Сосновый Бор ленинградской области» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сосновый Бор ленинградской области»



СОСНОВЫЙ БОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

                                               Автор: Ремнева Елизавета,

                                       ученица 4 «А» класса, 10 лет

МБОУ «СОШ №2 с углубленным   изучением              английского языка им. Героя России

А.В. Воскресенского»

                                       Педагог: Новикова Юлия Николаевна

                                        e-mail: july123.novicova@mail.ru

 

 

                                                                                                                            

 

Сосновый Бор

Ленинградская область

2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цель исследовательской работы..……………………………………….3

2. Задачи исследовательской работы……………………………………….3

3. Причины создания исследовательской работы……………………. …..3-4

4.  Раннее упоминание о деревне Устье……………………………………..5-7

4.1. Первое упоминание ………………………………………………………5

4.2.   Деревня Устье в XVIII – XIX веках ……………………………………5-7

5. Роль деревни и её жителей в годы Великой Отечественной войны……8-14

5.1.Под бомбами и снарядами ……………………………………………….8-13

5.2. Мемориал «Защитникам Отечества» в Устье …………………………. 14

6. Сохранение памяти об историческом прошлом деревни и её жителей 15-19

 6.1. Воспоминания об Устье, которого больше нет ……………………..15-18

6.2. Памятник жителям деревни Устье……………………………………18-19 

7. Проведение опроса учеников в классе…………………………………..20

8. Выводы по исследовательской работе…………………………… …...21-23

9. Список использованных источников информации…………………… 24

10. Перечень приложений………………………………………………… 25-43

10.1.Приложение 1. План и отчет по проведению исследовательской работы

10.2. Приложение 2. Фотографии к  исследовательской работе ………. 26-34

10.3. Приложение 3. Моя книжка- раскладушка…………………………..35-43

 

 

Цель исследовательской работы

 

Цель моей исследовательской работы: изготовить книжку – раскладушку, в которой собрать информацию об историческом прошлом деревни Устье и её жителях.

Объект исследования: деревня УстьеЛенинградской области.

Методы исследования: опрос, наблюдение, сбор информации, практическая работа.

Задачи исследовательской работы

1. Провести опрос среди одноклассников о том, что они знают о деревне Устье.

2. Познакомиться с историей деревни и её жителями.  

3. Узнать, какую роль играла деревня в годы Великой Отечественной войны.

4. Как сохранить память об историческом прошлом деревни и её жителях.  

 

Причины создания исследовательской работы

 

От старой деревни Устье, которая давно уже стала кварталами Соснового Бора, сейчас мало что сохранилось. Несколько домов, да название на старых картах. Но осталось самое главное - люди (а также их дети, внуки и правнуки), которые привычно называют себя «устьинцами». Люди и их дела живут долго.

В моей семье часто звучит разговор о деревне Устье и это не просто так.

Мой прапрадедушка жил в деревне Устье. А моя бабушка Нина родилась в деревне Устье, у нее так и записано место рождения - д. Устье.

Что же это за деревня, стала я задавать вопрос?

 

Я провела опрос среди одноклассников.

Опрос показал, что большинство детей не знают все деревни, которые вошли в состав города:

24 % называли 3 деревни; 40 % называли 2 деревни.

Но зато больше половины опрошенных – это 76 % назвали, что именно на месте деревни Устье появились новые кварталы города Сосновый Бор.

Все дети после опроса проявили интерес к изучению истории нашего города, и это не случайно. Ведь мы должны знать прошлое своего края.

Многие дети вместе со мной захотели больше узнать об истории деревни Устье и её жителях. 

Мне очень интересна выбранная тема исследовательской работы.

Давайте мысленно перелистаем страницы летописи, истории земли, где стоит наш город. В ней на редкость много знаменитых имён, грандиозных событий и ценнейших фактов.

Раннее упоминание о деревне Устье

Первое упоминание

Земля, на которой построен город Сосновый Бор, хранит память о прекрасном и героическом прошлом этого края. Здесь, на Балтийском побережье, возникли первые русские поселения, уходили в далекие плавания торговые корабли, сооружались мощные крепости для защиты рубежей древней Руси.

На месте современного города находилась старинная деревня Устья. По-шведски она была известна как – «Ustia», и именно так она упоминается на карте «Ингерманландии А. И. Бергенгейма» от 1676 г. Тогда эти земли принадлежали шведским правителям. (Приложение 1, фотография 1).

В 1705 году она стала упоминаться как Устиа на «Географическом чертеже Ижорской земли Адриана Шонбека».И с тех пор в течение чуть более 2-х с половиной веков это была деревня Устья. 

Северная война под руководством Петра I принесла освобождение от иноземного гнёта.

 Деревня Устье - одно из древнейших славянских поселений на южном побережье Финского залива, расположена в устье реки Коваши. Земли в том месте, где река Коваши впадает в Финский залив.[1]

 

Под бомбами и снарядами

О тех, теперь уже далеких, но незабываемых днях напоминают нам названия улиц, экспозиции школьных музеев боевой славы, мемориалы и многочисленные памятники в окрестностях Соснового Бора.

Деревня Устье во время Великой Отечественной войны оказалась частью «Малой земли» - Ораниенбаумского «пятачка». Многие устьинцы оказались в действующей армии. И не только мужчины, но и женщины. Начав воевать на родной земле, до Прибалтики прошла боевой путь связистка Романова (Тарасова) Евгения Алексеевна.

...На узкой полоске непокоренной земли, прижавшейся к южному берегу Финского залива, в годы блокады оставалось совсем мало мирных жителей - в основном женщины, дети, старики. Среди них были и рыбаки колхоза имени Карла Маркса в Устье. Под огнем вражеских артбатарей, под свинцовым ливнем, рушившимся с неба, зимой и летом, в любую погоду, они выходили в море и никогда не возвращались без улова.

Им не хватало снастей, зачастую они рисковали жизнью (в ноябре 41-го, во время обстрела с самолета, погибли Н.И. Басаев и М.Д. Иванов), но в зимнюю стужу и летний зной рыбаки продолжали свою нелегкую, опасную, однако крайне нужную трудовую вахту - снабжали рыбой солдат фронта, что было ощутимой добавкой к скудному блокадному пайку.

Весь моторизованный рыболовецкий флот тогда был мобилизован на фронт. А потому выходили рыбачки в залив на обычных лодках с веслами, а по зимнему льду – на санях. Фашистские стервятники, обнаружив беззащитных рыбаков, обрушивали на них свой смертоносный огонь.

 

После возвращения с улова, рыбаки разбирали рыбу из сетей, взвешивали, расфасовывали и отправляли часть на фронтовые кухни, а часть - в Ленинград. Себе, из общего улова можно было брать лишь определенное количество рыбы. Не более 2-х килограммов для своей семьи – так, в частности, постановило колхозное собрание.

Голодали, мёрзли, падали от усталости, но знали, что их улов нужен блокадному Ленинграду, бойцам на фронте. [4]

Рыбаки колхоза им. Карла Маркса в 1942 году выловили почти 800 центнеров рыбы.

В Сосновоборском городском музее есть редкая фотография 1942 года, где рыболовецкое звено выбирает из сетей выловленную рыбу. (Приложение 1, фотография 4).

Оказывали местные жители помощь партизанам. А однажды даже участвовали в операции. Так, в ноябре 1941 года, штаб партизанского движения решил направить в тыл врага группу из 20 студентов института физкультуры им. Лесгафта. Провести по заливу и высадить группу на берег можно было только на бесшумных рыболовецких баркасах. Поручили это дело двум председателям колхозов – им. Карла Маркса и «Липово», А.П.Кузнецову и В.О.Романову и колхознику-рыбаку колхоза им. Карла Маркса А.П.Купцову. Темной ноябрьской ночью, пройдя незаметно 40 км мимо противника, разведчики высадились в немецком тылу. Ответственное задание было выполнено. (Приложение 1, фотография 5).

Чтобы приблизить победу, люди жертвовали своими сбережениями. Рыбаки колхоза им. Карла Маркса (устьинцы) собрали 2400 рублей на покупку танка для Красной Армии. В 1942 году жители Калищенского сельсовета собрали более 4-х с половиной тысяч рублей в фонд обороны.

Медалями «За оборону Ленинграда» рыбаков и рыбачек награждали вместе с воинами, сражавшимися на передовой. Запомните их имена: М.А. Романова, Е.И. Федорова и М.Д. Романова; А.И. Халявина, У.И. Никитина и Е.И. Бурилина; И.В. Романов, И.И. Никитин, П.М. Филимонов; М.Д. Кузенная, А.Ф. Бабаева и председатель колхоза П.З. Кузнецов.

Десятки уроженцев этих мест воевали на других фронтах от Черного до Баренцева моря. В канун 50-летия Победы имена земляков, не вернувшихся с полей сражений, были увековечены на гранитных плитах обелиска, установленного в Устье.

А имя нашего земляка И.И. Афанасьева, в годы войны - капитана теплохода «Старый большевик», участника легендарного морского конвоя PQ-16, вписано отдельной строкой в историю Великой Отечественной войны.

Герой Советского Союза Афанасьев Иван Иванович родился в семье рыбака в деревне Устье. Здесь он закончил 6 классов сельской школы, рабочая биография началась рано на Калищенском стекольном заводе. Юность прошла в Петрограде, где он получил звание штурмана дальнего плавания. С 1931 года на различных судах плавал капитаном на различных судах. Известие о начале войны застало его на капитанском мостике теплохода «Старый Большевик». В годы войны его судно доставляло грузы помощи, предоставляемые нашими союзниками в Мурманск и Архангельск. В один из переходов караван судов подвергся атаке немецкими самолетами.

Вот как писал об этом сам Иван Иванович: «В 1942 году, во время следования с грузом боезапасов из Америки на Мурманск в большом караване под охраной английских военных судов, т/х «Старый Большевик»...подвергся нападению вражеских самолетов. Бомба попала в район первого трюма, загруженного боезапасами. Надводная часть правого борта в районе 1 трюма была вырвана. Вся команда носовой пушки была убита, в трюме начался пожар. При разрыве бомбы я получил удар каким-то предметом в лицо и на некоторое время потерял сознание. Когда пришел в себя, на судне начался пожар. От командующего английской военной эскадрой флажковой сигнализацией было передано приказание - «Оставить судно». Для снятия команды подошли два эсминца.... На приказание английского адмирала ответил: «Имею ход, судно управляется, принимаю меры к тушению пожара».... Во время тушения пожара немецкие самолеты еще пытались произвести бомбежку. Огнем из уцелевшего зенитного орудия один самолет был подбит и горящим пошел на снижение в море. Через несколько часов пожар был потушен, дали судну полный ход и на другой день догнали караван. Основной груз был доставлен по назначению».

28 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Старый Большевик» был награжден орденом Ленина, а капитан корабля Иван Иванович Афанасьев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Этот подвиг советских моряков по достоинству оценили и союзники. Король Великобритании Георг VI наградил советского капитана орденом Британской империи 4 степени.

Кроме этого И.И.Афанасьев был награжден орденом Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Японией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».[5]

Устьинская школа в годы войны. В трудное военное время на трудовом фронте взрослым, как могли, помогали дети. И все же, несмотря на трудности лихолетья, дети продолжали учиться. На 1 декабря 1942 года в Ораниенбаумском районе работали 11 начальных и 3 неполных средней школы, в которых обучалось 1400 детей.

Ходили в Устьинскую школу и ребятишки из «наших» деревень. Правда, в самый трудный 1941-1942 учебный год школа не работала. Но с 1 октября 1942 года оставшиеся в блокадном кольце деревенские мальчишки и девчонки, которые не были эвакуированы, стали вновь учениками. К сожалению, документы не сохранили их имена. Ничего не известно и об учителях военной поры. Не ясно, какой дом был использован под школу. Но то, что школа была здесь и работала именно с этого времени, подтверждается протоколом № 3 за 1943 г. Исполкома Калищенского с/совета депутатов трудящихся: «Устьинская начальная школа начала работать с 1 октября 1942 г. Учащихся было 11 человек. Программа по всем предметам и классам была выполнена. Успеваемость в школе за полугодие – 97,5%. Дисциплина не совсем хорошая.

Постановили: вести усиленную работу среди родителей к злостно уклоняющимся от помощи школе в деле воспитания детей принимать меры: через Исполком райсовета накладывать административные взыскания. О каждом отдельном случае заведующей школой т. Васильевой докладывать Исполкому Сельсовета и организовать доску показателей успеваемости.

Просить: зав. Ораниенбаумским РОНО т. Бочкареву М.С. о выделении библиотеки для Устьинской начальной школы.

Видимо, за два последующих месяца с момента начала работы школы количество учеников уменьшилось, так как на 1 декабря 1942 года в деревнях Калищенского сельсовета из 265 оставшихся жителей детей в возрасте до 12 лет насчитывалось всего 7 человек.

Устьинская школа работала в условиях блокады. Дух народа не был сломлен на непокоренной земле Ораниенбаумского плацдарма.

Тысячи советских воинов пали смертью храбрых, защищая Ораниенбаумский плацдарм. Многие ветераны ленинградской Малой земли ушли от нас в послевоенные годы. Но их и ныне помнят...

 

Фамилия первого командира 5-й отдельной бригады морской пехоты В.К. Зайончковского открывает список Почетных граждан нашего города. Именами комиссара бригады И.М. Соколова и И.И. Афанасьева были названы улицы города.

Во время войны Евгения Алексеевна Тарасова устроилась работать в штаб, который был расположен в доме Петрова. Её взяли, потому что она умела печатать на машинке. Потом – кочевая военная жизнь. Разведка демобилизовалась в 46-м году. В Сосновый Бор вернулась лишь спустя двадцать лет после окончания войны. [6]

А в окрестностях нашего города - без малого два десятка более скромных, но от этого не менее значимых памятников и обелисков. Многие из них сооружены комсомольцами и молодежью города, военными строителями при участии Почетного гражданина Соснового Бора А.А. Фроля, защищавшего в годы войны ближайшие подступы к Ораниенбаумскому плацдарму.

У дома №5 на проспекте Героев взметнулся монумент Славы.

О подвигах защитников плацдарма вечно будут напоминать потомкам мемориалы на реке Воронке - «Берег мужественных» и «Защитникам Отечества» - в деревне Устье, который был реконструирован и значительно расширен в канун 50-летия Победы. (Приложение 1, фотография 7).

 

Вопросы для одноклассников.

1) Какие деревни вошли в состав города Сосновый Бор Ленинградской области?

2) Какая деревня исчезала в связи со строительством новых кварталов города, стала его сердцем?

3) Название каких улиц города Сосновый Бор напоминают нам о деревне Устье?

4) Какой памятник в честь победы в Великой Отечественной войне находится в Устье?

Приложение 1

План и отчет по проведению исследовательской работы

N п/п Задача Дата начала Дата завершения Ответственный Отчет о выполнении
1. Выбрать тему исследовательской работы  11 сентября 2020 года 16 сентября 2020 года Ремнева Елизавета, классный руководитель (руководитель проекта Новикова Юлия Николаевна) Выбрана тема исследовательской работы: «Деревня Устье- сердце города Ленинградской области».
2. Изучить материал, в городской публичной библиотеке. 17 сентября 2020 года 17 октября 2020 года Ремнева Елизавета, Ремнева Елена Игоревна Проанализированы и изучены основные материалы, статьи.  
3. Собрать необходимый материл в Сосновоборском городском музее 18 октября 2020 года 19 ноября 2020  года Ремнева Елизавета, Ремнева Елена Игоревна Проанализированы и изучены основные материалы, стенды. Собраны фотографии  
4. Провести опрос среди учеников в классе Начало второй четверти Конец второй четверти Ремнева Елизавета, классный руководитель Опрос проведен
5. Проанализировать результаты опроса и подвести итоги Начало второй четверти Конец второй четверти Ремнева Елизавета, классный руководитель Проанализированы результаты опроса и подведены итоги
6. Изготовление книжки-раскладушки Январь 2021 года По мере реализации Ремнева Елизавета, Ремнева Елена Игоревна По мере реализации
7. Рассказать одноклассникам о результатах исследовательской работы Январь 2021 года По мере реализации Ремнева Елизавета, классный руководитель По мере реализации
8. Продолжить исследовательскую работу 2021 учебный год По мере реализации Ремнева Елизавета, классный руководитель По мере реализации

 

 25


                                                Приложение 2

                                                   Фотография 1

                                                                                    Карта Ингерманландии 1727 год

                                                                        городская газета «Маяк»

                                                                    от 11 декабря 2019 года

                                                                                                                                    26

                 Фотография 2

                                        Здание Устьинской мореходной школы

                                     городская газета «Маяк»

                              от 14 июня 2016 года

 

Фотография 3

Выпускник Устьинской мореходной школы Иван Иванович Афанасьев (1901-1952).
Знаменитый капитан дальнего плавания периода Великой Оте­чественной войны.
Герой Советского Союза

                                                                                                 Фотография 4

1942 г. Рыбаки из рыболовецкого колхоза выбирают рыбу из сетей.

                                                                                                  Фотография 5

                                                Партизаны д. Устье. В. К. Зайончковский командир

          5 Отдельной Морской Бригады

                                                                                                  Фотография 6

                                                                                    И. М. Соколов

                                                                                                                 Фотография 7

                                                      Мемориал «Защитникам Отечества»

                             - в деревне Устье

                                                                                                                

                                                                                                       Фотография 8

                                               Аля Винникова

                                                                                          сохранила прекрасные воспоминания

                                                                        о детстве в деревне Устье

                                                      Фотография 9

                                                                        дом № 67 Илюкова Г.В.

 

                                                                            Приложение 3

Моя книжка-раскладушка

«Деревня Устье-сердце города Сосновый Бор

Ленинградской области»   


[1] Рендель К.А. «Сосновый Бор» (города Ленинградской области). Лениздат, 1982.                                                                                                                

[2] Городская газета «Маяк» от 14 июня 2016 года.

 

[3] Городская газета «Маяк» от 14 июня 2016 года.

 

[4].«Маяк прогресса», 1 мая 1987 год /читательский зал Сосновоборской публичной библиотеки/.

 

[5] Алмазов Г.В. «Река времени. Сосновый Бор: за годом год. Санкт-Петербург, 2008.

 

[6] Ирина Кржечковская «Сосновоборский строитель», 2000 год /читательский зал Сосновоборской публичной библиотеки/.

 

[7] Городская газета «Маяк» от 11 декабря 2019 года.

 

[8] Городская газета «Маяк» от 11 декабря 2019 года.

 

[9] Городская газета «Маяк» от 11 декабря 2019 года.

 

[10] Алексеева И.Г., Бушуева С.А., Иваненко Ю.М., Стаселько А.И. «Сосновый Бор» (книга посвящена 25-летию города Сосновый Бор). Санкт-Петербург: Лики России, 1998.

 

СОСНОВЫЙ БОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

                                               Автор: Ремнева Елизавета,

                                       ученица 4 «А» класса, 10 лет

МБОУ «СОШ №2 с углубленным   изучением              английского языка им. Героя России

А.В. Воскресенского»

                                       Педагог: Новикова Юлия Николаевна

                                        e-mail: july123.novicova@mail.ru

 

 

                                                                                                                            

 

Сосновый Бор

Ленинградская область

2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цель исследовательской работы..……………………………………….3

2. Задачи исследовательской работы……………………………………….3

3. Причины создания исследовательской работы……………………. …..3-4

4.  Раннее упоминание о деревне Устье……………………………………..5-7

4.1. Первое упоминание ………………………………………………………5

4.2.   Деревня Устье в XVIII – XIX веках ……………………………………5-7

5. Роль деревни и её жителей в годы Великой Отечественной войны……8-14

5.1.Под бомбами и снарядами ……………………………………………….8-13

5.2. Мемориал «Защитникам Отечества» в Устье …………………………. 14

6. Сохранение памяти об историческом прошлом деревни и её жителей 15-19

 6.1. Воспоминания об Устье, которого больше нет ……………………..15-18

6.2. Памятник жителям деревни Устье……………………………………18-19 

7. Проведение опроса учеников в классе…………………………………..20

8. Выводы по исследовательской работе…………………………… …...21-23

9. Список использованных источников информации…………………… 24

10. Перечень приложений………………………………………………… 25-43

10.1.Приложение 1. План и отчет по проведению исследовательской работы

10.2. Приложение 2. Фотографии к  исследовательской работе ………. 26-34

10.3. Приложение 3. Моя книжка- раскладушка…………………………..35-43

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.089 с.)