Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и функция спорта как сложного явления общественной жизни
Физическая культура и спорт посредством своего воздействия в виде физической деятельности, профилактического и лечебного средства, гигиены и культуры, активного отдыха и развлечения утвердились, с одной стороны, как важный фактор гармонического развития и воспитания молодежи, а с другой — как жизненная необходимость для людей разных возрастов, профессий и социальных категорий. Особое место спорт занимает в жизни молодого поколения.[11] В настоящее время активной спортивной деятельностью занимаются сотни миллионов молодежи. Спортивные соревнования ежегодно посещают свыше 30 млрд зрителей. В передачах радио и телевидения спорту уделяется довольно значительное время. Около 30—35% объема ряда крупнейших ежедневных газет отведено спортивной хронике. Следует отметить, что создатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен видел в спорте средство для совершенствования и демонстрации физической силы при равных и честных условиях, в основе которого лежит одно «преобразованное религиозное чувство» патриотического, интернационального и демократического стремления. Этот «дух Кубертена» сохранился и в некоторых современных концепциях спорта до настоящего времени.
Спорт и его функции
Характер и уровень спорта определяются, прежде всего, социально-экономической структурой общества. Отсюда следует, что спорт не только отражает события общественной жизни, но и управляется теми же законами, что и общество в целом. Следовательно, социальная характеристика спорта является необходимым и важным элементом в стратегии идеологической борьбы. «Физическое» проявляется, прежде всего, в организме человека. Это — его здоровье, физическое состояние, подготовленность, которые позволяют ему активно участвовать в различных сферах жизни. Физическая деятельность человека как выражение «физического» является также многообразной. Она находит место в трудовом процессе, учении, игре, общении, познании, спорте и является очень важным фактором в обеспечении гармонии процессов во внутренней среде организма (Н. Пономарев). Отсюда следует, что человеческая личность детерминирована (обусловлена) его внутренней биологической сущностью и социальной средой (т.е. системой общественных отношений, членом которых является отдельный индивид).
Физическая (двигательная) деятельность в спорте в форме специализированных физических упражнений не только развивает функции организма, но имеет отношение и к поведению личности. С ее помощью индивид готовится и к выполнению своих социальных функций. Следовательно, в основе спорта лежит не простая (свободная) физическая активность, как это отражено в «Манифесте о спорте», а осознанная, направленная деятельность человека к максимальным для него практическим результатам в отдельных видах физических упражнений. Эти результаты проявляются в соревнованиях, которые представляют сердцевину спорта, без которых он теряет свою специфическую характеристику. Именно на этих соревнованиях борьба человека со временем и с пространством или с другими себе подобными индивидами получает общественную оценку данной социальной группы или общества в целом. В этом именно состоит прикладное значение спорта, несмотря на то, что физические упражнения сами по себе не имеют практического приложения в сфере производства, т.е. не являются утилитарными. Так, социальная среда, находясь между человеком и природой, создает совершенно новые взаимоотношения между ними. С ее помощью осуществляется процесс обмена веществ, который идет в двух направлениях: от природы к человеку и, наоборот, от человека к природе. В результате этого процесса и под влиянием творческого труда как «вечно естественной необходимости» социальная среда изменяется, преобразуется и совершенствуется, и параллельно с этим она влияет на телесное и духовное развитие человека. Типичным примером в этом отношении является так называемая акселерация, которая характеризуется ускоренной активностью биологического приспособления под влиянием новых социально-экономических условий. Однако следует отметить, что физическая деятельность, которая представляет содержание спорта и определяет его " специфику, не может быть сведена только к биологическим процессам, так как она связана со многими сторонами развития, которые напоминают о биосоциальной сущности человека. Некоторые из этих выводов нашли место в различных определениях спорта.
По мнению Цв. Желязкова, существующие различия являются неизбежными по двум причинам: • с одной стороны, спорт является сложным и многосторонним общественным явлением, которое неизбежно ведет к акцентированию тех или иных его черт, функций и т.д.; • с другой стороны, спорт является историческим явлением, которое находится в процессе изменения и развития. Эти изменения также находят отражение в различных определениях.[10] Вместе с тем следует иметь в виду, что спортивно-соревновательная деятельность является объектом исследования многих наук, что также ведет к различному подходу и оценке его сущности. Вследствие этих причин полное объяснение сущности спорта в одном определении является невозможным. Это в большей степени относится к его общественным функциям, неразрывно связанным с современной научно-технической революцией и социальным прогрессом и вытекающими из этого изменениями в жизненном статусе людей. Иными словами, постепенно превращаясь в своеобразный критерий (норму) физического развития и особенно дееспособности, спорт оказывает активное влияние на творческую работоспособность и активность человека, его долголетие и эвристические способности в различных сферах жизни, что, несомненно, поднимает выше уровень материального и духовного потенциала общества. Но, как отмечают А. Новиков и В. Гришин, становясь «биологической нормой» социальной природы человека, спорт в то же время превращается и в социальную норму, которую общество ставит перед индивидом. Таким образом, подобно другим сферам человеческой деятельности, в современном спорте как своеобразном социальном институте наступили серьезные структурные и функциональные изменения. Согласно М. А. Якобсону иерархическая структура современного спорта состоит из трех этажей: • массового или самодеятельного спорта, относящегося к физической рекреации, целью которого является развлечение, отдых и улучшение здоровья; • учебного спорта — спортивной деятельности, касающейся сферы образования и воспитания, включенного в государственные учебные программы, имеющие учебно-воспитательную цель; • большого или зрелищного спорта — спортивной деятельности, которая относится к системе национальных и международных соревнований для достижения высоких спортивных результатов, тесно связанных с одной из форм отдыха и экономической сферой услуг.[12] Иначе говоря, в современном спорте осуществляется своеобразное профилирование, которое изменяет как его сущность (средства, методы и форму воздействия), так и его общественные функции. Вышеперечисленные три функции современного спорта находятся в тесной диалектической зависимости. Так, например, спорт высоких достижений создается на базе массового самодеятельного спорта; размах последнего в большей степени зависит от постановки работы в учебных заведениях, армии и др. Вместе с тем популярность спорта в учебных заведениях, армии и в государстве в целом в значительной степени зависит от успехов выдающихся представителей большого спорта. Эта связь между большим, учебным и массово-рекреационным видами спорта относится соответственно и к основным социальным сферам общественной жизни — труду, образованию и отдыху. Следовательно, спорт как система общественных отношений органически связан с главными побудительными мотивами человеческой деятельности, что бесспорно поднимает его на достойное место в культуре современного общества.
Из обобщения представленного материала видно, что спорт может рассматриваться в двух аспектах: • первое, в обобщающем аспекте, имеющем задачу раскрыть самые общие черты и функции спорта как общественного явления; • второе, в конкретном аспекте, имеющем в качестве задачи отображение наступивших структурных и функциональных изменений в сущности спорта как состязательной (двигательной) деятельности. Отметим еще одно важное, на наш взгляд, обстоятельство: спорт является системой общественных отношений, которая характеризуется интенсивной двигательной деятельностью (физические упражнения) для подготовки и участия в соревнованиях с целью физического и духовного совершенствования человека. То, что раскрывает деятельную сущность спорта как основной формы современной физической культуры, является игровым, состязательным характером двигательной деятельности. Основным критерием воспитательного эффекта этой деятельности являются спортивно-технические результаты и их социальная значимость. Интерпретируя представленные данные, можно сделать следующие заключения: • по своему происхождению спорт тесно связан с играми, имитирующими основные формы трудовой деятельности человека; • эффект подобной деятельности был главным критерием уровня этих способностей. Их совершенствование стимулировалось практическими нуждами общества (труд, быт, военное дело); • общественная оценка эффекта двигательной деятельности положила начало воспитательному процессу развития и совершенствования этих способностей, как и необходимости сопоставления (измерения) индивидуальных достижений; • появление соревнований как социальной формы утверждения общественной деятельности человека, стимулирующей высокие достижения, и положило начало спорту как общественному явлению. Итак, спортивные достижения как непосредственная цель спортивной подготовки и соревнования, как способ общественной оценки этой деятельности являются основными компонентами в содержании спорта, которые определяют процесс индивидуального и социального развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Согласно Г. Наталову критерием (мерой) этого развития являются объем и уровень спортивных достижений. Социальное значение спортивных достижений определяется величиной вложенного усилия, совершенством спортивной техники, тактики и представляет этически оправданную мотивировку этой деятельности. Их органическая связь наиболее выражена в сфере большого спорта.
Спортивные мероприятия
В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. Наиболее “древними” видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. Появление новых видов спорта происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время синхронное плавание, спортивная акробатика, аэробная гимнастика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, художественная гимнастика.
Большинство существующих видов спорта являются основными средствами физического воспитания, используются как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида.
В настоящее время в Российской Федерации (по данным на конец 2006 года) действует 4551 образовательное учреждение спортивной направленности, в том числе 1274 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва. Перед спортивными образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на развитие физической культуры и спорта, на этапе начальной подготовки ставятся задачи: • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;[13]
Стоит отметить, что спортивные мероприятия делятся на профессиональные и непрофессиональные. Первые нацелены на достижение определенного результата, завоевание каких-либо вершин. Вторые же в первую очередь выполняют функцию поддержания здорового образа жизни.
Если разделять понятия профессионального и непрофессионального вида спорта, то станет понятно, что существует масса разновидностей спорта и это многообразие растет с каждым днем и проще всего его классифицировать по различным признакам.
1. По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт). 2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт. 3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.
4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт. 5. По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время. 6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов. 7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный спорт и др. 8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт. 9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт. 10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов - спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др. 11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.[14] Общая популяризация спортивного образа жизни - одна из важнейших тенденций современной России. Возрождению физкультурно-оздоровительного движения поспособствовал лично президент Владимир Путин, подписав соответствующий указ в марте 2014 года о возрождение норм ГТО, и это не могло не сказаться на корпоративной культуре развивающихся компаний. Спортивное соревнование - это мероприятие, которое проводится организатором спортивных мероприятий с целью сравнения достижений спортсменов и определение победителей в соответствии с правилами спортивных соревнований по видам спорта и утвержденного организатором спортивных мероприятий положение об этих соревнованиях, что соответствует определенным центральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта требованиям.[15]
Выделяют три социальные функции спорта[16]: выход отрицательных эмоций, модель для подражания и ритуал (набор шаблонных действий, будь это ходить после работы в спортзал или на выходных на стадион). Эти функции обострились с профессионализацией спорта: матчи стали зрелищнее, спортсмены постоянно на виду у прессы, а профессиональных лиг и команд не так много. Существует вера, что спорт воспитывает в человеке только самые лучшие моральные качества. В некоторой мере это так — спортсмену нужны хорошая физическая форма, умение быстро принимать решение, командная игра и многое другое. Впрочем, многие спортсмены учатся «грамотно» нарушать правила, пренебрегать нормами поведения и т. д. Особенно это распространено в профессиональном спорте. По утверждению социологов, спорт является зеркалом действительного уклада жизни: если в обществе распространены грубость и насилие, это же будет и в спорте. Если политики и бизнесмены стремятся к победе любой ценой, в спорте будут допинг, «подковёрные игры» и подкупы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.018 с.) |