Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкально-дидактические игры как средство музыкально-сенсорного развития дошкольниковСтр 1 из 4Следующая ⇒
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Санкт-Петербург 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………...…стр.3
Глава 1. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста………………………………… ………...………………………….стр.5
1.1 Структура музыкальных способностей, их характеристика………………………………………………………...……..стр.5
1.2 Понятие, роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……..стр.11
1.3 Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников………………………………………..стр.14
Глава 2. Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр….…стр.16
2.1 Описание опыта практической работы ………………………………..стр.16
Заключение…………………………………………………………….…….стр.26
Список литературы……………………………………………….…………стр.28
Приложения
Введение
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов. У музыкантов, например, появляются сенсорные синтезы, которые позволяют им переводить образы музыкально-слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Как говорил Гете, что «наши желания - это предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия, музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей. Необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный процесс, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Важность музыкально-дидактических игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Под музыкально-сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях. Цель данной работы - разработать содержание и технологию проведения музыкальных занятий, направленных на формирование комплексного подхода в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста, путем взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом. Для реализации поставленной цели были определены задачи: ¾ выявить особенности развития музыкально-сенсорных способностей с учетом учебной программы дошкольного учреждения; ¾ разработать набор игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей, а также позволяющих активизировать интерес дошкольников к музыкальным занятиям; ¾ развивать у детей способы вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования, на основе активной сенсорной музыкальной деятельности с помощью наглядно-слуховых, наглядно-зрительных методов воспитания. При выполнении дипломной работы использовались следующие методы: ¾ Анализ психолого-педагогической литературы по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников с целью обеспечения теоретической базы; ¾ Изучение документации дошкольного учреждения (календарные планы, ежедневное планирование, методическая литература); ¾ Поиск и отбор педагогических технологий, эффективных методов работы, позволяющих реализовать поставленные цель и задачи, обобщение и оценка полученного педагогического опыта. Практическая значимость данной работы по развитию музыкально сенсорных способностей в процессе музыкальных занятий с дошкольниками состоит в презентации опыта работы и возможности том, что при активном использования разработанного и отобранного дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем, исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Ведь все игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах. Данная работа состоит из следующих разделов: ¾ Введение. Во введении рассматривается актуальность выбранной темы. Глава 1 – «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста» состоит из трех частей. Первая часть посвящена анализу музыкальных способностей детей, а также теоретические сведения и понятия, необходимые для успешного понимания ребенка. Вторая часть посвящена пониманию роли и содержания музыкально-дидактических игр, и способностям детей 5-6 лет, старшей группы ДОУ. Третья часть рассказывает о конкретных видах музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии детей ДОУ. Глава 2 – «Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр» содержит практическую работу по теме выпускной квалификационной работы, а также разработку музыкального занятия «Идем в цирк», построенного на соответствующем материале. В этой главе дано подробное описание занятия, проведенного мною в старшей группе на базе детского сада №23 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга, а также перечень методических материалов и атрибутов, которые я использовала на этом занятии. ¾ Заключение. В заключении приведены выводы по теоретической части дипломной работы, а также результаты практической работы. В конце дипломной работы предоставлен список литературы, материалы которого были использованы в работе, приложения с иллюстрациями в качестве пособия для проведения занятий.
Заключение Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Наша работа была ориентирована на развитие музыкально-сенсорных способностей посредством музыкально-дидактических игр и пособий. В связи с поставленными задачами в первой части работы были рассмотрены труды видных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Нами была организована и проведена работа по развитию музыкальных игр на музыкальных занятиях в детском саду; разработаны и апробированы содержание и алгоритм занятий, направленных на развитие дидактических игр. Полученный практический опыт показал реакцию детей на применении музыкально-дидактические игры. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста. Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно. Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.
Список литературы [1]. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с ил. [2]. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1975. 18 с. [3]. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 2001. [4]. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 2009 [5]. Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М, 2000 [6]. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 527 с. [7]. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009.
[8]. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2008. 144 с. [9]. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Санкт-Петербург 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………...…стр.3
Глава 1. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста………………………………… ………...………………………….стр.5
1.1 Структура музыкальных способностей, их характеристика………………………………………………………...……..стр.5
1.2 Понятие, роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……..стр.11
1.3 Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников………………………………………..стр.14
Глава 2. Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр….…стр.16
2.1 Описание опыта практической работы ………………………………..стр.16
Заключение…………………………………………………………….…….стр.26
Список литературы……………………………………………….…………стр.28
Приложения
Введение
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов. У музыкантов, например, появляются сенсорные синтезы, которые позволяют им переводить образы музыкально-слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Как говорил Гете, что «наши желания - это предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия, музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей. Необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный процесс, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Важность музыкально-дидактических игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука. Под музыкально-сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях. Цель данной работы - разработать содержание и технологию проведения музыкальных занятий, направленных на формирование комплексного подхода в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста, путем взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом. Для реализации поставленной цели были определены задачи: ¾ выявить особенности развития музыкально-сенсорных способностей с учетом учебной программы дошкольного учреждения; ¾ разработать набор игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей, а также позволяющих активизировать интерес дошкольников к музыкальным занятиям; ¾ развивать у детей способы вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования, на основе активной сенсорной музыкальной деятельности с помощью наглядно-слуховых, наглядно-зрительных методов воспитания. При выполнении дипломной работы использовались следующие методы: ¾ Анализ психолого-педагогической литературы по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников с целью обеспечения теоретической базы; ¾ Изучение документации дошкольного учреждения (календарные планы, ежедневное планирование, методическая литература); ¾ Поиск и отбор педагогических технологий, эффективных методов работы, позволяющих реализовать поставленные цель и задачи, обобщение и оценка полученного педагогического опыта. Практическая значимость данной работы по развитию музыкально сенсорных способностей в процессе музыкальных занятий с дошкольниками состоит в презентации опыта работы и возможности том, что при активном использования разработанного и отобранного дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем, исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Ведь все игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах. Данная работа состоит из следующих разделов: ¾ Введение. Во введении рассматривается актуальность выбранной темы. Глава 1 – «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста» состоит из трех частей. Первая часть посвящена анализу музыкальных способностей детей, а также теоретические сведения и понятия, необходимые для успешного понимания ребенка. Вторая часть посвящена пониманию роли и содержания музыкально-дидактических игр, и способностям детей 5-6 лет, старшей группы ДОУ. Третья часть рассказывает о конкретных видах музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии детей ДОУ. Глава 2 – «Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр» содержит практическую работу по теме выпускной квалификационной работы, а также разработку музыкального занятия «Идем в цирк», построенного на соответствующем материале. В этой главе дано подробное описание занятия, проведенного мною в старшей группе на базе детского сада №23 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга, а также перечень методических материалов и атрибутов, которые я использовала на этом занятии. ¾ Заключение. В заключении приведены выводы по теоретической части дипломной работы, а также результаты практической работы. В конце дипломной работы предоставлен список литературы, материалы которого были использованы в работе, приложения с иллюстрациями в качестве пособия для проведения занятий.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.063 с.) |