Гуманистические воспитательные системы и технологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические воспитательные системы и технологии.



Педагоги реализуют цели гуманистической воспитательной системы в разнообразных формах деятельности, обеспечивающих детям активную позицию участника. Можно назвать формы, методы, приемы работы, соединяющие дидактическую систему и систему воспитательной работы в единый процесс: интегративные уроки, общественный смотр знаний, межвозрастные уроки, творческие дела учащихся, ситуации выбора в вариативных заданиях и действиях, партнерство учащихся в выполнении учебных и нравственных задач, «мозговой штурм», брифинг, научную конференцию, встречи с увлечениями учащихся, обозреватели за «круглым столом», интеллектуальный марафон, предметный ринг, интервью с исторической личностью, защита идеи, урок в музее, погружение в эпоху и многое другое. Воспитатель

Субъектами воспитательной системы являются дети и педагоги, а также другие взрослые, например родители, представители производства, спонсоры, ученые. Этим гуманистические системы отличаются от авторитарных, где ребенок – только объект воспитания.

В развитии теории воспитательных систем также возможно выделение пяти основных этапов:

1. Подготовительный этап (начало 70-х годов ХХ века - 1982г.). Освоение педагогикой системного подхода. Разработка системы воспитательной работы в школе и создание теории воспитательного коллектива - ядра воспитательной системы. Системные исследования малых групп. Научное осмысление и фиксация многих закономерностей развития школы как общности, появление термина "воспитательная система школы".

2. Этап постановки проблемы (1982 - 1989 гг.). Актуализация и постановка проблемы. Наполнение понятия "воспитательная система школы" конкретным содержанием. Определение структуры и закономерностей развития ВСШ.

3. Этап разработки основ концепции (1989 - 1993 гг.). Научный анализ исторического и современного опыта практических воспитательных систем. Уточнение понятийного аппарата. Создание теоретически обоснованной концепции воспитательных систем. Широкая пропаганда идей концепции. Принятие данной концепции практическими работниками системы образования. Становление отдельных воспитательных систем. Понятие воспитательной системы "снимает" термин “система воспитательной работы в школе”. (Последняя являлась системой воздействий на личность воспитанника, а гуманистическое воспитание понимается значительно шире.)

4. Этап создания концепции управления процессом становления и развития воспитательных систем (1993 -1997 гг.). Разработка концепции управления воспитательной системой, процессами её моделирования, становления и развития. Широкое использование в теории воспитательных систем идей синергетики. Расширение понятия "воспитательная система" на другие объекты педагогической реальности. Разнообразие реализации теоретических идей в педагогической практике отдельных школ и целых территорий. Целенаправленное массовое создание гуманистических воспитательных систем. Итогом его стала концепция воспитательных систем.

5. Этап разработки понятия «воспитательное пространство»(1998- 2006). Выход на термин "воспитательное пространство", определение его структуры, разработка технологии его создания и управления его развитием. Создание ГВСШ через воспитательное пространство.

6. Современный этап - Выход на новую «Культурно- историческую парадигму педагогики». Разработка междисциплинарного подхода к воспитанию. Разработка оценки эффективности и результативности воспитательной системы.

Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

Гуманистическая основа воспитания - путь к личностному росту ребенка.

Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход: воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников: от состояния «Я должен» - к состоянию «Я хочу». Личностно- ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его.

В структуре воспитательной системы школы (учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты:

1) теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;

2) содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;

3) субъекты деятельности как ее участники и организаторы;

4) развитые формы общения и гуманистические отношения;

5) управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;

6) внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.

На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем исследователи (В. А. Караковский, А. М. Сидоркин) выделили этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития.

Первый этап — становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа — формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. В этот период преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск (формулируется цель воспитательной системы, определяются технологии и т. п.), зарождаются традиции, коллективные ценности, правила жизни, формируются стили общения.

Второй этапотработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии.

Третий этап — окончательное оформление системы. Школьный коллектив — содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности.

Четвертый этап — обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т. п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.007 с.)