во Мценске. К середине XVII в. во Мценске образовалась женская община из двух десятков стариц, которые подали челобитную с просьбой вновь открыть монастырь. В 1659 г. митрополит Сарский и Подонский Питирим выдал освятительную грамоту, в которой было указано «...строить монастырь церкви Архангела Михаила да Благовещения Христова». В 1662 г. по его грамоте строительницей девичьего монастыря была назначена старица Ефросинья Ивановская. В мае 1695 г. во время городского пожара Вознесенский монастырь полностью сгорел. После этого несчастья началось строительство в конце XVII в. каменной соборной Вознесенской церкви с тремя престолами: Вознесения Господня, Св. Михаила Архангела и Св. Иоанна Предтечи, продолжавшееся еще в начале XVIII в. Кроме строившегося собора в монастыре в это время была еще деревянная церковь Михаила Архангела. Отстраивается Петровский монастырь г. Мценска. В 70-е гг. XVII в. в нем строится каменный семиглавый соборный храм Введения Пресвятой Богородицы с тремя престолами. В 1694 г. Петровский монастырь переводится на новое место, ниже по течению Зуши, где продолжил свое существование под названием Петропавловского, а Введенская церковь была обращена в приходскую. Строительство Петропавловского монастыря на новом месте (современный район железнодорожного вокзала) началось с закладки в 1695 г. кирпичного Покровского собора с приделом Св. апостолов Петра и Павла. Стараниями монастырских вкладчиков и монашествующих обитель постепенно отстроилась и приобрела весьма благоустроенный вид. К концу XVII в. на Орловщине существовало 11 монастырей (6 мужских и 5 женских), расположенных в шести городах края. Тогда Орел и Кромы с округой переводятся из Крутицкой епархии в Коломенскую. Центром духовного управления г. Орла и его уезда становится Орловский духовный приказ, переименованный уже в середине XVIII в. в духовное правление. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ - Какие архитектурные памятники XVII в. Орловского края вам известны? Подготовьте рассказ об одном из памятников архитектуры. - Что вам известно об игумене Евфимии? Каково значение его деятельности
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.01 с.) |