Актуальные тенденции организации учебно-познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные тенденции организации учебно-познавательной деятельности



 

В настоящее время в связи с требованиями ФГОС исследование развития школьников посредством учебно-познавательной деятельности является перспективным и актуальным направлением педагогики и предметом изучения многих отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов. На сегодняшний день создан ряд теорий, которые используются для оптимизации учебно-познавательной деятельности в различных образовательных организациях. Данные теории выявляют различные факторы, заставляющие обучающихся предпринимать определённые действия, проводят анализ этих факторов [1, 2, 4]. Также они выявляют возможности повышения познавательного интереса учащихся при проведении различных исследований. Рассмотрим важнейшие из них.

1. Экспектационно-ценностная теория. Согласно данной теории, личность с большим энтузиазмом совершает определённые действия, если она ориентирована на успех и позитивно настроена на исследовательскую деятельность. Это учение основано на работах Дж. Аткинсона [2, 13]. Данная теория появилась относительно недавно и основана на действии двух основных факторов: 1) ожидании индивидуального успеха; 2) ценности, которая поддерживает человека на пути к достижению цели. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации при этом определяется в первую очередь значимостью цели исследования для подростка.

2. Достижительная теория. Подобно экспектационно-ценностной теории, достижительная теория также принимает за свою основу работы Дж. Аткинсона, сущность которых в значимости индивидуального опыта, используемого для достижения определенной цели исследовательской деятельности. Исходя из данной теории, самыми значимыми факторами развития познавательного интереса и мотивации к обучению являются:

1) Потребность личности в достижении успеха.

2) Убеждение, что достижение желаемого успеха возможно и по силам конкретному человеку при совершении ряда действий.

3) Ценность достижения успеха для определённого индивида [8,18].

Данная теория вызвала отклик среди многочисленных учёных. Так, Дж. Крукс и Р. Шмидт в рамках данной теории определяют мотивацию как ориентацию учащихся на овладение информацией [20]. Р. Стирс и Л. Портер считают, что мотивация к обучению характеризуется в качестве потребностей, целей, поведения и формой обратной связи [4]. Согласно многочисленным работам, уровень мотивации различных учащихся к обучению может быть различным. Так, школьники с высоким уровнем мотивации способны самостоятельно ставить реалистичные цели исследования и систематически выполнять действия, необходимые для достижения этих целей, преодолевая свои слабости [4,7,16]. Д. Маклелланд определил основные черты личности, обладающей высоким уровнем мотивации к обучению:

1) Склонность к умеренному риску.

2) Использование инноваций для решения поставленных задач.

3) Внутренний локус контроля и ответственности за результаты образовательной деятельности.

4) Потребность в планировании своих действий и постановке конкретных задач с чёткими сроками выполнения [11,18,21].

При этом многие авторы отмечают, что высокий уровень мотивации не всегда может приводить к положительным результатам, поэтому необходимо ставить промежуточные задачи на пути к конечной цели [17,22].

3. Теория самоэффективности. Данная теория представлена А. Бандурой. В её основе уверенность учащихся в своих способностях к обучению и возможностях его успешного осуществления. Ряд авторов отмечает, что на первом этапе исследовательской деятельности многие учащиеся не имеют чёткого представления о своих способностях и возможностях, поэтому важная задача педагога – развитие уверенности школьников в своих силах посредством посильных и интересных образовательных задач. С постепенным развитием уверенности учащихся в себе задачи могут последовательно усложняться так, чтобы их решение потребовало от школьников новых самостоятельных усилий [9,24].

4. Теория атрибуции. Данная теория впервые упоминается в работах Ф. Гельдера, впоследствии она была представлена Г. Келли. Согласно данной теории, наши прошлые действия и то, какому анализу мы их подвергаем и как мы их интерпретируем, определяют наше поведение в настоящем и будущем. В рамках данной теории выделены три основные составляющие, оказывающие влияние на исследовательскую деятельность учащихся: локус, стабильность и управляемость. При этом локус определяет внешние и внутренние причины, стабильность свидетельствует об устойчивости данной причины с течением времени, а управляемость связана с применением волевых усилий [19,22,25].

5. Теория целеполагания. Данная теория связана с именами Лэтхем и Локке, которые считают, что необходимо иметь конкретные цели для определённых действий. Целеполагание основывается на когнитивных процессах, которые связаны с желанием достичь конкретных целей исследования. Цели должны быть реальными и достижимыми, поставленными с учётов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Школьники при этом должны быть уверены, что смогут достичь данных целей. Также необходимы желание и интерес со стороны учащихся [10].

6.   Теория самоопределения. Данная теория является одной из наиболее значимых теорий в педагогическом процессе. В рамках данной теории различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация определяется интересом к изучению того или иного предмета и воплощается в получении новых знаний и овладении новых значимых компетенций. Внешняя мотивация основана на возможности получения извне определённых наград, поощрений (таких как получение хороших оценок, избегание наказания и т.п.) [9,21,24].

7. Теория планируемого поведения. Данная теория известна с 80-х годов прошлого столетия. В её основе лежит связь между отношением и поведением, которая даёт возможность прогнозировать и объяснить поведение личности в определённых социальных условиях. При этом личностное положительное или негативное отношение к чему-либо определяет, что человек будет делать, а что нет. В педагогическом процессе это сказывается на отношении учащихся к определённому учебному предмету. Некоторые предметы из-за негативного к ним отношения учащихся не могут стать основой их исследовательской деятельности. Поэтому одна из важных задач педагога – вовремя корректировать возникшее негативное отношение к учебным предметам [12,14].

В целом все перечисленные теории несут в себе рациональные основы, так что их следует принимать во внимание при организации учебно-познавательной деятельности. Данные теории могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе, поскольку зачастую они дополняют друг друга и не несут в себе противоречий. Применение определённой теории зависит от непосредственных условий, в которых осуществляется исследовательская деятельность. Важнейшими из них являются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, содержание исследований, а также профессиональный уровень педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.005 с.)