Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
Гражданская культура — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности, однако для достижения их гармонии необходимо целенаправленное воспитание. Становление гражданственности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественной организацией, так и объективными условиями функционирования общества. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти; любовь к Родине и стремление к миру; чувство собственного достоинства и дисциплинированность; проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Гражданственность может рассматриваться (по А. В. Беляеву) в аспектах: - социально-правовом (Достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности. Служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами) - морально-этическом (Уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизнен- но важным проблемам, гуманность, милосердие) - социально-психологическом (Чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость)
- педагогическом (Интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них — патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие) - социально-педагогическом аспектах (Понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности) Эстетика поведения проявляется в человеческих отношениях (производственных, бытовых, личностных, общественных) и закрепляется в поступках и действиях людей. Культура поведения человека – составная часть его общей культуры. Эстетика поведения относится к ритуальной стороне человеческого поведения, к форме, в которую облекают поступок. Одной из необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость, проявляющаяся в конкретных правилах поведения: в приветствии, в обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим человеку неприятное. Близкое вежливости понятие – корректность – означает умение держать себя в рамках общепринятых правил поведения в разных ситуациях. Тактичность и чуткость они подразумевают внимание, уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или вызвать раздражение, обиду.
Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Со скромностью связана простота – качество, которое не означает отказ от принятых в обществе норм этикета. Одно из важных требований культуры взаимоотношений – точность. Точно выполняя требования в деловых и служебных отношениях, в общественной жизни. Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми. Система методов и форм формирования гражданственности личности включает: - методы формирования гражданского сознания (методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций), - методы организации гражданской деятельности (упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения) - методы стимулирования гражданского поведения (стимулировать гражданское поведение – значит побуждать подростка корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе) - методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств (контроль представлен как способ воздействия, применяемый обществом или педагогами для регулирования социального поведения личности. Негативные – наказания, позитивные – поощрения, формальные – опора на общественное мнение). Неформальными позитивными санкциями выступают одобрение, похвала, признание и уважение) Критерии сформированности гражданской культуры: – наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества; – законопослушность (уважение законов); – готовность к активному участию в жизни общества; – осознание своих прав и обязанностей; – сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь. Патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Культура межнациональных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение». С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности. Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства. Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях. Использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции. Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Цель школьного самоуправления: формирование целостной, яркой, индивидуальной и высоконравственной личности, а так же содружество преподавателей и учеников, то есть разновозрастных групп. Задачи: создать среду для самовоспитания учеников; организовать групповую и индивидуальную деятельность для учеников тем самым вовлекая их в жизнь школы; обучение всех учащихся социальным отношениям, а именно отношениям в обществе. Развитие школьного самоуправления способствует выработке активной социальной позиции, умения находить компромисс, совместно решать проблемы, отстаивать свои права, противостоять давлению, в том числе в отношениях с другими людьми. Эти качества неразрывно связаны с задачами формирования гражданской идентичности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.008 с.) |