Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.



Гражданская культура — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности.

Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности, однако для достижения их гармонии необходимо целенаправленное воспитание.

Становление гражданственности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественной организацией, так и объективными условиями функционирования общества.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти; любовь к Родине и стремление к миру; чувство собственного достоинства и дисциплинированность; проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданственность может рассматриваться (по А. В. Беляеву) в аспектах:

- социально-правовом (Достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности. Служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами)

- морально-этическом (Уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизнен- но важным проблемам, гуманность, милосердие)

- социально-психологическом (Чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и нацио­нальной полноценности, терпимость)

- пе­дагогическом (Интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индиви­дуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, го­сударстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответ­ствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них — патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие)

- социально-педагогическом аспектах (Понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности)

Эстетика поведения проявляется в человеческих отношениях (производственных, бытовых, личностных, общественных) и закрепляется в поступках и действиях людей.

Культура поведения человека – составная часть его общей культуры.

Эстетика поведения относится к ритуальной стороне человеческого поведения, к форме, в которую облекают поступок. Одной из необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость, проявляющаяся в конкретных правилах поведения: в приветствии, в обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим человеку неприятное.

Близкое вежливости понятие – корректность – означает умение держать себя в рамках общепринятых правил поведения в разных ситуациях.

Тактичность и чуткость они подразумевают внимание, уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или вызвать раздражение, обиду.

Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Со скромностью связана простота – качество, которое не означает отказ от принятых в обществе норм этикета.

Одно из важных требований культуры взаимоотношений – точность. Точно выполняя требования в деловых и служебных отношениях, в общественной жизни.

Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Система методов и форм формирования гражданственности личности включает:

- методы формирования гражданского сознания (методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций),

- методы организации гражданской деятельности (упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения)

- методы стимулирования гражданского поведения (стимулировать гражданское поведение – значит побуждать подростка корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе)

- методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств (контроль представлен как способ воздействия, применяемый обществом или педагогами для регулирования социального поведения личности. Негативные – наказания, позитивные – поощрения, формальные – опора на общественное мнение). Неформальными позитивными санкциями выступают одобрение, похвала, признание и уважение)

Критерии сформированности гражданской культуры:

– наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества;

– законопослушность (уважение законов);

– готовность к активному участию в жизни общества;

– осознание своих прав и обязанностей;

– сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь.

Патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и незави­симость.

Культура межнациональ­ных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лек­сическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение». С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, кото­рые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и вза­имной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, на­циональным обычаям и традициям других народов.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отне­сти: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обыча­ям и традициям других народов; проявление интереса к достижени­ям культуры и жизни других государств и народов; стремление раз­вивать общечеловеческие ценности.

Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства. Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.

Использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе.

Цель школьного самоуправления: формирование целостной, яркой, индивидуальной и высоконравственной личности, а так же содружество преподавателей и учеников, то есть разновозрастных групп. Задачи: создать среду для самовоспитания учеников; организовать групповую и индивидуальную деятельность для учеников тем самым вовлекая их в жизнь школы; обучение всех учащихся социальным отношениям, а именно отношениям в обществе.

Развитие школьного самоуправления способствует выработке активной социальной позиции, умения находить компромисс, совместно решать проблемы, отстаивать свои права, противостоять давлению, в том числе в отношениях с другими людьми. Эти качества неразрывно связаны с задачами формирования гражданской идентичности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.008 с.)