Коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения»



 Основной цельюформирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

-      формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

-      коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

-      активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

-      развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

 

  2. Коррекционно-развивающий курс «Социально-бытовая ориентировка».

Личностные и предметные результаты изучения курса

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

- иметь представления о назначении объектов изучения;

- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения

- иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;

- владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

- применять элементарные практические навыки с помощью учителя

Достаточный уровень:

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

- участвовать в практической деятельности,

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

3. Коррекционный курс «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия).  

Основные задачи реализации содержания: Эстетическое воспитание, развитие эмоционально – волевой и познавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора. Развитие восприятия музыки. Формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), правильной осанки, умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку. Формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со сверстниками.

 

2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с расстройствами аутистического спектра планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в со­от­вет­ствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.

Система оценки достижения обучающимися с РАС в МБОУ СОШ №12 планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и фор­ми­ро­ва­ние базовых учебных действий;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с РАС в овладении АООП являются значимыми для оценки качества об­ра­зо­вания обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов це­лесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с РАС, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся МБОУ СОШ №1 в освоении содержания АООП ориентируемся на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с РАС имеет определяющее значение для оце­н­ки качества образования.

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с РАС оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения ме­то­да экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки ре­зуль­та­тов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной гру­п­пы определяется МБОУ СОШ №1 и включает пе­да­го­ги­чес­ких и медицинских работников (учителей, тьютора (если имеется), учителей-логопедов, пе­дагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога (по договору), психиатра(по договору), педиатра(по договору)), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки лич­ностных результатов освоения обу­чающимися с РАС АООП сле­ду­ет учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку ос­но­вой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в по­в­се­д­нев­ной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Ре­зуль­таты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима эк­с­пер­т­ной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жиз­нен­ной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений за­но­сят­ся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не толь­ко представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным ком­петенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

На основе требований, сформулированных в разделе IV « Требования к результатам освоения АООП НОО для обучающихся с РАС» ФГОС для обучающихся с РАС, МБОУ СОШ №12 разработало собственную программу оценки личностных результатов с учетом ти­по­логических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается ло­каль­ными актами МБОУ СОШ №12. Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице:

Критерий Параметры оценки Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми

способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию со взрослыми
способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях
  способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками
способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
владение средствами коммуникации способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации
  адекватность применения ритуалов социального взаимодействия способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации

 

3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов.

6) локальные акты МБОУ СОШ №12, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя[9].

Во время обучения в первых классах, а также в течение первого полугодия вто­рого класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу уче­ников, используя только качественную оценку. При этом не является при­н­ци­пи­ально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной де­я­тель­нос­ти, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и ко­н­т­ро­лем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с РАС пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения АООП обуча­ю­щи­мися с РАС необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; проч­нос­ть усвоения (полнота и надежность). Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию прочности могут оцениваться как удо­в­лет­во­ри­тель­ные; хорошие и очень хорошие (отличные).

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

В текущей оценочной деятельности используется традиционная система отметок по 5‑балльной шкале.

В любом случае, при оценке итоговых пред­мет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных ком­пе­тен­ций.

Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих об­ра­зо­вательную де­ятельность обучающихся с РАС, осу­ще­с­т­в­ляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о по­ло­жи­тель­ной динамике развития обучающегося («было» ― «стало»), или в сложных слу­ча­ях – в  сохранении или улучшении его пси­хо­эмо­ци­о­наль­ного статуса. В целом эта оценка должна со­от­ве­т­с­т­во­вать требованиям, изложенным в профессиональном стандарте педагога[10]

Оценка результатов деятельности МБОУ СОШ №12 осу­ще­с­т­в­ляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кад­ров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения пла­нируемых результатов освоения АООП с учётом:

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

условий реализации АООП ОО;

особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность МБОУ СОШ №1 и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с РАС МБОУ СОШ №12.

Содержательный раздел



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.035 с.)