В практике социально-педагогического сопровождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В практике социально-педагогического сопровождения



Диагностические средства

В практике социально-педагогического сопровождения

 детей «группы риска»

Литература:

Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32

Диагностика личности ребенка и его семьи в работе школьного социального педагога. - /под ред. Т.В.Лодкиной. – Вологда, 1997, с. 15 – 22

Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.Школьная пресса, 2006

Овчарова Р.В.. Справочная книга социального педагога.- М.: Сфера, 2000, с. 230-231, 242 – 247

Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112

Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86

Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3

Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002

Система диагностики:

       На первом этапе проводится диагностика всех детей на предмет выделения общей группы риска (по всем  факторам/показателям).  Цель этого этапа – определить, в чем заключаются трудности ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и т.п.). Проводится анализ социальных паспортов классов, беседы с учителями, классными руководителями. 

       На втором этапе дети «группы риска» обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» (углубленная диагностика) с использованием подобранных диагностических средств; диагностика проводится совместно с психологом, по необходимости – запрашивается и анализируется из медицинских учреждений. По мере необходимости – определяется принадлежность ребенка к группе здоровья. Анализируется (по необходимости) информация из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты и т.п.).

       На данном этапе определяется категория детей и проблемы, с которыми работают специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог), и учащиеся, решение проблем которых требует помощи в специально организованных условиях.

       Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус ребенка «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей ребенка, оказания ему специализированной помощи (медицинской, психологической, социальной), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.  

 

 

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ø На первом этапе анализируются:

-      социальные паспорта классов (групп), определяются учащиеся, имеющие те или иные проблемы, далее проводится диагностическая работа с этими детьми и их семьями.

 

 

Социальный паспорт класса

 

Класс ______________  Всего учащихся ____________

  

Информация Общее количество учащихся по соц. статусу

Ф.И.О. учащихся

1. Всего учащихся  
2. Учащиеся из многодетных семей:    
3. Учащиеся из неполных семей, в т.ч.: А. Проживают с одной матерью Б. Проживают с одним отцом    

4.

 Учащиеся из неблагополучных семей:    
6.1. С родителями-инвалидами    
6.2. Учащиеся из семей беженцев или переселенцев    
6.3. Учащиеся из семей пострадавших от стихийных бедствий    
6.4. Учащиеся из малообеспеченных семей    
6.5. Учащиеся из семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий    
6.6. Учащиеся из семей с криминогенным фактором    
6.7. Учащиеся из семей с деликвентным поведением (алкоголизм, наркомания и т.п.)    
5. Учащиеся, состоящие по опекой и попечительством    
6. Учащиеся-сироты    
7. Учащиеся из приемных семей    
8 Учащиеся, состоящие на учете в ИДН    

Изучение личности, условий жизни подростка и его семьи

Схема изучения социальной истории личности:

Общие данные:

1.1.. Ф.И.О. ребенка, дата и место рождения ___________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________

1.2. Родители: И.О., дата рождения, место проживания ______________________________

_____________________________________________________________________________

1.3. Информация о других детях в семье: __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

1.3. Психическое и физическое здоровье ребенка: норма, есть хронические заболевания, состоит на диспансерном учете в поликлинике, имеет группу инвалидности (подчеркнуть. указать) ______________________________________________________________________ 

1.4. Учебное заведение, которое посещает ребенок _________________________________ __________________________________________ класс (группа) ______________________ другие формы обучения (домашнее, индивидуальное обучение; вечернее, заочное обучение в учреждении профессионального образования и др. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Место работы (если работает) _______________________________________________ __________________________________________ по какой специальности работает ______ _____________________________________________________________________________

2. Основные проблемы

2.1. Причины, вызвавшие необходимость работы с данным ребенком (подростком ):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. История проблемы и ее состояние на данном этапе _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изучение личности ребенка (подростка)

 

Социальная карта личности

1. Состояние здоровья и развития:

1.1. Общая оценка здоровья учащегося (заполняется по данным медицинской карты):

1.2. Признаки психологического неблагополучия (отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, др. признаки ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

1.3. Патологические влечения, зависимое поведение:

1. курение (не курит, курит эпизодически, систематически)

2. употребление спиртных напитков (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически)

3. употребление токсических и наркотических веществ (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически)

1.4. Состоит (не состоит) на диспансерном учете у врача по поводу ________________________________________________________________________________

2. Психологическая атмосфера в семье:

- Учащийся живет в семье

- Учащийся-сирота

2.1.Данные о родителях (лицах, их заменяющих): образование, профессия, место работы

Семья ребенка: родительская, опекунская, приемная (подчеркнуть) __________________________

Мать ________________________________________________________________________________

Отец ________________________________________________________________________________

(замещающие лица) ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.2.Другие члены семьи ______________________________________________________________

2.3. Тип семьи:

А. благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)

Б. неблагополучная, в том числе: 

- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания6 отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются,.систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы)

- нравственно неблагополучная (родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости)

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышенно раздражительны)

2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

-      семейный диктат (систематические подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)

-      чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, огарждение от трудностей, забот, усилий)

-      попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенкак, пассивность, признание полной автономии ребенка)

-      сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание позитивны и негативных событий)

2.5. Организация режима труда и отдыха

-      какие обязанности выполняет в семье_____________________________________________

-      кто и в какой степени контролирует выполнение домашних заданий ___________________ _____________________________________________________________________________________

-      как организовано общение учащегося в семье в выходные, во время каникул, отпуска родителей

3. Особенности учебной деятельности:

3.3. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая

3.4. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, нейтральное

3.5. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие

3.6. Мотивы учебной деятельности: позитивный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление овладеть профессией, стремление к самоутверждению в группе сверстников, другие _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

4. Социальный статус в группе:

4.3. Социальная позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный

4.4. С кем из группы наиболее близок, характер взаимного влияния (позитивное, нейтральное, негативное) 

4.5.  Взаимоотношения в учебной группе: деловые, ровные, дружеские, теплые, нейтральные, конфликтные, ни с кем не общается

4.6. Стиль общения с окружающими:

- доминантный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко признает свою правоту)

-  недоминантный (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым)

- постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, открыт, полон внимания к окружающим

- не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен

4.7. Отношение к общественному мнению:

- активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять)

- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)

- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения)

- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)

5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

5.1. отношение к общественным поручениям: выполняет с готовностью, без видимого интереса, отказывается

5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой; «по настроению», недобросовестное, под нажимом педагогов

5.3. отношение к трудовым делам класса: принимает активнее участие; безразличен, демонстративно отказывается

5.4. отношение к физическому труду:

-      положительное, имеет «золотые руки»

-      равнодушное (не выделяет физический труд как интересную для себя деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы)

-      отрицательное (ленив, трудовые поручения выполняет недобросовестно, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно)

5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо; относится равнодушно; относится демонстративно, пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества)

6. Направленность интересов:

6.3. К какой деятельности проявляет интерес: интеллектуальная, техническая, организаторская, художественная, спортивная

6.4. Читательские интересы: какую литературу предпочитает ________________________________________________________________________________,

6.5. регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, систематически)

7. Особенности сферы свободного общения:

7.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели ________________________ Время вечернего прихода домой ________________________________________________________

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класс а, какое влияние они оказывают на учащегося? ______ _____________________________________________________________________________________ 

7.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения ______________________________ _____________________________________________________________________________________

7.4. Содержание уличного общения: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, другое _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________    

8. Уровень самооценки:

- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, способности, возможности и достижения)

- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает  свои достижения)

- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)

9. Особенности поведения:

9.3. Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на занятия, нарушение дисциплины на уроках, отказ от выполнения требований педагогов)

9.4. Правонарушения учащегося (кражи, хулиганство и др.)

9.5. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает

9.6. Отношение к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования

9.7. Состоит (не состоит) на учете: в ОППН, другое __________________

 

См. по:

Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32

Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 34-38


Паспорт семьи

Учащегося ____________________________________________________________________

                                          (фамилия, имя ребенка)

_____________ класса ____________________________ школы

1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

Фамилия имя, отчество Семейный статус (степень родства для ребенка) Образование Место работы, специальность Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)
           
           
           
           

    2. Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка

3. материальное положение в семье

4. Общие сведения о детях:

Фамилия имя, отчество Дата рождения Место учебы (работы) Занятия вне школы (дополнительное образование, кружки, секции) Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)
           
           
           
           

 

5.  Воспитательные возможности семьи:

5.1.Уровень педагогической культуры родителей: __________________________________

                                                                                         (высокий, средний, низкий)

5.2  Психологический климат в семье ____________________________________________

                                     (положительный, устойчивый, неустойчивый, негативный)

5.3. Ситуация семейного воспитания _____________________________________________

                                                              (благоприятная, неблагоприятная)  

6. Социально-психологические особенности семьи: 

6.1. Характер взаимоотношений между родителями:

-      взаимопонимание, согласие

-      доброжелательные

-      доминирование (отца, матери)

-      напряженные отношения

-      каждый сам по себе: параллельное существование, «изоляция», равнодушие

6.2. Стиль семейного воспитания:

-      благоприятный

-      неблагоприятный, в т.ч.: эмоциональное отвержение, неприятие, гипоопека, гиперпротекция.

6.3. Полнота удовлетворения потребностей ребенка _________________________________ __________________________________________________________________________

6.4. Создание условий для развития ребенка: родители создают / не создают условия для правильного развития ребенка:

-      совместная деятельность, общение, интерес к делам ребенка, контроль, режим дня, определение обязанностей ребенка в семье

-      другое ________________________________________________________________

6.5. Характер отношений ребенка к членам семьи:

-      Зависимость (не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения)

-      Ровная привязанность, теплые, доверительные отношения

-      Отвержение кого-либо из членов семьи, отстраненность в контактах с кем-либо из членов семьи

-      выраженный негативизм по отношению к кому-либо из членов семьи (стремление делать все наоборот в противовес требованиям)

-      Предпочтение кого-либо из членов семьи

-      Страх в отношениях с кем-то из членов семьи, пассивная подчиняемость

6.6. Наличие социального неблагополучия в семье:

-      аморальный образ жизни родителей (алкоголизм, употребление наркотиков,)

-      культ насилия как способ общения в семье, психическое и физическое насилие

-      невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, невнимание к их интересам

-      противоправное поведение родителей, других членов семьи, волечение в противоправные действия детей

6.7. Оценка влияния семейной среды на ребенка:

-      наличие в семье неблагоприятных факторов, повлиявших на здоровье ребенка, социальную адаптацию, учебную деятельность, поведение в целом: влияние оценивается как благоприятное, неблагоприятное, психотравмирующее          

-----------------------------------------------------------------------------

Паспорт семьи разработан по:

Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006, с. 39-40

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как компонент здоровьесберегающей среды в детском доме. – Вологда, 2005, с. 95-96


Состав семьи

  Мать, отец, дедушка, бабушка 5   Только мать и отец 4   Мать и отчим, отец и мачеха 3   Одна мать, один отец 2   Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1

Доход семьи

  Могут практически ни в чем себе не отказывать 5   Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4   На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности 3   Живут от зарплаты до зарплаты 2   Денег до зарплаты не хватает 1

Педагогический стиль семьи

  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5   Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость 4   Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям 3   Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни 2   Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1

Ценность детей в семье

  Дети – главная ценность в семье 5   Дети – равнозначная ценность наряду с супружеством 4   Дети дополняют супружеские отношения 3   Дети – элемент социального статуса: 2как у всех» 2   Дети – обуза, доставляют много забот, беспокойства 1

Отношения семьи со школой

  Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка 5   Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях 4   Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери 3   Критика школы, уклонение от посещения родительских собраний 2   Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком школы 1

 

Анализ результатов:

Общая сумма балов – 105

Сумма баллов ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска

Сумма баллов от 22 до30 характеризует семью в пределах допустимой нормы

Более 31 балла – характеризует благополучие семьи.

 

Также принимается во внимание, в какой из 7 групп факторов выявлено наибольшее неблагополучие.

--------------------------------------------------------

см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112  

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка

Показатели баллы

Состав семьи

  Мать, отец, дедушка, бабушка 5
  Только мать и отец 4
  Мать и отчим, отец и мачеха 3
  Одна мать, один отец 2
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1

Школьная успеваемость

  Хорошая 5
  Удовлетворительная 4
  Неудовлетворительная 3
  Оставил школу, работает 2
  Оставил школу, не работает и не учится 1

Здоровье ребенка

  Практически здоров 5
  Часто болеет в пределах нормального развития 4
  Имеет хронические заболевания 3
  Имеет отставание в умственном развитии 2
  Имеет врожденные патологии, нервно-психические заболевания 1

Доход семьи

  Могут практически ни в чем себе не отказывать 5
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
  На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности 3
  Живут от зарплаты до зарплаты 2
  Денег до зарплаты не хватает 1

Поведение ребенка в школе

  Хорошее 5
  Удовлетворительное 4
  Неудовлетворительное 3
  Неоднократно был замечен в асоциальном поведении 2
  Стоит на учете в ИДН 1

Внешкольное общение ребенка

  На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов 5
  Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени 4
  Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
  Асоциальные группы с ориентацией на употребление алкоголя, ПАВ, мелкое хулиганство, драки 2
  Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН 1

Жизненные цели ребенка

  Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению жизненных целей 5
  Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения неопределенны 4
  Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм 3
  Ориентации на цели носят негативную окраску, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
  Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно-полезный труд. Отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН 1

Отношение к окружающим

- проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным

- способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других

- равнодушие, невнимательность в отношении со сверстниками

- сопереживание по отношению к окружающим, близким, родным

- высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать, стремление помочь

9. Волевые качества. Невосприимчивость к негативному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении

- использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях

- слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения

- стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.

- хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера

- сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно-полезные действия

Отношение к алкоголю, употреблению психоактивных веществ (ПАВ)

- злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление ПАВ

- эпизодическое употребление алкоголя либо других ПАВ

- нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который он наносит

- осознанный отказ от употребления спиртных напитков, связанный с пониманием социальной опасности злоупотребления ими

- активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией

Отношение к курению

- устоявшаяся привычка к курению

- эпизодическое курение

- воздержание от курения благодаря запретам родителей, педагогов

- осознанный, самостоятельный отказ от курения

- активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих друзей

Отношение к сквернословию

- употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых

- сквернословие «по случаю»

- избегание нецензурных выражений

- активное неприятие сквернословия

- высокая культура речи

-----------------------------------------------------------------------------

См. по: Методика работы социального педагога. - /сост. Семенов Г.С. – М.: Школьная пресса, 2006. – с. 25-28


К.Роджерса и Р.Даймонда

Назначение методики:  анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации.

       Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

 

Инструкция:

       В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

       Прочитав утверждения опросника, оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам:

0 – это ко мне совершенно не относится

1 – мне это не свойственно в большинстве случаев

2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне

3 – не решаюсь это отнести к себе

4 – это похоже на меня, но нет уверенности

5 – это на меня похоже

6 – это точно про меня

 

       Выбранный вариант отметьте в бланке.

Текст опросника:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.121 с.)