Поэтический взгляд на экологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтический взгляд на экологию



Поэтический взгляд на экологию

Работу выполнили

ученики10 «а» класса

Портнов Денис, Васильева Татьяна

 МОУ «СОШ №1г.Петровска Саратовской области»

Научный руководитель-

 учитель русского языка

и литературы

 Саплина Л.Г.

 

Год

Содержание

Введение...............................................................................................................2 - 4

Глава I.Изображение природы в экологических стихотворениях петровских

 поэтов.................................................................................................................5 - 16

Глава II. Отражение экологических проблем в произведениях поэтов нашей Родины................................................................................................................17- 23

  2.1. Исследование ….........................................................................................24 - 25

2.2. Результативность работы.............................................................................26

Заключение.......................................................................................................27 - 28 Список литературы.............................................................................................. 29

Приложения.......................................................................................................30- 67

 

 

  

 

1

Введение

Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Проблема экологии не надумана, и её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики».

В настоящее время вопрос экологии стоит в мире очень остро. Человеческая деятельность приводит к необратимым процессам ухудшения экологической ситуации.

"Экология стала самым громким словом на Земле, громче войны и стихии... Звучащее на всех языках одинаково, <это слово>... выражает одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести". В. Распутин. "Сумерки людей"

Литература в России никогда не была забавой для «скучающих эгоистов», она была и есть «совесть народа». И в наше непростое время именно писатели подняли свой голос в защиту российской земли от беспощадного её разрушения и уничтожения: «Потери, исчисляемые в тех или иных единицах измерения, в гектарах затопленных или подвергшихся эрозии земель, в тоннах, кубометрах и кубокилометрах загрязненных вод и отработанных газов, выброшенных в атмосферу, в реки, озера, - все это может быть подсчитано и определено. А потери духовные? Их ни одна из наук не определит, и, пожалуй, только литература способна о них сказать», – пишет С. Залыгин.

Во все времена русские поэты писали о родной природе, жизнь людей неразрывно связана с природой. Любовь к Родине у них неизбежно сливается с любовью к родной земле, родной природе. Наша страна уникальна, ее природа удивительна. Миссия прославлять матушку-природу досталась таким поэтам, как А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Ф.И. Тютчеву, С. Есенину, Н. Заболоцкому, Р. Рождественскому.

 

2

В Петровском районе тоже есть свои певцы природы: В.А. Логашов, В.В.Кошкин,  А.В.Верин,  В.С. Савин, Г.Н. Тризма и многие другие.

Прочитав их произведения, можно заметить помимо любования природой и глубокий анализ окружающей нас обстановки и деятельности человека, т.е. экологическую обстановку. Экологическая проблема давно стала злободневной. Чтобы решить такую проблему, нужно, прежде всего, привлечь внимание человека. Это можно сделать с помощью поэзии. Прочитав эко-стих, человек начинает задумываться о егосмысле. Оно вдохновляет на благородные поступки. Если за основу стихотворения взять экологию, человек не только задумается, но, и предпримет меры по сохранению природы.

Новизна работы состоит в том, что экология природы в художественной литературе рассматривается в основном на материале прозаических произведений крупной формы (циклы рассказов, повесть, роман), в то время как экологическая тема в лирике почти не затронута. Несмотря на это её значимость не стоит приуменьшать. В отечественном литературоведении достаточно хорошо изучена русская пейзажная лирика и пейзаж как литературно-эстетическая категория.

Актуальность темы, выбранной для исследования, в том, что в последнее время человек перегружен информацией, которая совсем не воздействует на чувства. Современному человеку некогда любоваться красотами природы, восхищаться ей. В погоне за цивилизацией человек стал просто потребителем природных богатств. Люди практически перестали читать книги, особенно поэзию. Своей работой нам хочется затронуть хоть какие-то струнки души человека. Ведь в проблеме охраны природы немаловажную роль играет любовь к этой самой природе. А поэзия – источник зарождения или возрождения такой любви.

В работе попытаемся пропустить проблемы экологии через поэзию. Планируем познакомить с этой работой общество, так как воздействие на чувства – наша  главная задача.

3

Цель работы: выяснение роли экологических стихов в деятельности по охране окружающей среды, пробудить в людях добрые чувства к природе с помощью стихотворений на экологическую тему.

Задачи:

1. Изучить сборники стихотворений поэтов и выбрать из них стихотворения на экологическую тему.

2. Провести литературоведческий анализ данных стихотворений.

3. С помощью экологических стихотворений пробудить чувства бережного отношения учащихся школы к природе.

4. Провести опрос обучающихся на предмет знаний экологических произведений и актуальности их изучения сегодня.

5. Выпустить сборник эко-стихов в помощь педагогам школы.

Практическое значение работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в преподавании русской и отечественной литературы в школе.

Объект исследования: Экологические стихи.

Предмет исследования: Произведения русских поэтов.

 

                                                       

 

 

4

Глава I.

Реквием двадцатому веку

«Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –

Посмотри, что творит на Земле он!

Через век он природу разрушит вконец,

А в нее был когда-то влюблен он».

Свято верили предки, что природа – краса.

«Охраняйте ее!» – говорили.

А теперь мы в родные глядим небеса

Через окна, седые от пыли.

Почему? Что случилось на шаре земном?

Или люди все вдруг поглупели?

Так ведь страшно проснуться в доме своем

И весной не услышать капели.         

С 1993 года в нашем городе существует общественная организация «Росинка», которая объединяет поэтов. Возглавляет ее Валерий Александрович Логашов, человек творческий и инициативный. Петровскими поэтами написано немало стихов и издано сборников и книг. Нами было прочитано более 9 сборников петровских поэтов: «Росинка», «Откровение», «Звуки сердца», «С годами не стареющие строки», «От сердца к сердцу» и др. Проблемы экологии в своих стихотворениях затрагивают петровские поэты.

 

5

Если еще в начале XIX века поэты восхищались и гордились красотой упоительными звуками природы, то сегодня наряду сэтими чувствами появляется плач, гнев и призыв, это мы всё чувствуем в стихотворение  петровского поэта Дубровина Геннадия Александровича (Приложение №1)

Портрет России – лес, река и поле,

Дороги лента, след от колеса,

И ничего там не отыщешь боле,

Все остальное – просто небеса.

Наверное, нет ни одной экологической проблемы человечества, о которой не написал бы поэт своему читателю. Созданное поэтом пространство «русского духа» наполнено природными ландшафтами, людьми, исторической памятью. В нём перекликаются предки и потомки, мертвые и живые, призванные беречь это пространство. (Приложение №2)

История земли писалась кровью,

Не признает она иных чернил, -

       Учебник страшный всё-таки открою,

Хочу я знать, что мир наш учинил.

Да не иссякнут чистые колодцы! Нам никуда не деться от прогресса, от цивилизации. Но, несмотря на желание улучшить условия своей жизни, мы не должны забывать об окружающей нас природе. Уничтожив её другой взамен не получим.

Здесь буйно растёт трава, гуляет ветер и царствует… тишина. Ничто не напоминает о том, что два, три, четыре десятка лет назад здесь люди работали, играли свадьбы, растили детей. Словом, радовались жизни. Верин Александр Викторович (Приложение №3)

В этой деревне огни все погашены,

Некому их зажигать,

Инеем пышно дома разукрашены,

Дыма из труб не видать.

6

Окна забиты, дома заколочены,

Доски – как будто кресты,

Снегом завален бурьян у обочины,

В рост человечий кусты.

С первых же строчек стихотворения «Грусть» Валентина Викторовича Кошкина веет трауром, и перед глазами рисуется картина вымирания всего живого. (Приложение №4)

Бог мой! Я выкрикнул от возмущенья,

Как на знакомый пригорок взошел.

Что это? Было какое-то мщенье?

Или войною Мамай здесь прошёл?

 

Там, где деревня в садах утопала,

Были березы под каждым окном,

Нет ничего, всё исчезло, пропало,

Всё заросло коноплей, бурьяном.

Лирика Валерия Степановича Савина неразрывно связана с человеческой жизнью, любимым краем, судьбами Родины. В его стихах любовь к природе - это любовь к Родине. «Ни кола ни двора от Мордово… Над погостом зависла печаль», - пишет поэт в своём стихотворении «Весна надежды», в память русской деревни. (Приложение №5)

         Весна надежды

Памяти русской деревни

По дорогам, тоскою разбитым,

В край родимый вернулась весна.

Только край, давно богом забытый,

И заброшен, и выпит до дна.

Валентин Кошкин в стихотворение «Реченька Медведица» показывает, что у каждого человека есть потребность общения с природой: «Где бы только

 не был я, но к тебе, Медведица, тороплюсь, как в юности повидаться вновь». Живая природа – это бессмертие человечества, это мы чувствуем в эко – стихах Мартынова Александра Константиновича «Речка детства », Молоткова Владимира Григорьевича

«Соловьиная излучина, Грибная пора».

Полагая, что природа и человек могут существовать в равноправной гармонии, он хотел бы примирить их между собой: (Приложение №6)

Ольга Владимировна Кудряшова подмечает каждую мелочь и находит любому явлению природы возвышенное объяснение. Время от времени она проводит в своём произведение параллели между человеком и окружающим его миром, находя удивительные сходства и совпадения. (Приложение №7)

Чудо осени

Всё, казалось бы, сгубила

Трёхмесячная страшная жара.

Нет, не тут-то было:

Осень чудо приготовила с утра.

Были и морозы, и ветра,

Жёг и пугал огонь нас всех.

Только это было вчера –

Сегодня счастью нет помех.

Ольга Владимировна представляет проблему взаимоотношения с природой как проблему человека. Такие стихи заставляют задуматься, стоит ли стремиться к полной власти над природой, порабощать ее. Люди создали промышленность, чтобы выжить и жить комфортно. Все в мире взаимосвязано. Земля, вода, небо и среди всего этого – человек, который постепенно становится хозяином. И именно человек должен приспособиться, подстроиться под природу, а не разрушать ее.

Пока не всё купили и продали,

Пока деревня ещё жива,

8

Пока родную землю в рабство не отдали,

Будите совесть, мои слова!!!

Григорий Николаевич Тризна в своих стихах часто через описания природы показывал чувства и чаяния человека. Например, мысль о гармонии в природе, связанной с внутренней жизнью человека в стихотворение (Приложение №8)

Войду я в утренние росы,

Сорву цветок в начале дня.

А солнце золотые косы

Опустит тихо на меня.

Тема красоты природы присутствует также в его стихотворениях «Родимый край. Ромашки луговые…», «Я счастлив тем, что первым день встречаю», его нежному и чуткому сердцу мило всё, сто связано с родными местами, и эта любовь выплёскивается в звуки, краски…

Родимый край. Ромашки луговые,

Бескрайние пшеничные поля

И стройных сосен кроны вековые

Ты даришь мне, любимая земля.

 

          Покой тебе, великая Россия!

Цвети, цвети, шестая часть земли,

Я видеть рад: в твоих просторах синих

Комбайны ходят, словно корабли

Природа выдерживает многое, но ее ресурсы не бесконечны. Однажды может произойти взрыв. И человечество поплатится за свою беспечность, равнодушие и жадность в стихах Ивана Малохаткина. (Приложение №9)

Никого, Ничего...

Ручеек пересох,

Только в русле его                         

Серебрится

Песок.                                     9

Экологический стресс испытывают все обитатели Земли, сама среда их обитания, и, конечно, виновник происходящего - человек.

Зовом раскатистым в лес

Стаю уводит волчица.

Грудью толкая снега,

Щуря глаза от бурьяна,

Лезла она за стога,

След оставляя багряный.

Не угасала пальба.

Читая стихи Ивана Малохаткина, насквозь русские, родные, невольно припоминаешь Тютчева, Есенина, Рубцова… И эти ассоциации приближают его творчество к высоким образцам отечественной поэзии. При этом на самомнение или самолюбование – ни намёка. Как раз напротив, он говорит о себе как мудрец, повидавший всякого. И так подкупающе незатейливо, но и точно, что диву даёшься.

Вода проснулась.

Берег спал.

С откоса камешек скатился,

И там, где шум он пробуждал,

Недолго след его дымился.

Уверен – и даже не сомневаюсь! – поэтический след Ивана Малохаткина будет дымиться долго.

Природа всегда выступает как искусный врач, укрепляющий дух человека. Поэты черпают в ней силы для борьбы, вдохновение и светлый оптимизм.

Могучих сосен статный ряд,

Шеренги стройные стоят.

Макушки смотрят в небеса –

Природы дивная краса.

10

Сосновый бор в ветра скрипит,

Как будто на людей ворчит

За то, что лес не берегут,

Жизнь непутёвую ведут.

Ираида Мордовина

Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью рябинушки – символом любви.

Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств. Такова многоплановая и разнообразная поэзия Валерия Логашова (Приложение №10)

Ничего им не жаль

Гроздья рябины лежат на асфальте:

Кто-то злодейски рябину срубил.

Плачут девчонки – рябину им жалко,

Жальче вдвойне, кто её посадил.

 

Так вот и пилят, и рушат не глядя,

А ведь учили нас всех созидать!

Но вот пришли разрушители – дяди,

Стали крушить всё, зачем то ломать…

 

Всё поломали - страну вековую.

Что им рябинушка – символ любви?

Им наплевать на природу родную –

Много рябинок таких на Руси.

                                        11

Всё уж растоптано ради наживы:

Верность и честь, любовь и мораль,

Лишь бы нахапать из газовой жилы,

Из нефтяной - ничего им не жаль…

 

Мудрую, сильную, златоглавую –

Многим хотелось тебя развалить,

Но ты жива героической славою,

И никому тебя не победить.

Остро звучит тема окружающей среды в творчестве Валерия Степановича Савина. Его волнует судьба каждой травинки, цветка, всей природы, оказавшейся под угрозой уничтожения. Но он всё-таки верит, что каждый человек, если очень постарается, сможет сделать наш мир немного светлее. У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит. (Приложение №11)

Мертвые цветы

Нет, не люблю я мертвые цветы,

Зачем их рвут и делают букеты.

Чтоб мимолетные, как сон, приветы

Навек лишали землю красоты?

 

Базарный ряд – насилия следы,

И у торговцев пламенные розы,

И ветки бархатной, больной мимозы

Мне навевают грустные мечты.

Как трогает подснежник голубой!..

Ещё в лесах снега кругом белеют,

А уж под ним жизнь незримо зреет

12

И радует, и милует собой.

Сорвешь его – прервется жизни нить:

Единство жизни есть закон природы,

То, как пред страхом, прерванные роды:

Как не жалей – все нечего любить.

И не к лицу сраженные цветы

Живым, красивым, молодым и милым …

И над несчастной и святой могилой

Букет – останки жизней у плиты.

Нет, не люблю я мертвые цветы.

К.Г. Паустовский говорил: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». Трудно не согласиться с этими словами. Без бережного обращения к природе, ее защиты, сохранения и приумножения ее богатств, невозможно говорить о патриотизме и гражданственности.

На поле доброе, иное

Тебя не в силах разменять:

Ты – чувство Родины святое,

Мой долг – тебя оберегать

В 2013 году в нашем городе создается поэтический клуб «Вдохновение», который объединил поэтов г. Петровска и Петровского района. Певцы стихотворений часто встречаются и делятся своими произведениями. В 2016 году они выпустили свой первый сборник стихов «Струны души» и в нём звучат эко – стихи.

Люди, которые не любят природу, - не любят и жизнь, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания. Много стихов, посвященных красоте природы, а также Галина Кошлякова призывает нас с детских лет,

божественной красоте мироздания. Много стихов, посвященных красоте

13

природы, а также Галина Кошлякова призывает нас с детских лет, задумываться над поступками, осознавать губительность не до конца продуманного воздействия на природу.

Посмотрите вокруг, посмотрите...

Посмотрите вокруг, посмотрите,

В тишине лесной подышите,

Полюбуйтесь красотами края,

И в подарок не нужно рая.

Обратите вниманье на то,

Что у вас на виду уж давно.

Берегите ромашку, василек полевой,

Берегите ромашку, василек полевой,

И любой одуванчик вам будто родной.

Берегите травинку и речку родную,

Приласкайте собаку иль кошку чужую.

Посмотрите вокруг, посмотрите

И любовь ко всему сохраните.

Вы увидите, как оживет,

Распахнется душа, запоет.

Посмотрите вокруг, посмотрите,

Человека в себе сохраните!

Человек не должен считать себя исключённым из мировой гармонии, так как в современном мире она невозможна без его участия. Если в 19-м веке страдающей стороной казался одинокий человек, то теперь явственно обнаружилось иное следствие его разлада с природой - экологическая проблема, которая так легко может обернуться экологической трагедией человека с природой. Мы, слышим боль утраты природы из уст поэтессы Натальи Рузановой

        Когда покажут в новостях

14

       Очередное наводненье,

Землетрясение в горах

Или вулкана изверженье,

Воспринимается легко,

Порою даже равнодушно:

Ведь это где-то далеко,

А нам тепло, немного душно.

Лишь где-то глубоко внутри

Скребется мышкою в сознанье,

Что люди смертные враги

И паразиты мирозданья.

И отряхается земля,

Стремясь очиститься, отмыться.

Она старается не зря -

К здоровью Шар Земной стремится.

Чтоб излечить прорезы шахт

И оспины заводов грязных

От нефтяных вонючих лат

И свалок гнойных и заразных.

Стремится матушка Земля

К здоровью тела и сознанья

И хочет отряхнуть с себя

Всех вшей, весь «светоч мирозданья»

Глава II.

Уголок земли родной

Белоствольная аллея –

Уголок земли родной!

Я спешу всегда с волненьем

На свидание с тобой.

 

Рядом бор стоит зелёный,

Он в аллею ту влюблённый,

А когда цветёт аллея,

В соснах тоже веселее.

 

Белоствольная аллея –

Уголок родного края!   17

Нет вокруг тебя милее,

Ты любовь моя земная.

Стихотворение Татьяны Евгеньевны Тихоновой «Две березки росли на горе» очень близко известному нам стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Оба поэта одинаково скорбят о погубленной красоте. Люди живут своими заботами, не замечая, что их окружает прекрасное. А когда это прекрасное погублено их рукой, они все равно не видят потери. Тяжесть утраты ощущает только сама природы. Если у Лермонтова пальмы были срублены, чтобы в последний раз принести людям пользу – дать тепло от костра, то у поэтессыберезки «совсем не понять по причине какой были срублены чьей-то злодейской рукой». Здесь природа уже выступает не только как источник различных благ для человека, но и как страдалица, терпящая варварское отношение к себе со стороны человека.

Две березки росли на горе – две сестренки,

Словно свечки из воска изящны и тонки.

 

И совсем не понять по причине какой

Были срублены чьей-то злодейской рукой

 

По зиме были в кружеве и в серебре…

Как же пусто сегодня без них на горе.

 

Мы спешим все в заботах своих и печалях

И погибшей красы этой не замечаем.

Продолжает «березовую тему» Василий Петрович Агафонов в стихотворении «Береза». Используя яркие сравнения «Стоишь разодетой в льняного платья полотно», поэт описывает достоинства березы: она и «вдохновение поэтов», и «Большой Руси на радость, гербом зеленым на Руси», и красива «в жару, в морозы, когда снежинки и листва».     

18

Автор противопоставляет красоту березы и потребительское к ней отношение. Человек видит в березе только дрова.

Экологические проблемы угадываются в подтексте стихотворения В.Н.Моисеева «Белая березонька»: человек уничтожает все живое вокруг себя, а когда уже ничего вокруг не останется, вот тут-то и наступит «на душе печаль». Это стихотворение-предупреждение.

Белая березонька рядышком с сосной

Проросла по осени у тропы лесной!..

Больно исколола ей листики сосна,

Та, что погибала, без корней гнила.

 

Ничего, березонька! Скоро вновь весна!

Скоро отряхнешься ты уже от сна.

Но мешать не будет старая сосна,

Ведь она погибнет! Старая она!

 

Моисеев Владимир Николаевич

Сок березы

Как у раненой березы

Сок течет из раны…

Капает… кап-кап, как слезы,

На края стакана.

 

К ней с ножом подходит каждый

Как бы ненароком.

Утолить людскую жажду

Сладковатым соком.

 

По живому каждый режет,

19

Шрамы оставляет.

Но береза зла не держит,

Всех она прощает.

Много стихов из исследуемых посвящены дереву, которому, также как и березе, приходится терпеть от человека массу проблем. Это ель. Все стихотворения объединены одной темой: «Зима – Новый год – елка», т.е. рубка елок перед новогодними праздниками.

В стихотворениях Валентины Павловны Винидиктовой «В дома опять приходят ёлки» и Василия Петровича Агафонова «Ёлки» описана лесная красавица в новогоднем наряде. Оба поэта с горечью говорят о том, что вся эта красота затеивается людьми лишь на несколько дней. А потом предмет любования, символ нового года ждет печальный конец: «и елки, сняв все украшенья, поставят во дворе в сугроб», «их выбросят… умрут они тихи, несмелы». (Приложение №14)

И елки, сняв все украшенья,

Поставят во дворе в сугроб.

Где смотрят все без сожаленья

На их печальный хоровод…

Агафонов Василий Петрович

Лки

Когда же Новый год пройдет,

И праздник всем себя покажет,

Мы их увидим у ворот

Домов,

Таких радушных

Наших.

 

Их выбросят,

Вот так, дружок,

20

Умрут они тихи, несмелы…

И будет сниться им снежок,

Лесной снежок,

Он белый-белый.

В стихотворении «Спит зимний лес» В.П.Винидиктова смотрит на зимний лес глазами эколога. Он для поэта живой, он спит, но сон у ели очень чуткий: «она лишь дремлет и каждый звук с тревогою приемлет». Она предостерегает людей о том, что «не приживутся ёлки в теплом доме»; радостные новогодние дни «убийством ёлок … не омрачай». Какой же выход из этого? Как создать праздничное настроение? Поэт предлагает: «в лесу ты с ними встречи назначай, в лесу, признаюсь даже интересней». Можно, конечно найти и много других способов, чем заменить лесную красавицу. Но результат будет один: «ёлки будут долго-долго жить».

О, человек! Пожалуйста, запомни:

Нельзя губить волшебную красу!

Не приживутся елки в теплом доме,

Им лучше здесь, в заснеженном лесу.

В стихотворениях В.Ф.Агафонова, В.Макаровой показана беззащитность цветка, здесь «героями» выступают люди, которые «жизни отнимали, не дав расцвести». Люди названы «бездушным врагом».

 (Приложение №15) Агафонов Василий Федорович

Подснежники

Тоненькие, нежные,

Глазками ясны,

Выросли подснежники –

Вестники весны.

Макарова Валентина

Подснежник

Что же вы наделали,

21

Милые друзья!

Вы подснежник маленький

Погубили зря.

Он взошел на радость

Людям на лугу.

А попался под ноги

Бездушному врагу.

Стихотворения Нины Михайловны Мирсковой «Живем сегодняшним лишь днем» и Александра Ивановича Плотникова «Природа дикая цвела» звучат трагически страшно. Человек совсем забыл, что он тоже часть природы. Ведь именно «Природа Человека создала себе на шею». Поэт называет Человека «Самоуверенный нахал», который и создал все экологические проблемы: «он полпланеты распахал, а пол – застроил», «людей и землю отравил дождем кислотным», «поднялся …на звездный гребень», «озоновая брешь зияет в небе», «создал бомбу», «может опрокинуть век». Человек отличается от других живых существ тем, что только он имеет разум, ноавторговорит об этом с неуверенностью: «Нас может опрокинуть век всех в бездну разом… А говорят что человек имеет разум…». Уничтожая природу, человек забыл о духовности, ведь природа источник прекрасного. Поэтому поэтесса взывает не к разуму, а к душе человека: «А где же русская душа, как перед Богом оправдаться?» Живя только сегодняшними проблемами, человек рвет связи между поколениями. Здесь появляется антитеза: временное «Живем сегодняшним лишь днем» и вечное «Коль после – все гори огнем, то, что же детям остается?» (Приложение №16)

О том, что еще не все потеряно для природы, а значит и для самого человека пишут поэты А. И. Плотников в стихотворении «И нам напоминают соловьи» и В. Н. Моисеев «Экология». Он уверен, что есть еще места на земле, которые можно назвать «зеленый рай», где «рычание моторов» заглушают соловьи. Поэт с верой говорит о мире: «Не сгорит он в одночасье. И нам напоминают соловьи, что на земле еще возможно счастье». Авторучит, как этого счастья достичь: «Семь раз отмерь, но резать не спеши»,

«Помочь лесам расти и родникам потечь, помочь земле, чтоб залечила она шрамы». Далее поэт ставит экологическую задачу, которую мы должны решать сообща, всем человечеством: «Природу сохранить, себя сберечь – основа нашей в экологии программы».

Моисеев Владимир Николаевич

Экология

Щедра природа, но не бесконечно…

Нам сберегать и умножать богатства надо.

Нельзя к природе относиться так беспечно,

Лишь за труды воздастся нам награда.

Семь раз отмерь, но резать не спеши…

Природа нам ошибок не прощает.

Природа, как отдушина души,

Храни ее, богатства умножая!

Помочь лесам расти и родникам потечь,

Помочь земле, чтоб залечила она шрамы.

Природу сохранить, себя сберечь –

 

23

Исследование

Выполняя исследование, пришлось, столкнулся с трудностью в том, что специализированной литературы по теме «Экология в стихотворениях поэтов Петровского района» не нашли. Нам пришлось прочитать все имеющиеся сборники со стихотворениями петровских поэтов, выбрать из них стихи на экологическую тему и произвести их анализ.

Познакомившись с экологическими произведения поэтов, изучив их особенности и предназначение, решил, что ученикам школы будет интересно и полезно задуматься над экологическими проблемами и их решением, а в этом могут помочь эко-произведения. Но сначала решили выяснить, а что известно им по данному вопросу. Провели опрос среди учащихся школы.

Цель опроса: выяснить степень информированности по следующим вопросам:

1. Знакомы ли вы с экологическими стихами?

2. Актуальности их изучения сегодня?

Было опрошено 33 ученика из разных классов.

И вот что выяснили:

· 90% - ничего не слышали об экологических стихах

·   6% - читали экологические стихи

·   4% - затрудняются ответить

***

· 85% - знание экологических стихов необходимо

· 15% - затрудняются ответить

 Наш преподаватель географии и экологии занимается темой экологии нашего города и объяснила нам, что данной проблеме необходимо уделять значительно больше внимания и начинать такую работу нужно как можно раньше. Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня.

 

24

Ведь это очень важно – с детства прививать любовь и бережное отношение к природе. В погоне за достатком, материальным благополучием, человек уничтожает самое дорогое, идет против природы, и, к сожалению, все погибнет, если человек, не прекратит такого общения с природой!

 

25

Результативность работы

Вдыхая отравленный воздух и потребляя отравленную воду, пищу, человек теряет здоровье в раннем возрасте. По данным медиков, уже теперь от 75 до 90% заболеваний вызывается зараженной средой.

В ходе работы:

· 1. Узнали о том, насколько важна охрана окружающей среды.

· 2.Увидели, что образы природы помогают поэтам создать образ Родины, и первую очередь – образ малой родины, выразить любовь к ней, тревогу за будущее планеты, страны и родного края.

· 3. Определили, что экологические стихотворения могут стать средством

экологического воспитания.

· 4. Многие учителя экологии озабочены тем, как творчески и доступно преподнести важный материал о проблемах окружающей среды. Из бесед с некоторыми поняли, что продукт нашей работы (сборник эко-стихов) будет востребован на классных часах и уроках.

· 5. Подготовили  сборник со стихотворения, авторами которых являются поэты нашей Родины. Стихи, представленные в нем, не простые, а... ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ. Брошюру с данным материалом разместили  в школьной библиотеке. Считаем, что подрастающему поколению важно рассказывать об экологических проблемах на понятном им языке.

 

26

Заключение

Природа – очень важная тема в творчестве русских поэтов, она изображается не только как фон, на котором проходит жизнь человека, но и как часть его души.

Итак, можно сделать вывод, что с вопросами защиты окружающей среды нужно начинать знакомиться с младшего школьного возраста, а в этом поможет экологические стихи, которые позволяет в доступной и интересной форме узнавать об экологических проблемах, учит находить пути решения их доступными детям способами. Дети не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу. Наши одноклассники были заинтересованы темой нашего исследования, и они с интересом знакомились со эко - стихами. Узнали, что экологические стихи ничем не отличаются от традиционных стихов, явление это вовсе не новое, т.к. в литературе существует много стихотворений по данной тематике.

Работа над исследованием была интересной, познавательной.

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

 

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Е. Смирнова

От нас, живущих на земле сегодня, зависит не только нынешний, но и будущий вид земли.

Будем же делать всё, чтобы она была прекрасна во веки веков!

27

Свою работу мы хотим закончить словами из стихотворения русского поэта и писателя Михаила Дудина «Заклинание с полюса»:

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

 

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.                 

Берегите землю! Берегите!

28

Список литературы

1. Логашов В.А. «От сердца к сердцу». Авторский сборник стихов. – Издательство Саратов: «Саратовский источник», 2015. – 239стр.

2. «С годами нестареющие строки» - Антология, составители: Сумбаев Ю.Г., Савин В.С. Саратов: ОАО «Приволжское книжное издательство», 2005. - 400стр.

3. «Поэзии чарующие строки», стихотворения – составитель: О.В. Кудряшова, 2014. - 22стр.

4.«Мысли вслух», стихотворения – составитель: О.В. Кудряшова, 2014. - 8стр.

5. «Звуки «Росинки», стихотворения – составитель: О.В. Кудряшова, 2013. - 53стр.

6. «Избранное», стихотворения – составитель: О.В. Кудряшова, 2012. - 62стр.

7. «Росинка». Сборник стихов. – Издательство Саратов: Рип «Анонс-Информ», 1993. – 96стр.

8. «Откровение». Сборник стихов и рассказов участников литературного творческого объединения «Росинка». – Петровск: Г.П. «Петровская типография», 1996. -99стр.

9. «ВДОХНОВЕННАЯ ПОЭЗИЯ» Сборник стихов – автор Храмова Г. П., Саратов, 2014. -40стр.

10. «Струны души». Сборник стихов – составители поэтический клуб «Вдохновение», Петровск, 2016. – 56стр.

11. Дудин, М. А. «Дерево для аиста», стихотворения 1968 - 1978. - Л., 1982. - 384 с.

12. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/07/02/poeticheski-vzglyad-na-ekologiyu-lesnyh-rasteni

13. Картинки интернет - ресурсы https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20анимации%20экологтя&lr=194

Приложение

Приложение №1

Стихотворения  петровского поэта Дубровина Геннадия Александровича

Портрет России – лес, река и поле,

Дороги лента, след от колеса,

И ничего там не отыщешь боле,

Все остальное – просто небеса.

 

Но сколько в этой бедности унылой

Гармонии и скрытой красоты,

Что схваченной неведомою силой,

Шаги невольно замедляешь ты.

 

И всё-таки чего-то не хватает,

Где вечный странник – русский человек?

Он крохотною точкой в дымке тает –

И так из года в год, из века в век.

 

30

Приложение №2

История земли писалась кровью,

Не признает она иных чернил, -

Учебник страшный всё-таки открою,

Хочу я знать, что мир наш учинил.

 

Увы, в нём факты взлетов и крушений,

Коварных дипломатий и сражений

Империй, царств, народов и племён

И множество воинственных имён.

 

Зато молчат бессмертные страницы

О тех, кто жизни расширял границы,

Кто приучил огонь, гончар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.358 с.)